Фото Константина Трубникова

Мы в соцсетях
В 2017 году произошло знакомство Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета (ЛСКОП МГПУ), Московского общественного центра школьной театральной педагогики (МОЦШТП) и театральных программ Союза женщин России. Это случилось благодаря программе Министерства культуры РФ «Театральный класс» и тогдашнему директору Мейерхольд-центра Елене Ковальской в рамках Социокультурной просветительской программы Союза Женщин России «Сказочный мир». В 2018 и 2019 годах сотрудники ЛСКОП и эксперты МОЦШТП стали спикерами этой программы. А уже в 2019 году в сотрудничестве ЛСКОП МГПУ, МОЦШТП и Союза женщин России родилась концептуально новая программа «Театр + школа: точки роста». Специалисты Союза женщин России вели в регионах просветительскую работу, рассказывая на своих рабочих встречах о ценностях школьной театральной педагогики, и там, где эта тема получала отклик, проходили углублённые семинары для учителей и педагогов дополнительного образования. Специалисты ЛСКОП МГПУ и МОЦШТП стали авторами обучающих программ для регионов России и педагогами выездных сессий.

Как правило, эти семинары проходят в три дня напряжённой работы по 8 – 10 и даже 12 часов в сутки, учитывая основную программу, консультации, совместные просмотры и обсуждения спектаклей. Но бывают и более длительные и глубокие погружения. Обычно в основную программу первичного знакомства со школьной театральной педагогики входят занятия по основным понятиям метода и истории театральной педагогики в России и за рубежом. Обязательно есть занятия по методике обсуждения художественного события, творческие тренинги и основы режиссуры, занятия по развитию чтения методами театральной педагогики. Если же программа приезжает в регион повторно, разворачивается углублённое обучение. В него входят и несколько разнообразных методик обсуждения художественного события, и практики организации общешкольных событий и развития образовательной среды школы средствами театральной педагогики, и набор таких специальных дисциплин как сценическая речь, сценическая пластика, музыкальные тренинги и принципы музыкального оформления спектакля, основы драматургии и многое другое. Особо важная для нас группа тренингов связана с применением театральных практик на общеобразовательных уроках от гуманитарных и эстетических до точных и естественно-научных. Этот цикл, как правило, начинается с занятий по искусству «Художественно-творческие практики реконструкции социокультурного контекста эпохи». В этих занятиях участники получают возможность примерить эпоху, своеобразие её мировосприятия и действования, на себя, стать участниками культурно-творческой деятельности далёкого прошлого.

За эти годы семинары в рамках программы состоялись в Брянске, Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Пензе, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Ярославле. Программа в Екатеринбурге совпала с пандемией, и программа вынуждено была перенесена в онлайн. Учитывая её практический, исследовательский, тренинговый характер, это было большим испытанием как для педагогов, так и для слушателей. Однако и здесь по свидетельству участников, она дала всходы. Самый длительный семинар – 7 дней – прошёл в Пензе. Он позволил участникам полностью пересмотреть значение театра для развития образования в обычной школе. Во Владикавказе программа побывала уже 2 раза и готовится третья встреча. Активным проводником программы тут стал Союз театральных деятелей, сумевший сплотить вокруг себя заинтересованное сообщество театральных педагогов. В Ярославле, Санкт-Петербурге и Калининграде инициативу Союза женщин России подхватили иные местные учреждения и сообщества. Театр им. Фёдора Волкова (Ярославль), Театр Юношеского Творчества (С-Пб.), Драматический театра (Калининград) стали флагманами развития театральной педагогики в регионах.
2020 году произошло очень важное событие, значительно укрепившее педагогический потенциал программы – открытие на базе ЛСКОП МГПУ при активном содействии Союза женщин России магистерской программы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды». В 2024 году был набран третий поток магистратуры. Выпускники двух предыдущих потоков (около 30 человек) успешно работают и развивают практики театральной педагогики.

В 2023 году состоялась межрегиональная конференция «Театральная педагогика как ответ на вызовы времени», зафиксировавшая итоги проекта за 7 лет и наметившая планы развития проекта.

В том числе были зафиксированы основные задачи сотрудничества:

  1.  Создать информационное пространство, объединяющее максимальное количество школьных театральных педагогов;
  2. Создать региональные саморазвивающиеся сообщества школьных театральных педагогов;
  3. Инициировать систему семинаров, позволяющую развивать систему школьной театральной педагогики как современной событийной педагогики, ориентированной на развитие «внутреннего человека», авторской позиции и социальной ответственности участников образовательного процесса.

Также были сформулированы перспективные цели сотрудничества:

  1. Разработать профессиональный стандарт для профессии «школьный театральный педагог» (не тождественной профессии педагога дополнительного образования – руководителя школьного театра), учитывающий Российский и мировой опыт развития drama in education как системы становления событийной педагогики, отвечающей насущным потребностям образовательных сообществ;
  2. Внести профессию «школьный театральный педагог» в перечень профессий сферы образования;
  3. Создать систему среднего профессионального, высшего и послевузовского образования по специальности «школьный театральный педагог»;
  4. Создать условия для внедрения специалистов в области школьной театральной педагогики в общеобразовательные школы, центры детского творчества, профессиональные театры для детей и юношества.
Для реализации подобных целей и задач необходима серьёзная площадка внедрения. И первой их таких площадок планируется сделать город Владимир и его образовательные учреждения. Во Владимире для этого сложилась особая ситуация. Он стал родиной уникального Всероссийского детского театрального фестиваля «Шоколад», где всю работу по подготовке и проведению фестиваля осуществляют школьники. Этот фестиваль впервые прошёл в 2012 году и с тех пор стал ежегодным. Инициатор фестиваля – Роман Валерьевич Чуркин, когда-то педагог дополни тельного образования, а теперь начальник управления образования и молодежной политики г. Владимира. Роман Валерьевич понимает театр как неотъемлемый и принципиально важный инструмент развития образовательной среды школы и кроме того, как школу профессий, основу профориентационной работы. Обо всём этом мы поместили три обширных материала на нашем Блоге («Детский фестиваль – это условная модель мира», «Весь мир театр, но не все в нём актёры», «Вкусное образование: Шоколад, Мармелад, Карамель и другие проекты»). В 2021 году Роман Валерьевич Чуркин, тогда ещё директор школы, выступал на региональной конференции Союза женщин России, и именно там родилась эта идея.

В 2024 году реализация проекта стала возможна на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Уже в сентябре состоится онлайн семинар для директоров и советников по воспитательной работе города Владимир «Школьный театр – вызовы времени». Он должен стать мотивационной точкой для всей дальнейшей работы. А в октябре состоится очная недельная сессия для учителей и педагогов дополнительного образования города Владимир. Эта сессия должна стать началом длительной работы по развитию театральной педагогики в образовательных учреждениях города.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda