Что сейчас больше всего привлекает новое поколение пятиклассников и шестиклассников в мастерские? Не расстраивает ли их, что их сверстники играют в спектаклях, а им предстоит заниматься организационной работой? Р. В. Чуркин: Это не может расстраивать. Организаторами могут быть и те ребята, которые играют в спектаклях. Мы сейчас называем все это творческой сменой и объявляем набор. Мы заранее прописываем, какие именно мастерские будут входить в творческую смену, чем там предстоит заниматься, кого именно мы ждем и зачем. Сколько примерно в каждую из мастерских нам нужно людей. Какими личными качествами и компетенциями эти люди должны уже обладать, а каким могут научиться в процессе работы. У нас два вида соискательства: ищем руководителей, которые уже умеют что-то делать и ищем участников, которые хотят научиться делать то, что старшие ребята делать уже умеют. Все ребята, которые приходят к нам впервые, сначала заполняют организационную анкету и указывают в ней, чем они интересуются, что уже умеют, что ожидают от фестиваля, в какую именно из наших мастерских им хотелось бы попасть больше всего. Потом происходит общее организационное собрание, на которое мы их приглашаем. На этом собрании мы примерно начинаем понимать, какие ресурсы у нас в ближайшее время имеются в наличии, и кто чем будет заниматься на фестивале. Это происходит в декабре. И уже начиная с января, мы все встречаемся примерно раз в неделю, и уже занимаемся непосредственно подготовкой фестиваля.
Мы активно рекламируемся в соцсетях. И сначала к нам присоединяются дети, уже получившие некоторый опыт на предыдущих фестивалях, а потом срабатывает сарафанное радио, и они приводят к нам своих друзей, которые становятся нашими новыми друзьями. ( группа Фестиваля "Шоколад" в ВК
здесь).
А как детское жюри работает над рецензиями? Р. В. Чуркин: Они между собой договариваются об определенной очередности и пишут, в основном, по расписанию. Если в течение одного дня происходит четыре спектакля, а в жюри шесть человек, они заранее договариваются, кто из них сегодня о каком спектакле пишет. Но иногда бывает, что происходит что-нибудь вне очереди. Но это в любом случае всегда, в какой-то мере, труд коллективный. Потому что они пишут рецензии после обсуждения. Во время обсуждения они всегда записывают, кто что сказал и потом вставляют реплики, которые им показались наиболее интересными, в свои рецензии. Они конечно могут высказать в рецензии свое собственное мнение о спектакле и высказывают его, но не ограничиваются только этим. Потому что много интересных мыслей возникает именно в процессе обсуждения. Но в то же время, рецензия – это и индивидуальный творческий процесс. Мы иногда, конечно, им что-то подсказываем, объясняем, как и что, предлагаем некоторые правила: сначала краткое содержание спектакля, потом мысли, прозвучавшие на обсуждении, а потом собственные впечатления и мысли, но все это не отменяет творчества.