Из кого обычно состоит зрительный зал?
Мария Самсонова: Гости. Ребята из городских школьных лагерей. Иногда даже приезжают из другого конца города. Участники арт-смены, если они не заняты в данный момент чем-то важным, тоже всегда могут посмотреть спектакль. Это утром. А вечером приходят целые семьи с детьми или отдельные подростки, в зависимости от спектакля. Однажды у нас был даже спектакль 18+, потому что в нем было использовано одно экспрессивное слово. И мы на него даже кого-то из участников арт-смены не пропустили, хотя в целом спектакль был очень достойный. Очень много ребят из других театральных студий, не участвующих в фестивале приезжает своим ходом, просто чтобы посмотреть на работу своих коллег, познакомиться с кем-то, обменяться адресами. Если мы знаем заранее, что такой коллектив будет с нами целую неделю, мы даже закрепляем за ними отдельную гримерку, несмотря на то, что они не заняты в спектаклях. Они всегда могут туда прийти в любое время. Для обычных зрителей у нас есть общие зоны: фотозона, зона для отзывов, зона, где наши волонтеры с ними взаимодействуют, например, во что-то играют между спектаклями. Мы всегда стараемся чем-то занять зрителей, чтобы они не скучали и не думали: «а зачем мы сюда пришли?».
На вечерние спектакли обычно собирается очень много народу. Днем – самое сложное время, в которое трудно найти зрителей. Малыши уже устали, а взрослые еще заняты.
Какие коллективы и спектакли за все время существования фестиваля лично на Вас произвели наиболее сильное впечатление и почему?
Павел Сыров: Коллектив из Новокузнецка. Они привезли к нам два спектакля, один из которых «Эти свободные бабочки» был почти совсем взрослым (16+) и почти совсем профессиональным. И там шестнадцатилетний парень играл слепого персонажа так, что возникала уверенность в том, что он, и правда, слепой. Он просто вжился в свою роль, и это было удивительно. На нашем фестивале, пожалуй, раньше ничего подобного по уровню сложности, по уровню мастерства и серьезности обращенного к нам диалога, мне видеть не приходилось.
Мария Самсонова: Самым ярким, наверное, осталось впечатление от первого спектакля, увиденного мной на фестивале много лет назад. Это была театральная студия «Овация» из Рязани, которая показала спектакль «Игрушки». У меня возникла параллель с «Маленьким принцем». «Маленького принца» может прочитать ребенок и увидеть что-то свое в мальчике, лисе и розе. А когда это читает взрослый, он смотрит на это немного иначе, находит там другие смыслы.
Это была история о том, как девочка забросила свои старые игрушки на антресоль, выросла. Они больше никому не нужны. Эта жизнь старых игрушек на антресолях, их страсти, лирика и даже любовь. А на детском уровне это воспринималось очень мило. Одни милые дети смотрят на других милых детей.
Я не привыкла проявлять свои сильные эмоции на людях. А после этого спектакля я еле сдерживала слезы. И для меня стало открытием, что я могу быть такой эмоциональной и впечатлительной. Но потом я увидела, что ребята, которые только что сыграли спектакль и сошли со сцены, тоже плачут, я поняла, что дело было не только во мне или в возрасте, но и в огромной работе, проделанной вместе с детьми, работе самих этих детей, глубине их восприятия и понимания.
Еще мне тоже запомнился спектакль «Эти свободные бабочки» из Новокузнецка. Они играли вечером, потому что спектакль был очень серьезным, глубоким и практически взрослым. Но игравшие там ребята были очень глубокими и сами по себе. С ними было очень интересно, понятно было, что они не просто поиграть пришли, они тонко чувствуют и много размышляют о жизни. Они уже почти взрослые. Им было лет по 16-17. Но это была и очень мощная игра. На этом спектакле был аншлаг. Почему-то большинству наших зрителей захотелось посмотреть именно этот спектакль. И очень многие потом писали отзывы в соцсетях именно об этом спектакле.
Р. В. Чуркин: Театральная студия «Прикосновение» из города Мурома, это однозначно. Почти каждый их спектакль становится для фестиваля событием или откровением, например, «Летучий корабль», «Дикий» (это был спектакль по «Гадкому утенку»).
И вообще мне очень нравится модель, по которой работает эта студия. Если бы я стал художественным руководителем или продолжал бы быть заместителем по воспитательной работе, а не директором школы, то я бы такую модель, наверное, тоже взял бы на вооружение. Занятия для младшей группы в этой студии платные – это маленькая театральная школа. Но для тех, кто потом переходит в старшую, занятия становятся бесплатными. Этот человек вливается в большую театральную студию. Он хочет продолжать заниматься театром, потому что это стало его настоящим увлечением, а не только потому, что его родителей радует, как он развивается и во что он играет. Это пространство для тех, кто более-менее сознательно готов вкладывать в репетиции свое время, силы и труд. За счёт такого подхода у художественного руководителя появляется финансовая возможность приглашать для старшей группы квалифицированных педагогов по пластике, вокалу и т.п., привлекать к помощи в работе над той или иной постановкой профессионалов в области театра.
Кроме того, внутри и вокруг студии «Прикосновение» собрался уже довольно большой круг ее взрослых выпускников, который продолжает в чем-то принимать непосредственное участие, в чем-то, по возможности, помогать. Но художественный руководитель, Анатолий Алексеевич Никитин – настоящий фанат театрального дела и большой молодец. Он вообще, как мне кажется, относится к числу тех, очень немногих людей, которым удается гармонично сочетать в одном лице педагогические, творческие и деловые качества. И, помимо всего прочего, немалые режиссерские амбиции. Его спектакли - это всегда очень зрелищная и качественная работа, которая заслуживает внимания. Всегда у него тщательно продуманные и выполненные костюмы и декорации, а если в спектакле присутствуют элементы вокала, пластики, хореографии, фехтования и сценического боя, то все это делается на очень высоком уровне, всегда выстраивается очень живой и точный темпо-ритм спектакля. И можно сказать, что это полупрофессиональная студия, приближающаяся к профессиональной.
Он каждый год к нам приезжает, но ему хочется перенести фестиваль на большую сцену, где больше места для творческого общения. И вот в этом мы с ним не совсем совпадаем.
Для меня стало принципиально важным, что дети в дни весенних каникул преображают школьное пространство в пространство театральное необыденное, где вся жизнь на это время подчиняется несколько иному, живому и праздничному началу. И дети в этом пространстве чувствуют себя хозяевами. Мы раньше часто проводили церемонию открытия и закрытия на более вместительных площадках. Там можно принять всех желающих, там более торжественная обстановка и больше технических возможностей. Но в этом всегда есть один существенный минус. Если это даже очень дружественная площадка, то она все равно до какой-то степени остается чужой, внутри нее самой и вокруг нее всегда будут такие места, куда детям категорически нельзя или нельзя без взрослых. И это уже не то.