Паша с бумажной работой еще не очень освоился, поэтому ему кажется, что это – основная часть работы директора. А это не совсем так. Директор работает на перспективу школы. Например, я вчера общался с девчонками-практикантками. Мы договорились с руководством университета, в котором они учатся, о том, что наша школа станет для них экспериментальной стажерской площадкой. Договариваемся о сотрудничестве с Питером, гостей разных к себе приглашаем, работаем над разными проектами. Придумали, что по утрам для школьников будут приветствия и добрые пожелания от интересных, знаменитых и значимых жителей нашего города, записанные на аудио или на видео. И это работа в том числе администрации.
Я хочу предоставить педагогам как можно больше творческой свободы. А для этого нужно хорошо подумать и понять, как то, что не очень интересно, но необходимо, сделать легко и быстро. Например, Паша тренировку по эвакуации школьников проводил уже целых четыре раза, но до сих пор еще в этом не преуспел. Жалуется, что он еще в августе всем объяснил, как надо и не надо, но многие до сих пор делают одни и те же ошибки. Но чтобы понять, совсем не обязательно четыре раза воспроизводить одни и те же ошибки. Надо попробовать, как получится, потом произвести разбор полетов, а потом с учетом этого попробовать еще раз. И в этом случае со второго раза, скорее всего, получится. У Паши еще маловато опыта, он учится.
Живая энергия молодости – это великая созидательная сила. Поэтому я часто повторяю Павлу Дмитриевичу: пока ты еще не заматерел окончательно, самое время пахать и пахать, отдавать себя детям, делать для них, как можно больше. Когда дети немного повзрослеют, они сами начнут тебе помогать и во многом будут тебя поддерживать. Я по себе сужу.
Мне кажется, что было бы абсолютно прекрасно, если бы все студенты и выпускники любого ВУЗа в начале своего профессионального пути, хотя бы один час в неделю, порядке профессиональной практики или в качестве «благотворительности», посвящали работе в школе. Я всем и каждому рекомендовал бы это попробовать сделать в обязательном порядке. Пусть даже если это ограничится одним единственным разом, во время которого студент или молодой специалист расскажет своим почти ровесникам-школьникам, как и почему он выбрал свою предполагаемую профессию. Что в ней хорошего, в чем она будет заключаться? Какие перед ним перспективы и трудности, что нужно, для того, чтобы с ними справиться. Такой творческий обмен молодой энергией принесет и школьнику, и студенту огромную обоюдную пользу и радость. Эти знания очень детям нужны.
А сейчас было бы интересно поговорить с Павлом Дмитриевичем, который на фестивале с самого детства, с пятого класса и прошел через все мастерские.
Павел Дмитриевич, сколько Вам лет и чем Вы занимаетесь в школе, кроме фестиваля?
Павел Дмитриевич Сыров. Мне 21 год, я преподаватель ОБЖ, классный руководитель у пятого класса. И своему пятому классу я еще преподаю историю. Решение связать свою жизнь со школой пришло ко мне, благодаря «Шоколаду». Я понял, что в школе может быть очень круто. Работаю уже второй год.
Как у Вас складываются отношения с другими более взрослыми педагогами?
Павел Дмитриевич. В первый год было тяжело, а сейчас уже гораздо легче. В прошлом году я пытался присматриваться и прислушиваться, когда понимал, что мне не хватает опыта. А сейчас я понял, что можно подходить, прямо задавать вопросы, советоваться. Никто не откажет. Иногда возникает возрастное непонимание, борьба нового со старым, например, в вопросах цифровизации. Кому-то кажется, что проще и удобнее все писать на бумажке, кому-то наоборот.
Роман Валерьевич говорил, что Вы планируете в будущем стать директором школы. Как Вы думаете, чему Вам для этого предстоит научиться? И какой Вам видится школа, в которой Вам хотелось бы быть директором?
Павел Дмитриевич. Это очень сложный вопрос. Роман Валерьевич видит ту школу, в которой мы сейчас находимся, школой семейного типа. Уютной, теплой, красивой, маленькой. Здание к этому очень располагает. Но при этом еще и современной. И это самое главное. Если посмотреть на другие школы, можно заметить, что многие выглядят устаревшими. Возможно, потому что в больших школах не успевают вовремя делать ремонт, менять и осовременивать то, что можно, расти вместе со временем. А мне, наверное, хотелось бы руководить большой современной школой, хотя я понимаю, что это – огромная и очень сложная задача.
Вы не просто преподаете ОБЖ, но еще и отвечаете за безопасность школы?
Павел Дмитриевич. Да. И сейчас в связи с недавними трагическими событиями в Ижевске и в Казани, возникла необходимость что-то менять.
Вы готовы жертвовать сейчас своим временем ради будущей карьеры?
Я не считаю это жертвой. Это возможность получить тот или иной опыт, общаясь с более опытными людьми.
Роман Валерьевич. Павлу Дмитриевичу пока еще сложно говорить о задачах на опережение. Он сосредоточен на тех задачах, которые ему приходится решать прямо сейчас. Мужчин в педагогике не так уж много. И вполне реально в этом качестве состояться, если сможешь себя проявить в качестве руководителя. У него есть возможность себя проявить.
Я, например, действую поступательно. Если я что-то хорошо освоил и долго остаюсь в этом качестве, мне со временем становится скучно. Хочется двигаться дальше. Мне нравится работать с детьми. В рамках этой работы я готов сидеть на совещаниях и справляться с документами.
Павел Дмитриевич, если Вы станете директором школы, в Вашей школе и в Вашей жизни найдется время для театра?
Павел Дмитриевич. Театр нужен. Но реализовать эту задачу очень тяжело. Для этого нужны сильные, квалифицированные педагоги, а где их взять?
Почему, после стольких лет, проведённых на театральном фестивале, Вы выбрали именно профессию педагога, преподавателя истории?
Павел Дмитриевич. Тут очень большую роль сыграли мои родители. Они мне посоветовали, я к ним прислушался. И из школы, где я учился, меня не очень-то хотели отпускать учиться в колледж культуры. Я там был активистом, занимался самоуправлением, школе это было нужно. В сущности, я сейчас тем же самым продолжаю заниматься в школе – самоуправлением, но уже с другого ракурса и в другой школе. Раньше я был активным ребенком, а сейчас я уже взрослый, который ждет, когда к нему придет активный ребенок и скажет: «А давайте сделаем это, это и это». Пока это случается нечасто, таких детей в этой школе было не много, сейчас уже намного больше, благодаря нашей совместной работе.
А Вы рассказываете детям о Вашем собственном ученическом опыте?
Павел Дмитриевич. Рассказываю. В той школе, где я учился, мы организовывали выборы в школьный совет и выборы председателя школьного самоуправления.