Своими словами
Театральный педагог и театральная педагогика. Часть 3
Авторы – слушатели курса «Практики педагогики искусства и театральной педагогики в социокультурном проекте» ЛСКОП МГПУ, 2020 - 2022 года

Редакторы – педагоги курса Климова Т.А. и Никитина А.Б.

Мы в соцсетях
В 2020-22 годах Лаборатория социокультурных образовательных практик МГПУ обучила несколько потоков слушателей курсов повышения квалификации, посвящённых театральной педагогике. В итоговом задании слушателям предлагалось составить тезаурус и словарик театральной педагогики, определить, кто такой театральный педагог и что такое театральная педагогика, а также описать ряд ключевых театральных практик в формате инструкции.

Сегодня, когда перед каждой школой стоит задача создания школьного театра нам показалось важным опубликовать наиболее интересную и продуктивную часть этой коллективной работы. Мы разделим её на несколько частей. В первой мы рассказали о том, то кто такой театральный педагог и что такое театральная педагогика, во второй - представили словарик , а в третьей предлагаем описания практик.

Театральные практики для образовательных событий
Снежный ком
Введение. Призвано погрузить участников занятия в атмосферу, снять внешние барьеры.

Вариант проведения: первый участник называет свое имя, второй – свое и предыдущего участника и дальше по кругу. Последний называет свое имя и имена всех предыдущих участников. Возможно усложнение задачи путем добавления к имени каких-то личностных характеристик.

Время на проведение такого занятия должно быть ограничено (3-5 минут).

Дополнительного реквизита не требуется.
Познакомимся?
Участники объединяются в пары. За ограниченный промежуток времени нужно рассказать партнеру максимальное количество интересных фактов о себе.

Время на проведение занятия ограничено – 5 минут.

Дополнительный реквизит не требуется.

Занятие позволяет раскрыться участникам, что может помочь в дальнейшей работе.
Вводные упражнения. Разминка
Это упражнения, помогающие актуализировать себя здесь и сейчас, расслабить, мотивировать, зарядить энергией. Проводятся они в начале практически любого занятия. Их задача создать комфортную, безопасную атмосферу для работы в группе, доверие.

В качестве реквизита может быть использован любой не большой предмет приятный на ощупь (мячик, мягкая игрушка и т. д.)

Занимают от 10 до 30 минут.

Слушаем себя и пространство
Участникам группы предлагается «послушать» пространство вокруг себя и себя в этом пространстве ответить на вопросы типа: «Какого цвета сегодня погода?», «Каким музыкальным инструментом вы себя сегодня ощущаете?» «Какой звук больше всего походит к вашему сегодняшнему настроению?». При этом предмет находится в руках у говорящего и передается следующему говорящему.
Освоение пространства
Далее можно предложить участникам продвигаться в произвольно порядке внимательно осматривая помещение.

Затем можно предложить выбрать наиболее удобную для себя точку помещения.

Потом предложить звуком (произвольный или заданным педагогом - например звук «а») выразить свои сегодняшние ощущения.

Задачи. Это вступление хорошо перед началом всех более сложных упражнений, т. к. оно создаёт хороший настрой, раскрепощает, вводит в занятие постепенно и позволяет лучше включиться в процесс. Передаваемый предмет «закрепляет» проделанную работу за счет тактильных ощущений. Так же участие в «ощупывании пространства» всего тела, закрепляет это событие в памяти. Задаваемые ведущим вопросы могут быть как очень несложными (для простой актуализации себя в пространстве), так и парадоксальными - это позволяет слегка «сдвинуть» человека из привычных рамок сознания, что впоследствии, позволяет ему по-новому взглянуть на события занятия и жизни вообще.

Комментарий. Вот конкретный пример «разминочного» упражнения: Ведущий предлагает участникам группы создать круг, так, чтобы, начиная от него, по часовой стрелке все участники выстроились по третьей букве алфавита в своей фамилии (сначала «а» потом «б» и т.д.). Когда круг сформирован, ведущий предлагает каждому назвать свою букву. По мере озвучивания букв участники, которые поняли, что заняли «не ту» позицию могут переместиться. Даже в группе людей, хорошо знакомых друг с другом, это вызывает трудности и требует внимания.

Следующим этапом ведущий предлагает каждому участнику встретиться (объединиться) взглядом с другим участником и (убедившись, что «договорились») шагнуть в середину круга и, пожав друг другу руки, поменяться местами.

Затем задача «расширяется» - соединившись глазами, встретиться на середине (имеется ввиду в где-то внутри круга, т.к. все сразу не могут занять середину) и рассказать партнеру о самом интересном событии этого дня или этой недели.

И, напоследок, ведущий предлагает всем сесть в круг, прислушаться к себе и ответить на вопрос «Голосом какого музыкального инструмента сегодня звучит Ваше настроение?»

Такое начало настраивает на партнерство и включает интуицию, способствует взаимопониманию, доверию и созданию безопасной среды для следующего этапа занятия.
Прибытие / Найти свое место
Инструкция: заметить, где я сейчас нахожусь и в каком положении, осмотреться, попробовать найти место, где мне в данный момент комфортно. Где оно: сидя или стоя, в центре или на периферии, среди людей или чуть обособленно. Побыть в этом месте, ощутить, а позже обсудить: как мне здесь? Что поменялось? Можно начать разговор о том, что мы ожидаем встретить дальше (запахи, цвета, звуки, интерьер)

Необходимое оборудование и реквизит:

то пространство, которое есть, интересно, если оно будет сложно организовано, неоднородно: места для сидения в разных местах, возможно, подушки на полу (чтоб можно было сесть на пол), какие-то закоулочки, зоны разной функциональности

Время на проведение: 5-10 минут

Основные цели и смыслы применения упражнения:

  • возможность перевести ориентировочный рефлекс (паника, растерянность в новом, неожиданном месте) из негативной в позитивную фазу
  • установление и переживание контакта со своим телесным и эмоциональным состоянием, опыт саморегуляции
  • переживание встречи с пространством, органического «встраивания» в физическое и социальное пространство, опыт укорененности, безопасности, готовности для действий, прибытия (как события)

Комментарии
Это упражнение хорошо делать в новых пространствах – фойе театра, музее, но по сути, его потом можно перенести как навык в любой другой «обыденный» опыт – приход в школу, возвращение домой, попадание в гости, посещение детской площадки, врача, чистение зубов в ванной и т.п. и т.д. Это полезный и глубокий навык саморегуляции и возможности не терять контакта с собой в новых условиях и с другими людьми, навык двойного фокуса: отслеживание: а) что происходит б) как мне это.
«Разведчики» или «Договориться глазами»
Инструкция: Ученики начинают хаотичное движение по аудитории в произвольном ритме. В процессе движения необходимо найти партнера и «договориться» о партнерстве только взглядом, избегая жестов, незаметно для окружающих. Упражнение заканчиваем по хлопку, становимся рядом с выбранным партнером.

Время на проведение: 1-2 мин.

Цель: формирование социальных навыков - умения договориться без слов. Осознание невербального общения.

Комментарии: Забавно наблюдать, что на первом занятии дети стараются «поймать» взглядом знакомых, тех, с кем дружат, так сказать, «подстраховаться». А в дальнейшем им становится интересно выйти на общение «глазами» с иными, другими детьми.
Поводырь
Инструкция: Создаем лабиринт из стульев и др. мебели. В парах, созданных в первом упражнении, выбираем кто вначале будет «поводырем», а кто – «невидящим», ему-то мы и завязываем глаза. Задача «поводыря» провести «по лабиринту» своего партнера так, чтобы избежать столкновений.

Реквизит:
стулья, повязки на глаза;

Время на проведение: 3-5 мин.

Цель: доверие к партнеру и ответственность за партнера. Развитие эмпатии.

Комментарий: вначале упражнение делаем с одной парой, меняемся ролями. Остальные, наблюдают и в конце комментируют – кто из пары был лучшим «поводырем», кто вел своего подопечного аккуратнее. Затем, пробуют несколько пар, и каждая пара придумывает историю путешествия/предлагаемые обстоятельства – где, куда, зачем/почему?
Заяц и охотник
Инструкция: Выбираем двух участников (я использую считалочки, дети сами их подсказывают) – зайца и охотника, и двух ведущих – они готовят главных героев и следят за исполнением. Остальные ученики определяют квадрат (примерно 3м на 3м), в котором будет проходить игра, и встают по периметру этого квадрата. Квадрат – это «опушка», дети по периметру «деревья и кусты». Главные герои – «заяц» и «охотник», - расходятся в два противоположных угла, по диагонали, где ведущие надевают им повязки на глаза и дают направление движения. Для усиления интриги, ведущие поворачивают главных героев вокруг своей оси и произносят текст: «Наступила темная непроглядная ночь. Заяц решил полакомиться морковкой. Но чтобы добраться до грядки с морковкой ему надо пройти через опушку. А на этой опушке притаился охотник…». Заяц и Охотник должны с завязанными глазами перейти из своего угла в противоположный угол, стараясь услышать или почувствовать партнера, коснуться его и не позволить ему коснуться себя.

Реквизит: Две повязки на глаза.

Время проведения: на одну пару – 2-3 мин.

Цели: Умение внимательно слушать, с помощью этой игры активно мобилизуется слух и способность к ориентации, готовность к риску. В ходе игры проявляется темперамент ребенка. Развитие личностных черт.

Комментарии: необходимость соблюдать тишину мобилизует всех участников. Если главные герои теряют ориентацию и приближаются к границе «опушки», «кусты и деревья» могут подавать им «сигналы» - «шелестеть и шуршать»)
Друг к дружке!
Инструкция: После фразы ведущего: «Друг к дружке!» - надо очень быстро выбрать себе партнера и пожать ему руку, как обычно делают при встрече. А затем необходимо внимательно слушать ведущего, который будет говорить какими еще частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом:

  • правая рука к правой руке!
  • нос к носу!
  • спина к спине!

Каждый раз, когда ведущий говорит: "Друг к дружке!" – дети должны быстро-быстро найти себе нового партнера, пожать ему руку, и с этим новым партнером «поздороваться» тремя необычными способами, которые предложит вам ведущий:

  • левое ухо к правому уху!
  • мизинец к мизинцу!
  • пятка к пятке!

Дети должны поменяют 5 или 7 партнеров. Всякий раз ведущий называет новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Время на проведение: 5-7 мин.

Цели: Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом. Помогает собрать внимание, почувствовать своё тело и «увидеть» друг друга.

Комментарии: концентрация друг на друге, настроится на сотворчество.
Словарь эмоций
Инструкция: Для выполнения группа объединяется в пары. Каждый вытягивает карточку, на которой написана «эмоция». Дается немного времени на размышление и затем в парах надо «показать», или попробовать «рассказать» об этой эмоции, чтобы партнер угадал что это за эмоция.

Реквизит: набор карточек с эмоциями.

Время на проведение: 3 мин.

Цель: Упражнение направлено на развитие эмоциональной осведомленности, эмоционального интеллекта

Комментарии: Если в паре возникли трудности с «показом» и отгадыванием эмоции, можно попросить о помощи ту пару, которая уже выполнила задание. «Сложную» эмоцию отгадываем все вместе. Возможен 2 этап упражнения, когда каждая пара выбирает и показывает для всех участников наиболее интересную эмоцию, из тех, что им досталась.
Изобразить или описать и отгадать чувство, эмоцию
Инструкция: Учащиеся объединяются в пары. Каждый человек вытягивает карточку, на которой написана какая-либо эмоция или чувство (например, грусть, ностальгия,огорчение, радость, сострадание).

Задача: объяснить своему партнеру, что написано на карточке, не прибегая к простым загадкам или подбору синонимов. Можно изобразить, сыграть эту эмоцию, можно описать ее словами, с помощью бытовых ситуаций или ассоциаций.

После того, как пары проработали свои карточки, ведущий просит поделиться своими впечатлениями о работе, рассказать, что оказалось проще: изображать эмоцию или описывать словами, как проще и интереснее угадывать, с какими сложностями пришлось столкнуться.

Если какие-либо эмоции не были отгаданы, их загадывают снова, но теперь уже всей группе.

Необходимое оборудование и реквизит: Карточки с названиями эмоций или чувств.

Время на проведение:

  • объяснение условий задания, раздача карточек – 2 минуты;
  • работа в парах – 5-7 минут;
  • время на обсуждение - около 10 минут;
  • коллективное отгадывание сложных случаев – от 5 минут.

Таким образом, время проведения упражнения - около 30 минут. Оно может увеличиться, если есть возможность подольше пообсуждать или же загадать каждому по два и более слова в парах.

Основные цели и смыслы проведения упражнения:
Упражнение помогает понять, как трудно найти нужное слово для выражения чувства, эмоции, с одной стороны, и как трудно понятно донести свои чувства и эмоции до партнера – с другой.

Кроме того, упражнение учит находить культурные средства для выражения эмоций (например, гнев, ярость, восторг выражать не с помощью бурных криков и резких движений, а рассказывая о чувствах в ситуациях).

Упражнение помогает постичь внутреннее строение слова, его «анатомию», которая тесно связана с глубинной сущностью эмоции. Так можно почти на вкус понять, насколько горьким может быть огорчение и сладким наслаждение.

Комментарии
:
Можно попробовать, как вариант, попросить изобразить или описать одну и ту же эмоцию нескольких человек. Обсудить, что общего в их понимании и что различается. Возможно, это поможет уловить оттенки чувства.

Так же можно дать на карточках не весь спектр эмоций и чувств, а только конкретную группу. Возможно, это будет полезно на уроках литературы при проработке характера персонажа или мотивов его поступков.
Исследование понятия
Инструкция:

Этап 1. Пишется слово на доске/ватмане/флипчарте.
Этап 2. В формате мозгового штурма, рядом со «словом-понятием» записываются все ассоциации, которые приходят участникам.
Этап 3. Подводится итог

Варианты проведения:

По мизансцене (вариант выбирается в зависимости от уровня группы, целей и задач)
1) Разговор сразу в общем кругу
2) Сначала обсуждение в парах/тройках, потом обсуждение в общем кругу

По формату
1) Собирается сразу всё: звуки, картинки, слова, воспоминания, всё что приходит в голову
2) Первый круг: ассоциации, второй круг: антонимы. Можно так же придумывать различные варианты следующих кругов.

Основные цели и смысл применения упражнения:
Для меня основной смысл подобных упражнений лежит в том, что у каждого из нас уже есть ответы на любой вопрос, главное дать себе пространство найти их. Я бы сказала, что цель подобных упражнений: развитие мышления, логики, уверенности, воображения

Время на проведения: в зависимости от задач. Примерно 10 минут

Необходимое оборудование и реквизит: доска/флипчарт/ватман
Что я слышу?
Инструкция: Участники объединяются в небольшие группы 3-5 чел. Затем все закрывают глаза, либо садятся спиной к ведущему. Ведущий, после команды: «Слушаем!» - воспроизводит с интервалами пять звуков. Например: стук костяшек пальцев по дереву, стук металлической палочкой по стеклу, шаркающие шаги, журчание воды (переливаем из стакана в стакан), шорох бумаги, стук теннисного мяча, хлопок линейки о парту, шуршание фольги, целлофана… Короткое обсуждение в группах, кто что услышал. И сообщение от каждой группы, что за звуки услышали и в какой последовательности. Группе, которая точнее всех описала услышанные звуки, дается право придумать и воспроизвести 5 звуков.

Реквизит: Разнообразные предметы для воспроизведения шумов: металлическая спица, бумага, стаканы, мяч теннисный, линейка

Цель: упражнение собирает внимание. Работа в малых группах позволяет раскрыться самым неуверенным в себе. И еще, невозможность увидеть мобилизует фантазию.

Время проведения: 3 минуты.

Комментарии: Иногда случалось, что дети слышали не просто набор звуков, эти звуки действовали на их воображение и возникал общий образ, неожиданно сочинялась история. И они сами придумали развитие этого упражнения – команда победителей получала право придумать историю/тему и рассказать её с помощью звуков. Например: в декабре тема занятия была Времена года. И в конце занятия дети создавали звукоряд Зимы, Весны, Лета и Осени.
Волшебный мешочек
Участники объединяются в группы по 5-7 человек. Один из членов группы вытягивает из мешка, находящегося у ведущего, мешочек поменьше, в котором находится неизвестный предмет. После того, как все члены группы ощупают предмет, не открывая мешочка, один из участников должен описать его (форма, предполагаемый материал, etc.).
Фигурки – ассоциации
Инструкция: Каждый из Группы учеников (не более 6-ти человек в группе) получает мешочек, в котором находятся маленькие фигурки-символы. Каждый по очереди достаёт по одной фигурке. Задача - увидев предмет, почувствовать и понять какая ассоциация рождается от взаимодействия с ним. Затем все участники группы делятся друг с другом своими инсайтами.

Реквизит - мешочек, маленькие фигурки.

Время - 7-10 минут.

Цели и смыслы. Цель - развитие навыков образного и ассоциативного мышления, создание подготовительной среды для входа в основное задание. Взаимовключение участников группы.

Комментарий: Можно использовать как завязку к многосоставным упражнениям, можно развить в самостоятельное, дополнив новыми задачами.
Звуко-шумовая композиция или радиоспектакль
Инструкция: Выполнение данного задания возможно по открытке / картинке (каждая группа получает свою). Дети должны ее озвучить.

Группа – не более 4-5 человек.

Группа за 5-7 минут придумывает и собирает свой радиоспектакль, остальные слушают (с закрытыми глазами) и пытаются отгадать, о чем был спектакль? В идеале, это должно формулироваться одним словом. Эмоция? Ощущение?

Необходимое оборудование и реквизит: открытки, минимальный реквизит (содержимое рюкзаков и карманов).

Время на проведение: полчаса.

Основные цели и смыслы применения упражнения: научиться работе в коллективе, очень важно – всем вместе придумать историю, по которой будет делаться озвучка.
Не стесняться высказывать свое мнение.
Использование обычных бытовых предметов в необычном (звучащем) варианте.

Комментарии: (дополнительные соображения по поводу организации и проведения упражнения; возможные варианты применения в театральном занятии или тренинге и т.д.). Я использую подобное упражнение при работе в спектаклях, очень люблю, когда озвучка делается из подручных средств прямо на сцене.
Отрывки из художественных фильмов как кейсы
Обеспечение. Требуется или большой монитор компьютера или смарт доска для показа видео.
В качестве реквизита или «декорации» нужны предметы помогающие «воссоздать» ситуацию на экране - поднять участника наверх (устойчивая лестница-стремянка, стол) или уложить на пол (коврик) и т.д. Важно, чтобы участники могли погрузиться в ситуацию физически.

В основу упражнения ложится отрывок из художественного фильма в котором для персонажа создается острая ситуация, требующая ответных действий (фильм «Когда я стану великаном» 1979г. сцена разыгрывания монолога Джульетты). При этом отрывок просматривается не до конца (мы не видим, как персонаж выходит из трудного положения).

Инструкция. После просмотра отрывка участникам предлагается описать словами увиденное на экране - предположить кто эти люди, их характеры, как они оказались в такой ситуации и какие эмоции и чувства испытывают.

Затем участники должны разделиться на группы равные количеству персонажей увиденной сцены.

Когда группы определились ведущий дает задание определиться внутри каждой группы кто каким персонажем будет и после обсуждения показать свой выход из сложившейся ситуации. При этом один участник группы может олицетворять собой и несколько персонажей, как в истории из фильма «Когда я стану великаном» обязательно должны быть учительница, мальчик ее разыгравший, а остальной класс может представлять один человек (или двое).

Важно, чтобы при проигрывании ситуации, исполнители были максимально близки по расположению к расположению персонажей фильма (если учительница стоит на столе, то и человек ее изображающий должен оказаться над другими и т. д.)

Когда все группы показали свои варианты развития событий, проводится обсуждение увиденного.

Конечной точкой становится просмотр отрывка до конца и обсуждение насколько близки были наши исполнители к решению, предложенному в фильме, насколько интересно и неожиданно это решение, в чем его «прелесть».

В идеале участники группы не должны знать, чем закончится сцена в фильме, но даже если кто-то помнит-знает ее исход, можно предложить ему попробовать найти иное решение сцены.

Задачи. Упражнение позволяет погрузиться в ощущения другого человека, попробовать побывать в его обстоятельствах, почувствовать ситуацию на себе. Интересно то, что даже всего три человека в группе предлагают три разные выхода из ситуации, таким образом расширяя внутренние возможности друг друга в критической ситуации.
Графический рисунок к избранному фрагменту из фильма
Инструкция. К предварительно просмотренному фрагменту фильма педагог предлагает сделать графический рисунок,который запечатлеет в себе ощущение от самого яркого момента, где наиболее ярко проявилась одна из пяти характеристик эмоционального интеллекта. Также педагог просит выбрать фразу, которая соответствует этой картинке и сделать подпись своего рисунка этой фразой.

Оборудование и реквизит. Проектор или компьютер, лист бумаги, карандаш или ручка.

Время на проведение 5-7 минут.

Цели и смыслы: упражнение - часть методики на освоение принципов эмоционального интеллекта. Мы используем новое выразительное средство-рисунок. Изображая на бумаге символы, мы обращаемся к правому полушарию мозга. Используем наше восприятие более широко.

Комментарии. Данное упражнение можно проводить на разном киноматериале. Даже в условиях дистанционного обучения данное упражнение будет иметь место.
Большой честный вопрос
Инструкция. Каждый участник записывает вопрос, который рождается у него после совместного просмотра некоего художественного произведения. Педагог поясняет, что этот вопрос должен начинаться с фразы «Я и вправду не понял почему..». Группа разбивается на подгруппы по 3 человека и обсуждает какой вопрос будет вынесен на общий круг. После того как вопрос будет озвучен другим участникам, мы выслушиваем мнения и варианты видения каждого из группы участников, которым вопрос адресуется.

Реквизит - ручка, бумага для каждого участника

Время - 15-20 минут

Цель .Учимся формулировать, быть честными и открытыми по отношению к себе и другим. Создание среды доверия, мы не боимся обнаружить себя некомпетентными, учимся идти в глубину контекста, учимся задавать вопросы, быть искренними и пытливыми. Хотим прийти к пониманию, что вместе мы дополняем и обогащаем друг друга, нам открываются новые ракурсы и смыслы благодаря отвечающим на наш вопрос.

Комментарий. Упражнение из методики «Шапка вопросов». Может быть использовано как самостоятельное при обсуждении конкретного материала. Проводила с детьми это упражнение, и сама задала им со своей стороны большой честный вопрос, очень удивили ответы участников, я действительно получила ответ на свой вопрос, открылся новый ракурс. Из чего я сделала предположение, что в небольшой группе педагог может быть равноправным участник процесса.
Малые круги
Реквизит: стулья.

Время на проведение: само упражнение занимает 1-2 минуты, но требует предварительно проведенных упражнений (3-5 минут)

Основные цели и смыслы применения упражнения: это упражнение на быстрое (практически мгновенное) создание малых групп для выполнения дальнейшей работы в тесном (круговом) контакте.

Ход упражнения:

  • Стулья расставлены по кругу. Участники сидят на стульях.
  • Объявляется количество групп, на которые должны разбиться присутствующие.
  • Участники быстро и бесшумно пересаживаются в нужное количество малых кругов.
  • Модератор или заранее выбранный наблюдатель объявляет, какой круг «выиграл» в скорости и бесшумности.

Комментарий: Сложность состоит в том, что, если не провести несколько предварительных пересадок (например, в ходе упражнения «Сцепка взглядом и обмен местами»), то в малых кругах окажется далеко не случайный подбор участников, поскольку у ребят принято, чтобы друзья-приятели садились вместе.

При работе с вновь образованной группой, где участники не знакомы друг с другом, упражнение можно проводить без предварительной подготовки.

Условие скорости и бесшумности озвучивается до начала выполнения, что позволяет с самого начала образования малых групп настроить ребят на соблюдение правил и пробуждает соревновательный дух, который, однако, не стоит в дальнейшем слишком поощрять.
Цвет настроения
Реквизит: Стулья по кругу или как-либо иначе организованное пространство, в котором участники могут видеть друг друга. В группах, давно занимающихся, мы умудряемся так расположиться практически в любых условиях.

Время выполнения: зависит от количества участников (от 5до 10 минут).

Основные цели и смыслы применения упражнения: Упражнение на актуализацию личного присутствия, а также эмоциональное личностное включение в групповую работу. Предложение обратиться к собственному внутреннему состоянию «работает» и тогда, когда оно является для участников неожиданным, и тогда, когда опытные студийцы неоднократно с этим приемом сталкивались. Более того, мне признавался народ, что отсматривать цвет своего настроения у некоторых становится потребностью.

Помимо этой основной цели, здесь решаются и другие задачи. Так, если участники группы интересны друг другу, они внимательно вслушиваются в ответы других. Иногда интерес к другому члену группы как раз и возникает после его ответа на вопрос о цвете его настроения: по принципу совпадения с собственным ответом или неожиданности, или противоречия с предварительно составленным о человеке мнением. Таким образом, данное упражнение – хорошая подготовка к дальнейшему объединению в группы и групповой работе.

Довольно сложно заменить это упражнение (особенно в новых группах) на аналоги типа «Звук (вкус, запах) твоего настроения». Но там, где это получается, иногда достигаются удивительные результаты.

Ход упражнения:

  • участники рассаживаются так, чтобы видеть друг друга;
  • модератор предлагает им прислушаться/присмотреться к себе изнутри и определить цвет своего настроение в данный момент;
  • предлагается способ передачи слова, например, какой-либо переходящий предмет (замечала, что использование одного и того же предмета из раза в раз в некоторых группах способствует быстрейшему установлению контакта, а в некоторых вызывает раздражение). Предмет безусловно должен быть приятным на ощупь.

Комментарий: В идеале высказаться хорошо бы всем. Но, как мне кажется, настаивать на этом не стоит.

Важная функция модератора – уточнять у высказывающегося участника: оттенки, ближайшие ассоциации (розовый как лососина, как …).

Если позволяет время или если ведущий видит, что народ на глазах разогревается, можно дать людям возможность высказаться еще раз (с уточнениями). Это часто работает в группах подростков, которые поначалу отвечают односложно или даже называют первый попавшийся цвет. Но, когда они видят, что другие всерьез подошли к заданию и что, самое главное, ведущему и группе реально интересно слышать ответ, они бывают готовы переиграть.
Релаксация трудотерапией
Реквизит: стулья, парты, скамейки или другие предметы, перенесение которых с места на место вызывает затруднение

Время выполнения: от 3 до 5-7 минут

Основные цели и смыслы применения упражнения: Основная цель – снятие напряжения и эмоционального накала после проведения длительного занятия.

Не следует путать это упражнение с прозаическим и банальным передвижением мебели в ходе подготовки к занятию. Необходимость успокоить пришедшие в движение внутренние пласты личности с помощью внешнего, с утяжелением, движения – настоятельна.

На своих занятиях я использую не только стулья и парты, но и воду – промыть, подтереть, собрать бумаги, разложить по местам книги и т.п. После хорошо проведенного занятия я сама просто не могу в этом не участвовать.

Ход упражнения:

  • создается «фронт работ», это должно производить впечатление полной естественности;
  • озвучивается практическая задача: расставить все по местам (такая формулировка важна, она намекает на «возвращение» человека к себе, к прежнему порядку, и вообще на то, что такой порядок в принципе существует, в чем, после театральных занятий, вполне можно и усомниться;
  • участники выполняют поставленную задачу. На этом этапе важно предоставить им возможность двигаться в их собственном темпе и ритме, не давать попутных указаний и аккуратно пресекать попытки одних давать указания другим;
  • у участников должно сложиться убеждение, что занятие окончено. То, что внутри них продолжают жить отзвуки произошедшего, каждый переживает как глубоко личное;
  • очень важно не спугнуть серьезность происходящего. Например, если кто-то слишком веселится, мешая сосредоточенности остальных, стоит взять его на себя (это вполне может быть истерика);
  • разговоры, которые при этом ведутся участниками, иногда помогают решению основной задачи упражнения, а иногда откровенно мешают. Но здесь принципиально важно, что в глазах участников занятие кончилось, а значит, и функция модератора с модератора снята. Поэтому вмешиваться в процесс очень опасно.
Совместное разглядывание картины

Реквизит: Хорошего качества бумажная репродукция произведения изобразительного искусства. Возможно: хорошего качества воспроизведение на экране электронной доски, проектора и т.п. (это может быть изображение на экране личного гаджета).

Время выполнения: 5-8 минут.

Основные цели и смыслы применения упражнения: Основная цель – привить навык внимательного отношения к деталям изображения. Попутно решаются другие задачи: развитие навыков командной работы, постепенное продвижение к пониманию смысла художественного образа и осмыслению выразительных средств, примененных художником.

Ход упражнения:

  • участникам, предварительно объединённым в команды, предъявляется репродукция нового для них произведения искусства;
  • в часто проводимом мною упражнении спусковым механизмом для начала поиска деталей был выбор буквы (организованный с помощью одного из игровых приемов: остановка в проговаривании алфавита, поиск 18 буквы на странице и т.п.)
  • затем группы по очереди называли найденные детали картины на заданную букву. Выигрывала команда, которая держалась дольше других.

Комментарий: Мой любимый момент – когда ребята считают, что все уже названо, возникает пауза, и вдруг обрушивается целый каскад вновь найденного.
«Я – вот этот персонаж (предмет)»
Реквизит: Хорошего качества бумажная репродукция произведения изобразительного искусства. Возможно: хорошего качества воспроизведение на экране электронной доски, проектора и т.п. (На данных курсах это было изображение на экране личного гаджета. И я пока не до конца поняла, чего больше в таком приеме – недостатков или преимуществ. С одной стороны, у каждого есть возможность условно уединиться и выполнить задание в тишине и покое, с другой стороны, когда мы делали это в классе с общей картиной, к ней приходилось все время физически возвращаться, была возможность подсматривать за тем, как выполняют упражнение другие).

Время на проведение: зависит от количества участников, 4-5 минут на подготовку + по 0,5-1 минуте на сообщение результатов для каждого + 2-3 минуты на общее обсуждение.

Основные цели и смыслы применения упражнения: Основная цель этого упражнения, которому, как правило, предшествует целый ряд разогревающих упражнений с этим же объектом (картиной, статуей, скульптурной группой) – через телесное воплощение в персонажа прочувствовать изнутри его связь с другими, его место в художественном замысле автора и, тем самым, обогатить свое собственное понимание смыслов, возникающих при обращении к источнику, а также понимание этих смыслов всем работающим над объектом сообществом. Это упражнение многое дает для понимания выбора художником тех или иных выразительных средств. Попутно решаются другие задачи: преодоление стеснения при публичном выступлении, телесное раскрепощение, прояснение для себя связи отдельных модальностей собственного восприятия и др.

Ход упражнения:

  • участникам предлагается «войти» внутрь предварительно хорошо изученного произведения, выбрать себе персонаж (которым может быть как живое существо, так и предмет), телесно воспроизвести в мельчайших деталях особенности его размещения в пространстве;
  • участников просят внимательно прислушаться к собственным ощущениям, постараться их для себя точно зафиксировать (хотя положение персонажа по определению статично, тем не менее, по возможности точное воспроизведение этой статики, как правило, дают участнику и ощущение внутренней динамики (если она в персонаже есть);
  • перед участниками не ставится задача далеко продвинуться в осмыслении места и роли данного персонажа в целом строе произведения, однако, как правило, это происходит само собой;
  • на этапе обсуждения каждому предлагается поделиться своими ощущениями в роли данного персонажа. В идеале стоит отклонять попытки на этом этапе теоретизировать и обобщать, сосредоточившись именно на прочувствовании персонажа изнутри.

Комментарий:
  • если не предполагается следующее упражнение на этом же художественном материале, то возможно краткое обсуждение впечатлений от высказанного каждым участником;
  • если за этим упражнением последует новое, обращенное на осмысление предыдущего ряда упражнений, то на данном этапе при коллективном обсуждении лучше не выходить за рамки изложения своих впечатлений от рассказов других участников об их опыте телесного воплощения.
Пойми/отгадай эмоцию
Инструкция: ведущий раздает листочки бумаги, на которых написано слово, обозначающее какое-либо эмоциональное состояние, задача одного из играющих – показать или объяснить это состояние, не называя его, другого – отгадать и назвать его.

Необходимое оборудование или реквизит: листочки бумаги, ручка, при необходимости - предметы, которые могут помочь в показе. Время на проведение: 10-30 минут в зависимости от кол-ва участников.

Основные цели и смыслы: постараться передать эмоцию не вербальным способом, развитие эмпатии, эмоциональной чуткости, взаимодействия с партнером, развитие творческих способностей играющих.

Комментарии: бывают довольно сложные эмоциональные состояния, которые сложно отгадать и сложно показать. Играющий в праве сам выбрать «способ» показа/объяснения.
Маленькие предметы
Инструкция: ведущий предлагает играющим выбрать из мешочка маленькие предметы (листик, камушек, замочек, ключик и т.д.), играющие, объединившись в группы, должны придумать небольшую историю, объединив все предметы в общий сюжетный и смысловой контекст и рассказать ее.

Необходимое оборудование и реквизит: мешочек, маленькие различные фигурки предметов.

Время для проведения: 15-20 минут.

Основные цели и смыслы: создать общий смысловой сюжет по выбранным произвольно предметам, объединить играющих, развивать образное, символическое мышление, фантазию.
Покажи историю по картинкам
Инструкция: Играющие выбирают картинки, открытки, соответствующие их эмоциональному состоянию. Объединяются в группы по 5-6 человек, придумывают историю, опираясь на изображение на картинках, расположив их в том порядке, который придумают. Показывают пантомиму/сценку по составленной истории.

Необходимое оборудование, реквизит: открытки, картинки различной тематики, реквизит для показа подбирается произвольно самими играющими.
Время для проведения: 20-30 минут.

Основные цели и смыслы: объединение играющих, создание единого сюжетного, смыслового пространства на основе картинок, коллективный подбор выразительных средств, развитие фантазии, сотворчества, артистических способностей.

Комментарии: не должно быть затянуто по времени.
Первое знакомство с музеем
Цель:Формирование умения воспринимать предметный мир культуры, способности бережно относиться к культурному наследию, мотивация к познавательной деятельности, активизация интереса к отечественной истории, умения прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Инструкция:

1. Найди удобное место.
2. Предположи сколько в музее комнат. Назначения комнат? Какие потолки? Какие экспонаты представлены?
3. Первое знакомство с музеем. (20 минут на исследование музея).
Выбрать направление по своим ощущениям, интуитивно.
Обратить внимание на то, что стало удивительным, неожиданным, странным, загадочным, эмоционально зацепило.
4.Обсуждение в кругу по теме: «Чем поразило пространство?»
Рассказ-монолог от имени экспоната
Цель: развитие наблюдательности, речи, творческой фантазии, умения выступать на публике.

Время: 20 минут.

Реквизит: Карандаши или авторучки, планшеты с листами (по количеству участников).

Инструкция: найти в пространстве музея экспонат, который заинтересовал вас, понравился вам. Составить монолог, который расскажет о предмете от 1 лица. (мысли, чувства, что радует, что огорчает, можно добавить важное из карточки рядом с экспонатом).
Представление работы:
Группа располагается на стульях, по одному участнику «выходят на сцену» и представляют свой монолог. Остальные угадывают экспонат по описанию.

Цели и смыслы: Как правило, музейное пространство для детей незнакомое и далёкое. Чужое пространство. Цель упражнения – актуализировать музейное пространство для детей через отдельные предметы. Изучая детали конкретного предмета, сочиняя историю учитывая все нюансы, обнаруженные у исследуемого музейного предмета, мы погружаемся в историю предмета. А когда мы угадываем предмет по его только что созданной автобиографии, мы постепенно вырисовываем всё пространство, тем самым оживляя его для всей группы.

Итоговое обсуждение в кругу: Что этот дом, предметы, пространство говорят о главном кредо хозяина квартиры?
«Свечка»/«мячик»
Проводится, когда нужно обсудить что-то важное, проговорить чувства, эмоции, актуализировать знания. Может использоваться как инструмент на любом занятии. Правила простые: все участники обсуждения садятся в круг, чтобы видеть друг друга. Вопросы задает только ведущий, говорит только тот, у кого есть символ говорящего (это может быть мячик, который легко перебрасывать друг другу, свечка, которую передают друг другу, мягкая игрушка). Мячик может передаваться по кругу. А может перебрасываться желающему, в зависимости от целей дискуссии.

Материалы: любой предмет, достаточно яркий и не слишком большой и тяжелый. Мячик, мягкая игрушка и так далее. Хорошо, чтобы он был готов заранее и не использовался для других целей на глазах участников дискуссии.

Время проведения – 15-30 минут.

Задачи: Упражнение приучает, в первую очередь, слышать и слушать. Правило «говорит только тот, у кого мячик» очень сложно выполнять поначалу, но со временем все участники понимают, что время высказаться будет у всех, и это очень важно.

Комментарий. Это один из самых классных инструментов, которыми я постоянно пользуюсь в работе с детьми. Поначалу детям очень сложно не встревать в чужую речь. Удивительно, что и взрослым тоже это бывает довольно сложно. Мне нравится использовать свечку, потому что обычно мы использовали это упражнение в конце дня, огонь придает мероприятию закрытости, очарования, сосредоточенности. Но в школе, конечно, его использовать нельзя, подойдет яркий мячик. Важно не играть с ним в другое время и не давать его использовать иначе чем по прямому назначению детям.
В этом году мы так знакомились с новым классом. Нам не удалось сесть в круг, но, передавая друг другу мячик, дети рассказывали, как их зовут и что они любят. А потом мы повторили это в произвольном порядке, но на этот раз тот, кому кидали мячик, рассказывал о предыдущем говорившем.
В настоящее время идет набор на курсы повышения квалификации "Организация работы школьного театра", где вы сможете узнать больше о театральной педагогике, примите участие вразличных тренингах, научитесь выстраивать безоценочное обсуждение художественных событий, проектировать инструментарий для оценки и оценивать театральные практики как часть образовательного процесса.

Узнать подробности и зарегистрироваться можно здесь
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda