Мизансцена педагогическая. Мизансцена – это слово пришло из театральных терминов – мизансцена (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. В педагогике Мизансцена – это расположение участников процесса совместной деятельности, которое указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы.
Варианты педагогических мизансцен:
- авторитарная рассадка (дети за партами, педагог у доски) – традиционный урок, объяснение материала.
- демократическая рассадка (творческий полукруг) – позиция педагога – руководитель.
- "Круглый стол" – замыкает пространство общения, для проведения бесед, мозговых атак, поэтических вечеров. Позиция педагога – нейтралитет.
- дискуссионная (один педагог между двумя рядами) – Выявление мнений, точек зрения. Позиция педагога – арбитр.
- групповая (педагог в центре нескольких групп учеников) – организационная работа по группам. Педагог – генератор идей.
- лучевая, или состязательная (два педагога между двумя линиями рядов) – диалог преподавателей, имеющих разные подходы. Позиция педагога – наставник, советник.
Порой необходимо менять мизансцену во время занятия, так как двигательная активность стимулирует умственную деятельность и перемены помогают собирать внимание, поменять угол зрения, чтобы было возможно решать задачу разными способами.
Мизансцена урока – расположение всех участников по отношению друг к другу, внешний образ которого представляет очевидность существующих отношений. Если все расположились в кругу – взаимоотношения, скорее всего, «на равных». Если учитель держит дистанцию по отношению к группе, а дети сидят ровными рядами, то авторитарная позиция учителя тоже очевидна. Мизансцена – образ отношения для зрительного восприятия – чтобы стало очевидно.
С одной стороны, она материализует отношения между людьми,а с другой стороны, выстраивая расположение людей в пространстве, она порождает соответствующие рисунку мизансцены определенные отношения.
Мизансцена меняется согласно ситуации урока: педагог ведет объяснение – одна мизансцена, в центре ее педагог; перед детьми поставлен вопрос, один из учеников в центре класса отвечает на данный вопрос – это другая мизансцена; идет групповая работа экспериментального плана – третья мизансцена и т.д. При смене характера взаимодействия немедленно должна меняться мизансцена, так, чтобы в центре ее оказывались поочередно дети.
Если мизансцена однообразна (учитель в центре, дети на периферии), это сказывается на потере интереса, на холодных взаимоотношениях (иногда дети некоторых учеников в лицо не успевают рассмотреть), на угасании положительного отношения к учителю. Ее динамика должна быть подчинена очень важной педагогической идее: центром мизансцены должен бывать каждый ребенок, помимо педагога.
Мизансцена урока – свободная организация группового пространства в зависимости от творческой или образовательной задачи. Гибкость, вариативность взаимного расположения участников относительно друг друга и предметов обстановки позволяют сменить точку зрения и ощущения себя в этом пространстве, что способствует, в свою очередь, и смене привычных социальных ролей.
Монтаж – это метод создания художественного образа, основа художественного мышления. Слово «монтаж» в буквальном переводе с французского означает – «сборка».Основная цель и задача монтажа – связное и последовательное изложение темы, сюжета, действия, поступков. Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия.
Сергей Эйзенштейн, теоретик и практик метода монтажа, говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков. Это означает, что монтаж предусматривает подбор и соединение отдельных художественных частей чего–либо даже на основе их сравнения с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства.
При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные ощущения, соединять разнообразный материал, сопоставляя два плана и более между собой. Монтаж рождает новое качество, которое должно развиваться в динамике. Лев Кулешов, классик кинематографа и режиссер, понимал появление нового смысла от сопоставления 2–х кадров, поставленных рядом. Он писал: «Для того чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельно снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребенок составляет из отдельных разбросанных кубиков с буквами целое слово или отдельную фразу». В этом изречении сказано, практически, самое главное о монтаже. Режиссеры и сценаристы должны владеть искусством монтажа, уметь соединять монтажные фразы, из них – эпизоды, а из эпизодов, блоки и сам спектакль, кинофильм, представление.
В практике театрализованных форм работы метод монтажастал одним из главных. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария.
Монтаж (монтажные приемы) – в кинематографе это средство организации логики рассказа, его формы и эмоциональной выразительности. В театральной педагогике мы обращаем внимание на монтажные приемы именно как на средство эмоциональной выразительности. Это контрасты, на которых строится рассказ (картина, произведение). Это может быть чередование темпоритма, громкости, цвета, яркости, переднего и заднего плана, размера т.д. Это чередование с целью подчеркнуть, выделить какие–то моменты, переключить внимание или организовать логику повествования. С помощью различных монтажных приемов мы добиваемся наибольшей включенности и эмоционального отклика зрителя (слушателя, читателя).
Общий (коллективный) субъект – феномен, возникающий при правильно подготовленном и правильно проведенном упражнении, основанном на коллективном обращении к произведению искусства или иному значимому художественному событию. Например, при работе в рамках методики «Три шапки вопросов», уже первый круг вопросов направлен на расширение феноменологического поля восприятия.
О–значивание, выработка языка «общего» опыта переживания – необходимый этап в групповой работе по исследованию художественного образа. Процесс, происходящий как бы сам по себе при обмене впечатлениями между участниками группы. Роль модератора на этом этапе: ненавязчиво фиксировать найденные языковые формы, оставляя при этом простор для их индивидуальной интерпретации.
Педагогические ценности – ценности, на которые опирается педагог в целях воспитания личности. Смыслы, которые педагог вкладывает в образовательный процесс. Система представлений педагогики о самом важном в воспитании личности, копилка методов образовательной среды. В списке педагогических ценностей могут быть такие понятия как равенство учеников (мнение каждого важно), диалог вместо отрицания, слушаем, не перебивая по принципу круга и т.д. Педагогические ценности – норма, выступающая как познавательная система, которая служит соединению сложившегося общественного мировоззрения в области образования и деятельность педагога.
Педагогическая тайна – отсутствие информации по теме урока.
Учитель не говорит детям, какова тема урока. Он не информирует аудитории о том, что они будут проходить на занятии. Подобная практика помогает держать внимание детей в течении всего занятия. Срабатывает эффект «разгадывания загадки, ответ становится известен ребятам только в конце урока после того, как учитель подведет итоги урока. Тем самым, дети с самых первых минут урока непроизвольно вовлечены в педагогический процесс познания и творчества. Разгадывая тему урока в течение всего занятия, дети получают новые знания и умения через собственные и коллективные творческие открытия. Ребята не получают готовые знания от педагога, а приобретают их собственным трудом, пытаясь понять, что задумал учитель.
Апелляция к тайне – важный инструмент театральной педагогики, как в контексте методики построения отдельного занятия, так и в контексте базового смыслового поля. Напрямую связан с мотивацией и самомотивацией участников занятий. Соприкосновение с тайной открывает путь изменений, влияет на готовность что–то впустить в жизнь, поддерживает исследовательский интерес. В некотором смысле, природа человека и мира заключается в недоопределенности, а вызов – в доопределении друг друга (это не результат, а практика). Близкие понятия: загадка, парадокс, поиск, неопределенность. 80–й уровень – перестать искать <конечный ответ, разгадку>, сохраняя состояние неопределенности.
Педагогическое молчание – короткая и емкая речь учителя на уроке, короткие и емкие монологи, пояснения учителя без пространных отступлений и рассуждений. Предельно четко выстроенная речь учителя в спокойном ровном ритме. Подобная речь педагога поддерживает дисциплину на уроке и повышенный интерес к словам учителя. Ребята как бы ловят каждое слово учителя. В словах педагога нет ничего лишнего, каждое слово несет необходимый смысл и раскрывает «тайну педагогического молчания», помогая детям понять смысл и содержание всего занятия.
Преподаватель говорит мало. Исключительно по делу без пустословия. Старается формулировать задания для детей максимально простыми слова и короткими предложениями. Учитель говорит «что» нужно сделать, но не объясняет «как», предлагая самим детям провести самим эксперимент с материалом, который подготовил учитель.
Педагогическое молчание учителя сразу задает темпо–ритм всего урока. Максимально короткое введение (дети пассивно слушают). Затем идет выполнение задание в достаточно быстром темпе с короткими словесными дополнениями учителя. В финале урока – учитель опять много не говорит. Он лишь задает правильные вопросы по итогам занятия и выслушивает подробные ответы учеников, коротко резюмирует и четко подводит итоги занятия.
Психологический жест – «Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать, ни чувствовать». Леонардо да Винчи.
Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, переживаем инсайт, уходим в себя, пьянеем от счастья?
Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения нашей души. Душевные или психологические жесты (ПЖ) являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет наше тело. Усиливая те или иные физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.
Провокация – действие, с высокой вероятностью, способное вызвать нужную реакцию у собеседника/слушателя.
Проживание – принятие на себя роли другого. Проживание жизни героя, явления, предмета в воображении или телесно и соотнесение собственных впечатлений с иными интерпретациями.
Это вовлечение в пространство произведения, соединение художественного и реального времени, углубление в характеры персонажей, постижение ситуации изнутри, соединяя в себе понимание автором своих персонажей и свой собственный опыт. Можно сказать, что проживание = понимание героя.
Проживание – изучение нового знания в процессе творчества, а не получение готового знаний; превращение чужого знания в личный опыт на телесном, чувственном и интеллектуальном уровне.
Способами «проживания» является: двигательная активность (упражнения на движения, этюды, театральные зарисовки); эмоциональное и чувственное восприятие предмета (упражнения на внимание и фантазию), письменные эссе, сочинения (работы, контролирующие интеллектуальное понимание предмета).
Принцип проживания в театральной педагогике определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия.
Проживание – один из принципов театральной педагогики, который позволяет участникам получать новые личностные знания и обретать смыслы через всю полноту переживаний – эмоциональных, физических, интеллектуальных. Освоение знаний/компетенций происходит как результат таких личностных открытий, а не как усвоение чужих готовых образцов.
Распаковка – методические комментарии, объяснение целей и задач используемых практик и упражнений. Описание их нюансов и важных особенностей. В театральной педагогике обращается внимание на то, зачем и как использовать те или иные упражнения и задания.
Самомотивация — это особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает управление своим поведением, позволяет относиться к проблемам и трудностям на пути к успеху с оптимизмом.
Событие – по Ю.М. Лотману, событием является то, что «произошло, хотя могло и не произойти». Специально созданная/спровоцированная ситуация. В педагогике, в т.ч. театральной, событие/действие, способное повлиять на дальнейшее развитие ситуации, течения, проведения урока/занятия, возможность направить его в нужное русло.
Событие – это происшествие, которое меняет цель персонажа, переворачивает ситуацию.
Событийность – совместная разделенность, сопричастность к чему–либо.
Совместно разделенная причастность к какому–то событию (специально организованная с помощью создания особой атмосферы доверия, загадочности, личностного подключения каждого участника события и др.)
Событийность в образовании Ситуация–событие представляет собой встречу с другой духовной реальностью.
«Событие для личности – это момент ее наибольшей востребованности и, соответственно, самореализации» (по В.В. Серикову).
Со–бытие по В.И. Слободчикову и есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности.
Образовательное Событие – основа урока в ТП (Ильев В.А.), совместное переживание, происходящие в специально созданном феноменологическом, эмоциональном и смысловом поле, способствующее расширению собственного опыта и появлению личностного смысла, а значит и развитию субъектности. Все методики ТП направлены на организацию личностно–значимого события.
Принцип событийности в театральной педагогике
- означает, что во время занятий должно происходить что–то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал немного по–другому, действовал по–другому. Через переживания событий человек развивается.
- означает, что во время урока (занятия) должно произойти некое действие (взаимодействие), которое изменит начальное состояние участников, будет для них личностно значимо и эмоционально наполнено.
Совместно–раздельное переживание – процесс, происходящий при коллективном обращении к событию; может возникать спонтанно в тесном кругу хорошо понимающих друг друга людей, но гарантированно возникает в ходе специально подготовленного и проведенного по определенным правилам действия модератора. Предполагает на одном из этапов преодоление инерции собственного восприятия.
Социоигровой стиль – построение занятий (уроков), при котором работа ведется через игру – взаимодействие в микрогруппах: как между группами, так и внутри них. При этом берутся во внимание смена лидерства внутри групп, смена темпоритма и мизансцен, двигательная активность, интеграция разных видов деятельности. Развитие происходит через игровое взаимодействие со сверстниками. (Авторы А.П.Ершова и В.М.Букатов)
Малая группа – групповая работа детей в количестве 5–7 человек. Класс разделается на несколько мини групп. Каждая такая «малая группа» выполняет задание и презентует результат своей деятельности для всех остальных групп. В театральной педагогике один из ключевых навыков, которым учат детей, это работа в коллективе, сотрудничество и сотворчество. Работа в малых группах тренирует умение быть услышанным другими людьми и умение слушать других. Постоянная коммуникация и публичная презентация результатов работы помогает ребенку учиться договариваться и находить контакт с людьми разного пола, темперамента и характера. Работа детей в малых группах стимулирует внимание и интерес к теме урока. Ребята активно включены в процесс выполнения задания, что повышает сумму тех знаний, умений и навыков, которые дети получают на уроке. У ребенка нет времени «уйти в себя». Он как бы постоянно на сцене и, работая в малой группе, вынужден сохранять максимальную возможную концентрацию своего внимания на предмете урока, так как вынужден постоянно «видеть» и «слушать» других, не забывая при этом о собственной самопрезентации. Ребенок вынужден контролировать свои эмоции и адекватно отвечать на эмоции других. Работа в «малых группах» и работа несколько малых групп между самой создает условия для разумной конкурентности, состязательности между учениками. И главное, работа в «малых группах» на уроках выступает ведущим методом познания нового материала, ведущим способом добычи новых знаний.
Социальный театр. Социальный спектакль. Театр (или спектакль), в котором социальные задачи выносятся на первый план по сравнению с творческими, художественными задачами (но, желательно, не отменяют их совсем). Может решать задачи как отдельных, в т.ч. и маргинальных групп (трудные подростки, люди с ограниченными возможностями, мигранты, беженцы), так и проблематизировать касающиеся всех людей вопросы (экология). Постановка социальных спектаклей вовлекает участников в процесс, делая их со–участниками и творцами спектакля и в идеале, своей жизни. Пример – ТЮЗ Брянцева на заре своего существования. В настоящем, спектакль «Язык птиц».
Сценическое воображение – это психическая деятельность человека, в процессе которой создаются новые мыслительные образы. Согласно театральной педагогике, синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах, таких, как:
- агглютинация или «склеивание» разнообразных частей и качеств;
- гиперболизация или увеличение отдельных частей;
- схематизация или подчеркивание сходства частей;
- типизация или выделение существенного;
- заострение или подчеркивание отдельных признаков.
*Многие упражнения в ТП, в том числе которые мы осваивали на курсах, были направлены на развитие сценического воображения, что позволяет ученику включаться в творческий процесс, участвовать втоворческом процессе, а потом инициировать этот творческй процесс. Это воображение необходимо ученику при работе и с произведением литературы, особенно с произведениями драматического жанра – это позволяет ученику лучше представить пространство произведения, нарисовать образ героя…
Творческое обсуждение – специальным образом организованная процедура, включающая обмен идеями, рефлексию эмоций и переживаний участников ПОСЛЕ просмотра спектакля, фильма, прочтения книги. В зависимости от возраста и состава участников, педагогических задач, творческих целей выбирается форма такого творческого обсуждения – безоценочное интервью, шапка вопросов, групповая дискуссия, мозговой штурм. Могут использоваться арттерапевтические техники – живая скульптура, рисование, лепка. Основная задача творческого обсуждения – прояснение собственных впечатлений участников, вербализация переживаний, «распутывание» комка негативных и позитивных эмоций, оставшихся после встречи с художественным произведением. Задачи творческого обсуждения не идентичны задачам критических разборов, рецензий и т.п.
Театральная педагогика – отрасль на стыке педагогики и психологии, привносящая в процесс образования принципы и методы, реализуемые при подготовке деятелей театрального искусства. Упор в образовательном процессе делается не на донесение информации, фактов и событий, не на формирование интеллектуальных знаний, а на развитие и рост личности ребенка, на эмоциональную вовлеченность и заинтересованность, на переживание и проживание того, что происходит на уроке. Мотивация к познанию мира и самого себя, социализация, коммуникация – это первое, над чем работает театральный педагог. При таком подходе происходит раскрытие потенциала ребенка, и знания по теме урока прочно усваиваются, поскольку становятся частью внутреннего опыта ученика.
Театральная педагогика — это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников. Она способствует постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дает совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.