Театральный педагог и театральная педагогика. Часть 2

(Своими словами)

Словарик театральной педагогики
Авторы – слушатели курса «Практики педагогики искусства и театральной педагогики в социокультурном проекте» ЛСКОП МГПУ, 2020 - 2022 года

Редакторы – педагоги курса Климова Т.А. и Никитина А.Б.

Мы в соцсетях
В 2020-22 годах Лаборатория социокультурных образовательных практик МГПУ обучила несколько потоков слушателей курсов повышения квалификации, посвящённых театральной педагогике. В итоговом задании слушателям предлагалось составить тезаурус и словарик театральной педагогики, определить, кто такой театральный педагог и что такое театральная педагогика, а также описать ряд ключевых театральных практик в формате инструкции.

Сегодня, когда перед каждой школой стоит задача создания школьного театра нам показалось опубликовать наиболее интересную и продуктивную часть этой коллективной работы. Мы разделили её на несколько частей. В первой уже поговорили о том, кто такой театральный педагог и что такое театральная педагогика, в этой, второй, части представим словарь, а в следующих предложим описания практик.

Словарик театральной педагогики
Базовые (фундаментальные) эмоции – эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Эмоции - общие для всех.

Мы все испытываем эмоции и чувства, и поэтому каждый из нас примерно представляет, что это такое. Или, по крайней мере, так думает.

Тем не менее, мы редко задумываемся о том, сколько их на самом деле и чем, например, отличается радость от удовольствия, а злость от гнева. И нетрудно понять почему, ведь испытывая эмоции мы автоматически считаем их неотъемлемой частью себя самих, а значит чем-то само собой разумеющимся. Нередко мы испытываем сложные эмоциональные состояния или оттенки чувств. В такие моменты мы не можем точно сформулировать, что именно мы испытываем — радость или просто удовлетворение, удивление или страх, а бывает и так, что негативное вроде бы чувство, такое как ностальгия (грусть?) вызывает у нас нечто похожее и на радость, и на печаль одновременно. А как насчет целого коктейля эмоций, например, из разочарования, горя и гнева, а ведь это ни что иное, как хорошо знакомая всем обида.

Все что связано с эмоциями может только показаться простым и элементарным, но на деле, бывает довольно сложно понять и осознать ту гамму чувств, которую мы испытываем в настоящий момент — «здесь и сейчас». В лучшем случае, мы можем выделить лишь несколько своих эмоций, которые нам представляются наиболее значимыми, да и то, если они достаточно ярко выражены.

Обычно выделяют 7 основных эмоций:

  • радость;
  • гнев;
  • горе;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение.
Иногда к ним добавляются презрение и стыд.

Декларация театральных педагогов мира. Международное соглашение по поведению и этике театральных педагогов (СПЭТП) ставит перед собой цель предложить театральным педагогам некие рамки для самоопределения, чётко зафиксировать уже сложившиеся очевидные нормы поведения и укрепить хорошие рабочие отношения. Особенности профессии требуют телесной и мыслительно-эмоциональной пластичности, открытости миру, ответственности и креативности.

К настоящему моменту Международное соглашение переведено на восемь языков.

Данное соглашение применимо к профессиональной деятельности театральных педагогов.

Соглашение по этике и поведению вносит вклад в повышение профессионализма и публичного признания театральной педагогики.
Театральные педагоги берут на себя обязательства по улучшению данного соглашения по этике и поведению на постоянной основе. Образовательные центры, учреждения, объединения и организации театральной педагогики обязуются ввести в силу это соглашение открыто и в обязательной форме, соблюдать его принципы и в дальнейшем развивать их в соответствии с уже существующими.

Драмогерменевтика – направление в педагогике.

Если расшифровать сам термин, то в переводе с греческого drama — "действие" и hermeneutikos — "толкование, разъяснение". То есть, получается, что драмогерменевтика — это "толкование через действие". Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Герменевтический подход в педагогике непосредственно обращен к проблеме выработки личностных смыслов. В настоящее время герменевтика востребована как метод гуманитарного освоения феноменов культуры, в основе которой идея воздействия механизмов чтения и интерпретации культурных текстов на сознание человека в целом, на способы его мышления и миропонимания (из книги «Нескучные уроки» А. Ершовой и В. Букатова).

Драмапедагогика – метод в современном образовании, использующий наработки, инструменты театра в решении образовательных и воспитательных задач. Отличается и от традиционных образовательных методик и от театра. Базируется на принципах развития эмоционального интеллекта. Основные принципы:

  • ориентация на процесс, а не результат,
  • импровизация
  • участие всех в процессе, отсутствие разделения на актеров и зрителей
  • учитель стоит на позиции фасилитатора процесса

Драматургия урока – определенная последовательность педагогических приемов, выстроенная по законам драматургии. Ступени, по которым проходит урок, включающий в себя завязку, развитие, кульминацию и финал. Педагог, основываясь на выбранных педагогических методах и приёмах, выстраивает сюжетно-образную концепцию урока. Драматургия урока предполагает «живой» урок, с различными шкалами эмоциональной вовлеченности учеников. Педагог может сам выступать в роли драматурга.
(Термин «Художественно-педагогическая драматургия урока» впервые был предложен Л.М.Предтеченской, автором концепции преподавания МХК. Затем термин был переосмыслен в работах В.А.Ильева, учеников С.В.Клубкова и работах других педагогов).

Игра инструментальная. Игра – это особый язык общения. Игра разрабатывается индивидуально, для решения определённой задачи. Это отражается в её форме, структуре и содержании. Например, она может моделировать значимые для конкретного образовательного курса или культурной программы понятия, явления, процессы, проблемы.

В театре мы также можем выделить определённые идеи, особенности театрального языка спектакля, структуру его художественного мира, элементы его знаково-символической системы, какие хотим предложить зрителю освоить в ходе игры. И мы должны разработать игру таким образом, чтобы зритель сформировал собственное понимание спектакля. Притом освоение и понимание спектакля, если такая игра получится, будет происходить через собственное активное действие зрителя-игрока, в том числе и на уровне деятельного понимания длящихся процессов, а не только через отстранённый анализ. Игрок в настоящей игре является субъектом действия, у него есть выбор между действиями. Нет действия, которое заранее можно гарантированно определить как самое правильное, самое сильное. Единственный недостаток игры состоит в том, что чем она сложнее по механике, тем труднее в ней работать с большим количеством игроков.

Игра в театре дает:

  • осмысление спектакля через индивидуальнуюигромеханику;
  • встраивание зрителя в динамичную структуру, основанную на спектакле;
  • перевод зрителя в субъектную позицию по отношению к спектаклю и культуре в целом;
  • рефлексию зрительского опыта и возможность распространения результатов рефлексии на реальную жизнь человека (Михаил Моисеев. Инструментальные игры в театре).

Кульминация урока – самая яркая и эмоционально насыщенная часть урока. Момент центрального события в композиции урока. Основное место, к которому педагог подводит учеников, раскрывающее смыслы и выводы. Кульминация урока является центральным пунктом драматургии урока. Это то, что запоминается больше всего и имеет наибольшее воздействие на учащихся. Это самый важный акцент, своеобразная сокровищница урока. Наивысшая точка образовательного процесса.

(В открытых педагогических технологиях эта точка называется «точкой разрыва», когда обнаруживается, что ранее имеющихся знаний, умений и навыков не хватает для решения новой образовательной задачи, и нужно научиться чему-то принципиально новому. Это родственно режиссёрскому пониманию кульминации, когда ранее избранные стратегии разрешения конфликта оказываются недостаточными, и протагонисту необходимо изобрети новую стратегию.)

Импровизация – принцип театральной педагогики, в котором на первое место ставится спонтанность, непосредственность. Это те качества, которые позволяют раскрыть творческий потенциал каждого участника образовательных отношений в театральной педагогике.

Коридор импровизации – важный аспект театральной педагогики, который заключается в том, что задания для учеников «не разжевываются», даются в общем виде, без подробностей. Цель и тема занятия (урока, упражнения) часто не объявляются, остаются «тайной». Работа не исправляется в процессе, любой результат считается ценным. Таким образом, ученики имеют широкий спектр возможностей, приемов, способов выполнения поставленной задачи.

Инициация среды – «Инициация - обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества» (Вики). В случае подготовки уроков по ТП – подготовка слушателей к участию в дальнейшем процессе обучения.

Инкультурация – это процесс приобщения человека к культурной среде, усвоение норм и ценностей этнокультуры. Если социализация — это вхождение человека в общество, то инкультурация – это вхождение в культуру. Мы используем театральную педагогику как средство инкультурации.

Культурный посредник – помощник в переходе от того, где я сейчас, к тому, куда я стремлюсь (идеальный образ), владеющий культурными способами и инструментами для осуществления этого перехода. Он вызывает в других чувства, которые ему нужны, проявляет и обостряет противоречия, обусловленные образовательным дефицитом. Посредник сам проходит путь культурной инициации, работает над своим личностным ростом. Это дает ему право, опираясь на свои и культурные ценности, используя свои силы, свой опыт, создавать ситуацию и ставить человека перед выбором: делать ли усилия для перехода на новый уровень развития или остаться в комфорте привычных способов.

Это посредничество и сопровождение при переходе из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

Личностный смысл исследуемого художественного образа в театральной педагогике – цель обращения к художественному событию. Представляет из себя глубоко личное, основанное на совместно-раздельных переживаниях и их осмыслении, не всегда четко сформулированное, но глубоко прочувствованное отношение к исследуемому объекту, «присвоение» объекта, идущее благодаря проникновению в его внутренние связи. Рождается в длительном процессе групповой работы при условии, если:

  • возникает общее поле переживаний;
  • происходит процесс означивания этого поля.
Мизансцена педагогическая.

Мизансцена – это слово пришло из театральных терминов – мизансцена (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. В педагогике Мизансцена – это расположение участников процесса совместной деятельности, которое указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы.

Варианты педагогических мизансцен:

  • авторитарная рассадка (дети за партами, педагог у доски) – традиционный урок, объяснение материала.
  • демократическая рассадка (творческий полукруг) – позиция педагога – руководитель.
  • "Круглый стол" – замыкает пространство общения, для проведения бесед, мозговых атак, поэтических вечеров. Позиция педагога – нейтралитет.
  • дискуссионная (один педагог между двумя рядами) – Выявление мнений, точек зрения. Позиция педагога – арбитр.
  • групповая (педагог в центре нескольких групп учеников) – организационная работа по группам. Педагог – генератор идей.
  • лучевая, или состязательная (два педагога между двумя линиями рядов) – диалог преподавателей, имеющих разные подходы. Позиция педагога – наставник, советник.

Порой необходимо менять мизансцену во время занятия, так как двигательная активность стимулирует умственную деятельность и перемены помогают собирать внимание, поменять угол зрения, чтобы было возможно решать задачу разными способами.

Мизансцена урока – расположение всех участников по отношению друг к другу, внешний образ которого представляет очевидность существующих отношений. Если все расположились в кругу – взаимоотношения, скорее всего, «на равных». Если учитель держит дистанцию по отношению к группе, а дети сидят ровными рядами, то авторитарная позиция учителя тоже очевидна. Мизансцена – образ отношения для зрительного восприятия – чтобы стало очевидно.

С одной стороны, она материализует отношения между людьми,а с другой стороны, выстраивая расположение людей в пространстве, она порождает соответствующие рисунку мизансцены определенные отношения.

Мизансцена меняется согласно ситуации урока: педагог ведет объяснение – одна мизансцена, в центре ее педагог; перед детьми поставлен вопрос, один из учеников в центре класса отвечает на данный вопрос – это другая мизансцена; идет групповая работа экспериментального плана – третья мизансцена и т.д. При смене характера взаимодействия немедленно должна меняться мизансцена, так, чтобы в центре ее оказывались поочередно дети.

Если мизансцена однообразна (учитель в центре, дети на периферии), это сказывается на потере интереса, на холодных взаимоотношениях (иногда дети некоторых учеников в лицо не успевают рассмотреть), на угасании положительного отношения к учителю. Ее динамика должна быть подчинена очень важной педагогической идее: центром мизансцены должен бывать каждый ребенок, помимо педагога.

Мизансцена урока – свободная организация группового пространства в зависимости от творческой или образовательной задачи. Гибкость, вариативность взаимного расположения участников относительно друг друга и предметов обстановки позволяют сменить точку зрения и ощущения себя в этом пространстве, что способствует, в свою очередь, и смене привычных социальных ролей.

Монтаж – это метод создания художественного образа, основа художественного мышления. Слово «монтаж» в буквальном переводе с французского означает – «сборка».Основная цель и задача монтажа – связное и последовательное изложение темы, сюжета, действия, поступков. Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия.

Сергей Эйзенштейн, теоретик и практик метода монтажа, говорил, что монтаж основан на сопоставлении двух или нескольких кусков. Это означает, что монтаж предусматривает подбор и соединение отдельных художественных частей чего–либо даже на основе их сравнения с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства.
При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные ощущения, соединять разнообразный материал, сопоставляя два плана и более между собой. Монтаж рождает новое качество, которое должно развиваться в динамике. Лев Кулешов, классик кинематографа и режиссер, понимал появление нового смысла от сопоставления 2–х кадров, поставленных рядом. Он писал: «Для того чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельно снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребенок составляет из отдельных разбросанных кубиков с буквами целое слово или отдельную фразу». В этом изречении сказано, практически, самое главное о монтаже. Режиссеры и сценаристы должны владеть искусством монтажа, уметь соединять монтажные фразы, из них – эпизоды, а из эпизодов, блоки и сам спектакль, кинофильм, представление.

В практике театрализованных форм работы метод монтажастал одним из главных. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария.

Монтаж (монтажные приемы) – в кинематографе это средство организации логики рассказа, его формы и эмоциональной выразительности. В театральной педагогике мы обращаем внимание на монтажные приемы именно как на средство эмоциональной выразительности. Это контрасты, на которых строится рассказ (картина, произведение). Это может быть чередование темпоритма, громкости, цвета, яркости, переднего и заднего плана, размера т.д. Это чередование с целью подчеркнуть, выделить какие–то моменты, переключить внимание или организовать логику повествования. С помощью различных монтажных приемов мы добиваемся наибольшей включенности и эмоционального отклика зрителя (слушателя, читателя).

Общий (коллективный) субъект – феномен, возникающий при правильно подготовленном и правильно проведенном упражнении, основанном на коллективном обращении к произведению искусства или иному значимому художественному событию. Например, при работе в рамках методики «Три шапки вопросов», уже первый круг вопросов направлен на расширение феноменологического поля восприятия.

О–значивание, выработка языка «общего» опыта переживания – необходимый этап в групповой работе по исследованию художественного образа. Процесс, происходящий как бы сам по себе при обмене впечатлениями между участниками группы. Роль модератора на этом этапе: ненавязчиво фиксировать найденные языковые формы, оставляя при этом простор для их индивидуальной интерпретации.

Педагогические ценности – ценности, на которые опирается педагог в целях воспитания личности. Смыслы, которые педагог вкладывает в образовательный процесс. Система представлений педагогики о самом важном в воспитании личности, копилка методов образовательной среды. В списке педагогических ценностей могут быть такие понятия как равенство учеников (мнение каждого важно), диалог вместо отрицания, слушаем, не перебивая по принципу круга и т.д. Педагогические ценности – норма, выступающая как познавательная система, которая служит соединению сложившегося общественного мировоззрения в области образования и деятельность педагога.

Педагогическая тайна – отсутствие информации по теме урока.

Учитель не говорит детям, какова тема урока. Он не информирует аудитории о том, что они будут проходить на занятии. Подобная практика помогает держать внимание детей в течении всего занятия. Срабатывает эффект «разгадывания загадки, ответ становится известен ребятам только в конце урока после того, как учитель подведет итоги урока. Тем самым, дети с самых первых минут урока непроизвольно вовлечены в педагогический процесс познания и творчества. Разгадывая тему урока в течение всего занятия, дети получают новые знания и умения через собственные и коллективные творческие открытия. Ребята не получают готовые знания от педагога, а приобретают их собственным трудом, пытаясь понять, что задумал учитель.

Апелляция к тайне – важный инструмент театральной педагогики, как в контексте методики построения отдельного занятия, так и в контексте базового смыслового поля. Напрямую связан с мотивацией и самомотивацией участников занятий. Соприкосновение с тайной открывает путь изменений, влияет на готовность что–то впустить в жизнь, поддерживает исследовательский интерес. В некотором смысле, природа человека и мира заключается в недоопределенности, а вызов – в доопределении друг друга (это не результат, а практика). Близкие понятия: загадка, парадокс, поиск, неопределенность. 80–й уровень – перестать искать <конечный ответ, разгадку>, сохраняя состояние неопределенности.

Педагогическое молчание – короткая и емкая речь учителя на уроке, короткие и емкие монологи, пояснения учителя без пространных отступлений и рассуждений. Предельно четко выстроенная речь учителя в спокойном ровном ритме. Подобная речь педагога поддерживает дисциплину на уроке и повышенный интерес к словам учителя. Ребята как бы ловят каждое слово учителя. В словах педагога нет ничего лишнего, каждое слово несет необходимый смысл и раскрывает «тайну педагогического молчания», помогая детям понять смысл и содержание всего занятия.

Преподаватель говорит мало. Исключительно по делу без пустословия. Старается формулировать задания для детей максимально простыми слова и короткими предложениями. Учитель говорит «что» нужно сделать, но не объясняет «как», предлагая самим детям провести самим эксперимент с материалом, который подготовил учитель.

Педагогическое молчание учителя сразу задает темпо–ритм всего урока. Максимально короткое введение (дети пассивно слушают). Затем идет выполнение задание в достаточно быстром темпе с короткими словесными дополнениями учителя. В финале урока – учитель опять много не говорит. Он лишь задает правильные вопросы по итогам занятия и выслушивает подробные ответы учеников, коротко резюмирует и четко подводит итоги занятия.

Психологический жест – «Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать, ни чувствовать». Леонардо да Винчи.

Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, переживаем инсайт, уходим в себя, пьянеем от счастья?

Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения нашей души. Душевные или психологические жесты (ПЖ) являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет наше тело. Усиливая те или иные физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.

Провокация – действие, с высокой вероятностью, способное вызвать нужную реакцию у собеседника/слушателя.

Проживание – принятие на себя роли другого. Проживание жизни героя, явления, предмета в воображении или телесно и соотнесение собственных впечатлений с иными интерпретациями.

Это вовлечение в пространство произведения, соединение художественного и реального времени, углубление в характеры персонажей, постижение ситуации изнутри, соединяя в себе понимание автором своих персонажей и свой собственный опыт. Можно сказать, что проживание = понимание героя.

Проживание – изучение нового знания в процессе творчества, а не получение готового знаний; превращение чужого знания в личный опыт на телесном, чувственном и интеллектуальном уровне.

Способами «проживания» является: двигательная активность (упражнения на движения, этюды, театральные зарисовки); эмоциональное и чувственное восприятие предмета (упражнения на внимание и фантазию), письменные эссе, сочинения (работы, контролирующие интеллектуальное понимание предмета).

Принцип проживания в театральной педагогике определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия.

Проживание – один из принципов театральной педагогики, который позволяет участникам получать новые личностные знания и обретать смыслы через всю полноту переживаний – эмоциональных, физических, интеллектуальных. Освоение знаний/компетенций происходит как результат таких личностных открытий, а не как усвоение чужих готовых образцов.

Распаковка – методические комментарии, объяснение целей и задач используемых практик и упражнений. Описание их нюансов и важных особенностей. В театральной педагогике обращается внимание на то, зачем и как использовать те или иные упражнения и задания.

Самомотивация — это особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает управление своим поведением, позволяет относиться к проблемам и трудностям на пути к успеху с оптимизмом.

Событие – по Ю.М. Лотману, событием является то, что «произошло, хотя могло и не произойти». Специально созданная/спровоцированная ситуация. В педагогике, в т.ч. театральной, событие/действие, способное повлиять на дальнейшее развитие ситуации, течения, проведения урока/занятия, возможность направить его в нужное русло.

Событие – это происшествие, которое меняет цель персонажа, переворачивает ситуацию.

Событийность – совместная разделенность, сопричастность к чему–либо.

Совместно разделенная причастность к какому–то событию (специально организованная с помощью создания особой атмосферы доверия, загадочности, личностного подключения каждого участника события и др.)

Событийность в образовании

Ситуация–событие представляет собой встречу с другой духовной реальностью.

«Событие для личности – это момент ее наибольшей востребованности и, соответственно, самореализации» (по В.В. Серикову).

Со–бытие по В.И. Слободчикову и есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности.

Образовательное Событие – основа урока в ТП (Ильев В.А.), совместное переживание, происходящие в специально созданном феноменологическом, эмоциональном и смысловом поле, способствующее расширению собственного опыта и появлению личностного смысла, а значит и развитию субъектности. Все методики ТП направлены на организацию личностно–значимого события.

Принцип событийности в театральной педагогике

  • означает, что во время занятий должно происходить что–то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал немного по–другому, действовал по–другому. Через переживания событий человек развивается.
  • означает, что во время урока (занятия) должно произойти некое действие (взаимодействие), которое изменит начальное состояние участников, будет для них личностно значимо и эмоционально наполнено.

Совместно–раздельное переживание – процесс, происходящий при коллективном обращении к событию; может возникать спонтанно в тесном кругу хорошо понимающих друг друга людей, но гарантированно возникает в ходе специально подготовленного и проведенного по определенным правилам действия модератора. Предполагает на одном из этапов преодоление инерции собственного восприятия.

Социоигровой стиль – построение занятий (уроков), при котором работа ведется через игру – взаимодействие в микрогруппах: как между группами, так и внутри них. При этом берутся во внимание смена лидерства внутри групп, смена темпоритма и мизансцен, двигательная активность, интеграция разных видов деятельности. Развитие происходит через игровое взаимодействие со сверстниками. (Авторы А.П.Ершова и В.М.Букатов)

Малая группа – групповая работа детей в количестве 5–7 человек. Класс разделается на несколько мини групп. Каждая такая «малая группа» выполняет задание и презентует результат своей деятельности для всех остальных групп. В театральной педагогике один из ключевых навыков, которым учат детей, это работа в коллективе, сотрудничество и сотворчество. Работа в малых группах тренирует умение быть услышанным другими людьми и умение слушать других. Постоянная коммуникация и публичная презентация результатов работы помогает ребенку учиться договариваться и находить контакт с людьми разного пола, темперамента и характера. Работа детей в малых группах стимулирует внимание и интерес к теме урока. Ребята активно включены в процесс выполнения задания, что повышает сумму тех знаний, умений и навыков, которые дети получают на уроке. У ребенка нет времени «уйти в себя». Он как бы постоянно на сцене и, работая в малой группе, вынужден сохранять максимальную возможную концентрацию своего внимания на предмете урока, так как вынужден постоянно «видеть» и «слушать» других, не забывая при этом о собственной самопрезентации. Ребенок вынужден контролировать свои эмоции и адекватно отвечать на эмоции других. Работа в «малых группах» и работа несколько малых групп между самой создает условия для разумной конкурентности, состязательности между учениками. И главное, работа в «малых группах» на уроках выступает ведущим методом познания нового материала, ведущим способом добычи новых знаний.

Социальный театр. Социальный спектакль. Театр (или спектакль), в котором социальные задачи выносятся на первый план по сравнению с творческими, художественными задачами (но, желательно, не отменяют их совсем). Может решать задачи как отдельных, в т.ч. и маргинальных групп (трудные подростки, люди с ограниченными возможностями, мигранты, беженцы), так и проблематизировать касающиеся всех людей вопросы (экология). Постановка социальных спектаклей вовлекает участников в процесс, делая их со–участниками и творцами спектакля и в идеале, своей жизни. Пример – ТЮЗ Брянцева на заре своего существования. В настоящем, спектакль «Язык птиц».

Сценическое воображение – это психическая деятельность человека, в процессе которой создаются новые мыслительные образы. Согласно театральной педагогике, синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах, таких, как:

  • агглютинация или «склеивание» разнообразных частей и качеств;
  • гиперболизация или увеличение отдельных частей;
  • схематизация или подчеркивание сходства частей;
  • типизация или выделение существенного;
  • заострение или подчеркивание отдельных признаков.

*Многие упражнения в ТП, в том числе которые мы осваивали на курсах, были направлены на развитие сценического воображения, что позволяет ученику включаться в творческий процесс, участвовать втоворческом процессе, а потом инициировать этот творческй процесс. Это воображение необходимо ученику при работе и с произведением литературы, особенно с произведениями драматического жанра – это позволяет ученику лучше представить пространство произведения, нарисовать образ героя…

Творческое обсуждение – специальным образом организованная процедура, включающая обмен идеями, рефлексию эмоций и переживаний участников ПОСЛЕ просмотра спектакля, фильма, прочтения книги. В зависимости от возраста и состава участников, педагогических задач, творческих целей выбирается форма такого творческого обсуждения – безоценочное интервью, шапка вопросов, групповая дискуссия, мозговой штурм. Могут использоваться арттерапевтические техники – живая скульптура, рисование, лепка. Основная задача творческого обсуждения – прояснение собственных впечатлений участников, вербализация переживаний, «распутывание» комка негативных и позитивных эмоций, оставшихся после встречи с художественным произведением. Задачи творческого обсуждения не идентичны задачам критических разборов, рецензий и т.п.

Театральная педагогика – отрасль на стыке педагогики и психологии, привносящая в процесс образования принципы и методы, реализуемые при подготовке деятелей театрального искусства. Упор в образовательном процессе делается не на донесение информации, фактов и событий, не на формирование интеллектуальных знаний, а на развитие и рост личности ребенка, на эмоциональную вовлеченность и заинтересованность, на переживание и проживание того, что происходит на уроке. Мотивация к познанию мира и самого себя, социализация, коммуникация – это первое, над чем работает театральный педагог. При таком подходе происходит раскрытие потенциала ребенка, и знания по теме урока прочно усваиваются, поскольку становятся частью внутреннего опыта ученика.

Театральная педагогика — это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников. Она способствует постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дает совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
Принципы театральной педагогики:

  • Принцип событийности означает, что во время занятий должно происходить что–то такое, что для участников действия меняет мир. До того, как для тебя произошло событие, ты был немного другим, думал немного по–другому, действовал по–другому. Через переживания событий человек развивается.
  • Принцип проживания определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия.
  • Принцип личного творческого действия, где не существует никаких запретов для развития потенциала детей. Не контролировать это тоже неправильно. Свободу творчества сужают предложенные обстоятельства, ряд вопросов, проблемы и трудности, которые нужно преодолеть, но запретов нет. Важно соблюсти этот принцип, именно тогда открытие станет личностно–значимым миром, а не навязанным материалом.
  • Принцип импровизации — отличительная черта театральной педагогики. Прежде чем думать, хороший актёр должен действовать. Спонтанность, непосредственность — качества, которые позволяют раскрыть потенциал ребёнка, но которые часто «глушатся» традиционной образовательной системой. И педагог, который сам не может быть непосредственным, боится импровизировать, не научит этому другого.

«Театр угнетённых». Термин, как и сам театр, придумал бразильский режиссёр Аугусто Боаль(1931–2009).

Сам Аугусто Боаль как личность формировался в сложной социально–политической обстановке своей эпохи и страны, что, соответственно повлияло и на его мировоззрение, и на убеждения. Не случайно в своём творчестве он опирается на таких столпов как Бертольд Брехт и Зигмунд Фрейд. У Брехта, например, он позаимствовал принцип остранения (от слова: неожиданный, странный): взгляд на ситуацию под новым, неожиданным углом зрения, делающим понимание этой ситуации принципиально иным.

«Театр угнетённых» – это не театр в чистом виде, каким мы привыкли его воспринимать, а скорее программа по психо–социальной реабилитации личности, где зритель имеет возможность в любой момент сценического действия стать действующим лицом. Это театр, направленный на социальную адаптацию не защищенных (угнетённых) групп населения. Его разработки в настоящее время активно используються в разный странах в различных социальный программах в том числе и в работе с заключенными и ВИЧ–инфицировонными. В России есть опыт работы с наркозависимыми.

Театр строится на диалоге актера и зрителя, и принципиальном отсутствии «четвертой стены» (форум–театр).

На сцене разыгрывается история, связанная с угнетением. В кульминационной точке действие прерывается и ведущий предлагает зрителям (spect–actor) разрешить сложившуюся ситуацию. Зрители могут предложить актерам свой сценарий развития событий, или выйти на сцену и доиграть сюжет самостоятельно.

Форум–театр. Базовый, основопологающий термин и принцип существования «Театра угнетенных» Аугусто Боаля.

Не удовлетворенный рамками театра как политической трибуны, Боаль уходит в чисто социальный театр. Для этого он ломает сложившейся стериотип тетра (где актер играет, а зритель созерцает), убирая из него четвертую стену (стирает грань между актёром и зрителем) и превращает тем самым театр в общую площадку, общественное пространство – Форум. Причём «Форум» с большой буквы как в Др. Риме, где каждый человек является социально–активной единицей, берущей на себя ответственность, творящей свою судьбу.

«Театр может помочь нам построить будущее, вместо того чтобы просто его ждать» – это выражение становиться лозунгом нового театра.

Принципиально новый театр потребовал новых принцыпов существования: требовалось новая структура и условность. На помощь пришел древнегреческий театр, навеявший ему главных персонажей: протогониста (главный герой, центральное действующее лицо греческого театра), антогониста (его антипода), и трихоганистов – приспособив их под свои нужды и перераспределив им роли. Теперь Протогонист у Боаля – лицо угнетенное, Антогонист – угнетатель, а Трихогонисты, пришедшие на замену дренегреческого хора, становятся сочувствующими той или другой стороне.

Актерами разыгрывается зараннее приготовленная история, требующая разрешения, непосредственного участия всех участников театра–форума, тоесть и условного зрителя. Но, для того, что бы окончательно уничтожить границу между залом и сценой, потребовался новый, доселе неизвестный персонаж – Джокер. Джокер – ведущий, модератор всего «спектакля», он общается и со зрителями и с актерами, побуждает участников Форума предложить свои модели развития ситуации, которые могут разыграть как актеры, так и сами зрители (соучастники форум–театра). Он же руководит последуещим обсуждением предложенных вариантов.

И так как в форум–театре изначально история Протогониста всегда связана с неразрешимыми жизненными трудностями, и разыгрываемый сюжет прерывается в самой острой точке конфликта, зритель не может остаться безучастным. В результате просмотра и обсуждения, проводимого Джокером каждый участник Форума имеет возможность проанализировать ситуацию угнетения, понять её социальный источник и увидеть разнообразие культурных, социальных и, даже, законодательных способов ее разрешения.

Спект–актёр (spect–actor) Так же придумал Аугусто Боаль. Это «игра» с английским словом spectator – зритель.

В spect–actor Боаль соединяет зрителя с актером, который вовлечен в театральное действие практически. В отличии от обычного зрителя, просто смотрящего спектакль, spect–actor в любой момент действия может выйти на сцену сам и принять участие в спектакле, заменяя любого из актеров, предлагая свое решение возникшей на сцене проблемы и развивая сюжет по своему усмотрению.

А так как в форум–театре предусмотренно участие человека «с улицы», человека не подготовленного к театральному действу, формирование spect–actor происходит тут же, в рамках форум–театра. Главную роль в этом формировании Боаль возлагает на Джокера. Тот, еще перед началом преставления, общается с залом, предлагает проделать не сложные упражнения, помогающие раскрепостить психо–физический аппарат, осознать свое тело, почувствовать определенную легкость и возможность участия в общем процессе.

Боаль создаёт «идеального» зрителя, способного войти в спектакль как сотворец сценического действия. Предлагая своё, индивидульное решение spect–actor, тем самым, обогащает как свой личностный опыт, так и опыт других участников форум–театра, что значительно облегчает формирование социально–активной личности.

Все принципы театра Аугусто Боаля сегодня активно используются и продолжают развиваться в рамках театральной педогогики.

Точка удивления – в педагогике является синонимом термина «проблемная ситуация». Это созданный учителем момент урока, когда ребенок замечает, а затем осознает и формулирует противоречие. Это противоречие удивляет его, а, значит, привлекает внимание, заинтересовывает и невольно втягивает в процесс обсуждения, пробуждает мысль, затрагивает эмоции, побуждает самостоятельно предлагать разные гипотезы по разрешению противоречия, делать выводы.

Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»).

Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. Фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех её участников.

Педагог, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста».

Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

Фасилитатор – это человек, задачей которого является организация успешной групповой работы (обсуждений). От английского «facilitate» – «облегчать, продвигать, стимулировать». То есть фасилитатор (иногда, модератор) – это катализатор, побудитель. Он не участвует в обсуждении, но принимает безоценочно любые мнения, старается дать высказаться каждому, следит за регламентом, направляет беседу (процесс) в «нужное русло», не помогает в выполнении задачи, но предлагает средства для ее выполнения.

Художественная задача. Хотя подражание профессиональному театру не является задачей театральной педагогики (наоборот, это симптом, что что–то пошло не так), формулирование и решение художественных задач – важная часть театральной педагогики, это форма для решения задач личностных, социальных, а также предметных и метапредметных образовательных задач. ХЗ – это способ структурировать исследовательский и коммуникативный процесс, инициируемый театральным педагогом.

Художественное средство – набор приемов, способов и техник, используемых в том или ином виде искусства для выражения идеи. Проще: язык вида искусства.

Художественно–творческая среда – набор необходимых условий для развитие художественных способностей в процессе творческой деятельности.

Художественно–творческая среда – это среда, которая инициирует поступательное движение к образу. Проблематизирующая среда, ставящая вопрос. Порядок этой среды задаётся двойной системой координат. Одна осознанно задаётся инициатором среды, тем маршрутом, который он предлагает, теми критериями, которыми он предлагает измерять величину пройденного пути. Другая система координат осознанно или неосознанно задаётся каждым участником образовательного путешествия. И каждая траектория имеет свой импровизационный коридор, в котором обозначены границы. Эти границы должны постепенно фиксироваться и осознаваться.

Контрастность среды Художественно–творческая среда не должна быть однообразной. В процессе, педагог, удерживая свой вектор сквозного действия, организует и видоизменяет пространство следующими способами: Смена положения в пространстве и угла зрения; смена дистанций; смена плотности пространства; смена объёма; смена звуковой среды; смена световой среды.

Полимодальность творчества: Творческий путь, задаваемый инициатором процесса, должен быть не однородным. Важно на этом пути подключать всевозможные способы создания образности. Подключать тело и голос. Исследовать тему через все органы чувств. Через различные виды деятельности.

Чувственный опыт: что остаётся с нами на долгое время? Закрепляется в нашей памяти на длительный срок или даже на всю жизнь? То, что вызвало в нас чувственный отклик. Стало событием. Культурный посредник использует свой чувственный опыт и создаёт среду, в которой свой собственный чувственный опыт получат участники образовательного процесса.

Чувства – это способность эмоционального тела принимать ощущения разного характера и передавать их в сознание, где они обрабатываются и выражаются человеком или животным в виде реакции, то есть эмоции.

Чувства и эмоции. В чем разница?

Чувства и эмоции – очень близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и тоже.

Различия между ними заключаются вот в чем:

  • Возникновение в процессе эволюции: эмоции возникли раньше, чем чувства.
  • Кому присущи: эмоции присущи животным и человеку, а чувства – только человеку.
  • Осознаваемость: эмоции как правило не осознаются и проявляются бессознательно, а чувства представлены в сознании.
  • Продолжительность: эмоции мгновенные, кратковременные и могутбыстроменяться, а чувства – постепенные, долговременные и устойчивые.
  • К чему привязаны: эмоции привязаны к ситуациям и состояниям, а чувства – к объектам.
  • С чем связаны: эмоции связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой.
  • Где «живут»: эмоции – в теле, чувства – в душе.

Следовательно, эмоции – это явление физиологическое, а чувства – психологическое.

Эмоции проявляются снаружи, а чувства – внутри.

Чувства – это устойчивое эмоциональное отношение к предмету или объекту. Они представляют собой состояния.

Эмоции – это мгновенная реакция человека на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий. Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств.

Эмоция — это средней продолжительности (5 минут — 1–2 часа + –) состояние, вызванное интерпретацией (нашем готовым представлением о событии, мире, объекте). Если для Аффекта необходимо присутствие в ситуации, то для Эмоции это не обязательно. Она может возникать, как в ситуации, так и в воображаемой ситуации.

Например: у человека может быть страх за то, что у него кончатся деньги, потеряет близкого человека и так далее. Еще, вас оскорбили, и вы испытали гнев. Как вы заметили, тут события практически нет. Человек оценивает ситуацию и делает вывод, который вызывает Эмоцию страх.

Чувство — это длительный эмоциональный процесс (несколько часов — год, два, три и более + –) сопровождающийся мышлением, субъективной оценкой ситуации. Присутствие в ситуации для испытания Чувств необязательно. Так же, Чувствам свойственна амбивалентность, — то есть двойственность. Люблю и ненавижу, жалость и злость и так далее.

Например: Чувство любви к человеку. Человека может не быть рядом, но любовь может сохраняться годами. Или Чувство вины, — если в ситуации с Эмоцией, когда вас оскорбили, то вы можете испытать гнев. Это все ещё Эмоции. Но вы можете почувствовать вину из–за того, что вы испытали Эмоцию гнев. Так вот, вина в этом случае будет уже Чувством, а не эмоцией.Почему, потому что добавилась ваша субъективная оценка Эмоции.

Эмоциональный интеллект – умение распознавать свои и чужие эмоции для представления себя в социуме. В ТП наличие эмоций – показатель наличия контакта с собой, с другим участником и с учебным материалом во время образовательного процесса. Эмоции — это энергия и мотивация.

Эмпатия— осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

Эмпатия — форма понимания другого человека путем временной и частичной идентификации с ним.

Эстетическое отношение – особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира.

Этюд – творческая проба.

Шэринг – в психологии это рефлексия, осознание и озвучивание своих эмоций, переживаний, ощущений и т.п. В театральной педагогике шэринг – это последняя (иногда, промежуточная) фаза многих практик и упражнений, в которой участники делятся своими ощущениями, впечатлениями от процесса своей работы и работы других участников. Один из важнейших элементов театральных практик, без которого часто нельзя считать работу завершенной.

Когда возник термин Drama in education определить точно невозможно. Но, как и большинство содержательных явлений в области гуманистической педагогики и педагогики искусства, драмапедагогика начала формироваться на рубеже XIX–XX века, пережила первый период расцвета в 20–е годы XX века, и затем стала активно развиваться в 60–70–е годы.

Английские, ирландские, американские, немецкие, португальские, турецкие и другие исследователи выстраивают примерно одинаковую периодизацию. Точки расцвета связывают с преодолением кризисных периодов, когда проблемы «расчеловечивания человека» встают особенно остро и требуются максимально эффективные способы гуманизации детского сообщества и образования.

Drama in education ставит во главу угла решение проблем общества и конкретного человека.

Речь идет не о подражании профессиональному искусству, а об использовании театральной методологии для решения личностных, социальных, метапредметных и предметных образовательных задач.

Драмапедагогика – это работа педагогов общеобразовательной школы, использующих театральные методики. А направление «Театр в образовании» характерно привлечением ориентированных на образовательные задачи профессиональных театральных групп в школы.

Прежде всего направление «Театр в образовании» решает проблемы двух типов: социализация и инкультурация.

Используются следующие техники:

  • Социальные спектакли. Постановки, в которых поднимаются острые для местного сообщества вопросы (могут использоваться приемы театра спонтанности Морено, театра угнетенных Боаля, плейбек Фокса и Саласа). Играют в пространстве школы: в классе, гардеробе, столовой, на лестнице – разные сцены в разных местах. Принципиально, чтобы это были локации, где дети проживают свою жизнь. Обязательной частью спектакля является вовлечение зрителей в обсуждение проблематики. Это может быть интерактив, где дети играют свою версию основных событий, диспут или смешанные формы творческих проб и дискуссий.
  • Творческие проекты. Сотрудники театра осуществляют проектную работу с группой учащихся (чаще с особыми образовательными потребностями: дети мигрантов, из неблагополучных семей, инвалиды и т. д.). Начинается все с арттерапевтических тренингов, во время которых устанавливаются правила безопасной среды, проявляются актуальные для группы личностные и социальные проблемы, развиваются творческие способности и художественные навыки. Затем наступает период творческих импровизаций на выявленные темы. После чего складывается перформанс, который представляется публике. Итоги работы обязательно обсуждаются.
  • Развитие зрительской культуры. Представители театральной группы подготавливают детей к восприятию театрального языка, мотивируют на посещение профессионального спектакля. Затем они проводят в школе рефлексивные занятия по итогам посещения.

Драмапедагогика решает образовательные задачи широкого спектра.

Из огромного многообразия форм можно выделить несколько наиболее популярных:

  • Драмапедагогика в начальной школе. Это специально выделенные учебные часы, во время которых дети занимаются театральными тренингами, активизирующими познавательные интересы, развивающими коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, мышление и речь, умения выполнять в группе творческую и исследовательскую работу.
  • Драматизация на уроках иностранного языка. Это направление восходит к традициям иезуитских колледжей эпохи Возрождения. Здесь наработан огромный опыт самых разных техник: от отрывков драм на иностранном языке до этюдов–импровизаций на тему «турист в незнакомом городе». Сложносочиненные сюжетные ролевые игры соседствуют с элементарными речевыми театральными упражнениями.
  • Ролевые игры на уроках гуманитарного профиля. Дети импровизируют на тему развития конфликтной ситуации, которая потом встретится им в изучаемом материале. Погружаются в контексты эпохи, социальных ситуаций, литературных произведений, выбирают роли и действуют от лица персонажей, разрабатывая стратегии, создавая реконструкции и прогнозы возможных альтернативных развитий сюжета. Также здесь могут создаваться звукошумовые импровизации, эскизы костюмов, грим, элементы декораций.
  • Школьные театральные фестивали. Здесь создатели замыслов, инсценировок, костюмов и декораций – сами дети. Они осуществляют выбор на каждом этапе работы. Взрослые выступают в качестве фасилитаторов и тьюторов, но не режиссеров–диктаторов.
  • Театральные техники при изучении негуманитарных предметов. Этот вид драмапедагогики за рубежом, как и в России, самый редкий. В основе лежит применение довольно сложной методики действенного анализа, разработанного в русской театральной школе, к изучению широкого круга явлений. Это сочетание экспериментальной телесной импровизации в пространстве, ролевых диспутов и теоретического анализа событийного ряда – физических, химических, биологических и любых других процессов.

Drama in education – официально признанная за рубежом педагогическая специализация. Многие университеты имеют соответствующие профили, спецкурсы, магистерские программы.

SoftSkills (мягкие навыки) – набор надпрофессиональных (неспецифических) навыков, которые способствуют успешной самореализации (ответственность, коммуникация, слушание, креативное мышление).

Hardskills – техническая компетентность и профессиональные навыки, приобретённые в процессе обучения в той или мной сфере деятельности.
В настоящее время идет набор на курсы повышения квалификации "Организация работы школьного театра", где вы сможете узнать больше о театральной педагогике, примите участие вразличных тренингах, научитесь выстраивать безоценочное обсуждение художественных событий, проектировать инструментарий для оценки и оценивать театральные практики как часть образовательного процесса.

Узнать подробности и зарегистрироваться можно здесь
Made on
Tilda