Своими словами
Театральный педагог и театральная педагогика

Часть 1
Авторы – слушатели курса «Практики педагогики искусства и театральной педагогики в социокультурном проекте» ЛСКОП МГПУ, 2020 - 2022 года

Редакторы – педагоги курса Климова Т.А. и Никитина А.Б.
Мы в соцсетях
В 2020-22 годах Лаборатория социокультурных образовательных практик МГПУ обучила несколько потоков слушателей курсов повышения квалификации, посвящённых театральной педагогике. В итоговом задании слушателям предлагалось составить тезаурус и словарик театральной педагогики, определить, кто такой театральный педагог и что такое театральная педагогика, а также описать ряд ключевых театральных практик в формате инструкции.

Сегодня, когда перед каждой школой стоит задача создания школьного театра нам показалось опубликовать наиболее интересную и продуктивную часть этой коллективной работы. Мы разделим её на несколько частей. В первой поговорим о том, кто такой театральный педагог и что такое театральная педагогика, во второй представим словарик и тезаурус, а в следующих предложим описания практик.

Театральный педагог
Театральный педагог – тот, кто владеет художественным методом, без которого невозможно заглянуть в душу предмета. А без общения душ нет близости. Поэтому чисто научный подход ведет ребенка в тупик. В конце научного пути должна стоять художественная задача. Исследование имеет смысл, если позволяет потом создать что-то новое самому.

Театральный педагог – тот, кто умеет делать из обычного – необычное, яркое и запоминающееся.

Театральный педагог – тот, кто умеет организовать групповую работу на занятиях так, чтобы дать возможность послушать других и быть услышанным другими участниками.

Театральный педагог – это тот, кто умеет организовать игру, через которую ребёнок соприкасается с реальностью. То, что он испытывает в игре, становится для него опытом, который он может потом использовать.

Театральный режиссер и преподаватель Мэтт Бьюкенен сказал: «Обучение драматическим искусствам является важным средством стимулирования творчества в решении проблем. Оно может бросить вызов представлениям студентов об их мире и о себе. Драматическое исследование может предоставить студентам выход для эмоций, мыслей и мечтаний, которые они не могли бы иначе выразить. Студент может, хотя бы на несколько мгновений, стать другим, исследовать новую роль, попробовать и поэкспериментировать с различными личными выборами и решениями очень реальных проблем - проблем из собственной жизни или проблем, с которыми сталкиваются персонажи в литературе или исторические фигуры. Это может происходить в безопасной атмосфере, где действия и последствия могут быть рассмотрены, обсуждены и безо всяких опасностей и ловушек, к которым могли бы привести такие эксперименты в «реальном» мире. Это, пожалуй, самая важная причина для драматических искусств в школе».

Театральный педагог – это человек, способный учить детей самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы. А это так необходимо в наше время, когда происходит ограничение детской самостоятельности родителями. Страдает развитие их инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов.

Фигура театрального педагога появляется вместе с вопросом не о количестве, а о качестве, не о результативности, а о смысле. В контексте образования как процесса становления и обретения себя, организации условий для встречи с собой и другими, не только каким я был и бываю, а каким я себя не знаю, каким я мог бы быть.

В контексте культурно-исторической психологии Выготского роль театрального педагога можно соотнести с ролью культурного посредника, помогающего тому, чтобы встреча с культурой, ценностями и идеальными образами (чем-то важным и трасформирующим на базовых, глубоких уровнях) действительно произошла.

Не важно, кем он числится, но он умеет:

  • устанавливать и поддерживать личностный контакт,
  • действует здесь и сейчас (чутко воспринимает происходящее в т.ч. как обратную связь и готов изменять свою стратегию),
  • наполняет живыми смыслами абстрактные факты,
  • вдохновляет,
  • разделяет причастность к общему событию, которое возникло благодаря определенной организации,
  • умеет выдерживать долгое молчание, предлагая говорить и действовать другим,
  • знает разницу между давить и давать выбор, готов предлагать и ждать,
  • умеет существовать не только в режиме индивидуальности, но и в режиме коллективного субъекта, показывает ценность и возможности этого (видеть, слышать, действовать не только собой, но и другими)

Все всегда опосредованно личностью. Театральный педагог больше, чем его должность и место работы.
Театральная педагогика
Главный принцип театральной педагогики – личное проживание событий занятия. Здесь мало посмотреть и порассуждать (хотя рассуждение то же является немаловажной частью обучения), здесь нужно «пощупать» и руками, и глазами, и чувствами. Здесь нужно лично погрузиться в проблему или событие и сделать свой личный выбор или поступок или нарисовать (и в прямом, и в переносном смысле) свой рисунок мира и соотнести его с другими рисунками.

Метод театральной педагогики, предполагающий самостоятельное «дописывание» пьесы или отрывка из фильма, дает возможность в легкой игровой форме пройти самые разные стрессовые ситуации и найти выход.

В театральной студии и в классе, играя пьесы разных эпох, ребёнок получает возможность расширить свои личные временные рамки, а чем глубже человек может заглянуть «назад», тем дальше он сможет смотреть вперед.

Методы театральной педагогики позволяют создать модель предметной исследовательской деятельности и нормы социальной организации диалогического общения участников исследования.

Как минимум на данный момент видятся три пути:

  1. Быть просто педагогом дополнительного образования и заниматься с детьми в школьной театральной студии.
  2. Взаимодействовать с учителями-предметниками и создавать вмести с ними уроки-события, для большей вовлеченности детей в процесс обучения.
  3. Вести проектную деятельность и создать проект для всей школы с помощью ребят, которые занимаются в театральной студии.

Задачей современного педагога должно стать то, чтобы его ученик научился учиться. Тогда можно говорить о такой задаче театрального педагога как создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию всех этих навыков и компетенций.

Очень хотелось бы создавать на базе образовательного комплекса такие театральные проекты:

  • ежемесячные читки и обсуждения пьес и рассказов (современных и классических), такие читки, в которых участники могли бы в формате обсуждения и игры искать параллели со своей жизнь, отыскивать ответы на те вопросы, которые стоят сейчас перед ними;
  • театральные кафе-гостиные с поэтическими вечерами, которые придумывали бы сами студийцы, а прийти и прочитать свои стихи мог бы любой желающий.

Театральная педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, в котором дети, общаясь между собой, будут открывать новое через заданную игру.

Театральная педагогика о том, как урок способен превратиться в драматическое действо, увлекая его участников на эмоциональном уровне. И не какой-то там отдельный, а любой. Урок – это событие, которое необходимо вместе прочувствовать и пережить, выйдя из него чуть более зрелой личностью.

Приемы и методы театральной педагогики очень похожи на многое из арсенала психологических (коммуникативных, поведенческих и др) тренингов.

Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, при чем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале.

Структура ТП: творческое самочувствие на уроке; метод эффективного словесного воздействия; эффективное взаимодействие, чувство партнера; режиссура урока, разработка событийной логики; навыки создания творческой атмосферы урока и др.
В ближайшее время откроется новый набор на курсы повышения квалификации "Организация работы школьного театра". Следите за обновлениями!
Made on
Tilda