Главный принцип
театральной педагогики – личное проживание событий занятия. Здесь мало посмотреть и порассуждать (хотя рассуждение то же является немаловажной частью обучения), здесь нужно «пощупать» и руками, и глазами, и чувствами. Здесь нужно лично погрузиться в проблему или событие и сделать свой личный выбор или поступок или нарисовать (и в прямом, и в переносном смысле) свой рисунок мира и соотнести его с другими рисунками.
Метод театральной педагогики, предполагающий самостоятельное «дописывание» пьесы или отрывка из фильма, дает возможность в легкой игровой форме пройти самые разные стрессовые ситуации и найти выход.
В театральной студии и в классе, играя пьесы разных эпох, ребёнок получает возможность расширить свои личные временные рамки, а чем глубже человек может заглянуть «назад», тем дальше он сможет смотреть вперед.
Методы театральной педагогики позволяют создать модель предметной исследовательской деятельности и нормы социальной организации диалогического общения участников исследования.
Как минимум на данный момент видятся три пути:
- Быть просто педагогом дополнительного образования и заниматься с детьми в школьной театральной студии.
- Взаимодействовать с учителями-предметниками и создавать вмести с ними уроки-события, для большей вовлеченности детей в процесс обучения.
- Вести проектную деятельность и создать проект для всей школы с помощью ребят, которые занимаются в театральной студии.
Задачей современного педагога должно стать то, чтобы его ученик научился учиться. Тогда можно говорить о такой задаче
театрального педагога как создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию всех этих навыков и компетенций.
Очень хотелось бы создавать на базе образовательного комплекса такие
театральные проекты:
- ежемесячные читки и обсуждения пьес и рассказов (современных и классических), такие читки, в которых участники могли бы в формате обсуждения и игры искать параллели со своей жизнь, отыскивать ответы на те вопросы, которые стоят сейчас перед ними;
- театральные кафе-гостиные с поэтическими вечерами, которые придумывали бы сами студийцы, а прийти и прочитать свои стихи мог бы любой желающий.
Театральная педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, в котором дети, общаясь между собой, будут открывать новое через заданную игру.
Театральная педагогика о том, как урок способен превратиться в драматическое действо, увлекая его участников на эмоциональном уровне. И не какой-то там отдельный, а любой. Урок – это событие, которое необходимо вместе прочувствовать и пережить, выйдя из него чуть более зрелой личностью.
Приемы и методы
театральной педагогики очень похожи на многое из арсенала психологических (коммуникативных, поведенческих и др) тренингов.
Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, при чем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале.
Структура ТП: творческое самочувствие на уроке; метод эффективного словесного воздействия; эффективное взаимодействие, чувство партнера; режиссура урока, разработка событийной логики; навыки создания творческой атмосферы урока и др.