Л.В. Макмак, Т.В. Киселёва

МЕТАФОРА КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ:

«НЕУРОК» МАТЕМАТИКИ

Фото Константина Трубникова
Мы в соцсетях
До сих пор многие из нас понимают школьный театр как замкнутую горстку увлечённых безумцев, которые сами для себя ставят спектакли, подражая взрослым профессионалам. Лора Владимировна Макмак последовательно разрушает этот стереотип, даруя театральную игру каждому школьнику и приглашая театр на любой школьный урок. В данном случае речь пойдёт о метафорической театральной игре на уроке математики.

Очень скоро, в середине октября 2024 года, Лора Владимировна Макмак представит свой опыт во Владимире на практике в совместном проекте МГПУ и Союза женщин России «Театр + школа: точки роста» (проект реализуется на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»)


А сейчас мы предлагаем вашему вниманию статью Л.В Макмак, Т.В. Киселёвой "Метафора как методический прием: "НЕурок" математики".
Театральная педагогика – сегодня явный образовательный тренд. Вполне закономерно: кому, как не детям, дано играть. Не только в своей детской жизни, изумительно богатой игровыми придумками, но и на сцене школьного театра!
Впрочем, далеко не все ученики одарены возможностью стать участниками спектакля…
Решаемо ли противоречие внутри «тренда»? – с одной стороны, даёшь каждой школе свой театр; с другой, – нереальность осуществления запроса: во все классы по художественному руководителю? а если тысячная школа? или даже в 200-300 учеников?
Сколько же детей останется (и остаётся!) за кадром такой актуальной для них театральности!
Тупиков, как известно, нет, а есть предлагаемые обстоятельства, внутри которых можно найти опору, обеспечивающую решение: «впустить» в учебный процесс переживание-воплощение учебного предмета, всецело (эмоционально-телесно-интеллектуально-личностно-событийно) захватывающего «Я» каждого школьника.
И эта опора – образ. Пусть не сценический, но в нём есть и чувство, и разум, и пластичность, и событийность, а ещё он – источник познания собственной творческой открытости и неисчерпаемости…Перпетуум-мобиле импровизационной энергии и отдачи.
В контексте поисков «ниши» для театральной педагогики именно в «урочном обучении» – это образ нового знания, создаваемый на глазах и из-под руки прямо на уроке. Точнее, на «неуроке», построенном на метафоре как методе моделирования художественной реальности. Рабочий материал – любой школьный предмет (не обязательно гуманитарного свойства)…
Погрузимся же в модель метафорического взаимодействия с текстами и друг другом, проработанную учителями и учащимися НГШ (НОУ СОШ "Новая гуманитарная школа"): математиком, словесником (он же и театральный педагог) и восьмиклассниками.
Неурок
Тема урока: ФУНКЦИИ.
Цель: функции прожить и воплотить (через метафорические техники) в образ.
Задачи: прочитать предложенные тексты через фотоэтюд; через пластический этюд («перчатки»); через создание «авторских» графика и функции; обобщить прочтение в образ.
Ход «неурока».
Запись на доске темы общения: ФУНКЦИИ.
Формирование команд (ребята рассаживаются рабочими группами по 3-5 человек).
ШАГ ПЕРВЫЙ. Знакомство с текстом Ф. Кривина (чтение).
Ф. Кривин. Два камня
У самого берега лежали два камня – два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта. Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.
Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасностью время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.
Шли годы … Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей – комьев глины.
Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
– Здравствуй, дружище! – крикнул он Растрескавшемуся Камню.
Старый Камень был удивлён.
– Извините, я вас впервые вижу.
– Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет мы провели вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было интересно.
– Пошли со мной! – предложил Кремень. – Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха и сказал:
– Нет, это не по мне. Я и тут прекрасно устроен.
– Что ж, как знаешь! – Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
… Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
– Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?
И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
ШАГ ВТОРОЙ. Постижение текста через фотоэтюд.Внимание ребят фиксируется на фотоэтюдах, прикрепленных к доске.
Формулирование задания по тексту и фотоэтюдам: всмотритесь в «картинки» и определите, пожалуйста, которая из них резонирует со смыслом предложенной вам притчи. Обоснуйте свой выбор. И назовите его.
Представитель от каждой команды рассказывает свою версию истолкования.
ШАГ ВТОРОЙ. Постижение текста через фотоэтюд.Внимание ребят фиксируется на фотоэтюдах, прикрепленных к доске.
Формулирование задания по тексту и фотоэтюдам: всмотритесь в «картинки» и определите, пожалуйста, которая из них резонирует со смыслом предложенной вам притчи. Обоснуйте свой выбор. И назовите его.
Представитель от каждой команды рассказывает свою версию истолкования.

Решения детей
Фотоэтюд «Рабица-решётка».
Версия первая.
На этой картинке мы можем видеть некую решётку… и в притче говорится о том, как один камень смог уплыть в море и стать лучше, а другой – потрескался и сделал себе только хуже. Он не смог перейти границу между пляжем и морем. Так что решётка, собственно, это и показывает.
Также мы видим птиц, которые олицетворяют камень, ставший Кремнём. Он как бы носится на волнах, как и чайки. Я бы назвал эту историю «Освобождение», «Взросление» или «Успех».

Версия вторая.
Мы тоже выбрали этот фотоэтюд, но вообще по другим причинам.
Мы видим птиц и колючую проволоку. Можно подумать, что они оторвались от колючей проволоки и полетели.
Это у нас аллегория того, как два камня оторвались друг от друга. И один уплыл в море, а другой остался на берегу. И при этом птицы же летят по воздуху, а воздух и вода довольно схожи: стихия! Метафора.
А, во-вторых, в этом можно увидеть и метафору потрескавшегося камня: цельная структура, от которой начинает что-то отслаиваться. Потрескавшийся камень так долго пролежал на солнце, что он начинает рушиться, как и колючая проволока на этой картинке.
Название: «Аллегория».

Версия третья.
Не будем оригинальны в выборе фотоэтюда: «Рабица-решётка». Но наша версия – другая, хотя и немного похожа на предыдущие, всё-таки мы по-другому объясняем и называем свою работу.
То есть: это сообщество камней, которые не желают развиваться, а желают, как Митрофанушка, просто лежать на своём песке – разлагаться, трескаться, ничего не делать ради того, чтобы превратиться в Блестящий Кремень.
А это («чайки») – сообщество Кремней, которые смогли оторваться, хотя сразу, наверное, думалось, что страшно лететь и ещё в первый раз. Но за большим, но кратковременным страхом кроется свобода, улучшение самого себя.
Название «Improve».

Фотоэтюд «Ботинки в раме».
Мы видим два персонажа (как и в притче), рамку (раму), которую можно рассматривать метафорически, как какие-то стеснения, границы. Один ботинок остаётся в рамке, как бы боится выйти из зоны своего комфорта. А второй ботинок не боится это сделать. По сути, метафорический взгляд на притчу, где два камня по-разному реагируют на ситуацию. Название «Рамка».
Резюме обсуждения: многообразие прочтений текста (импровизационный ресурс); ассоциативное богатство смысловых пересечений фото- и слово-образа; право каждого быть свободным в своих впечатлениях-чувствованиях-рассуждениях-выводах; корректность самого общения друг с другом и корректность учителя, никоим образом не довлеющего на участников процесса.

ШАГ ТРЕТИЙ. «Подгрузка» текста: прочитать «сказочку» Фёдора Сологуба; работа с перчатками.
Ф. Сологуб. Путешественник-камень
Была в городе мостовая. Колесом вышибло из неё малый камешек.
Он и думает, – что мне с другими лежать, там тесно, ‒ побуду отдельно.
Прибежал мальчишка и схватил камень.
Камень думает: вот захотел да и поехал, – стоит только захотеть.
Мальчишка швырнул камень в дом.
Камень думает себе, – захотел и полетел, – очень просто, моя воля!
Попал камень в стекло, – стекло разбилось и закричало:
– Ах, ты, озорник этакий!
А камень и говорит:
– Раньше было сторониться! Я не люблю, чтобы мне мешали, – у меня всё чтоб было по-моему, вот я какой!
Упал камень на ковёр и думает: полетал, а теперь полежу, отдохну.
Взяли камень, да и выбросили на мостовую.
Он и кричит другим камням:
– Братцы, здорово, – был я в хоромах, да не полюбилось мне у господ, захотелось в простой народ.
Формулирование задания по притче Ф.Кривина и сказочке Ф.Сологуба и их пластической интерпретации: вы видите три пары перчаток (черные, белые, красные). Создайте, пожалуйста, пластический этюд, выражающий смысл одного из трёх камней: Кремня, Растрескавшегося Камня или путешественника. В этюде должно участвовать не более «трёх рук», даже если в команде пятеро. Каждая команда показывает всем свой пластический образ, а все присутствующие угадывают (объясняя догадку), образ какого именно камня воплощён.
РЕШЕНИЯ ДЕТЕЙ
Версия первая.
Чёрно-белые перчатки проворачиваются вокруг себя, показываясь то чёрной, то белой сторонами («туда-сюда») – это в какой-то степени лицемерие камня: он думал, что все его передвижения – проявление «его воли», а на самом деле его пинали со всех сторон. Он хвастался всем, что весь такой вольнодумец (всплески черно-белых перчаток), но камнем управляли. Это давление красной пары перчаток, которые символизируют тех людей, которые «кидали» камень. Глубокая метафора.

Версия вторая.
Чёрно-белые перчатки (кулачок к кулачку) – дружба двух камней. Красная перчатка – волна, которая дружбу разбивает.
Белая перчатка, оторвавшись от чёрного кулачка, – Кремень, который зовёт старого друга с собой, но улетает, в итоге, один; чёрная перчатка (Растрескавшийся Камень) превращается в некую «корягу» (это рука в чёрной перчатке) – так он и растрескивается, оставшись на берегу с комьями глины, вгрызаясь в них.
Версия третья.
Путешественник-камень – белый (рука в белой перчатке), потому что он не ведает, что с ним творится. А его кидают из стороны в сторону, независимо от его желаний: из привычного места обитания, через разбившееся стекло на ковёр в комнату, мальчишка швыряет его и т.п.
Мы показываем, как злые люди шпыняют камень постоянно, навязывая ему свою волю.
А он думает, что всё хорошо, что так и надо. Камень прыгает, лежит-отдыхает, даже летает (так он думает)…
Но на самом деле – это просто абьюз со стороны людей.
И самообман.
Версия четвёртая.
Впечатления зрителей:
– две чёрные перчатки в сцепке. Это, наверное, комья глины, в которые врезается Растрескавшийся Камень, белая перчатка (это он и есть) сверху набрасывается на них, на комья глиныи пытается давить, сгребает их в один ком;
– это текст о двух камнях, когда разлука проникает извне;
– две чёрные структуры взаимодействуют, но самом деле они бездействуют;
– Блестящий Кремень пытается направить всех (комья глины и Растрескавшегося Камня) в другое русло, но не получается. И всё остаётся на своих местах.
Авторы версии:
это действительно текст о двух камнях, но объяснение у нас другое.
Вот что у нас получилось.
Чёрные перчатки – это комья глины.
Белые перчатки – это Растрескавшийся Камень, который пришел к ним и начал рассказывать про свои мучения-приключения. Типа геройские.
И он прямо не заметил, как сам стал растрескивавшимся в связке с комьями глины. Вот белая перчатка как бы растворяется в чёрных.
То есть Растрескавшийся Камень сначала был вроде НАД комьями глины, а потом сам рассохся и с комьями соединился.
Окружение влияет!
Резюме показов: все показанные этюды «читались», хотя рассказ вели только РУКИ. Попутно включалась и мимика, и как бы всё тело было захвачено воплощением замысла. Запоминается отлично. Понимание текста получается объёмное.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. Работа с графиком: создание графика-образа.
Формулирование задания: создайте, пожалуйста, график переживания образов камня, суммируя в этом графике все свои впечатления-чувствования-размышления; это может быть и прямое попадание в тексты, и ассоциативные выходы за пределы текста (в ситуации, навеянные жизнью). Дайте название своей работе.

График «Мотивация».
Это наш график «Мотивация».
Точка отсчёта – точка пересечения осей координат. Х – ось цели. Y– ось средств.
Верхняя часть графика – то, что идёт в плюс (хорошая цель, хорошие средства). Ну, и, соответственно, уход в минус при недостойных цели и средствах.
Для того, чтобы появилась мотивация, нужно, чтоб появился какой-то диссонанс. Например, когда человек хочет достичь благой цели, но при этом использует для своей реализации не те средства, тогда открываются два пути: либо подобрать другие средства, либо изменить цель.
Это у нас показано пунктиром.
При наличии достойной цели и нужных для этого средств, инструментов, – всё вроде бы идёт вверх.
Дальше: если у человека совпадает так, что цель не очень, да и средства нехороши, то вся история уйдёт вниз, в минусы, то есть диссонанса уже не будет, и мотивация выполнила свою функцию.
И обратная ситуация: когда у нас нормальные средства, хорошие инструменты, но не та цель, мы можем либо поменять инструменты и оставить цель (тогда тоже пойдём вниз), либо поменять цель в лучшую сторону. В этом случае движение пойдёт в плюс, вверх.
Но на точке отсчёта (точка пересечения осей координат) мотивация возникнуть не может, потому что с точки зрения нас, авторов этого графика, человек находится в этой точке отсчёта в момент рождения, когда мотивации ещё быть не может, потому что не может быть диссонанса.

График «Анархия»
У нас получился график анархии. Как вы можете заметить, он у нас хаотичный, ну, и понятно почему. Ось Х – ось счастья, ось Y– стабильность. При малюсеньком каком-нибудь счастье стабильность тоже маленькая. И постепенно, с подъёмом стабильности счастье тоже возрастает. При одной точке счастья стабильность может резко возрасти. Но если её слишком много, то счастье стагнирует. Его просто не будет. При такой ситуации, если у нас много стабильности, очень много, то есть при обратной ситуации – да, счастья нет. Тогда постепенно понижается и стабильность, пока мы не достигаем той точки, где стабильности мало, но тогда и счастье тоже стагнирует до нуля.

«График энергии и сил»
Мы делали график сил.
Как мы изобразили на нашем графике, наша энергия зависит от школы. Мы можем заметить первую функцию, которая изображена как этап – четверть. И, соответственно, чем дальше, тем сил меньше.
Вторая же функция – это каникулы. Мы видим, что наша энергия резко возрастает: мы начинаем высыпаться, набираемся сил. Правда, можно сказать, эта функция идёт в никуда, так как всё это прокручивается по замкнутому кругу.
Мы, таким образом, как бы между Кремнём и Растрескавшимся камнем.

График «Воображение»
У нас график воображения.
Ось Х – возраст, независимая переменная; ось Y– воображение, зависимая переменная.
Мы можем видеть, что точка пересечения осей – это фактически наше рождение. Это тот момент, когда мы родились и когда начинается наши жизнь: 5 лет, 15, 25 и т.д.
Изначально, чем меньше у нас возраст, тем более развитое воображение. График наш представляет собой волнистую линию, в кружках, спиралях, даже со звёздочкой. С годами, по истечение возраста, линия постепенно превращается в ровную линию, пока полностью не сойдёт до прямой. Потому что с возрастом люди начинают структурировать вещи…Ну, это такой как бы усреднённый случай.

ШАГ ПЯТЫЙ. Осмысление математического понятия «функция» в контексте открытых через задачу-метафору смыслов и находок взаимодействия с текстами и друг другом.
Формулирование задания: из предложенных функций, пожалуйста, найдите (или придумайте) «свою» функцию, выражающую событие сегодняшнего общения. Обоснуйте выбор.
Версия первая: Y=Xв степени X.
Значит, «Y» у нас – это вся жизнь. А «X», в свою очередь, – это ты сам. То есть получается, что твоя жизнь зависит от твоих решений. Икс в степени икс значит, что чем больше ты хочешь, тем больше у тебя будет. Допустим, возьмём икс за два, в степени – это четыре. Икс равно трём, тогда в степени будет уже девять. То есть: чем больше ты хочешь, тем больше ты сможешь. И тем больше реализуешь!
Вывод: жизнь полностью зависит от тебя самого. Мы этот вывод связали с историей о камнях. Растрескавшийся Камень – это фактически икс в степени один: так ничего и не захотел изменить в своей жизни и остался с комьями глины. А второй камень – его жизнь тоже зависела от него самого – стал красивым, почувствовал свободу, увидел всё, что было под водой…
Мы в этом случае можем взять любое число больше, чем один.

Версия вторая: Y=CONST.
Историю с камнями отлично отражает функция, которую мы выбрали. Это, по большей части, разрушенный камень, потому что он и комья глины не хотели выходить из зоны своего комфорта. Они хотели, чтобы их жизнь (Y) была постоянна и одинакова (CONST).
В таком случае выбранная нами функция и выражает жизнь: и Растрескавшегося Камня, и комьев глины, и, в каком-то смысле, камня-путешественника. Ведь даже после того, как его швырнули в то место, откуда его вышибло колесом, он был этому и рад, не особо-то он и хочет выходить из своей привычной мостовой.

Версия третья.
Наш выбор функции Y=Xв кубе, потому что до этого урока математические понятия не особо представлялись в жизни…
Вот как может график в самом деле выглядеть в жизни?...трудно же представить…
Математика, как я всегда думал, – это что-то существующее на бумаге, такое вот плоское, двухмерное, а здесь, уже именно посредством обсуждения этих наших текстов, картинок и т.д., поисков решений разных задач, графика стала для меня более осязаемой, объёмной. 3D!

Резюме-рефлексия (говорят дети): – такой урок даёт: свободу мысли; пересмотр мнений; неоднозначность смыслов; креатив; разносторонность подходов; работу с ассоциациями, воображением, фантазией; – очень интересно; – математика стала «объёмной. 3D».
Кадры погружения и сотрудничества…
Репетиция? игра? обучение? – НЕУРОК!
Метафорические настройки в действии, направленном не на получение знания, а на ПОзнание учебного предмета и развитие в процессе этого познания собственного образа авторского Я.

И, в качестве итоговой реплики, – погружение в учебный материал было напряжённо-эмоционально-интеллектуально увлекающим и увлекательным. Ключевое слово – взаимно: и дети, и учителя оказались равнодействующими участниками процесса со всей его импровизационной непредсказуемостью, провоцирующей и поддерживающей интерес друг к другу.

Похожие материалы

Made on
Tilda