Барычева Светлана, Волкова Ирина,

Гуськова Дарья, Коломиец Елизавета

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
(Дети в живописи социалистического реализма)
Мы в соцсетях
«Что интересно, в этом времени интернет гораздо меньше нужен, чем у нас. У них вообще тут время течет по-другому, более размеренно, спокойно. Комики не звонят, люди идут, а не бегут. Машин почти нет. А те, что есть, ездят ме-е-е-дленно и плавно. И, что забавно, все вокруг уверены, что живут в бешеном ритме».

А. Жвалевский, Е.Пастернак
«Время всегда хорошее»

Введение
Не время красит человека, а человек время! Когда жилось лучше – во времена Советского Союза или сейчас? Если попытаться оставить в стороне политику, то ответ на этот вопрос сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Каждая эпоха имеет свои плюсы и свои минусы. Для каждого старшего поколения плюс прошлого, например, в том, что там они были молоды. А юные поколения проживают свою молодость в настоящем. Современные дети часто интересуются родительским прошлым и задают вопросы своим бабушкам и дедушкам: «А как было у вас, когда мы были детьми?» Но также и наоборот, дети часто слышат назидательное: «А вот в наше время небо было голубее, трава – зеленее, молодёжь – сознательнее, продукты – дешевле…!» И это назидание может оттолкнуть, погасить интерес. А на самом деле - какое оно было «ваше время»?

Приблизить времена друг к другу, а вместе с тем установить связь поколений, родственные связи, расширить общий кругозор и удовлетворить детскую любознательность помогут не только личные рассказы бабушек и дедушек, но и занятия в общеобразовательных школах на уроках искусства, истории, на классных часах и внеклассных событиях, где обращение к произведениям изобразительного искусства социалистического реализма, наглядно представляют картины детства прошедшего времени. Это, конечно, не исторические документы, но художественное осмысление времени. И это время хотя бы отчасти можно разгадать, рассматривая его сквозь призму искусства, если понимать, что именно и как оно хочет нам презентовать. Мы предлагаем сделать это с помощью методов, инструментов и упражнений театральной педагогики.

«Социалистический реализм — это стиль идеализированного реалистического искусства, который был разработан в Советском Союзе и стал официальным стилем в этой стране в период с 1932 по 1988 год, а также в других социалистических странах после Второй мировой войны. Несмотря на свое название «реализм», фигуры в этом стиле очень часто сильно идеализированы, особенно в скульптуре»(Socialist realism - Wikipedia)

Времена не выбирают, но можно выбрать своё отношение к любому времени — вот главное, на что направлен наш фокус внимания. Хорошо, если направлен он будет на осмысление себя и свойств своей человеческой природы.
План-конспект занятия на тему
«Дети в изобразительном искусстве соцреализма»
Оборудование: галстуки 3 цветов для объединения в команды (по числу участников), очки с цветными стеклами (по числу участников), барабан, песочные часы, проектор, компьютер, колонка, флипчарт, маркеры, 3 рабочих стола, 3 разного цвета конверта с раздаточными печатными материалами (цветные репродукции картин русских художников разных направлений изобразительного искусства, подчёркнутые названия картин не относятся к соцреализму, но используются по ходу занятия для сравнения, обсуждения и выводов):

В. Серов «Девочка с персиками» 1887г.

Н. Соломин «Маленькие мамы» 1950г.

И. Репин «На меже» 1879г.

Т. Яблонская «Утро» 1954г.

А. Дейнека «Будущие лётчики» 1938г.

Н. Беляев «Счастливые» 1949г.

В. Цветков «Юннаты» 1950г.

В. Тимофеев «Девочка с ягодами» 1879г.

Н. Богданов-Бельский «У дверей школы» 1897г.

Ф. Решетников «Прибыл на каникулы» 1948г.

В. Серов «Дети» 1899г.

И. Прянишников «Воробьи, ребята на изгороди» 1883г.

К. Маковский «Дети, бегущие от грозы» 1872г.

Е. Серебрякова «За обедом» 1914г.

Ф. Решетников «Переэкзаменовка» 1954г.

А. Венецианов «Вот те и батькин обед!» 1824г.

А. Пластов «Весна» 1954г.

Г. Безукладников «Здравствуй, лето пионерское!» 1950г.

музыкальные композиции:

песня «Широка страна моя родная»

запись «Производственной гимнастики»

музыка Д.Д. Шостаковича
Подготовка аудитории: перед началом занятия необходимо освободить центральное пространство, поставить 3 сдвоенных рабочих стола для 3 групп, настроить технические средства, разложить раздаточный материал, обеспечить доступ к большому экрану для работы с картинами;

Важно: до начала проведения занятия проговорить правила взаимодействия участников группы:

  • Правило поднятой руки.
  • Чёткое соблюдение тайминга. Для этого сразу озвучивается количество времени, отведенного для выполнения каждого задания. Звуковой сигнал таймера означает конец выполнения задания. Дополнительное время может быть добавлено на усмотрение организатора занятия.
  • Внимательное слушание задания, которое озвучивается только один раз. Если задание прослушали, то есть возможность попросить помощи у других участников группы.
  • Уважительное отношение к высказываниям и мнениям другого участника группы. ЛЮБОЕ высказывание выслушивается и серьёзно анализируется.
  • Принятие алгоритма выполнения задания: работа в группе, обсуждение, афиширование.

Оптимальное количество учеников в учебной группе: 15-16, но при наличии необходимости и просторного помещения это может быть и полный класс 24-26 человек.

Желательное количество ведущих: 2 человека

Возраст участников группы: 14+

Время: от одного до двух учебных часов в зависимости от подробности разговора.
Ход занятия
Мизансцена 1

Один из ведущих занятия проводит упражнения на дыхание, которое помогает участникам настроиться на свои ощущения. Для этого все участники встают в центре аудитории занимая полностью её пространство, закрывают глаза, слушают своё дыхание, растирают ладони и не касаясь, прикладывают их к лицу на 10 секунд, пробуя ощутить тепло, «умывают» лицо руками.

Одновременно второй ведущий занятия повязывает галстуки участникам. Когда все галстуки повязаны, ведущий просит участников открыть глаза. Включается запись «Начинаем производственную гимнастику». Ведущий вместе с участниками выполняют заданные упражнения все вместе, одинаково. Ведущий бодро поддерживает участников, которые по возможности старательно выполняют физические упражнения и громко делает замечания в командной, строгой форме.

- Закончили, товарищи!

- Как вы думаете, в какой временной эпохе мы оказались? (Требуется поднять руку и высказать свои предположения. Перебирая разные ответы, приходим к искомому – Советский Союз, середина XX века, примерное время юности наших бабушек и дедушек.)

- По каким признакам мы это определили?

(Бодрость, командный стиль общения, коллективное выполнение зарядки на производстве и т.д.)

- Поднимите руку, кто согласен? (голосуют)

- Единогласно, товарищи! (Вне зависимости от реально поднятых рук).

Мизансцена 2

Ведущий просит объединиться в группы по цвету галстуков и подойти к столам с конвертами соответствующего цвета.

Задание ведущего:

- Серьезнее, товарищи! Переверните листок с заданием. Из предложенных вам картин выберите те, которые отражает эпоху социализма, как вы себе его представляете. Через минуту вы должны их показать.

(Фоном включаем музыку Шостаковича).

Группы показывают выбранные картины.

Мини-рефлексия:

- Поднимите руку те, кому музыка помогала в выборе картины?

Приращение нового понятия:

- Мировоззренческий метод художественного творчества того времени называется Социалистический реализм (соцреализм). И сейчас мы с Вами будем разбираться в особенностях этого направления.

На экране показаны все те картины, которые были в конвертах у каждой группы. Ведущий ещё раз называет те картины, которые, действительно, относятся к стилю социалистического реализма.
Обсуждение картин по вопросам ведущего. Ответы принимаются ведущем по поднятой руке участников группы.

- Какие сюжеты отбирают художники? Что общего у этих работ? И чем они отличаются от других работ, представленных на слайдах? (Взаимоотношения в коллективе, дидактичность, прямая трансляция ценностей, общий мажорный тон большинства картин и т.д.)

- Какие дети на этих рисунках? Какое настроение у детей на картинах и почему?

- Каков общий колорит картин?

- Как мы считываем ценности, транслирующиеся художниками?

- Что нам близко в этих картинах, а что вызывает сопротивление?

- Какие чувства и мысли оставляет у нас просмотр всей выставки?

Второй ведущий по ходу беседы с участниками кратко фиксирует ответы на доске.

Очень важно, что каждый участник рассказывает о своём видении, а учитель задаёт в случае необходимости уточняющие вопросы на прояснение аргументации и понимания.

Мизансцена 3

На экране проекция выбранных группами картин с подписью автора и годом написания).

Задание ведущего группам: «Оживите» выбранную картину, продолжите в коротком, на 1 минуту, этюде ситуацию, запечатлённую на полотне, используя звуки и минимум слов. На подготовку 2 минуты. Показ начнётся по сигналу барабана.

Происходит показ всех групповых работ.

Мини-рефлексия:

- Какие отношения между героями вы увидели внутри каждого из этюдов? (3 слова)

- Какие эмоции у вас это вызывал каждый из показов? (1 слово)

- Какие взаимоотношения у вас складывались во время командной работы? (3 слова)

- Какие эмоции вы испытывали во время командной работы? (1 слово)

Второй ведущий по ходу беседы с участниками кратко фиксирует ответы на доске.

Мизансцена 4

Ведущий:

- Встали в шахматном порядке. Равнение на экран! Поем песню «Широка страна моя родная», слова на экране. Включается презентация со словами.

Во второй части песни ведущий раздаёт участникам очки с разноцветными стёклами и просит их надеть, продолжая смотреть на экране видеоряд к песне.

Рефлексия

Ведущий:

- Снимите, пожалуйста, очки.

- Давайте обсудим, что нас радует и поддерживает в искусстве соцреализма, с которым мы сегодня немного познакомились?

- Что пугает и ущемляет?

- Какие черты этого искусства мы хотели бы видеть в искусстве сегодняшнего дня и почему?

- Какие черты соцреализма мы хотим оставить в прошлом и почему?

- Подумайте, что вы испытываете сейчас, и каким словом вы бы описали это чувство?

Второй ведущий по ходу беседы с участниками кратко фиксирует ответы на доске.

- А теперь обратите внимание на доску, где зафиксированы ваши высказывания и чувства, которые вы испытывали, выполняя задания.

Мы не просим ничего говорить вслух. Мы просим подумать и решить для себя, хотели бы вы жить в том времени, когда главенствующим художественным направлением искусства был социалистический реализм или нет? Если да, наденьте очки снова, если нет, положите их в корзину у входа.

Ведущие выходит из аудитории, оставляя группу наедине с размышлениями и закрывают за собой дверь.
Другие  материалы серии
Made on
Tilda