Татьяна Пилютик, Жанна Хуснетдинова, Андрей Касперов
Природа протеста в искусстве в эпоху Романтизма
Занятие для школьного класса или творческой студии
Мы в соцсетях
Очень часто современный педагог сталкивается с тем, что важно не только дать культурологический материал, но и понимать, как эта тема отзовется в участнике, ученике, как она будет взаимодействовать с его внутренними устремлениями, его бэкграундом. Формат занятия в русле событийной педагогики мы хотим предложить для учителей литературы, музыки, рисования, МХК, а также классным руководителям для совместного погружения и исследования с учениками, студентами свойств человеческой природы, склонной к осмыслению себя.

В подростковом возрасте ребенок часто ощущает себя песчинкой, которая противостоит огромному миру. В такой момент внутри его рождается бунт и смятение. А как с этим быть, жить, что с этим делать? Как разобраться во всем этом? Кто может ответить на вопросы ребенка? Мы не можем гарантировать, что занятие по данной теме сможет разрешить все проблемы протестного периода, но обращение человека к искусству часто помогает понять себя, провести параллели и найти культурные образцы, а точнее формы выражения сходного мироощущения. Поэтому мы решили предложить попробовать поискать совместно с участниками ответы на вопросы, которые скорее всего появится в процессе работы и отзовутся в молодых людях, испытывавших похожие эмоции в разных жизненных ситуациях.

Чтобы занятие удалось, важно, чтобы от педагога шёл уважительный и доброжелательный настрой к любым гипотезам, к любым вариантам высказываний подростков. Занятие поможет выстроить внутренний диалог с собой и в различных формах искусства найти отклик собственных эмоций.

Перед началом работы очень важно проговорить правила взаимодействия. Например,

  • если у педагога поднята рука, все замолкают (вместо поднятой руки это может быть звонок колокольчика и т.д.)
  • когда один говорит, все его слушают и т.д.
  • каждое задание игры озвучивается только один раз

Количество человек в учебной группе: 15-30
Возраст 12+
Время: 1 час-1 час 20

Встречу можно проводить в зале или классе, из которого предварительно надо вынести лишние парты или раздвинуть их, чтобы было много свободного пространства и можно было рассадить участников то на пол, то в круг на стулья, то вокруг столов (4 группы), в зависимости от этапа встречи и конкретных задач. Итак, потребуются стулья по количеству участников и 4 стола. Если преподаватель работает один можно сразу выбрать несколько помощников, которые раздадут кисти, гуашь, листы для рисования.

Необходимо также подготовить заранее:

  • доступ к большому экрану для работы с картинами;
  • ноутбук;
  • колонки, для работы с музыкальными отрывками;
  • стулья поставить в полукруг, освободив центр;
  • 4 стола поставить в стороне, разложив на них все предметы, которые могут понадобиться для заданий;
  • гуашь 12-16 цветов: 1 набор на группу из 3-х человек;
  • кисточки (подойдут наборы кистей для гуаши разных размеров, можно с синтетической и натуральной щетиной, круглые и плоские, из расчета 5-6 кистей на группу из 3-х человек);
  • вода+ емкость(стаканчик) для воды (у каждого).
- доступ к воде надо продумать, т.к. после работы необходимо будет вылить воду и помыть кисточки
- потребуются также влажные салфетки, тряпочки или полотенца, т.к. при работе с красками бывают всякие неожиданности, надо предусмотреть все, что поможет быстро убрать разлитую воду, вымыть испачкавшегося ребенка и т.д.
- если нет близкого доступа к воде, можно подготовить ведра, чтобы вылить воду, большие емкости с водой, чтобы разлить в индивидуальную посуду.

  • 3-4 листа ватмана (для промежуточного задания), строительный скотч;
  • листы для рисования А4 (можно любые: чертежные, для акварели, печатные и т.д.), двусторонний скотч, ножницы (полоску двустороннего скотча надо приклеить заранее на каждый лист, который будет выдан участникам);
  • п\э скатерти, чтобы не испачкать пол (1 на 3-х человек);
  • конверты с заданиями для 4-х групп. В конвертах - распечатанные заранее карточки с заданиями для работы с картинами (Приложение 1), и сами картины (Приложение 2) (если есть возможность их распечатать; если нет, то файлы можно бросить в группу класса или рабочей группы), отрывки из литературных произведений для работы в группах (Приложение 6)
Чтобы была возможность быстро переходить от этапа к этапу, для 1 задания участников лучше разместить на полу по кругу. Чтобы не испачкать пол, его можно застелить п\э скатертью из расчета 1 на 3 человек. Ватманы надо приклеить строительным скотчем в центре круга, на них позже мы расположим рисунки ребят.

Бывает так, что на начальном этапе ребята сначала слушают задание не очень внимательно. Очень важно не нарушать свои же правила и не повторять много раз. Если ребенок или группа в затруднении на определенном этапе, можно предложить им попросить помощи у другой группы.

Такой урок удобнее проводить вдвоем: один проводит мониторинг, второй следит за временем. Хотя в реальных условиях это не всегда возможно. Еще можно выводить таймер на экран электронной доски, если таковая имеется.
Мизансцена 1
Встаем в полукруг. Объединяем участников в группы по 3 человека в произвольном порядке (например, трое рядом стоящих), и рассаживаем группы по кругу. Помощники, с которыми мы заранее договорились помогают раздать скатерти, гуашь, кисточки, индивидуальные листы А4, емкости с водой.

Задание 1:

Учитель: Каждый из вас когда-нибудь попадал в ситуацию, когда он был с чем-то сильно не согласен, когда вам было тесно в каких-то рамках, нормах. Такие ситуации вызывают у на чувство протеста, желание изменить рутину, систему. Давайте закроем глаза и попробуем вспомнить такую ситуацию в вашей жизни. Какие эмоции вы испытывали в тот момент?
(1 минута)

Задание 2:

Учитель: Открываем глаза. А теперь мы попробуем выразить это чувство с помощью красок посредством линий, пятен, точек, форм различных цветовых тонов и других выразительных средств. Это могут быть абстрактные линии, пятна или рисунок, где вы используете какие-то символы. Каждый из вас вспомнил свою историю, поэтому и рисунки у нас будут индивидуальные. Мы не рисуем предметы. Мы попытаемся с помощью цвета и разных линий передать те эмоции, которые мы в тот момент испытывали. Желательно выполнять это задание в полном молчании, не вступая в диалоги друг с другом.

P.S. Ребята переносят свои эмоции на бумагу, выражая их с помощью цветов и абстрактных форм, совершая каждый свое волшебное открытие. В конце упражнения важно всем вместе без спешки закончить, для этого мы подаем сигнал об окончании работы заранее.

Учитель: Мы заканчиваем, у нас осталось 30 секунд (считаем)
(3 минуты)

Задание 3:

Учитель: Давайте возьмем свои рисунки, подойдем к ватману в центре класса (зала) и попробуем приклеить свой лист так, чтобы похожие по оттенкам или линиям рисунки оказались рядом. Сначала попробуем расположить рисунки чтобы подобное оказалось на выставке рядом с подобным, а потом снимем пленку с двустороннего скотча и приклеим лист в нужное место.
(1 минута)
Мизансцена 2
Этап 1

Учитель: Давайте встанем в полукруг вокруг наших картин. Мы вернемся с вами к нашим «протестным» картинам немного позже, а пока пусть они украшают наш класс. А мы рассчитаемся для объединения в группы:

Байрон\Гойя\Мендельсон\ Шиллер

Ребята рассчитываются.

Учитель: У нас 4 группы: в этом углу собирается группа «Байрон», в следующем –группа «Гойя», затем группа «Мендельсон», и в четвертом углу – группа «Шиллер». Группы садятся в разных углах класса (показываем место сбора каждой группы) вокруг стоящих столов (проверьте, хватает ли вам стульев).

Этап 2

Предварительная подготовка: Слайды с картинами

1. Германия, Странник над морем тумана, Каспар Давид Фридрих
2. Франция, Свобода на баррикадах. Эжен Делакруа
3. Швейцария\Англия, Ночной кошмар, Иоганн Генрих Фюссли
4. Англия, Христос в родительском доме, Джон Милле
На этом этапе мы сначала озвучиваем задание вслух, а потом раздаем карточки с этим заданием.

Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим 4 картины эпохи Романтизма (называем авторов). Подумайте какие они у вас вызывают чувства\ эмоции? Какие детали картины, позы героев, предметы, какие цвета (оттенки) вызывают эти эмоции? (Показываем эти картины на слайдах по очереди). Каждая группа будет работать со своей картиной.

Раздаем задание № 1 и картины каждой группе. (Приложение 1, Приложение 2)

Учитель: В каждом конверте карточки с заданиями. Прочитайте их еще раз внимательно, у вас 3 минуты на обсуждение.

После обсуждения, учитель: Время заканчивается осталось 30 секунд.
(3 минуты)

Этап 3

Учитель: Давайте обсудим и сравним ваши эмоции, который вы получили при знакомстве с этими произведениями живописи. Говорит 1 человек от группы.

Когда представитель группы выступает, выводим на экран картину, с которой группа работала. Выступают представители групп.

Обычно говорят про 3 цвета на картине Делакруа: французский триколор постоянно повторяется. Также про чувство подъема и желание идти вперед от поднятой руки женщины, и тревога ото серо-грязных облаков, тревожных лиц и фигуры раненого.

На картине Фридриха черно-серые тона, природа отражает одиночество и смятение в душе героя.

Синий, красный и оранжевый цвета на картине Милле создают бытовую реалистическую картинку обычной жизни семьи плотника, капля крови на ладони Христа отсылает к будущим божественным событиям, что создает некий контраст.

На картине Фюссли выделяют фигуры женщины, демона и лошади. Кто-то вспоминает английское слово «nightmare», где кобыла и обозначает ночной кошмар, про контраст цветов: чисто белого и грязно-коричневого, про чувство тревоги и нереальности.
(2-3 минуты)

Этап 4

Учитель: А теперь попробуйте дать название каждой картине.
(30 секунд)

Учитель: Как ваша группа назвала бы свою картину?

Выступает 1 человек от каждой группы.

Этап 5

Учитель: Мы познакомились с вами с работами выдающихся живописцев эпохи романтизма из разных стран. (называем авторов, названия картин, страну.

Демонстрация коллажа из 4-х картин (Приложение 3), комментарии учителя по поводу совпадений или несовпадений между настоящим названием картины и тем, что придумали ребята.

Учитель: Посмотрите, какие эмоции объединяют эти картины.

Ребята дают выборочно (те, кто хотят сказать) комментарии по поводу общего и различия в эмоциях в комментариях групп.

Этап 6

Учитель: Давайте вернемся к рисункам, которые сделали вы сегодня в начале встречи. Сравните свои рисунки и картины на слайде. Что между ними общего? Какие схожие мотивы объединяют их?

Раздаем 2 задание. (Приложение 1)
(1 минута)

Этап 7 Feedback (3 минуты)

Учитель: Давайте поделимся, какие эмоции объединяют эти картины. (Комментарии по поводу общего и различия в эмоциях в комментариях групп.

Комментируют желающие из разных групп. (Обсуждение можно регулировать, передавая какой-то предмет желающим высказаться. Например, мяч, или мягкую игрушку.) Ассоциации будут различными в разных возрастных группах. Для кого-то будет важна тема смерти, для кого-то обреченности, а для кого-то одиночества протестующего человека. Скорее всего, мы будем сравнивать картины по цвету: говорить об отсутствии светлых, радостных, монохрамных цветов, о том, что цвет наших рисунков и картин художников тёмный, тревожный. Можно также обратить внимание на тревожные ритмы линий рисунка. Но важно быть внутренне готовым к любому повороту сюжета обсуждения. Педагог подводит итог обсуждения, акцентируя моменты схожести.
Мизансцена 3
Предварительная подготовка: флэшка с музыкальными отрывками из произведений эпохи романтизма. (Приложение 4)

Рабочий материал (возможно участники сделают совсем другой выбор):

1. Франц (Ференца) Лист – Соната си минор (Фюссли – Ночной кошмар)

2. Роберт Шуман – Концерт для скрипки с оркестром ре минор (Фридрих – Странник)

3. Фредерик Шопен – Этюд №12 «Революционный» (Делакруа – Свобода на баррикадах)

4. Иоганнес Брамс – Хоральная прелюдия (Милле – Христос в родительском доме)

На этом этапе мы предлагаем группам передвинуться на 1 стол вправо. Таким образом, они будут работать уже с картиной соседней группы.

Этап 1

Учитель: Всем группам предлагается поменяться столами. Вы пересаживаетесь по часовой стрелке. У вас новая картина для работы. Но все, что вы слышали про эту картину во время обсуждения, поможет вам при выполнении следующего этапа работы.

Сначала мы прослушаем музыкальные отрывки эпохи Романтизма. Мы услышим произведения Франца Листа, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Иоганнеса Брамса. Во время прослушивания попробуйте почувствовать, какая музыка и как откликается внутри вашего тела, в каких частях тела. Если вам захочется закрыть глаза, подвигаться, встать, чтобы лучше прочувствовать музыку, вы можете сделать это.

(3,5 минуты)

Слушаем 1 раз вместе. Затем общее обсуждение, выступают желающие.

Учитель: Вы прослушали 4 разных музыкальных отрывка, в какой части тела вам кажется каждый из них отозвался?

Дальше надо предоставить возможность прослушать музыку в группах еще раз. Это можно сделать, отправив в общий чат музыкальные отрывки. (Приложение 4).

Учитель: Сейчас я раздам вам задания по группам. Вы прослушаете музыку еще раз. Попробуете соотнести музыкальный отрывок и картину своей группы. Какое произведение на Ваш взгляд больше всего подходит по настроению к картине, с которой сейчас работает Ваша группа и почему? (Приложение 5)

(4,5 минуты)

Учитель: Осталось 30 секунд.

Этап 2

Учитель: Давайте послушаем по одному представителю от каждой группы. Какое произведение, как вам показалось, отражает эмоции, атмосферу, настроение вашей картины? Почему вы так думаете?

(2 минуты)

Возможно, найденные нами характеристики помогут вам выстроить разговор с участниками на этом этапе.

Характеристика музыкальных отрывков:

Франц (Ференц) Лист. Вкрадчивое вступление, таинственность придают низкий регистр и штрихи, слышна одинокая нота; зловещие порывы в виде двойных октав, которые позволяют услышать диссонансы.

Роберт Шуман. Контрасты между тяжелыми звуками и звуками, возносящимися с большой скоростью, как преодоление какого-то препятствия. Ощущается, как постижение недостижимых горизонтов.

Фредерик Шопен. Интонации взмывающие и восходящие, как выражение протеста. Общее настроение воспринимается, как повсеместное восклицание.

Иоганнес Брамс. Плавность звучания без резких переходов. Нотки недовольства, жалобности и грусти.
Мизансцена 4
Предварительная подготовка:

Отрывки из стихотворных произведений эпохи романтизма. (Приложение 6)

Мы предлагаем группам опять поменяться местами, также передвигаемся вправо на 1 стол.

В (Приложении 8) для педагога даны отдельно стихи с именами авторов для правильного выстраивания беседы в конце мизансцены.

Этап 1

Учитель: Мы с вами познакомились с произведениями живописи и музыкой эпохи Романтизма. Наше следующее путешествие к литературным произведениям. Меняемся столами, каждая группа передвигается на 1 стол по часовой стрелке. Нас ждет знакомство с поэзией этого периода. Стихи Байрона и Гете, Гюго и Шелли, Гейне и Блейка.

Раздаем стихи и задания (Приложение 6)

Учитель: Выберите один из предложенных текстов, который вам кажется наиболее близким теме вашей картины. Подготовьте для остальных участников встречи читку этого текста под выбранную вами ранее музыку от собственного лица, или , если отважитесь, героя картины или автора. (Приложение 7)

Если есть возможность, то можно предложить группам расположиться в коридоре или соседнем классе, чтобы не мешать готовиться. Возможно им понадобиться больше времени на это задание, промониторьте ситуацию и дайте еще 2-3 минуты.
(3 минуты)

Этап 2

Чтение отрывков по музыку.
Мизансцена 5
Заключительный Feedback по всем этапам, как подведение итогов. Ребятам предлагается встать в круг.

Этап 1

Учитель: Спасибо огромное всем за выступления. Сейчас мы встаем в круг.

Выразите жестом тот вызов, который бросила/навеяла эта эпоха.

Этап 2

Учитель: Выразите словом, что вас удивило в этой эпохе.

Этап 3

Рефлексия. Предлагаем участника поставить стулья в круг и ответить на вопросы. Высказываются желающие, в произвольном порядке, удобно кидать какую-то мягкую игрушку или мячик, которую вы заранее выбрали для этого этапа

Учитель:

Подойдите ещё раз к рисункам, которые Вы сделали в самом начале урока. Посмотрите на них в контексте всего, что мы с Вами делали на занятии. Как Вам кажется, что нас с Вами объединяет с художниками (поэтами, композиторами) эпохи Романтизма?

Какие задания были для Вас самыми простыми и самыми сложными?

Что нового вы узнали об эпохе Романтизма?

Определите одним словом: какие эмоции Вы испытываете сейчас, по окончании занятия?
(10 минут)

Заключительная речь педагога об основных моментах эпохи романтизма. (возможны варианты)

Романтизм у нас часто ассоциируется со словом «романтика», а значит с темой любви и её приятных моментов. Мы сегодня попробовали через музыку, через живопись, через поэзию увидеть то главное, что олицетворяет собой эта эпоха. И это, оказывается, вовсе не о букетах и конфетах.

Начало 19 века… Что послужило толчком к тому что классицизм с его строгой иерархией в искусстве и идеальной эстетикой вдруг перерос в нечто «странное, фантастическое»? Это протест против старого порядка, против застывших норм общественной жизни, против жёстких канонов в искусстве, повлекший за собой события Великой французской буржуазной революции, что отразилось в разных видах искусства. Чувство одиночества, отверженности, от того, что старое разрушено, а новое еще не создано мы встречаем в стихах Байрона, в картинах Делакруа, музыке Листа.

В разных странах за период, который закончился в 40-х годах 20 века, сменилось множество разных течений. Но в основе всегда лежал протест против излишней дидактической рациональности и прагматизма, против доминирования государства над личностью. Везде звучал призыв разрушить старые стереотипы и исследовать неведомые границы мира и человека.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda