Ульяна Тимофеева
Поколение Маугли
Мы в соцсетях
С 25 по 27 ноября 22023 года в Москве прошла XI ежегодная Всероссийская конференция по театральной педагогике имени Л. А. Сулержицкого.

Свою работу участникам конференции представили руководители нескольких отделений всероссийского движения студий творческого развития «Оперение», созданного народным артистом РФ (2012), лауреатом Государственной премии РФ (2019) К. Ю. Хабенским в 2010 году.

Наша публикация, посвящённая «Оперению», состоит из нескольких частей. В первой, второй и третьей частях мы представляем рассказы о Казанской, Уфимской и Челябинской студиях. Сегодня о студии в Москве рассказывает Ульяна Тимофеева, наставник совместного проекта МХТ им. А.П. Чехова и Фонда Хабенского «Поколение Маугли» (Москва).
Ульяна Тимофеева
Я являюсь выпускницей студии «Оперение», начала обучаться в Уфе в 2011 году, и сейчас являюсь наставником проекта «Поколение Маугли», сооснователем Московской студии «Оперение», а также работаю в Московском Художественном театре им. А.П. Чехова. Мое детство прошло в этом движении, можно сказать, что я выросла там. Всё, о чём рассказывали педагоги «Оперения» Наталья Отлетаева, Марина Петрова, Ренат Фатхиев - это то, через что я прошла сама, и то, что мы сейчас передаём нашим студийцам - уже следующему поколению «Оперенцев».

Хочу рассказать про благотворительный спектакль «Поколение Маугли». Этот спектакль родился из небольшого этюда, показанного на всероссийском фестивале «Оперение» в Уфе по мотивам Р. Киплинга. После была собрана большая команда профессионалов, которая вместе с детьми, фантазировала, придумывала, размышляла на тему «Книги джунглей» Киплинга. Мы искали какие-то очень важные темы, которые могут быть отражены в этом спектакле. «Поколение Маугли» - история про мальчика из большого города, из очень обеспеченной семьи, который сбегает «в каменные джунгли», чтобы найти свою правду, чтобы узнать, что такое любовь, дружба, команда. И всё это простые, казалось бы, понятия. Мы все о них читаем в детских сказках, мы все о них знаем со школьной скамьи. Но периодически в потоке жизни, событий, мы об этом забываем. Благодаря спектаклю мы стараемся напомнить об этих простых понятиях и ценностях подрастающему поколению и взрослым. К нам приходят очень юные зрители, от 6 лет, и, конечно, их родители. Мы говорим с ними о том, что на самом деле очень важно. Что семья - это важно, что любовь - это важно, что снег может быть чудесен и прекрасен, что это счастье, когда светит солнце.
И что самое главное - это не просто проект, в который мы набрали ребят, чтобы они вышли на сцену, показали себя, - нет, это совсем другая история. Это история про благотворительность. Это история про творчество во имя жизни, потому что этим спектаклем мы спасаем реальные жизни подопечных Фонда Хабенского. Это совместный проект фонда Константина Юрьевича и МХТ им. А.П. Чехова, и средства, собранные от продажи билетов, идут на лечение детей и молодых взрослых с опухолями головного и спинного мозга.

Важно понимать, что в этом спектакле участвуют ребята от 8 до 18 лет. Концепция «дети-детям» находит свое проявление, когда подростки помогают своим же сверстникам, и у них появляется понимание сверхзадачи этого спектакля. Это история про то, что я могу своим усердием, своим талантом, своим упорством спасти чью-то жизнь. И это незабываемые моменты, когда после спектакля к нам приходят подопечные Фонда, которые уже прошли лечение благодаря собранным со спектакля средствам, и могут воочию увидеть спектакль.

В конце спектакля на поклонах есть экран, на который выводятся фотографии подопечных, которым мы помогаем конкретно этим спектаклем. И мы видим эти лица, и в этот момент мы говорим зрителю: «Спасибо, что вы пришли. Сегодня мы помогаем конкретно этим ребятам». А потом к нам на спектакль приходят ребята, которых мы видели на экране во время предыдущих показов. Они приходят к нам за кулисы, и не передать словами, что испытывают юные актеры. Они видят: вот конкретный человек, которому я смог помочь! Да, у меня нет столько свободного времени, как у некоторых моих сверстников, я не сижу столько в гаджетах, я всё своё свободное время посвящаю проекту. Я прихожу на репетиции, вкладываюсь физически, морально, эмоционально, полностью себя отдаю, чтобы быть здесь и иметь возможность помогать. И потом вижу то, ради чего существует проект: живого человека, которого я могу обнять, у которого я могу спросить: «Как тебе спектакль? Что тебе понравилось? Какой из персонажей тебе больше запомнился?» Это самое главное, для чего в принципе существует спектакль «Поколение Маугли».
«Творчество во имя жизни» - это тот смысл и тот слоган, который Константин Юрьевич заложил в нас с самого первого дня работы. И мы его до сих пор несём через все наши проекты и движение «Оперение». Проекты свидетельского театра «ХА-ХА-ЧУ» (Уфа), «Папа, я тебя люблю», «Любовь стоит того, чтобы ждать» (Челябинск), про которые рассказывали коллеги, действительно, имеют терапевтический эффект и для участников, и для зрителей. Это возможность для подростков высказаться о том, что их волнует, а для родителей - услышать, что волнует их ребёнка. Это удивительная возможность диалога и возможность протянуть друг другу руку.

В 2021 году «Поколение Маугли» перезапустился в Москве. Для этого мы провели кастинг и набрали детей из абсолютно разных студий, с разным опытом и возможностями. Были ребята, которые совсем не танцевали, или те, про которых мы понимали, что они ещё долго не смогут выйти на сцену - им нужно многому научиться. Но они настолько горели, что мы их принимали. У одного из наших ребят был сколиоз, проблемы со спиной, я ему показываю движения, а он чуть-чуть приподнимает руку - не получается. Но он трудился и добивался своего места на сцене, все получилось! Многие только спустя 2-3 года выходили на сцену и совершали то, чего не могли прежде, у них это получалось через упорство, через желание, которые были внутри и мотивировали, чтобы сделать сверхусилие прежде всего над самим собой.

Выпуск спектакля совпал с пандемией, и полтора года мы практически не репетировали в живую. Репетиции проводили только онлайн. И здесь нам было очень важно сохранить команду, сохранить связь с ними, и мы разговаривали с труппой: чем они интересуются, чем занимаются, из чего состоит их жизнь. Мы не делаем из детей актеров. Благодаря театральным практикам, театральным дисциплинам, мы можем помочь им раскрыться, а дальше, если они хотят заниматься профессий, мы даём им возможность понять, что это очень непросто - это не только про съёмки, красивую жизнь, праздник. В первую очередь это большой труд, и если ты готов трудиться, то ты можешь попробовать пойти дальше. Эта профессия не всегда предсказуемая. Тут важно умение преодолеть себя.
Есть города, где студии «Оперение» существуют в формате дополнительного образования, и они бесплатны для посещения. В Москве так сделать не получилось: занятия платные, но их цена не очень высока по московским меркам, в основном, чтобы покрыть повседневные расходы. Наличие спонсоров позволяет открывать бюджетные места, куда можно попасть на конкурсной основе, но тут принцип не по таланту, а потому, кому мы очень нужны.

Сейчас «Поколение Маугли» является репертуарным спектаклем Московского Художественного театра имени А. П. Чехова. Это единственный благотворительный спектакль в России, который идет в репертуарном театре на постоянной основе. В тот период, когда проект возрождался в Москве, у нас родилась идея открыть в столице студию «Поколения Оперения». Так как в регионах у детей гораздо меньше возможностей для занятия творчеством, в Москве студии принципиально не существовало до 2020 года. Почему мы назвали её «Поколения Оперения»? Это связано с тем, что большое количество выпускников студии «Оперение» из разных городов России приехали в Москву. Они уже закончили высшие учебные заведения, снимаются в кино, работают режиссёрами и актёрами в разных театрах. Это и Государственный академический театр им. Е. Вахтангова, и МХТ имени А. П. Чехова, и Российский государственный театр «Сатирикон» им. А. Райкина, и Театр Наций. И мы подумали, что мы - поколение, которое прошло через эту школу, — можем попробовать, передать свой опыт следующему. Сейчас московской студии уже 3 года. В ней занимается 260 детей. Именно эти ребята постоянно участвуют у нас в спектаклях. Также в нашем проекте задействованы выпускники театральных вузов.
Другие материалы, посвященные движению "Оперение"
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda