Мария Петрова
Любовь никогда не перестаёт…
Мы в соцсетях
С 25 по 27 ноября 2023 года в Москве прошла XI ежегодная Всероссийская конференция по театральной педагогике имени Л. А. Сулержицкого.

Свою работу участникам конференции представили руководители нескольких отделений всероссийского движения «Оперение», созданного художественным руководителем и директором МХАТ, народным артистом РФ (2012), лауреатом Государственной премии РФ (2019) К. Ю. Хабенским.

Наша публикация, посвящённая «Оперению», состоит из нескольких частей. В первой и второй части мы представляем рассказы о Казанской и Уфимской студиях. Сегодня о студии в Челябинске рассказывает Мария Петрова, директор студии движения «Оперение» - студия творческого развития «Это Правда».

Мария Петрова, директор студии творческого развития "Это Правда"
Добрый день! По образованию и первой профессии я актриса. В январе исполнится 9 лет, как я руковожу студией «Это правда» в Челябинске. Мне пришлось оставить свою профессию в пользу педагогики, потому что, чтобы держать качество преподавания и всей жизни студии, чтобы поддерживать уровень, нужно заниматься только этим. У нас в студии занимается около 300 детей разных возрастов: от 7 до 18 лет. До сих пор наша студия является бесплатной. Дети не платят ничего. А когда мы намерены были открыться, то два министерства предлагали быть под их началом. По совету Константина Юрьевича Хабенского и в согласии со своей интуицией мы пошли в образование. У нас утверждённые Министерством образования авторские программы, которые мы сами создали, по которым удачно работаем. Они обновляются каждые 2 года. Вот и в следующем году мы будем снова её обновлять, потому что мы все пришли в это движение, чтобы искать верный путь. Константин Юрьевич сказал тогда, в самом начале, что мы не знаем точно, как надо, но мы точно знаем, как не надо. Это очень важно, на мой взгляд. Команда у нас профессиональная. Мы конечно же все не педагоги, а люди театра, поэтому проходим образовательные курсы тоже каждые 2 года. Мы все актёры, режиссёры, танцовщики.
В каждой студии из движения «Оперения» есть какие-то свои особенности. Например, у Натальи Леонидовны Отлетаевой в Казани - кукольное дело. В нашей студии есть такие дисциплины как хореография, сценическое движение во всём многообразии - и цирк, и этикет, и фехтование. А ещё есть сценическая речь и вокал в двух направлениях: академический вокал и эстрадно-джазовый. Ну, и, конечно, актёрское мастерство.

Мы используем в педагогической работе весь багаж знаний, которые нами получены в театре. Но я, например, учусь каждый день. У нас 21 группа, есть малыши и старшие. Я преподаю мастерство актера у старших детей нашей студии, у молодёжи. И каждый день, когда вхожу в аудиторию, доказываю себе, что имею право это делать. К нам часто приезжают звезды нашей русской сцены, которые смотрят нашу работу. И они часто говорят, о том, что для того чтобы дети нам поверили, мы сами должны быть очень искренними и очень честными. Детей и животных обмануть невозможно, и они никогда за тобой не пойдут, никогда тебе не поверят, если ты неискренен.

Мы были седьмая студия, которая открылась в движении «Оперение». И провели у себя уже несколько фестивалей, например, фестиваль спектаклей «Оперения» под названием «Малая сцена большой жизни». Этот фестиваль зародился в Нижнем Новгороде, и когда там он прошёл первый раз, мы подхватили эту эстафету. Константин Юрьевич Хабенский сам отбирал спектакли на него, и отобранное мы привозили в Челябинск и показывали зрителям. Мы проводили после спектаклей мастер-классы со зрителями: с взрослыми, с детьми. Наши педагоги принимали обратную связь.

В этом году у нас прошёл Всероссийский фестиваль «Оперения» в Челябинской области, куда приехали почти все города нашего движения. И тут тоже обязательные показы и мастер-классы с большим количеством уникальных спикеров и импровизации. Мы смешиваем команды из разных городов, детей объединяем по жребию, и педагоги вытягивают рондомно номера групп, с которыми они будут работать. Педагог, например, Челябинска вытянул Нижний Новгород, и он идёт и работает с детьми, которых он очень мало знает. Это, в том числе, проверка нас как педагогов, и тренировка на умение понимание слышать не только своих детей, к которым вы уже привыкли, а и других детей тоже. Фестиваль прошёл очень хорошо. Сейчас он обрёл дом в Челябинской области.
Также я хочу рассказать про наш спектакль. У меня было такое упражнение, которому меня научил мой мастер. Я попросила старших детей написать письмо, в котором они обращаются к своему папе и пишут ему то, что никогда не говорили и не могли бы сказать ему в реальной жизни. Это было просто упражнение. И нужно было написать это так, чтобы можно было сыграть как этюд. В результате получилось что-то очень важное и ценное, и никто не ожидал такого эффекта. Дети принесли мне такие рассказы, с такой болью и с таким откровением, которое заслуживало серьёзного внимания. Двухметровые парни сидели и рыдали, вся группа сидела рыдала. Я была ошеломлена. И что с этим делать было непонятно, но ясно, что просто так оставить это было нельзя. Мы сделали из этих текстов, из этих этюдов показ.
Потом на фестивале Константин Юрьевич давал задания, одно из которых звучало так: «Возможно, я ошибаюсь, но…» и наш показ назывался: «Возможно, я ошибаюсь, но папа главный человек в жизни ребенка». На фестивале был очень сильный эффект. И потом Константин Юрьевич мне говорит: «Надо делать спектакль». У него тоже была своя история с его папой.

Получился спектакль, который основан полностью на реальных историях ребят - ничего не придумано. Мы, конечно, чтобы детям немножко помочь, придумывали определённые образы, чтобы дети могли спрятаться за ними. Потому что иначе было бы очень тяжело и исполнителям, и зрителям.

Мы корректировали форму, художественное высказывание, и я была режиссёром этого спектакля. Я объясняла, что всё нельзя выплескивать на зрителя. Зритель не должен уходить в жутком состоянии, поэтому мы делали осмысленную художественную форму.

У нас происходили удивительные вещи. Вот, например, у мальчика папа был в коме, он монолог писал про папу в коме и финал был: «Папа, как ты там? Возвращайся!» Папа вышел из комы. У нас была девочка. Её папа с ней не общался, не звонил, не писал. И про это был монолог. Кто-то на улице сказал папе, что его дочь играет в таком спектакле. И когда в финале одного спектакля её папа зашёл на сцену с цветами, мы рыдали все, и они стали общаться. Очень многие папы и мамы после нашего спектакля позвонили своим детям, пришли обняли ребенка, поцеловали. Этот спектакль оказался очень живучим, он у нас идет все эти годы, мы объехали с ним много городов. И Константин Юрьевич с нами играл, пока мог.

Когда дети выпускаются, и вырастают новые студийцы, у нас появляются новые монологи, новые куски, но и старые монологи отдаются другим исполнителям. И мы объясняем, как присвоить себе чужой материал и представить, как будто бы ты говоришь про себя.

Вообще сцена - это всегда про себя, чей бы ты текст не произносил. Вот, например, в нашей студии мы не делаем работы с авторским текстом: у нас все работы сочинённые. У нас, например, есть спектакль, который называется «Любовь стоит того, чтобы ждать». Из чего родилась драматургия этого спектакля? Я детям задала вопрос: «Если бы у тебя была волшебная палочка и одно желание, только одно, что бы ты загадал?» Второй вопрос: «А если бы у тебя был волшебная ластик, что или кого ты бы стёр из своей жизни?» И ещё: «Если бы тебе удалось спасти только одного человека на земле, только одного, кого бы ты спас?» Из этих вот вопросов ребята сами выбирали, на что отвечать. Сложилась драматургия и спектакль, где в финале у нас Константин Юрьевич Хабенский произносит монолог, который многие слышали, потому что он был в сети: «Когда-нибудь ты поймешь, что бывают люди, которые никогда не предают… Но для этого придется пройти через очень много предательств.

Когда-нибудь ты поймешь, что внешний блеск — ничто по сравнению с внутренней красотой. Потому что все, что снаружи — это до первого дождя… А то, что внутри — горит всегда! Пусть даже оно угасло до еле-видных угольков. Но, достаточно сложить губы трубочкой и ласково подуть — огонь постепенно разгорится и согреет тебя.

Когда-нибудь ты поймешь, что многие формулы и афоризмы, которых ты нахватался в окружающем мире — пустые, пусть и красивые, наборы слов — не более того. Важны лишь те истины, до которых ты сам дошел.

Когда-нибудь ты поймешь, что доброта, нежность, ласка и забота — это проявление внутренней силы, а не слабости». Вот такой спектакль.
И ещё я хотела немного рассказать про проект «Поколение Маугли». Я хочу начать этот рассказ, который потом продолжат мои коллеги из Московской студии. Когда-то на очередном фестивале студия Уфы показала задел работы на тему «Маугли». Тогда ещё не было речи об идее «Поколение Маугли», а только тема. И Константин Юрьевич со своей командой посмотрел и подумал, что уже пора сделать какую-то работу со всеми «Оперенцами», работу, которая объединит всех и покажет в одном спектакле какие-то наши общие качества, направление мысли. И он со своей профессиональной командой придумал историю «Поколения Маугли». Это история про людей, про мальчика Маугли из городских джунглей. Эту историю поставила профессиональная команда в городе Казань, там была первая премьера, потом был город Уфа. Итого было пять городов, которые участвовали в этом проекте. Челябинск тоже в нем был. И в регионах этот спектакль проходил с участием более 100 детей. Взрослые роли играли звёзды, в том числе Константин Юрьевич играл неизменно Акелло. Это проект благотворительный, он собирал огромное количество денег для помощи сверстникам этих же ребят, таким же как они, только с тяжелейшими нарушениями здоровья. Когда дети знают, что они помогают другим детям, это очень дорогого стоит.

Среди наших разговоров тут на конференции меня очень задела тема зрителей-одноклассников в зале. Да, действительно, детей, выступающих на сцене, нужно готовить ко встрече с такой аудиторией. Я своих студийцев учу побеждать. Ты своей любовью и искренностью не можешь не пробиться к сердцу даже самого трудного зрителя. Я сама помню, что в те времена, когда я работала актрисой и мы играли спектакли для детей, зрители себя вели не лучшим образом. И потом я поняла, что, когда подросткам бередят душу, им некомфортно, и они начинают выставлять такую защиту. В этот момент нужно выстоять и победить. И я своих детей учу этому.

Мы сейчас открыли филиал. Второй год там работаем. У нас есть такой лицей №11 в Челябинске, и нас уговорили там открыть филиал студии. У нас около 50 детей на этой площадке. Приходят наши педагоги, преподают, и мы играем спектакли в школах. Ни разу не было негативной реакции от школьных зрителей, и ни разу наши дети, когда мы в школах играли, не просили: «только не приглашайте мой класс».

В заключение хочу рассказать, что наше Министерство доверило нам в прошлом году провести форум театральных педагогов в Челябинской области. И наша студия была исполнителем этого форума, полная ответственность лежала на нас, потому что нам кажется, что мы чего-то знаем, чем-то можем поделиться, и нас попросили пообучать школьных театральных педагогов. Они съехались со всего региона, и мы приглашали спикеров из разных городов. Мы сначала встретили сопротивление, претензии, потому что приехали не только те педагоги, которые сами хотят заниматься театром, но и те, кого заставили. Вот представьте, что Вы – учитель физкультуры, и Вас вдруг обязали заниматься театром! Здесь на конференции тоже уже слышала рассказы о таких историях. Я очень много тут адекватных вещей услышала, мне было очень приятно, что есть так много коллег, которые всё правильно понимают.

Мы пригласили наших детей из студии сделать показ для участников и сказали: «Уважаемые друзья, если вы будете использовать предложенные нами методики и практики, если попробуете использовать знания, которые мы вам пытались передать, то сможете достигнуть вот таких результатов. Это обычные дети, у нас нет кастинга. Но когда вы увидите, как они танцуют, поют, увидите всё что они делают на сцене, вам покажется, что мы их отбирали. Но нет, они просто работали, очень много пахали, и делали это с радостью». Настолько хорошо прошёл этот форум, что теперь его нам полностью поручили проводить и в декабре 2023 года.

Мы можем вместе помочь школьным театрам. По крайней мере мы хотим это сделать. Творчество для меня лично это всегда созидание и любовь. Любовь, которая никогда не перестаёт.
Другие материалы, посвященные всероссийскому движению "Оперение":
Made on
Tilda