Полина Шатохина
На языке графического дизайна
Мы в соцсетях
Любовь Насирова (Лу), музейный педагог, методист. Ее деятельность направлена на создание творческих и просветительских проектов на культурных площадках. Работает в Музее станка (Тула), сотрудничает с театральными проектами.
Ольга Барабанова, графический дизайнер. Обучается веб-дизайну. Сотрудничает с музейными, библиотечными, театральными проектами.
Полина Шатохина, практик в области социального театра.
Летом 2021 года в тульском Музее станка Любовь и Ольга провели трехмесячный курс «Основы графического дизайна для детей». Для них это был первый опыт разработки и ведения курса для юных участников. Итоговой работой курса стал коллективный зин под названием «Джун».

*Дизайн – форма визуальной коммуникации.
*Зин – самодельный журнал, созданный своими руками. Слово произошло от английского «magazine» - журнал.
*«Джун» – переводится с английского как "июнь", а ещё так называют "джуниоров" - начинающих дизайнеров.

Создатели зина – дети от 8 до 14 лет. На его страницах, используя язык графического дизайна, они рассказали о животных, обитающих в зооуголке тульского парка, о известных исторических личностях города и буднях своего дизайн-агентства.

Мне захотелось взять интервью у создательниц курса, потому что на мой взгляд это пример интуитивной практики педагогики искусства, пример того, как на поле коллективного образовательного процесса встречаются сразу несколько наук и изучение истории своего города, а организуют этот процесс молодые специалисты. Они обращаются к игровым методам, ищут способы для создания творческой атмосферы и изобретают собственные упражнения, чтобы создать платформу, на которой ребенок сможет сформулировать свои мысли и свободно их озвучить.

Подобные проекты часто самоорганизованы, их авторы не всегда знакомы с педагогикой искусства и действуют, отталкиваясь от задачи модернизировать традиционные подходы в образовании, хорошо понимая его несовершенство и помня свой собственный ученический опыт. Они специалисты в своей области, которые заступают на территорию педагогической практики как новички, но на мой взгляд обогащают ее. Я надеюсь, что это интервью вдохновит опытных педагогов и специалистов из других областей, дизайна, программирования, урбанистки и т.д. к сотрудничеству, что подобные проекты будут освещаться на конференциях, посвященных альтернативным форматам образования. Нам есть чем поделиться друг с другом.
У меня есть свой собственный экземпляр «Джуна», который я разглядывала много раз и теперь ношу в рюкзаке, чтобы при случае показать знакомым. Когда открываю его, сразу начинаю улыбаться. Очень интересно, сколько времени заняла работа над зином и вообще какой была структура курса, на какой возраст ребят он был рассчитан.

Любовь: Изначально предполагалось участие ребят от 12 лет. Обучение длилось три месяца, вёрстка зина – один месяц.
Курс разделён на три больших модуля. Первый блок посвящён визуальной коммуникации, освоению композиционных приёмов, работе со шрифтами, цветовыми палитрами. Второй модуль состоит из лаборатории, исследующей роль дизайна в брендинге, и мастер-класса приглашенного спикера, создательницы собственных зинов. Курс завершается созданием участниками тематического журнала, созданного своими руками.

Какой была основная задача курса?

Ольга: В первую очередь, важно было познакомить ребят с понятием «визуальная коммуникация». Люди общаются друг с другом с помощью речи, жестов, мимики. Все мы знаем, что такое язык тела. У графического дизайна тоже есть свой язык. Он общается с нами с помощью цвета, текста, характера шрифтов, композиции.

Любовь: Мы помогали участникам понять, как формируются взаимосвязи вокруг окружающих нас объектов. Объяснить, что всё, что мы видим, несёт в себе некую информацию. Важно уметь анализировать то, что ты видишь, и понимать, как работает восприятие. Это понимание используется для создания качественного продукта. Оля, например, показывала совершенно разные логотипы, которые ребята анализировали и разбирали на составные части. Или по итогу задания участник мог объяснить, какую композицию он видит перед собой, отражает ли эта композиция рекламируемый продукт, какие ошибки были допущены верстальщиком.
Также важным являлось систематическое посещение занятий. Это та основа, на которую, как на верёвочку, нанизывались все знания, а также приходило понимание, что есть проектная деятельность. Вот здесь старт, вот здесь такой процесс, а вот мы видим и итог (зин).

Я знаю, что Лу разрабатывала и проводила творческие программы для детей в музейном пространстве, а Оля вела авторский базовый курс по фотошопу для взрослых, но опыта создания полноценного образовательного курса для детей у вас раньше не было. Какие задачи вы ставили лично для себя?

Ольга: Сделать процесс обучения одновременно познавательными и весёлым. Объяснить сложное простым языком, через игру. Придумать увлекательные практические задания и упражнения. Мы постоянно играли в дизайн-студию, где наши ребята – юные дизайнеры – общались с «заказчиками», получали письма от «менеджеров», придумывали и разрабатывали собственные бренды.

Любовь: Мне хотелось, чтобы дети делали работу руками, потому что фотошоп можно освоить и самому. Но когда собираешь макеты вручную, вырезаешь ножницами, размещаешь на реальном листе элементы, то мозг работает совершенно по-другому. Это как научиться кататься на велосипеде. Навык останется с тобой и от тебя никуда не сбежит.

Расскажите про ребят, которые пришли на курс. Все ли прошли его до конца?

Любовь: Интересно, что к первому занятию собралась достаточно большая разновозрастная группа от 8 до 14 лет. Мы понимали, что впереди нас ждёт много работы, которая требует усилий и отдачи от самих участников. И первый фактор такого усилия – регулярное посещение занятий.

Ко второму занятию пришло около 5 человек. Затем добавилось ещё несколько участников, и эта группа стала сильным «дизайнерским агентством» на всё лето. Занятно, что в итоге средний возраст группы составил 10 лет.

Ольга: В основном, это были ребята 9-11 лет. Очень яркие и разносторонние личности. У каждого из участников была собственная манера рисовать, конструировать, свой формирующийся стиль. Да, несколько наших замечательных учениц прошли весь курс полностью.

Родители тоже могли посещать занятия?

Любовь: Участие родителей мы не предполагали. У нас стояла другая задача, чтобы дети почувствовали в себе силы на большие проекты и понимали принципы подхода к глобальным целям.
Ольга: Мы были открыты к общению с родителями, но их участие на курсе не предполагалось.

Вы сразу решили делать зин, или эта идея пришла в процессе?

Ольга: Когда Лу поделилась со мной планами о запуске курса, она сразу сказала, что видит результатом этой истории, итоговым проектом именно зин. По-моему, отличная идея и формат. Есть где разгуляться и воображению, и дизайнерским навыкам.

Любовь: Изначально, простраивая курс, мы ориентировались на создание итоговой работы, это было важно и отвечало нашей внутренней задаче.

Как родилась идея посвятить большую часть «Джуна» Туле и культовым тульским личностям?

Любовь: Мы с Олей начали думать над тематикой зина ещё до проведения первого занятия, но возникающие идеи как-то не вязались между собой. Каждую неделю мы возвращались к этому вопросу, и каждый раз потихоньку нащупывали структуру «Джуна». Но, например, во время первых занятий мы сразу поняли, что хотим делиться даже тренировочными работами, настолько крутыми они получались.

Ольга: Сначала у нас не было конкретной темы, она возникла в процессе работы. Вообще тема зина – как проходят будни нашей импровизированной студии «Джун». Как мы взаимодействуем с «заказчиками», придумываем и развиваем собственные бренды, создаём маскоты этих брендов. Каждый из участников придумывал бренд, исходя из своих интересов и увлечений – например, фабрику мороженого, фирму дизайнерской одежды или даже тату-салон.

Любовь: Рубрика «Наши бренды» – моя отдельная любовь. Дети создавали бренд, это огромная работа со стороны участников. Помимо идеи для бизнеса, нужно было полностью продумать фирменный стиль: логотип, маскот, дать описание услуг компании, предоставить цветовую палитру. То, что получилось, выглядит стильно и классно, это уже можно брать в работу малому бизнесу, ориентированному на креативные услуги.

*Маскот – персонаж-талисман, символ компании, бренда, проекта.

Ольга: Время от времени у нас возникала потребность отработать материал, потренироваться на какой-то теме, понятной для всех. Мы подумали с Лу – а что, если это будет наш родной город, Тула? Мы предложили эту идею ребятам, и они нас поддержали. Оказалось, что у каждого есть какое-то любимое место в Туле, например, Казанская набережная или Белоусовский парк. Так, например, родилась идея придумать парку собственный маскот.
А потом «тульская» тема снова возникла во время работы над основами композиции. Подразумевалось, что когда мы освоим как работает, как разговаривает с нами композиция, ребята создадут свои собственные коллажи из фотографий и текстовых блоков на основе каких-то конкретных историй.

Мы с Лу задумались – а что это могут быть за истории? Истории о любимой музыкальной группе, книге, видеоигре, персонаже из фильма, хобби или о своём питомце? Или снова взять тему, объединяющую нас всех, наш город? И тогда мы подумали – а что, если подготовить для ребят несколько историй о наших земляках, известных жителях Тулы или, например, Тульской губернии?

Любовь: В итоге мы определили ключевую тему – тульская земля. И важное условие, о котором мы сразу с Олей договорились, – полное отсутствие скуки и затёртых до дыр историй о Туле. Здесь уже началось наше собственное исследование, поиск известных и занятных личностей, так или иначе связанных с Тульской губернией.

Ольга: Да, все знают Толстого, Вересаева, Демидова. А многие ли знают об аптекаре Фридрихе Адермане или графе Андрее Болотове? И ведь есть не только выдающиеся туляки, но и тулячки. Например, Татьяна Прончищева, первая женщина – полярная исследовательница Арктики. Или врач-хирург Александра Архангельская. Авангардистка Наталья Гончарова, кстати, тоже родилась в Тульской губернии.

Оставалось выбрать факты из жизни наших героев, которые вызвали бы у ребят живой интерес, отклик. Чтобы истории были забавными, захватывающими, весёлыми или грустными.

В итоге мы отобрали восемь историй. Рассказали их ребятам, предложили выбрать ту, что больше всего понравилась, и оформить в стиле «коллаж». Так один из участников выбрал историю про школьный буллинг – будущего врача Александру Архангельскую высмеивали одноклассницы. Одной из девочек понравилось история про то, как Василий Жуковский придумывал «ужастики» ( все мы помним его мистические баллады ). Она сказала, что выбрала историю, потому что сама любит ужастики. Другая участница курса взяла историю, как меценат и совладелец самоварной фабрики Александр Баташёв эпатировал публику, катаясь по центру Тулы верхом на верблюде. Но абсолютным хитом стала история, как граф Болотов изобрёл чипсы.
Какой была структура занятий?

Любовь: Занятие длилось два часа. Мы старались включать игры на тренировку внимания и логику. Всегда было небольшое задание в начале для актуализации полученных знаний, а затем теория, сопровождающаяся практикой.

Ольга: Насмотренность очень важна для дизайнера, поэтому каждый урок мы смотрели и анализировали логотипы, айдентику, упаковку, бренды. Мы рассматривали некоторые виды композиций на примере классической живописи – Репина, Шагала, Петрова-Водкина, Шишкина, Пикассо, прерафаэлитов. Большая часть времени была посвящена практике, упражнениям. Иногда мы устраивали небольшие разминки, например, играли в ассоциации.

Любовь: Главное было снять блок с детей, чтобы они не воспринимали курс как школьные уроки, были свободны в перемещениях и самовыражении. Первый месяц работы мы, помимо содержательной части курса, работали ещё и над тем, чтобы помочь ребятам чувствовать себя увереннее, не бояться задавать вопросы.

Ольга: К каждому из ребят был индивидуальный подход. Каждый работал в своём темпе. Для нас с Лу принципиально важно было избегать оценочных фраз, вроде «так правильно, а так не правильно», «тут ошибка». Если что-то не получалось, мы вместе с ребятами анализировали упражнение или макет и задавали себе вопрос – а, собственно, какой смысл, какое настроение мы хотим передать с помощью дизайна? Какие цвета, шрифты, композиция помогут нам в этом? Если мы рекламируем пончики, какой шрифт лучше раскроет характер пончиков – угловатый и скруглённый? А какая композиция поможет передать нашу радость, когда мы едим пончики? Словом, это всегда был анализ, диалог, поиск разных вариантов, а не навязывание готового решения.

И, конечно, мы старались анализировать бренды и логотипы, понятные и близкие детям: Макдональдс, Додо Пицца, Глория Джинс, Тикток.
Насколько соавторским был процесс сочинения зина?

Ольга: Зин включает в себя несколько рубрик. Темы, связанные с Тулой, предложили мы с Лу, и, как я уже говорила, ребята поддержали эту тему. При этом участники всегда выбирали сами, какой материал в рамках темы им интересен. У нас был большой выбор карточек, упражнений, заданий, и каждый мог выбрать то, что ему ближе, развить и докрутить идею. Что касается создания брендов – ребята сами придумывали бренды, которые им хотелось.

Любовь: Названия рубрик тоже придумали участники

На мой взгляд, ваш опыт предлагает еще один взгляд на способ изучения истории города, в котором мы живем, пример коллективного творчества и личного высказывания каждого участника. Чему еще научились ребята, прошедшие курс?

Любовь: В первую очередь, они унесли с собой знания по основам графического дизайна (смеётся). И конечно, понимание процесса проектной работы, узнали как работать с визуальным языком, какие вопросы нужно задавать заказчику. В каком-то смысле это хорошая профориентационная практика, потому что многие из тех, кто с нами были, уже вполне серьёзно думают о профессии дизайнера в будущем.


Ольга: Изучили, как разговаривает, взаимодействует с нами графический дизайн – через цвет, шрифт, композицию, иерархию элементов. Как работает дизайнерская «кухня» изнутри, например, как взаимодействует дизайнер и заказчик, дизайнер и менеджер. Что такое бренд, что входит в это понятие. Принцип создания логотипов. Что такое зин, как он появился, как его создать. Кроме того, ребята поработали в разных техниках (аппликация, коллаж, тонирование фотографий). Ну и, конечно, нам удалось поисследовать Тулу и её историю через дизайн.

Вы планируете повторно проводить курс? Что бы вы изменили в дальнейших практиках?

Любовь: Проводить программу мы планируем, основную структуру будем оставлять, но далее адаптировать к разным группам как по возрастному критерию, так и территориальному.

Ольга: В планах включить больше командных игр и заданий, разминок.

Были ли у вас какие-то вдохновляющие примеры, на которые вы опирались в своей работе?

Ольга: Есть стандартное вузовское упражнение, когда студенты составляют разные виды композиций из геометрических фигур. Оно очень полезное, важное, но его надо было адаптировать к возрасту участников курса. Мы с ребятами анализировали, как фигуры существуют, взаимодействуют между собой на плоскости. Они отдыхают, смотрят телевизор на диване или опаздывают на вокзал? Они весело проводят время в компании друг друга или ссорятся, спорят?

Безусловно, вдохновляющий пример, это школа комиксов «Палитра», которую основали мои друзья и бывшие коллеги из Санкт-Петербурга. Нежно люблю их проект. Вдохновлена их взаимодействием с участниками школы, бережным наставничеством, дружеской атмосферой и при этом умением организовать рабочий процесс так, чтобы уложится в дедлайны.
Ещё мне пригодилась статья «Explaining graphic design to four-year-olds» («Как объяснить графический дизайн четырёхлетним»). Принципы работы, описанные в статье, можно спокойно адаптировать к разному возрасту группы.

Любовь: Я бы отметила несколько проектов, которые сильно на меня повлияли и как на участника, и как на педагога.

В 2020 году я участвовала как тьютор в музейном проекте «Каскад. Проект как метод». Это был невероятно важный для меня опыт, на практике доказывающий, что свободная среда с чётко поставленными целями не расхолаживает детей, а наоборот, даёт тот самый недостающий компонент для мотивации и изучения нового.

В школьные годы я работала в серпуховской газете «Молодёжка» с молодыми авторами. Так как мы были юными, нас не ограничили в выборе тем, даже если речь шла о критике какого-либо мероприятия. Наш редактор только направляла нас и помогала опередить тему для будущих статей, и мы очень старались сделать наш материал интересным для читателей. Брали интервью, писали рецензии на книги, поднимали волнующие темы для подростков. Когда наша команда была сформирована и сплочена, мы поехали на фестиваль юных журналистов «Пингвины пера». Настолько крутой рабочей атмосферы в школьные годы я больше не встречала. Важно участвовать в таких проектах, испытывая искренний интерес, азарт, а не в качестве обязаловки для оценки.

Спасибо вам за ответы и за возможность опубликовать «Джун»!
Ольга и Любовь поделились с нами не только зином, но и упражнениями, которые можно использовать при работе с детьми 9-11 лет
Ольга и Любовь с участницами курса
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda