Анастасия Колесникова
Проекты Саратовского ТЮЗа Киселёва для педагогов
Зачем театру разрабатывать программу внеурочной деятельности для школ?
Мы в соцсетях
В жизни Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва очень большую роль играют традиции и история театра. И одной из таких традиций является существование педагогической части при театре. «Нельзя уходить от общения со зрителем, от встреч с ним помимо спектаклей. Так мы сами себе можем перекрыть кислород…» — писал Юрий Петрович Киселёв в своих заметках в 90е годы. Чтобы традиция всё-таки не прерывалась, Киселёв предложил актрисе травести Людмиле Канаковой совершить необычный переход — со сцены в педагогическую часть.

Людмила Александровна возглавляет педагогическую часть Саратовского ТЮЗа и по сей день. В годы, когда в тюзах по всей стране этот отдел сокращали, в киселёвском тюзе педчасть осталась именно благодаря тому, что в театре была Людмила Канакова. Больше двадцати лет она проводит встречи со школьниками после спектаклей, готовит к просмотру и первому визиту в театр, ведет экскурсии по театральному музею.

«Театральная педагогика» — несколько лет назад эти слова волной пронеслись по ТЮЗам и зазвучали в разных уголках страны. Донеслись они и до СаратовкогоТЮЗа. Вот уже пять лет на базе педагогической части театра происходит внедрение методик театральной педагогики не только в работу самого театра со зрителями, киселёвский тюз также поставил перед собой задачу распространения этих методик за пределы театра.

Это стало возможным во многом благодаря активной поддержке педагогической части и её проектов директором театра Анатолием Барсуковым, который возглавлял театр с 2013 по 2018 год. А проектов у педчасти в этот период оказалось очень много, мы перечислим самые главные из них ниже. Помимо Людмилы Александровны реализацией этих проектов активно занялись актриса Анастасия Бескровная и я, завлит театра Анастасия Колесникова.

Здесь стоит сказать слава большой благодарности всем тем, кто помогал театрам узнать о театральной педагогике и рассказал нам о новых формах работы со зрителями — это Институт театра, проект «Золотой маски», где я в 2014 году впервые увидела Александру Борисовну Никитину и загорелась тем, что она рассказывала. Это проект «Большие гастроли», который «в довесок» к московским спектаклям привёз однажды в Саратов саму Александру Борисовну с потрясающими мастер-классами. Это РАМТ и его продолжающийся по сей день масштабный Всероссийский семинар по работе со зрителями. И, конечно же, отдельное спасибо Союзу театральных деятелей России, где за долгие годы поддержали массу проектов театра, в том числе и связанных с театральной педагогикой, привозили большой десант на фестиваль «Колесо», поддерживали наши лаборатории и конкурсы. Без них ничего этого не случилось бы.

Самая распространенная форма работы со зрителем педагогических частей театров по всей стране — программы-встречи на основе спектаклей, чаще всего происходящие с организованным зрителем – «классами». В Саратовском ТЮЗе почти всегда в этих встречах помимо педагога, участвует ещё и кто-то из артистов — это тоже дань традиции, в таком формате Людмила Канакова постоянно проводит встречи со школьниками уже несколько десятилетий. С появлением в жизни театра «театральной педагогики» и ещё двух заинтересованных сотрудников, этих встреч стало больше и мы стали разрабатывать программы для таких занятий с применением социо-игрового стиля А.П. Ершовой и В.М. Букатова. Интересным вызовом каждый раз становилось включение в программу встречи артиста, который не является педагогом и модератором занятия, но составляет очевидный центр интереса для детей.

Помимо работы со школьниками, Анатолий Барсуков поставил перед педагогической частью ещё одну задачу — повысить вовлеченность педагогов в работу с театром. Его очень расстраивала ситуация, когда пришедшие в театр с детьми учителя весь спектакль сидят и болтают в фойе, потому что они уже видели «Золотой ключик». Педчасть не в состоянии провести занятие у всех двадцати классов, пришедших в театр на один утренний спектакль, а педагоги, которые не смотрят спектакль с детьми, наверняка не станут его обсуждать. А если и станут, то насколько внимательны будут к впечатлениям ребенка, не будут ли навязывать им свою точку зрения на постановку?

Первым шагом на пути к установлению контакта с учителями стала разработка программы-конкурса для педагогов «Школьный актив». С 2014 года в конце сезона в ТЮЗе проводится встреча с педагогами, на которой всех сотрудничающих с театром учителей награждают почетными грамотами от театра для их портфолио, и отдельно выделяют и поощряют тех, кто приводил детей в ТЮЗ чаще всего, проводил театральные уроки. «Школьный актив» позволил не только наладить прямой контакт театра с учителями, который обычно шёл через посредников-уполномоченных, но и собрать небольшую базу контактов и организовать для них отдельную email-рассылку с новостями, информацией о премьерах и событиях театра.

Когда в театр приезжала Александра Борисовна Никитина, учителей из «Школьного актива» пригласили к ней на мастер-класс. Чтобы не терять связи с теми, кто получил первую «прививку» театральной педагогики, она предложила создать в театре ещё один проект для учителей — «Учительский клуб». Проект предполагает регулярные встречи с педагогами на базе педчасти, которые дают возможность общаться лицом к лицу не только раз в год, на подведении итогов, но постоянно обмениваться новостями и идеями. Встречи «Учительского клуба» часто сами выстроены по принципам театральной педагогики и таким образом продолжают знакомство учителей с этой методикой. Приглашения на встречи рассылаются учителям из «Школьного актива» по email.

Мы стараемся, чтобы встреча клуба происходила в день спектакля, который мы можем после пригласить педагогов остаться посмотреть бесплатно. Это помогает не только привлечь учителей к участию в образовательном проекте, но и обратить их внимание на те спектакли из репертуара, которые меньше рекламирует «сарафанное радио», и которые важны для театра, поднимают сложные темы.

Темой для встречи клуба может быть подготовка к просмотру такого сложного спектакля, а может быть что-то совсем с ним не связанное — например, в Год театра мы делали встречу по античному театру, чтобы поговорить о том, к чему отсылает логотип года. «Учительский клуб» может быть полезен и в текущей работе театра — на встрече клуба артисты впервые читали инсценировку повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», которую написала актриса нашего театра Елена Краснова. Артисты и автор пьесы проверили на встрече реакцию зрителя, а с учителями мы разобрали процесс инсценирования прозы, его особенности. Сейчас пьеса уже в работе, в марте премьера.

Но при всём разнообразии работы педчасти Саратовского ТЮЗа, главная наша особенность и наша большая гордость — подписание договора о сотрудничестве с Саратовским областным институтом развития образования (СОИРО), которое стало возможным благодаря встрече директора театра с тогдашним министром образования Саратовской области.

Институты развития образования по всей стране занимаются повышением квалификации педагогов и методической поддержкой образования, но не думаю, что многие из них привлекают к этой работе театры. А для стоящих перед театром задач такой Институт стал настоящим подарком — через него проходят все педагоги области, и о проектах театра могут узнавать не только постоянные члены «Школьного актива» и их ближайшие коллеги. Но самое главное, что дало нам сотрудничество с СОИРО – более глубокое понимание того, что нужно учителям, как они живут и, как мы можем использовать существующие уже механизмы для увеличения их интереса к искусству.

Нельзя не упомянуть ещё одну счастливую встречу — в команде Саратовского института развития образования у театра появился настоящий союзник, старший методист кафедры теории и методики обучения и воспитания Светлана Валентиновна Домникова не только лично курировала работу с ТЮЗом, но и оказалась сама очень вовлеченным в театральный мир человеком.

В рамках партнёрских отношений театра и института представители театра участвуют в семинарах и вебинарах для педагогов и родителей, театр выступает на мероприятиях Министерства образования Саратовской области, представляя там свои проекты, специалисты театра работают в жюри разных конкурсов.

Центром соединения интересов театра и института стали совместные курсы повышения квалификации для педагогов «Театральная педагогика в образовательных организациях». Первый пробный набор прошёл в 2016 году, с 2017 года курсы включены в основную программу СОИРО и полностью бесплатны для педагогов.

Эта форма работы даёт самые яркие результаты, на курсах педагоги подробнее узнают о социо-игровых технологиях, участвуют в занятиях и разбирают их, а также постоянно встречаются с «закулисной» жизнью театра, в работе курсов участвуют режиссёры, художники и другие авторы спектаклей.


В работе курсов ежегодно принимает участие главный режиссёр театра Алексей Логачёв— он читает лекцию о профессии режиссёра и интерпретации классики на сцене с провокационным названием «Почему книга всегда лучше». Постоянно сотрудничает с курсами театральный художник Ольга Колесникова, с этого сезона ставшая главным художником ТЮЗа. Она рассказывает об образе спектакля, о том, как костюм влияет на создание персонажа и чем может помочь артисту в его воплощении. Обязательно в рамках курсов проводится встреча с артистом, где речь идёт и о школе, и традициях, и о современной режиссуре, и о работе над ролью. В программе курсов также обязательный просмотр и обсуждение спектакля, на котором учителям предлагается сначала испытать на себе такие приёмы обсуждения, как «Шапка вопросов» и «Безоценочное интервью», а после — использовать их в своей работе. На базе СОИРО Светлана Домникова читает лекцию об игровых методиках в образовании, за которой следует их практическое апробирование тут же, в стенах учебного класса.

По итогам занятий на курсах учителя выполняют творческое задание и защищают свою работу. Они могут выбирать между рецензией на спектакль, портретом артиста, аналитическим обзором репертуара, конспектом занятия или, если нет желания что-то писать,создать собственный подмакетник к спектаклю, а также представить другие интересные проекты и исследования.Но самые главные итоги курсов — это важная для учителя официальная бумага о прохождении курса от СОИРО и чувство сопричастности к театральной кухне.

В СОИРО сотрудников педчасти театра научили писать учебные программы в соответствии с существующими в образовании правилами и требованиями и из этого родилась не только программа курсов повышения квалификации. Чтобы приобретенные на курсах знания и опыт могли быть сразу же внедрены в работу учителя, после курсов всем участникам предлагается разработанная театром совместно с институтом программа внеурочной деятельности «Театральное искусство в культуре России». Программа рассказывает о театре как искусстве, театральных профессиях и истории театра в России через методики театральной педагогики. Она рассчитана на занятия со школьниками 5-8 классов, к ней написаны все конспекты, разработаны все упражнения и она издана в СОИРО отдельной книгой, в которой перед программой Светланой Домниковой кратко изложены принципы социо-игрового обучения. В 2018 году эта книга получила приз «Лучшее учебное издание» Областного конкурса на лучшее издание 2017 года, проводимого министерством информации и печати Саратовской области.

Задача программы отличается от традиционных «театральных» форм внеурочной работы школы с детьми, то есть не предполагает создания школьного спектакля или других форм художественной самодеятельности. Программа написана не про то, как самому стать творцом, но про то, как научиться разбираться в уже созданных произведениях искусства и как получать удовольствие от общения с ними. В процессе активно участвует собственная творческая фантазия ребенка, но здесь нет места традиционному для допобразования «перфекционизму» — не нужно уметь лучше всех нарисовать или сыграть, это творчество, доступное каждому, умение ловить и видеть художественный образ.

Это достигается в первую очередь через работу в малых группах, когда за отведенное педагогом время нужно вместе сочинить что-то — будь то пластическая композиция или световой рисунок фонариками. Чтобы программа была универсальной и не привязанной к театру, она фокусируется на истории театра в России – от площадного театра до появления драматургии Чехова и фигуры режиссёра. Не претендуя на полноценный искусствоведческий курс, она знакомит ребенка с ключевыми этапами и понятиями театрального искусства в первой части занятия. Во второй части группе предлагается конструировать модель своего театра будущего — начиная от конструкции сценической коробки до подбора музыки и света для несуществующей постановки. Вместе с педагогом дети выбирают произведение и создают подмакетник, придумывают костюмы и другие детали для спектакля, применяя на себя творческие театральные профессии, но не репетируя постановку — фантазируя на её тему.

Но даже если никто из педагогов так и не решится воплотить программу целиком, она может служить для них источником вдохновения для внедрения новых методик в повседневную работу. Мы надеемся, что после прохождения курсов, участия во встречах «Учительского клуба» эти педагоги будут смотреть спектакль вместе с учениками, будут обсуждать его и принимать разные точки зрения.

Наша работа построена на уверенности в том, что театральная педагогика и лежащие в её основе социо-игровые образовательные технологии, хотя и могут применяться даже в математике, в сущности своей просто идеально подходят именно к «изучению» того, что содержит в себе художественный образ. Эти образовательные технологии могут кардинально изменить школьные предметы, связанные с искусством (литература, музыка, МХК и т.д.), а также позволить сделать любые внеклассные мероприятия, в том числе групповой поход в театр, намного насыщеннее и интереснее для детей.



Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda