Викторова Ольга Валентиновна
Доцент кафедры сценической речи МГИК,
Старший преподаватель РГСАИ

Подняться до автора
Мы в соцсетях
Стихи постоянно присутствуют в нашей жизни, жизни взрослого человека, помогая выразить эмоциональное состояние, наши переживания. Они наши помощники «психотерапевты» в минуты радости и моменты невзгод. Без стихов наша жизнь была бы не просто обыденной, - неполноценной. Как добиться того, чтобы и в жизни наших детей поэзия занимала не последнее место, не стала кошмарным воспоминанием школьной программы? В своей работе с учениками в различных педагогических ситуациях учитель часто обращается к стихотворным текстам. Учителя словесники, изучая на уроках творчество того или иного поэта, читают перед детской аудиторией его произведения и просят учеников прочесть наизусть программные или просто понравившиеся стихи. Учителя, занимающиеся внеклассной работой – сталкиваются со стихотворными произведениями при подготовке разного рода внеклассных мероприятий: литературных вечеров, театральных спектаклей, тематических программ и т.д. А порой, просто цитируют любимые стихи, проникаясь особенностью момента. Что же хотят учителя, обращаясь к стихотворным текстам? Думаю, прежде всего, они хотят вызвать в детской аудитории эмоциональное сопереживание тем событиям, образам и явлениям жизни, которые отразились у поэта в стихотворении, увидеть и ощутить то, что переживал поэт, а не просто повысить интеллектуальный уровень школьника.
Как привить своим ученикам любовь к стихотворным произведениям? Как сделать их не проходным моментом школьной жизни, а научить чувствовать поэзию, чувствовать эмоциональную ритмическую основу стихов, любить и уметь их читать? Ведь стихи обогащают нас интеллектуально, а главное, – эмоционально, развивают эстетическое и языковое чутье, развивают вкус и общую культуру человека. В основе интереса к поэзии лежит общность наших с поэтом взглядов и переживаний, общность отношений к явлениям жизни, только поэт это может выразить ярче, точнее, масштабнее. Он поднимает нас над обыденностью и обращает наше внимание на детали, которые мы не замечаем в «прозе жизни». Обыденное, привычное становиться вдруг новым. Спросите любого деревенского жителя, видит ли он красоту окружающей его природы? Вряд ли! Это для него обыденно, это проза. Проста и точна мысль Гадамера, что только через произведения искусств мы начинаем видеть жизнь по-новому, учимся эстетически воспринимать ее. Так и у наших детей - многое из окружающей жизни просто не входит в их круг внимания и понимания, а через поэзию они учатся видеть привычный мир иначе. Эта новизна привычного – открытие, а любое открытие дает эмоциональное потрясение и пробуждает более сложное эстетическое чувство. Данный эмоциональный опыт закрепляется в положительном рефлексе и формирует интерес к материалу. Это событие не интеллектуального, а эмоционального порядка.
В школьной программе чаще встречается литературоведческий подход к поэзии, главным в котором выступают знания текста, фактов биографии поэта, языковые средства выразительности. В анализе стихотворного произведения на первый план выступает желание сразу всё объяснить ученику. Это, безусловно, важно для понимания текста, но не является первостепенным при восприятии стихотворения. Основой поэзии, особенно лирической являются переживания лирического героя, его личность, его взгляд на мир, который выражен в определенной стихотворной форме – ритме, звуковой организации, индивидуальных образах. Чтобы понять эту своеобразную стихотворную форму, необходимо сначала разобраться в чувствах лирического героя (автора), что с ним происходит, встать на его позицию. То есть, главным здесь будет не сюжет и литературный стиль, а личность автора, эмоционально передающая свой образ мира в конкретной ритмической форме. Содержание и форма в поэзии неразрывно связаны между собой. Приблизиться к содержанию – это попытаться присвоить текст автора, прожить с поэтом те же эмоции и чувства, и передать их при чтении стиха в определенной, заложенной автором форме. В этом, пожалуй, и состоит основной методический принцип при изучении и освоении стихотворной речи в театральной школе. Школьники зачастую, не владея ритмической стихотворной основой, читают стихи как прозу. Или же, наоборот, скандируют, читая стихотворение, не понимая его смысла. Для того чтобы развить в ученике чувство ритма, рифмы и мелодики, стихи нужно осваивать практически. Поэзия это тот род литературы, который должен быть услышан. Только в звучании стихотворения проявляется его скрытый глубинный смысл, его внутренние резервы. Приблизиться к форме – это понимать ритмическую основу данного произведения, почему именно такая форма необходима для передачи конкретных «видений» и чувств. Отсюда следует, что методическая направленность изучения поэзии в театральной школе – практическая. Попробуем воспользоваться методом работы над стихотворным произведением, принятым в театральной педагогике. Будем рассматривать все элементы в практическом применении.
  1. Прослушивание стихотворения.
  2. Первое впечатление от стихотворения. Какие чувства пробудило оно?
  3. О чем стихотворение?
  4. Событие стиха, куски и задачи куска.
  5. Опорные слова, помогающие выразить суть.
  6. Кинолента видений.
  7. Разговор об авторе. Авторская стилистика.
  8. Знаки препинания, вскрывающие суть.
  9. Ритмика стиха, мелодика.
  10. Другие особенности стиха. Звукопись. Тропы и фигуры.

Первый раз читать стихотворение лучше учителю, или воспользоваться записями мастеров художественного слова. Во-первых, они это сделают лучше, чем ученики. Во-вторых, прослушиваемый текст возбуждает у слушателей внутренние видения, рождает ассоциации со своим личным опытом. В-третьих, что очень важно для развития эмоционально-образной сферы ученика, прослушивание текстов (в хорошем исполнении) развивает эмпатический речевой слух, приучает слышать малейшие изменения интонации и понимать невербальную информацию, заложенную в звучании голоса, тоне, тембре, звуко-высотном диапазоне. Именно эта невербальная информация, в первую очередь, и воздействует на наши эмоции, рождает эмоциональный отклик на услышанное.

Далее, нужно снять первое впечатление от стихотворения, поговорить об этих впечатлениях с учениками, актуализировать их личный опыт, ведь понимается ребенком только то, что есть в его личном опыте. Здесь не нужно спешить объяснять ученикам все неизвестные им понятия, встречающиеся в произведении, это следует сделать позже, когда будут разбираться опорные слова или выразительные средства стихотворения. На данном этапе речь идет только о первом впечатлении, оно может быть только личное. Попытка привнести неизвестное, в еще не закрепившийся эмоциональный образ, может спугнуть его, а разговор перейдет из сферы эмоциональной, в интеллектуальную. Очень важно наше именно первое впечатление, после прочтения стихотворения. Оно содержит эмоциональный отклик на происходящее в стихотворении, и объединяет нас с автором, оно важно и для целостного восприятия произведения. Проговорив, закрепив свое первое впечатление, проанализировав его, вы сможете понять, на какое событие так откликнулся автор, найдете точки соприкосновения, созвучность с ним.

Задавая ученику вопрос: «О чем стихотворение?», скорее всего, вы услышите пересказ сюжета, или повтор образов, пока еще ничего не значащих для ученика. Лирическая поэзия, это разговор сердца, эмоциональные потрясения, связанные с какими либо событиями или явлениями жизни. Для понимания смысла произведения пытаемся определить, какое именно событие взволновало автора. Ведь именно отклик на это событие и выразился в данной стихотворной форме.

Для примера возьмем стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная». Какое событие лежит в этом произведении?

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.


Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.


Побегу по мягкой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»

Встреча с любимыми, дорогими с детства местами, встреча с родным и близким. Это может быть возвращение реальное, а может быть возвращение в мыслях, попытка, хоть в мыслях вернуть любимые образа. При встрече после долгой разлуки мы пытаемся всмотреться и отыскать любимые черты. Какие чувства рождаются у нас при долгожданной встрече – радость узнавания. Лирика – это всегда личностное восприятие, рассказ от «Я». В нашем жизненном опыте, даже опыте совсем молодого человека, происходили события аналогичные авторскому, попробуем их вспомнить, и вспомнить те чувства, которые нами тогда владели. Наше первое впечатления от стиха поможет нам точнее восстановить события прошлого. Поговорив о наших чувствах, связанных с событием возвращения, встречи, посмотрим, созвучны ли наши чувства авторским, как он их выражает. Радость узнавания, радость обретения вновь – вот что владело автором. Таким образом, мы пытаемся присвоить авторский текст, приблизит свои мысли и чувства к авторским.
Какие опорные слова помогают нам выразить наши чувства? Здесь важна не красивость слов, иначе мы обречены на раскрашивание текста, а те знакомые черты, которые мы с радостью вновь узнаем – все как прежде, время как будто вернуло нас в детство: «хаты - в ризах образа…», «синь», «низенькие околицы», «тополя». «Захожий богомолец» - важный образ для понимания своего места – я чужой, а как хочется снова стать своим! В этом образе эмоциональный взрыв – я чужой, но я возвращаю себе утраченное – это следующий кусок стихотворения. Возвращаю, через знакомые запахи яблок и меда в августе, когда на праздник Спаса освящают в церквах яблоки, и качают мед нового урожая. (На этом этапе можно поговорить о незнакомых понятиях в стихотворении, но разговор лучше вести в ключе личного опыта ученика – «а вспомните!», «а видели ли вы?»). Возвращаются через звуки – «гудит за корогодом» - пчелы, шмели, может крики играющей детворы (что припомните). Следующий кусок стиха – это обретение вновь, возврат в счастливое время «побегу по мятой стежке», «навстречу…девичий смех» - узнали. Финал стиха – эмоциональный вывод – не расстанусь больше, не отдам никому своё счастье «Не надо рая! Дайте родину мою». (Вот уже и наши видения собираются).

Всю предварительную работу над стихотворением держим в поле нашего личного восприятия. Обращаемся к своей эмоциональной памяти, вспоминаем картины, звуки, запахи – всё это выстраивается в цепочку «видений». Все картины наши личные, а не абстрактные, только личные воспоминания гарантируют рождение живых чувств и эмоций, подлинное проживание. А поможет ярко и точно выразить наши чувства авторский текст.

Когда события и задачи внутри стихотворения определены, а у ребят возник интерес к происходящим событиям, можно обратиться к биографии автора, когда было написано данное стихотворение, какие жизненные события происходили с поэтом в это время. Тогда биография будет живой, а не просто набором фактов и дат. Употребление определенных выразительных средств (авторская стилистика) связана с образом жизни поэта. На этом этапе можно говорить о деревенских образах Есенина в данном стихотворении, связав это с биографией поэта.

Авторские знаки препинания служат нам подсказкой происходящих событий.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Многоточие во второй строке первой строфы – сиюминутная ассоциация с иконой, рожденная здесь и сейчас как озарение, образ избы проявился в образе иконы. Многоточие автор ставит от неожиданности этой ассоциации. На этом месте идет пауза волнения, выраженная автором в многоточии. Последние две строки в последней строфе – прямая речь, активное действие.

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Строки короче и определеннее предыдущих – это принятое решение, уверенность и определенность.

Рассмотрим другой пример: А.С.Пушкин «Полтава»

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

……..

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки,

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой намост.

На нем гуляет, веселится

Палач и алчно жертвы ждет:

То в руки белые берет,

Играючи, топор тяжелый,

То шутит с чернию веселой.

Обратим внимание: в первом и начале второго фрагмента в конце каждого стиха стоит точка, хотя законы грамматики позволяют здесь поставить и запятые. Почему Пушкину понадобились именно точки? Потому что короткие предложения передают отрывочные картины, и создают напряженный ритм повествования. Это не описание, а предвосхищение будущего события. Здесь не общий план, а деталь играет основную роль и сосредотачивает нас на определенной атмосфере: в первом фрагменте – появление царя Петра, торжественность момента; во втором фрагменте – напряжение, затишье перед страшным, перед казнью. Большое количество точек делает звучание текста стаккатным. И совершенно другую атмосферу передают знаки препинания в четырех последних стихах второго фрагмента – образ палача, для которого происходящее забава и удовольствие. Отсутствие точек и запятых в описании действия палача заставляет звучать данный фрагмент легато.

Вот другой фрагмент из Пушкинского «Евгения Онегина»

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Такое количество запятых на перечислениях передает стремительность движения саней, и только в последней строке отсутствие запятых, на контрасте с предыдущими, передаёт замедление и остановку возка.

Булат Окуджава писал «Каждый пишет, как он дышит…». Ритм стихотворения это дыхание, пульс автора, степень его внутренней активности. Именно в индивидуальном авторском ритме заключен первичный смысл произведения, авторская оценка происходящего. Г.Г.Гадамер говорит, что словесный материал лирического стихотворения может быть глубоко «прозаичным», но заключенный в определенную поэтическую форму становиться ПОЭЗИЕЙ. Можно сравнить авторский стихотворный ритм с почерком поэта – Почерк Пастернака летучий, с наплывами, как и ритм его стихов. В тетрадях А.Ахматовой встречаются незаконченные строки, только ритм. Хорошо прослушивать авторское исполнение, в котором звучит ощутимость ритма, логическая и эмоциональная перспектива стиха, точное звучание звуков – всё это передает индивидуальную мелодику произведения. Индивидуальный авторский стиль полностью отражается именно в авторском чтении, выпукло проявляет логическую и эмоциональную перспективу, через ощутимость ритма, через точное звуковое звучание, через акцентировку рифмы. С.Есенин читал плавно, задушевно, напевно, используя широкие гласные, патетически страстно. В.Маяковский, наоборот, читал дерзко, споря и доказывая. А.Блок читал свои стихи очень просто. Немирович-Данченко называл такую простоту искусством величайшего, а простота украшенная – это «правдёнка». Э.Багрицкий исполнял свои стихи очень ритмично, многоударно, эмоционально.

Ритм это соизмеримость повторяющихся элементов. Прозаическая речь – это речь бегущая вперед, стихотворная речь – возврат к чему-то. Возвратительная сила стиха очень динамична и создает определенную ритмическую волну, особую концентрацию значений и смыслов. Явление повтора понятно только в звучащей речи, поэтому стихи нужно слушать и читать вслух.

Повтор основа ритма. Что же повторяется в стихе и придает ему особую ритмику? Это стихотворная строка (стих), рифма, размер, паузы, звуковые повторы. Все эти элементы изучаются в школьной программе. На мой взгляд, целесообразно изучать их не абстрактно, а применительно к конкретному произведению и конкретному смыслу, т.е. индуктивно, тогда будет понятен смысл этих явлений ритмики. Рифмы, строки и строфы, размеры подробно разбираются в школьной программе. А мы остановимся на структурных стихотворных паузах, которые позволяют держать форму стиха при чтении. Таких пауз три: сроковая (межстиховая) пауза, пауза переноса (зашагивание) и большая цезура. Строковая пауза обязательна в конце каждой строки, она позволяет держать форму, не разваливая стих. Строковая пауза совпадает с логической паузой, отделяющей речевые такты друг от друга. Ставя строковую паузу нужно помнить о перспективе, о предстоящих событиях, она связывает то, что сказано, с тем, что будет сказано.

В разобранном ранее стихотворении С.Есенина все паузы в конце строки (стиха) именно строковые, они не рвут фразу. Но часто мы можем встретить фразу разорванную, расположенную на разных строках (речевой такт или синтагма расположен на разных строках строфы). Кажется, что в таком случае пауза вообще не нужна. Но зачем-то автор написал именно так! Пауза в конце строки, не совпадающая с окончанием речевого такта называется паузой переноса (зашагивание), она короче строковой, но она нужна, так как проявляет скрытый смысл стихотворения, усиливает ритмическое звучание. Например, строки из поэмы М.Лермонтова «Мцыри»:

Я вышел из лесу. И вот

Проснулся день, и хоровод

Светил напутственных исчез

В его лучах. Туманный лес

Заговорил. Вдали аул

Куриться начал. Смутный гул

В долине с ветром пробежал..

Я сел и вслушиваться стал;

Но смолк он вместе с ветерком.

И кинул взоры я кругом:

Тот край, казалось, мне знаком.

И страшно было мне, понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей;

Что бесполезно столько дней

Я тайный замысел ласкал,

Терпел, томился и страдал…

Почему автор в этом фрагменте сделал столько «переносов»? Разгадка в смысле этого фрагмента. Если бы это было простое описание природы, то переносы были бы не нужны. Но автор не описывает местность, а передает состояние героя, его смутную догадку о трагической ошибке. Ритмический сбой, который достигается разрывом фразы и переносом ее на другую строку и передает необходимое напряжение.

Цезура в середине длинной строки– это не всегда пауза, а словораздел. Это структурный элемент стиха, подпирающий стих. Длинной строкой считаются 5-6 стопные стихи и более в двусложных размерах, и 4 стопные в трехсложных размерах. Цезура в двусложных размерах ставится после второй стопы в пятистопных строках, и после третьей стопы в шестистопных строках. В коротких строках цезура не ставится.

На холмах Грузии \\ лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко;\\ печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой...\\ Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит \\ и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Здесь мы видим чередование цезурованной строки с безцезурной, что позволяет развернуть мысль во всем ее разнообразии, создать разнообразный ритм.

Звукопись в поэзии так же передает смысл происходящего, атмосферу события. В Есенинских стихах, плавных, широких, с полными звучащими гласными не часто можно встретить взрывные согласные. В стихотворении А.Пушкина «Обвал»:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.


Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могущий вал

Остановил.

Согласные Д, Р, Г передают грохот летящих камней, а шипящие Ш, Щ – шум низвергающейся воды. Разностопные строки дают нам неровности ритма, неспокойствие, подчеркивая атмосферу происходящего. Еще один интересный контраст звуков в Пушкинском «Евгении Онегине»:

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрыпок заглушен

Ревнивый шепот модных жен.

Обратите внимание на строки, в которых идет речь о мужчинах – звуки Р, К, Г, характер звучания стаккато. В строках же, где речь идет о женщинах Л, Н, М, и немного Ш на сплетнях. Характер звучания напротив – легато. В «Медном всаднике» много звуковых повторов в описании бурлящей Невы. Пушкин очень глубоко и серьезно использовал звукопись, часто обращался к звуковым и мелодическим контрастам. Образы Петра и Евгения в «Медном всаднике» построены на мелодическом контрасте. Тема Петра – полноударный ямб, отсутствие переносов, ритмически и синтаксически сложные периоды.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко (перенос)

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

В теме Евгения синтаксически короткие сжатые фразы.

Несчастный

Знакомой улицей бежит

В места знакомые. Глядит,

Узнать не может. Вид ужасный!

Все перед ним завалено;

Что сброшено, что снесено;

….

И вот бежит уж он предместьем,

И вот залив, и близок дом...

Что ж это?..

Он остановился.

Пошел назад и воротился.

Глядит... идет... еще глядит.

Вот место, где их дом стоит;

Вот ива. Были здесь вороты –

«Кинолента видений» складывается из картин, описываемых в стихотворении. Это личные образы, рождающие у исполнителя определенные эмоции. Через свои «видения» исполнитель передает слушателям свои чувства и мысли. К.С.Станиславский говорил, что мы говорим не уху, а глазу. Исполнитель заражает слушателя своими картинами, а у них, в свою очередь, рождаются свои ассоциации и свои картины.

Авторская позиция. Адресность. Эпос, драма и лирика – разные роды литературы и требуют разного подхода.

В эпосе (поэма, роман, элегия, рассказ, новелла повесть) события всегда в прошлом. Это развернутое повествование с героями, персонажами.

Драма – есть действие лица. В эпосе и драме автор всегда скрыт за происходящими событиями.

Лирика бывает разной: гражданской, политической, любовной. В лирическом образе есть переживание, это всегда настоящее время. В основе лирики лежит всегда что-то пережитое. Разговор в лирике идет от 1 лица – автобиографичная основа, от которой лирика и рождается, а дальше происходит чудо проживания и переживания, осмысления и выводов. В лирике не уйти от «Я». От понимания позиции читающего зависит адрес, к кому он обращается.

В позиции лирического героя, адресат – третье лицо, его нет среди слушателей, исполнитель, обращаясь к своему адресату, позволяет слушателям лишь стать свидетелем своих переживаний.

Судительная позиция – адресат зал, призванный быть судьей в конфликтном вопросе, к нему, как к судье идет посыл исполнителя. Исполнитель четко знает, кого или что надо судить. В стихотворении М.Лермонтова «На смерть поэта» должна быть четкая судительная позиция. Здесь ясно, кого обвиняют, а зал делает свой выбор.

Митинговая позиция – обращение, призыв ко всему залу. Исполнитель должен хорошо знать к чему он призывает. Стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» часто читают с митинговой позиции, призывая любить Родину. От этого уходит Есенинская задушевность и тонкость, а текст звучит пафосно и неискренне, попробуйте прочесть это же стихотворение с позиции лирического героя, и вы почувствуете тонкую есенинскую интонацию.

Практическая работа со стихом – это кропотливая, но очень интересная работа, позволяющая подняться до автора, и обогатить свой мир. Заражайте учеников стихами, эмоционально обогащайте их. Литературный слух и вкус – это не только природный дар, он может быть сформирован в процессе учебы, но учебы творческой, где на первом плане личность человека, его чувства и переживания. Изучая поэзию, давайте будем помнить, что главное не содержание школьной программы, а радость сотворчества поэта, учителя и ученика.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda