Татьяна Зимакова
День учителя






фото Натальи Бережновой, руководителя пресс-службы МогТЮЗ
В конце первой недели октября, когда школа входит в устойчивый рабочий ритм, но никто еще не успел устать, когда становится прохладно, но еще ощущается солнечное тепло, и особенно ощущается именно потому, что уже прохладно, когда вокруг, как правило, удивительно по-осеннему красиво, отмечается день учителя. У каждого из нас были, есть и будут учителя, которым мы благодарны, некоторые из них нам дороги особенно, о ком-то мы помним всегда, кто-то вспоминается внезапно, по какому-либо случаю, с кем-то начавшийся однажды диалог не прекращается всю жизнь. Взрослея, мы иногда выбираем себе в учителя людей совсем других профессий. Иногда нам самим приходится кого-нибудь чему-нибудь учить.

Наверное, День учителя может произойти в любой календарный день, когда вдруг происходит случайная или неслучайная встреча с учителем за пределами школы, когда вдруг неожиданно пригодилось или по- новому открылось выученное когда-то, когда начало получаться то, что раньше не получалось, когда нужен мудрый совет и ты знаешь, к кому за ним обратиться. А может быть, он может произойти и как-то совсем по-другому. Но в конце первой недели октября в воздухе обязательно присутствует ощущение праздника. Вполне возможно, что в этот день какой-нибудь одинокий пенсионер смотрит по телевизору кино про школу и у него улучшается настроение. И хочется конфетку съесть или яблоко, или кого-нибудь угостить. Или какая-нибудь дачница срезает последние розы, укутывает на зиму розовые кусты и думает о том, что завтра никому из ее семьи уже или еще не надо идти в школу, тогда розы бы были кстати, и розы в этот момент в какой-то мере становятся кстати, в какой-то мере, это розы ко дню учителя.

Зрительский клуб МогТЮЗа решил отпраздновать день учителя в театре, и это, кажется, была отличная идея. Пригласили всех желающих, предполагая, что большинство окажутся учителями, тогда бы мог состояться по-настоящему серьезный диалог о сущности предназначения учителя. Но учителей, в зале оказалось не так уж и много. Те, кто пришли, привели с собой учеников или своих собственных детей. И было бы странно, если было бы иначе. Собралась по-настоящему праздничная, пестрая, шумная и разновозрастная компания. Артисты театра уселись за парты прямо на сцене и провели импровизированный показательный урок обществознания. Сидели они за партами не очень чинно, и урок часто превращался в игру. Ведь они - артисты. Артисты не рассказывали, хорошо или плохо они учились в школе, вспоминали своих учителей и рассказы бабушек и дедушек о школе.

Судя по их воспоминаниям, им встретилось немало хороших и интересных учителей, благодаря которым они сохранили свое детское любопытство и развили творческое внимание, ведь без этого не сделаешься настоящим артистом.

Хорошая импровизация не возникает на пустом месте, поэтому артисты и педагогическая часть театра хорошо подготовились и сняли настоящий учебный фильм на основе интервью со зрителями театра и посетителями парка Царицино, расположенного неподалеку. Задавали вопросы о приятных и не очень воспоминаниях, о том, за что особенно благодарны, на что обижены, что удивительного происходило, каким должен быть идеальный учитель, спрашивали, кого из персонажей фильмов и книг, хотелось бы видеть в качестве своего учителя.

Оказалось, что кто-то не отказался бы в качестве урока день-другой побродить по парку с Толстым или Достоевским, кто- то хотел бы, чтобы уроки музыки в школе вела настоящая певица, кто-то был готов учиться в классе у Спайдер-мэна и даже у человека-невидимки, а многие предпочли героев компьютерных игр, ведь они так последовательны. Детям, в общих чертах, хотелось, чтобы в учителе было нечто от супергероя и чтобы благодаря ему захотелось вдруг взять и выучить целый учебник математики, сделать множество контрольных или захотеть научиться красиво петь. Интересно было наблюдать, как менялись лица взрослых людей, отвечавших на вопросы. Даже если артисты просили вспомнить нечто неприятное или обидное, даже если люди не могли вспомнить ничего существенного, лица их светлели и заметно оживлялись. Люди становились более темпераментными, в них просыпалось что-то детское. У взрослых очень позитивное отношение к понятию «учитель». И если были обиды, они относили их не к профессии, а к человеческому фактору. Хорошие воспоминания больше касались проявлений человеческого: «первая учительница – вторая мама», «учитель рисования вместо того, чтобы рисовать натюрморт из осенних листьев, повел в парк рисовать осенние деревья», и с тех пор парк стал любимым местом прогулок на всю жизнь.

После воспоминаний настало время общих игр. Старались составить собирательный образ идеального учителя, вспоминали излюбленные словечки и присказки своих учителей, рассказывали об удивительных и невероятно удивительных случаях.

Интересно, что в импровизированном театральном конкурсе победили не просто интересные истории, а истории про очень выразительных персонажей. Эти истории были не просто рассказаны, а почти показаны их авторами и почти увидены собравшимися в зале. Победители получили в качестве почетного приза билеты в театр, а остальные присутствующие на этом праздничном собрании незаметно, но твердо убедились, что между актерской и учительской профессией, а также участью артиста и ученика, есть очень много общего.



День учителя в МогТЮЗе
фото Натальи Бережновой
Общим подарком от театра была чтецкая программа, посвященная тому, какими разными и прекрасными видят учителей писатели. Прозвучали отрывки из книг Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика», Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», Алексея Иванова «Географ глобус пропил», Артура Гиваргизова «Записки выдающегося двоечника», Мариам Петросян «Дом в котором» и Джованни Моски «Воспоминания о школе».

Отрывок из книги Марины Аромштам мог бы стать темой отдельной встречи для учителей и тех, кто создает театр для детей. В этом отрывке речь шла о Януше Корчаке, и о том что в нормальной, хорошей жизни не должно быть место подвигу. Потому что место подвигу предоставляется когда жизнь становится страшной. А ещё о том, что некоторые молодые люди стремятся испытывать свою жизнь на прочность и это – понятное, но опасное любопытство, должно быть удовлетворено в формате игры. Темы, поднятые в этом отрывке, не назовёшь праздничными. Но важно было, чтобы этот текст прозвучал. И чтобы где-то когда-то состоялась встреча, посвящённая этой книге, надо было, как минимум знать, что такая книга существует. И теперь мы об этом знаем.

Часть подростков задержалась на занятиях «Школы театрального блогера». Они поделилась своими впечатлениями от чтецкой программы и учились сочинять свои собственные истории. Тема взаимоотношений учителя и учеников оказалась для них на столько важной и личной, что они не заметили, что самые трогательные для них истории происходили вовсе не в российской школе. Точнее, они удивились тому, что у учительницы из книги «Взгляд кролика» японское имя и действие происходит в японской школе. Настолько им понравилась эта учительница, ведущая открытый урок и учившая совсем маленьких детей писать сочинения, совершая открытия, что они признали её своей.

По контрасту особенное внимание начинающих блогеров привлек герой Алексея Иванова, прививавший старшеклассникам интерес к географии экстремально-провокационными методами. Но если подумать, то и маленькие шуршащие раки в коробочке, предложенные детям японской учительницей - тоже провокация. Только совсем в другом стиле.

Ну и празднование «Дня учителя» в театре, и привлечение к разговору первоклассной литературы о школе и учителях – тоже немного провокация. Потому что тут, порой незаметно для себя самих, дети и взрослые, учителя, писатели и артисты, становятся участниками общего разговора о такой большой школе, которая называется жизнью, где все навеки благодарные ученики.



Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda