Александра Никитина

Старая семейная фотография

Мы в соцсетях
Российские педагоги, участники детского театрального и музейного движения, нередко задаются вопросом, почему за рубежом их коллеги отдают предпочтение актуальным проектам и острым социальным темам, тогда как в нашей стране поиски чаще обращены в прошлое. На этот вопрос, наверное, у каждого есть свой вариант ответа. Существует он и у детского музея «Дом семейных традиций», созданного в 2013 году в Москве по инициативе Натальи Ямщиковой. И ответ этот прост. Там, где нет ощущения связи со своими корнями, нет энергии роста. Там, где нет понимания сложной и многогранной правды о своей семье и своём народе, нет почвы для личностного роста. В Америке, Европе и даже в Азии народы не переживали в начале XX века такого забвения собственных корней, как в России. Нигде больше прошлое не было столь запретным и не оказалось забытым, порой утраченным. Нашей культуре необходимо преодолеть эту пропасть забвения, восстановить мосты, прирастить обрубленные корни. Только так вновь появятся подлинные ценности и ощущение идентичности. И тут, конечно, школа оказывается слишком стеснена в правах, времени, пространстве и в средствах. А музей и театр позволяют создать то свободное пространство игры, творчества и общения, где дети и семьи могут встретиться со своим прошлым.

Подчеркиваемая нами связь музейного и театрального пространства, музейной и театральной педагогики, не случайна. Музей – хранилище памяти. А театр – пространство игры, общения, искусства, где при помощи магического «если бы…» можно превратиться в кого угодно и попутешествовать на машине времени. Редкий театральный педагог не обращается к музейному опыту обращения к памяти веков. И редкий музейный педагог не использует возможностей драматургии, ролевой игры, театрализации. Не случайно на I Всероссийской научно-практической конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства», которая прошла в Москве в 2013 году, одной из самых интересных была секция «Образовательное путешествие, реальное и виртуальное, как особая событийная образовательная среда», где встретились представители музейной и театральной педагогики.

Творческий коллектив Детского музея «Дом семейных традиций» во многом опирается на те идеи, концепции и педагогические практики, которые обсуждались в рамках этой секции. Нам близки идеи путешествия, где хорошо продуманный маршрут не исключает неожиданностей и тайн, поджидающих за каждым поворотом дороги, где именно неожиданности и дают наиболее глубокий образовательный эффект. И также близки нам идеи личностного постижения истории отечества, которое начинается с постижения истории собственной семьи. Для того, чтобы пояснить, как на практике реализуются программы нашего музея, мы предлагаем рассмотреть одно занятие, которое, как и многие другие, можно было повторить в любой семье.

Кто ни хотел бы прокатиться на машине времени, чтобы встретиться со своими предками и хоть немного с ними пообщаться? Это наш музей и предлагает сделать, открыв семейный альбом. Для игры «Семейная фотография» нужно выбрать старинную фотографию, на которой изображены дети, а лучше – дети и родители вместе. Хорошо, если они чем-то заняты, если это дети разного возраста и разного пола. Ну а если игра происходит в семье, то, конечно, лучше всего найти фотографию из семейного архива. На наших занятиях мы используем альбом «Детство моё» друга и партнёра музея Елены Лаврентьевой.
Мы предлагаем участникам занятия несколько фотографий. И каждый из них выбирает себе одного персонажа - ребёнка, который показался ему наиболее интересным и близким. Никто не говорит, кто кого выбрал, и не страшно, если несколько человек выбрали одного и того же. В этот момент главное именно личностный выбор, самоактуализация.

Не показывая картинки, нужно рассказать об этом персонаже другим участникам игры. Мы просим постараться описать общий облик и позу, потом лицо, отдельные черты, одежду и рассказать о том, чем привлёк этот персонаж. Пусть слушатели угадают, о каком ребёнке идёт речь. Задача рассказчика говорить подробно и интересно, но не подсказывать, как можно дольше держать интригу. А угадывающим надо быть максимально внимательными и не перебивать рассказчика, пока он не остановится сам.

Вглядывание в другого, вслушивание – важный навык общения, к сожалению, почти утраченный в современной культуре. А ведь именно с этого начинается подлинное общение не только между людьми, но и с картиной, скульптурой, любым художественным текстом. Более того, с этого начинается творчество.

Затем участники игры разбиваются на пары. И начинается театральное упражнение. Каждый рассказчик по очереди «лепит» своего героя из партнёра. Один – бережный и внимательный скульптор, а другой – мягкая и послушная глина. Нужно стараться вылепить своего героя как можно более точно, до мельчайших деталей, до нюанса взгляда и положения пальчиков на
руке, проверить каждый изгиб, напряжение каждой мышцы. Когда герой вылепился, он должен прислушаться к себе очень внимательно и рассказать, как ему изнутри «нового тела» кажется, что сейчас чувствует этот герой, о чём он может думать.

Работа с телом – ещё один важный аспект развития восприятия. Именно тело подаёт нам больше всего содержательных сигналов, на которые мы иногда реагируем бессознательно, а иногда, увы, не умеем принимать их вовсе. Один из важных элементов вглядывания – «отзеркаливание». Чтобы понять собеседника – прими его позу. Чтобы понять картину – войди в тело персонажа. Оно изнутри расскажет тебе больше, чем внешний взгляд. К сожалению, тело школьника минимально участвует в образовательном процессе, тело городского ребёнка, чаще всего почти неизведанный для его владельца инструмент. Телесные театральные практики не только доставляют детям удовольствие, но и помогают открыть продуктивные каналы познания.

Следующее задание. Каждый участник игры придумывает как можно больше слов, которые, как ему кажется, больше всего любил говорить его герой, и слов, которые он никогда или почти никогда не мог бы сказать.

Это приём из драматургической школы. Так играют со словами авторы, которым нужно создать инсценировку прозаического произведения. Такие игры помогают почувствовать атмосферу, дух, стилистику места, времени, события.

После разговоров «глина» снова принимает свою форму. Теперь нужно пожить несколько секунд в теле своего персонажа. Что он будет делать в следующую секунду после момента, запечатлённого на фотографии, как именно, какими будут его движения? Играющие «оживают» по очереди. И после каждого показа все участники обсуждают, что показалось им наиболее точным и интересным.

Всё то же вглядывание и вслушивание, но уже в форме реконструкции. Мы приближаемся к творчеству. Играем этюд. Мы впускаем мир минувшего в себя, и он становится частью нас самих. Такой опыт трудно забыть, он оставляет глубокий эмоциональный след – это ведь теперь уже наши, а не чьи-то воспоминания. Он запечатлевается в теле: ведь мы не только слушали и смотрели, но и действовали.
Затем играющие сообща выбирают какую-то одну фотографию и выстраивают из мебели картинку, которая поможет войти в нее «войти». Один за другим все участники игры занимают место и принимают позу того или иного персонажа, а затем оживают и начинают разговор. Теперь не нужно торопиться, важно попробовать достоверно прожить несколько минут жизнью участников фотографии. После этюда следует обсуждение, что в игре было самым интересным и неожиданным, кто что чувствовал, о чём думал.

Такое упражнение в театре называется «пристройка». Тут коммуникативная система становится полифоничной. Мы входим в контакт уже не только с персонажами старой фотографии, но и с её пространством, а

также друг с другом. И тут в нехитрой, казалось бы, игре, нужно удержать сразу несколько линий общения. А это на самом деле не так просто.

После этого ведущий напоминает, что на фотографии наши прадедушки и прабабушки или те, кто могли бы ими быть, но в возрасте детей. О чём бы мы хотели их спросить, если бы у нас была возможность задать только один вопрос? Каждый задаёт свой вопрос, а другие участники игры предлагают свои варианты ответа на него. Куда обращён этот вопрос – в прошлое или в будущее? Думается, что в большей степени это вопрос о себе самом. Так же дело обстоит и с ответами. Этот ход позволяет каждому говорить о тех проблемах, которые его волнуют, предъявить их или скрыть от посторонних, только подумав о них.

Последнее задание – сделать подарок своему герою: нарисовать рисунок или написать письмо. В этом финальном задании и акт личного творчества, и закрепление пережитого. Не важно, будет ли создан шедевр, но это будет личностная работа.

Такое занятие не требует особого музейного пространства. Было бы только просторно и комфортно. Не нужно сложного оборудования, из экспонатов лишь несколько семейных фотографий. Но каждый из экспонатов в буквальном смысле оживает для участников. И что очень важно, есть вероятность, что и другие фотографии, музейные и семейные, станут после такого опыта собеседниками ребёнка.

А вот что необходимо для такого занятия – это искренний проводник. Педагог, который участвует в происходящем, честно играет по тем же правилам, которые предлагает остальным, умеет задавать множество необходимых вопросов, в том числе уточняющих, импровизировать, а не тащить группу по пути, прочерченному заранее, идти по выбранным участниками тропам, как бы извилисты они ни были.

Много ли таким способом можно узнать об исторической эпохе? Это как посмотреть. Факты и цифры, возможно, останутся за пределами нашего познания. Но вот стиль и дух времени, скорее всего, откроются в полноте. А что узнают дети о самих себе, своих корнях, своём месте и значении в цепочке рода? На этот вопрос может ответить только тот, кто попробует стать участником…


*Текст был впервые опубликован в журнале «Музей» №9 за 2015 год
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda