Александра Никитина

Приемы настройки школьников на особенности восприятия конкретных музейных пространств

Мы в соцсетях
1. Ориентировочные рефлексы. Необходимость освоения и присвоения пространства для плодотворной образовательной работы школьников.

Ориентировочный рефлекс – один из безусловных. Про них известно, что если один актуализируется, доминирует, то все остальные оказываются подавленными. Мы хорошо помним про пищевой, половой и оборонительный, но плохо помним про тот, который И. П. Павлов назвал "ориентировочными рефлексами", или «рефлексами "что такое?"». Этот рефлекс меняет дыхание, влияет на сосуды и выражается в раскоординации всего организма.

Существенное отличие этого рефлекса от других безусловных – он сильно доминирует при первой встрече с новым раздражителем, особенно в новом пространстве, но сравнительно быстро угасает при освоении нового, при привыкании.

Следовательно, когда ребёнок попадает в музей – новое пространство, сильно отличающееся от повседневного, ориентировочный рефлекс ОЧЕНЬ силён, он подавляет всю деятельность организма. Особенно, если ребёнку не разрешают вертеть головой, искать «безопасное» место, принимать произвольные позы.
НЕ ПОЗНАКОМИВШИСЬ С ПРОСТРАНСТВОМ, НЕ ПРИВЫКНУВ К НЕМУ РЕБЕНОК ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПРОДУКТИВНО.


2. Соразмерность человека и пространства. Способы обозначения границ и рубежей, доступных для восприятия.

Социологи, исследуя феномены времени и пространства, отмечают, что начиная с древних ритуальных практик, человек размечает время и пространство, маркирует их, чтобы от несоразмерной сознанию бесконечности найти путь к их делению на фрагменты, соразмерные человеку. Это хорошо отражается в сказках, например, в такой общеизвестной как «Гуси-лебеди».

Архитектура каждой эпохи по своему работает с этими маркерами. Но проблема в том, что современник, по крайней мере, посвящённый современник, имеет доступ к ключам от смыслов и владеет тренингом восприятия, а человек иной культуры, иного времени – нет. И для него встреча с иным жизненным пространством – огромный стресс, мощно включающий ориентировочный рефлекс.


3. Характер и настроение пространства, стиль. Сообразные и несообразные пространству действия.

Каждое пространство имеет индивидуальные характеристики, определяющие необходимый стиль поведения, даже тип движения. Египетский храм требует расширить сознание до божественного масштаба, греческий берёт тело человека как основу всех гармонических пропорций. В католическом храме задано движение вперёд к алтарю, в православном сосредоточенное стояние. Светская архитектура классицизма строго регламентирует стиль поведения, интерьеры рококо приглашают к расслабленности и любованию человеком.

Работая с детьми, мы часто объясняем формальные требования к поведению в том или ином пространстве. Но эти требования редко присваиваются детьми как внутренняя потребность. Между тем прямое обсуждение с детьми вопроса о том, к чему призывает конкретное пространство, что оно диктует телу и всей чувственной системе, и какие сигналы оно подаёт сознанию, поможет продуктивно пройти процессу ориентирования, адаптации, привыкания и в то же время позволит детям сформулировать поведенческий кодекс места как личностный.



4. Предметы в пространстве, их сочетания, «взаимоотношения и диалоги».

Дизайн интерьера предполагает некоторые «диалоги» форм, фактур, назначений предметов. Но даже в том случае, если интерьер сложился стихийно, в нём возникают переклички предметов. Иногда это переклички времени и владельцев. Диалоги могут быть самыми разными. Но вне их понимания пространство и вещи остаются для нас мертвыми объектами, ускользают от подлинного восприятия.

В музеях изобразительного искусства авторы экспозиции создают замыслы перекличек различных произведений. Это могут быть переклички тем или техник, диалоги, выявленные внутри творчества одного художника или обнаруженные между различными художниками. Но эти переклички, диалоги, полнее раскрывают содержание, помогают обострить наши ощущения от увиденного.

Во время посещения музея экскурсовод или учитель могут обратить внимание детской группы на такие переклички. Хотя это случается не часто. Но названное другим человеком далеко не всегда становится частью личного опыта слушающего. Не всегда помогает продуктивно развиваться его ориентировочному процессу. И здесь снова полезен прямой вопрос. Как вам кажется, какие предметы ведут между собой незримый диалог? Какие переклички между предметами, картинами, скульптурами, деталями интерьера вы заметили? Какие чувства и эмоции вызывают у вас эти переклички? Как вы можете интерпретировать содержание этих «диалогов»?

5. Диалог человека и предмета в пространстве.

Каждая вещь – является ли она произведением искусства или просто бытовым предметом что-то говорит человеку. Без воспринимающего субъекта любая вещь перестаёт иметь смысл, она как бы «немеет». Смыслом её наделяет познающее сознание того, кто её создал, и того, кто её воспринимает. Без этих двух участников процесса познания мир нем. Но если про роль творца мы чаще всего помним, то про роль воспринимающего нередко забываем.

При этом личный диалог воспринимающего субъекта с музейным предметом нередко подменяется назывнием или описанием, которое даёт экскурсовод. Образ такой экскурсии очень точно запечатлён в стихотворении Давида Самойлова «Дом поэта»:

Заходите, пожалуйста. Это

Стол поэта. Кушетка поэта.

Книжный шкаф. Умывальник. Кровать.

Это штора - окно прикрывать.

Вот любимое кресло. Покойный

Был ценителем жизни спокойной.



Это вот безымянный портрет.

Здесь поэту четырнадцать лет.

Почему-то он сделан брюнетом.

(Все ученые спорят об этом.)

Вот позднейший портрет - удалой.

Он писал тогда оду «Долой»

И был сослан за это в Калугу.

Вот сюртук его с рваной полой -

След дуэли. Пейзаж «Под скалой».

Вот начало «Послания к другу».

Вот письмо: «Припадаю к стопам...»

Вот ответ: «Разрешаю вернуться...»

Вот поэта любимое блюдце,

А вот это любимый стакан.



Завитушки и пробы пера.

Варианты поэмы «Ура!»

И гравюра: «Врученье медали».

Повидали? Отправимся дале.



Годы странствий. Венеция. Рим.

Дневники. Замечанья. Тетрадки.

Вот блестящий ответ на нападки

И статья «Почему мы дурим».

Вы устали? Уж скоро конец.

Вот поэта лавровый венец -

Им он был удостоен в Тулузе.

Этот выцветший дагерротип -

Лысый, старенький, в бархатной блузе

Был последним. Потом он погиб.



Здесь он умер. На том канапе,

Перед тем прошептал изреченье

Непонятное: «Хочется пе...»

То ли песен. А то ли печенья?

Кто узнает, чего он хотел,

Этот старый поэт перед гробом!



Смерть поэта - последний раздел.

Не толпитесь перед гардеробом..


Между тем, каждый человек способен более или менее полно, интересно и глубоко вычитать смысл предмета и вчитать туда свой смысл. И только сделав это, он превратиться в зрителя, слушателя, читателя. Более того, только сделав это самостоятельно, он будет способен стать участником диалога с другим воспринимающим субъектом, с автором и культурным посредником, в данном случае – с экскурсоводом, который готов расширить поле смыслов, поделиться опытом познания.


6. Варианты творческих игр и заданий, способствующих освоению и присвоению музейных пространств.

Задания на освоение пространства музея, первичную ориентировку, привыкание

  • Осмотрите пространство, найдите то место, где Вы чувствуете себя наиболее комфортно. Сформулируйте, почему для Вас это так.
  • Побродите в этом пространстве. Найдите самые странные и загадочные для Вас уголки и точки, сформулировать, в чём их загадочность.
  • Прислушайтесь к своему телу, попробуйте уловить его подсказки: как здесь хочется двигаться, звучать? Какие действия кажутся Вам здесь органичными? А каким движениям, действиям и звукам, по Вашему ощущению это пространство противится?

Задания на мысленную разметку масштабного пространства

  • Отпустите свой взгляд свободно блуждать в пространстве. Какие объекты он фиксирует прежде всего? Где задерживается надолго? Какие точки намечает, как любопытные для рассматривания в будущем? Где проскальзывает? Где теряется в пространстве?
  • Осмотрите пространство, доступное Вашему взору и предположите, что может скрываться в невидимых зонах? Опишите их (нарисуйте). Аргументируйте свои предположения.
  • Осмотрите пространство, как Вам кажется, на какие участки оно могло бы быть зримо разделено, если бы Вы смотрели на него с высоты птичьего полёта, если бы делали карту при помощи аэросъёмки? Как бы Вы назвали каждое из этих пространств? (Можно нарисовать и озаглавить карту-прогноз).
  • Как вам кажется, какими качествами должен обладать человек, который может легко охватить мысленным взором всё это пространство?

Задания на вчувствование в характер предметов и диалоги предметного мира

  • Отпустите свой взгляд свободно блуждать в пространстве. Какой предмет чаще всего останавливает ваше внимание?
  • Постарайтесь осмотреть этот предмет как можно подробнее. Опишите его, «нарисуйте словами» не называя (нельзя говорить, где он расположен, что рядом, для чего он предназначен), так, чтобы Ваши товарищи догадались, о чём идёт речь.
  • Пусть группа рассмотрит предмет сообща. Задлача каждого найти такую мелкую незаметную деталь, которую, скорее всего, не заметят остальные.
  • Теперь вся группа отворачивается от предмета. Задайте друг другу вопросы, которые без подсказки помогут узнать, кто ещё заметил то, что заметили Вы. (Например. По каким признакам можно заметить, что предмет был в починке? В каких местах больше всего отличаются оттенки одного и того же цвета?)
  • У каждого предмета есть биография. Он где-то появился на свет, где-то провёл свою юность, зрелость, у него были хозяева, обладавшие каким-то характером, привычками. Жизнь предмета могла быть спокойной или бурной. Попробуйте догадаться, что он рассказал бы, если бы мог говорить. Представьте его рассказ от первого лица.
  • Подумайте, что в этом рассказе было наиболее убедительно, а чему верится с трудом?
  • Предложите лексику, слова, которые были бы органичны для этого предмета.
  • А как вам кажется, какие звуки в словах он любит больше всего? Шипящие, звонкие, сонорные? Почему вам так кажется?
  • Как вы думаете, каким он был бы по характеру, если бы ожил?
  • Как Вы думаете, он любил бы длинные или короткие предложения? А какие знаки препинания: точки, вопросительные или восклицательные знаки? Что-то другое? Почему Вам так кажется?
  • Запишите его рассказ с учётом всего, что мы о нём уже поняли: отобрав только самые достоверные и выразительные знаки, используя его любимую лексику, его ритм рассказа, знаки препинания.
  • Как Вам кажется, какие предметы в этом пространстве ведут неслышный нашему уху, но видимый нашему глазу диалог?
  • Они спорят или вторят друг другу?
  • Комфортно ли Вам быть соучастником этого диалога? Он уютный? Тревожный? Напряжённый? Увлекательный? Как бы вы определили его характер?
  • Объединитесь в пары. Сговоритесь, кто кого будет озвучивать и о чём пойдёт речь. Озвучьте свои версии диалога, каким бы он был, если бы мы могли его услышать?

Заданий можно придумать бесконечное количество. Можно рисовать, создавать звуковые партитуры, пластические образы и многое другое. Главное – уловить принцип активизации личностного диалога ребёнка, пространства и предмета.



* Текст был впервые опубликован в сборнике «Музей в меняющемся школьном мире» в 2019 году.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda