Работа с художественной открыткой
От чувства – к сочинению истории
Тренинг Ольги Шевниной, психолога, специалиста театра им. Пушкина, записанный Александрой Никитиной.
Мы в соцсетях
Предлагаемый тренинг разработан психологом и специалистом театра им.Пушкина Ольгой Шевниной на основании нескольких тренингов зарубежной drama in education и отечественной социо-игровой методики, а также психологических тренингов в области работы с ментальными картами. Многие театральные педагоги используют различные модификации этого тренинга в своей практике.

Тренинг может занимать целый репетиционный день. Он может быть разбит на несколько дней и занятий. При демонстрационном варианте он может быть сокращён, а некоторые его фазы просто названы, рассказаны.

Тренинг позволяет решить значительное число образовательных задач:

  • запускает созерцательный процесс, позволяет прислушаться к себе и всмотреться в произведения изобразительного искусства, представленные на открытках;
  • обогащает словарь чувств;
  • совершенствует искусство коммуникации;
  • прививает привычку соотноситься с культурным контекстом;
  • учит конструировать авторский замысел и разгадывать творческий замысел другого человека: партнёра по игре или большого художника;
  • обостряет внимание к стилю, атмосфере произведения, художественной детали;
  • развивает способность к выразительному поведению;
  • обогащает устный и письменный язык;
  • прививает навыки сюжетосложения;
  • помогает овладеть театральным языком события, действия, мизансцены.

Задание 1.

Перед участниками занятия выкладываются открытки. Это репродукции картин, художественные авторские открытки, художественная фотография, фотографии арт-объектов и т.д. Количество открыток избыточно по отношению к количеству участников занятия.

Каждый участник выбирает открытку, которая «смотрит на него», на встречу которой в данный момент наиболее ярко откликаются его чувства.

Примерное время на выполнение – 3 минуты.

Задание 2.

В общем кругу каждый из участников показывает выбранную открытку, объясняет свой выбор, находит наиболее точное слово, описывающее те чувства, которые эта открытка в нём вызывает.

Участники круга запоминают, чьи картинки оказались наиболее близки их собственному выбору.

Примерное время на выполнение – 5 минут.

Задание 3.

Все участники занятия хаотически перемещаются по пространству, выставив перед собой открытки так, чтобы их было хорошо видно другим.

Задача состоит в том, чтобы объединиться в пары или тройки (в зависимости от величины группы) по принципу наибольшей близости настроения, атмосферы картинок, чувств, которые они вызывают.

В получившихся малых группах нужно обсудить, что меняет объединение картинок в группу для понимания атмосферы, настроения, чувства каждой из них. Какие появляются оттенки? Какие обертона, акценты?

Примерное время на выполнение – 5 минут.

Задание 4.

Далее продолжается хаотическое перемещение по пространству уже образовавшихся маленьких групп. Им нужно найти партнёров для объединения в четвёрку или шестёрку. Принцип тот же – внутреннее созвучие.

Если участников занятия немного, и мы образуем четвёрки, каждой группе разрешается добрать одну или две картинки из оставшихся для выполнения следующего этапа работы.

Из пяти-шести картинок группа составляет последовательность, которую можно прочитать как целостную историю. В этой истории происходит некоторое развитие настроения или его перемены. А также видно начальное событие, событие меняющее настроение и финал.

Примерное время на выполнение – 10 минут.

Задание 5.

Каждая группа предъявляет свою последовательность другим группам.

Зрители рассматривают картинки и рассказывают, как они поняли настроение и содержание последовательности.

После того как все зрители поделились своими трактовками, группа авторов поясняет свой замысел. Отмечает, что было угадано верно и не очень верно. Что было потеряно в процессе интерпретаций, и что обогатило начальную авторскую версию.

Примерное время на выполнение – 25 минут.

Задание 6.

Группы выкладывают свои последовательности на полу перед своими стульями.

После этого все группы меняются местами, например, сдвигаются на одну группу по часовой стрелке. Ряды картинок при этом остаются на месте.

Теперь перед каждой группой лежит работа соседей.

Нужно записать на бумаге историю, которая прочитывается за картинками.

Предварительно обсудить:

Кто герои?

Как их зовут?

Что они любят?

Что они ненавидят?

К чему они больше всего стремятся?

Что было в их жизни прежде?

Что случилось теперь?

Чем все закончилось?

История должна быть записана внятно, важно сохранить настроение и атмосферу видеоряда. Для этого важно не только внимательно выбрать героев и события, но и подобрать соответствующую лексику.

Текст должен быть записан аккуратно, крупными, красивыми буквами, чтобы его легко могли прочесть другие.

Примерное время на выполнение – 25 минут.

Задание 7.

Каждая группа читает в общем кругу свою историю.

Слушатели задают уточняющие вопросы, чтобы прояснить, верно ли они поняли историю. Вносят предложения, как прояснить и уточнить текст, чтобы он был абсолютно ясен.

Затем соотносят текст с видеорядом по настроению. Отмечают, в чем соответствие и не совсем точное соответствие настроению, атмосфере видеоряда. Дают группе советы, как сделать текст более выразительным с точки зрения атмосферы, основного настроения.

В каждой группе секретарь фиксирует все вопросы и предложения к своей группе.

Примерное время на выполнение – 25 минут.

Задание 8.

Каждая группа принимает решение, какие советы она принимает, а какие нет, какие правки вносит, а какие нет.

Группа редактирует основной текст. Проверяет ошибки. Проверяет, чтобы текст легко было прочесть.

Примерное время на выполнение – 7-10 минут.

Задание 9.

Каждая группа оставляет на полу перед своими стульями ряд картинок и текст. И группы снова меняются местами. Например, также как и в прошлый раз сдвигаются по часовой стрелке.

Теперь перед каждой группой лежит новый видеоряд и чужой текст.

Необходимо прочитать текст.

Затем нужно выстроить из своих тел, подручной мебели и имеющихся аксессуаров три живые картины: завязка истории, её кульминация и финал.

В живых картинах, скульптурах, фотографиях слова запрещены. Звук может использоваться. Движений минимум – только для перехода из одной картины в другую.

Картины должны передавать содержание текста и атмосферу видеоряда.

Примерное время на выполнение – 10 минут.

Задание 10.

Каждая группа показывает свою работу на общем кругу.

Зрители отгадывают – чей видеоряд, чей текст.

Обсуждают, в чём замысел совпал с воплощением, и в чём разошёлся. Что было неожиданно, наиболее интересно? Каких потерь жаль?

Примерное время на выполнение – 25 минут.

Задание 11.

Каждая группа готовит показ развёрнутого этюда со словами – мини-спектакля по тексту и картинкам, с которыми она работала перед этим.

Можно использовать мебель, аксессуары, звуки, музыку.

Примерное время на выполнение – 20 минут.

Задание 12.

Каждая группа показывает свою работу на общем кругу.

Все показы происходят подряд, и только потом общее обсуждение: какая работа и чем больше всего запомнилась? Что показалось наиболее интересным?

Примерное время на выполнение – 35-40 минут.

Общая рефлексия:

  • Что было сложно при выполнении заданий тренинга?
  • Что было интереснее всего?
  • Что новое открыли о себе, о партнёрах, о творчестве и искусстве?

Тренинг для педагога – хороший диагностический материал. В тренинге педагог видит, какие чувства и переживания актуальны для группы, какие сюжеты выбирают группы, какую стилистику.

Кроме того становится ясно, кто и как ведёт себя в групповой работе, насколько в чём активен, какие роли на себя берёт при выполнении различных типов заданий.

Из всего этого становится ясно, каковы дефициты и ресурсы группы, какие её потребности необходимо удовлетворить, и где «зона её ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

Очень важно, что в тренинге педагог является только модератором образовательного и творческого процесса. Он диктует группе только условия игры, но не оценки и не направление художественного решения. Он выслушивает, уточняет, помогает переформулировать отклики и оценки групп, но не подменят их своими. Участники тренинга учатся у самих себя, у товарищей, у художников, с произведениями которых работают. Задача педагога – активизировать их образовательные и творческие возможности, дать им максимально раскрыться.

Данный тренинг представляет собой разминку для присвоения постановочного материала.

В процессе тренинга участники учатся понимать и присваивать образы, стилистику, текст других авторов, пропускать его через себя. Учатся удерживать многослойность художественной структуры, полилог, разворачивающийся между разными создателями художественного текста.

В традиции зарубежной drama in education педагог-режиссёр, скорее всего, продолжит работу над этюдами финального показа упражнения и организует их в материал для спектакля, публичного показа.

Для зарубежной театральной педагогики важнейшая задача – определить, чем живёт группа, каковы личностные устремления, ресурсы и дефициты её участников? Как лучше и эффективнее организовать процессы социализации группы? Как сделать показ инструментом решения социальных проблем местного школьного и околошкольного сообщества?

Исходя из этих задач, педагог будет совместно с группой уточнять сложившиеся истории, искать максимально точные выразительные средства в актёрском существовании, в слове, художественном и музыкальном оформлении.

В отечественной традиции педагог, скорее всего, выявит для будущего спектакля более точное художественное содержание предложенных картин или подберёт литературные произведения, которые будут максимально близки сложившимся историям.

Для отечественной театральной педагогики важнейшая задача – инкультурация учащихся, помещение их в поле «диалога культур» (В.С.Библер).

Отечественный педагог, скорее всего, выстроит спектакль на основе художественного произведения, используя наработки, которые родились в процессе тренинга. Более того, он может изначально подбирать открытки так, чтобы они вели к заранее намеченному тексту или теме.

Например, если задумана постановка произведения о море, могут быть выбраны живописные полотна, графика, художественные фотографии, на которых изображено море, морские обитатели, морские приключения, корабли и т.д.

Или, если задумана постановка произведения определённой эпохи, определённой культуры, то могут быть выбраны открытки, на которых представлена живопись, архитектура, гравюра той же культуры, того же времени.

Таким образом, тренинг является не просто замкнутым и целостным образовательным процессом, но и мостом к большой работе в будущем.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda