Вишневская Виктория,
Заведующая педагогической частью театра «Зазеркалье»
Театральная педагогика в театре «Зазеркалье»
«35 лет в сердце города, 35 лет в сердцах зрителей»
Мы в соцсетях
Просветительская работа театра «Зазеркалье»
В декабре 2022 года Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» отмечает 35-летие. Столько же лет ведёт просветительскую работу педагогическая часть театра. В театре царит атмосфера уважения к музыкальному искусству - постановки отличает особая музыкальность. Здесь можно насладиться шедеврами Моцарта, Россини, Доницетти, Бизе, Пуччини, Римского-Корсакова, Чайковского. Высокая культура переносится и на взаимодействие со зрительской аудиторией – это таинство и посвящение, вовлечение зрителей в мир музыкального и театрального искусства.

Музыка может удивительным образом воздействовать на эмоции и чувства людей, об этом говорили многие:
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой» Людвиг ван Бетоховен,
«Цель музыки – трогать сердце» И.С. Бах,
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие» В.А.Сухомлинский
Зрители на экскурсии в театре Зазеркалье
Во все времена музыка была интернациональным языком, понятным без перевода, языком красоты и гармонии. Музыкальные спектакли «Зазеркалья» позволяют на достойном материале воспитывать культуру и вкус юного поколения.

За несколько десятилетий в театре накоплен богатый опыт проведения абонентных проектов, уникальный опыт взаимодействия с учителями и учащимися разного возраста, включая дошкольников и студентов. На образовательный семинар Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», созданного по инициативе театра, приезжают с мастер-классами ведущие специалисты страны по театральной педагогике: Владимир Чикишев, Мая Краснопольская, Наталья Колмановская, Ольга Шевнина, Татаьяна Климова, Александра Никитина, Александр Колесин, Алла Лисицына, Ольга Бигильдинская и многие другие. На сегодняшний день подобный семинар по обмену опытом педагогов-практиков и педагогов-теоретиков, съезжающихся со всей страны, является уникальным для города. Соответственно, и для нас это возможность получить опыт из первых рук, узнать всё самое новое и интересное, обсудить наболевшие вопросы в кругу коллег, также как это происходит на ежегодном семинаре по работе со зрителями в Московском театре РАМТ.

На занятиях в театре «Зазеркалье»
В свою очередь, представители педчасти театра проводят образовательные мастер-классы, как для педагогов города, так и для педагогов соседних регионов. В 2019 г. в музыкальном театре Республики Карелия состоялся семинар «Театр – детям» для представителей учреждений культуры г. Петрозаводска Республики Карелия, который проводили Алла Лисицына от РАМТа, Ольга Шевнина от театра имени Пушкина и Виктория Вишневская от театра «Зазеркалье».

Практически с самого основания театр поддерживает проекты социального характера. Известный в Петербурге детский психотерапевт Бердышев И.С., создатель детского психотерапевтического театра, ссылался на необходимость поддержки терапии профессиональным театром. В связи с этим социальный театр кризисной службы города с первых дней существования вёл творческое сотрудничество с детским театром «Зазеркалье», который «известен в городе как своеобразная лаборатория детского театрального искусства, как преемник творческих идей и замыслов З.Я.Корогодского»
Подобных примеров социально-культурного партнёрства немало. В числе недавних - проект «Школа + Театр=Вместе», организованный силами педчасти театра и представителями школы - Бойковой О.Б., заведующей ОДОД ГБОУ школы № 14 Невского р-на. Инициатива со стороны педагогов и их активное участие в проекте позволили старшеклассникам создать собственную театральную миниатюру «Классная премьера», представленную на сцене театра в конце учебного года. В мае 2021 года на сцене театра состоялась презентация ростовского социального проекта «Трудный театр. Премьера» с последующим круглым столом и обсуждением вопроса о театральном искусстве как инструменте воспитания и профилактики асоциального поведения. Гости отметили эффективность подобных практик по адаптации детей в социуме.
Многолетний проект, к которому не иссякает интерес публики - Арт-клуб юных петербуржцев «Три апельсина», три сочных фрукта – ТЕАТР, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА! В течение года участников клуба знакомятся с петербургскими актёрами, композиторами, поэтами, писателями и художниками и многими другими творческими деятелями. Вместе мы говорим об искусстве великих мастеров прошлого и о творчестве современников.

На одном из последних «заседаний» клуба, школьные театральные коллективы представили собственные постановки - театрально-музыкальные миниатюры на музыку известного петербуржского композитора Наталии Карш, которая была почётным гостем встречи.

Т. Чернова и Н. Карш
Школьный театр «ВАМ» (Весёлые – Артистичные - Музыкальные), представил оперу «Кукареку», а участники Центра оперного пения «Калита» - отрывки мюзикла «Разбойники из Кардамона». В завершении встречи, композитор рассказала ребятам, что значит быть композитором и провела мастер-класс по сочинению музыки.
Несколько лет назад театр и ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Московского р-на создали культуротворческий кластер «Три апельсина». Образовательное пространство кластера позволяет выйти за рамки традиционной классно-урочной системы, дополнив ее новым контекстом и расширенными образовательными возможностями.

Подобная модель сотрудничества педагогов театра и школьных учителей создаёт условия для развития у обучающихся осознанного отношения к культуре в целом, к музыкальному и театральному искусству в частности. Партнёрская программа театр-школа транслирует ценности культуросообразной образовательной модели – ребята вовлечены в театральные проекты, выходящие за рамки привычной деятельности, а значит, учатся мыслить шире и плодотворнее. Творческая атмосфера кластера, как отличительная черта этой школы, объединяет всех участников – школьников, родителей, педагогов, представителей театра – в коллектив единомышленников.
Театральнее игры
В эпоху, которую мы переживаем, заметна формализация человеческих отношений. И театру важно понимать портрет сегодняшнего зрителя. 10-12-летние дети – это уже во многом «сетевые личности», «рождённые с гаджетом в руке». Они с самого рождения погружены в цифровое пространство, с малых лет общаются с голосовыми помощниками, общаются и играют друг с другом в соцсетях. Скорости восприятия новой информации невероятно высоки и цифровые технологии прочно заняли место в жизни детей. Нередко сети заменяют личное общение, это усилил период пандемии, сделавший неизбежным использование с дистанционных технологий обучения. И вот всего за пару лет, как отмечают психологи, уровень когнитивного развития детско-юношеской аудитории стал снижаться. После пандемии, когда только появилась возможность посещать спектакли в детском театре, актеры отметили, что эмоциональные реакции на спектаклях стали менее яркими и выразительными. Аплодисменты звучали реже. А ведь аплодисменты – не только благодарность артистам, но и форма единения, взаимодействия зрителей. Очень важно, чтобы зал дышал как единый организм. И мы начали перед спектаклем «репетировать» аплодисменты, превратив это в весёлую игру. Важно, что интерес к театральному искусству у детей по-прежнему есть, поэтому помочь детям вернуться к живым эмоциональным реакциям можно и нужно. И это, наверное, одна из основных задач театральных педагогов!

Театральные игры на сегодняшний день стали незаменимой формой взаимодействия практически в каждом проекте. Широта развивающих возможностей и разнообразие игр, отсутствие ограничений по возрасту, возможность уделить минимум времени на проведение и охватить большое количество участников делают эту форму незаменимой. Как показала практика, ребята всегда с радостью участвуют в театральных играх. Скорее всего, так проявляется дефицит личного общения. Если задать вопрос и в 5-х и 8-х классах: «как вы обычно общаетесь, на переменах что делаете?», - отвечают: «в соцсетях и мессенджерах сидим». Ребята отвыкли и разучились общаться в офф-лайн, и сами чувствуют дефицит живого общения. Потому что на вопрос: «а вам так комфортно?», – отвечают: «нет, но по-другому неловко». Поэтому после занятий мы проводим небольшую игру и обсуждаем, как самочувствие, как состояние, настроение? Происходит оживление, эмоции проявляются, прорывается плотина отчуждения.
За последние годы, к сожалению, существенно сократилась возможность выезда школьников в театр. Если раньше, каких-то 5-6 лет назад, дети могли выезжать на занятия в театр каждые 2-3 недели несколько месяцев подряд, то сейчас это одно занятие в год, и в него требуется вложить максимум возможного: совершить экскурсию по закулисью, провести театральные игры, настроиться на спектакль, а потом собраться и обсудить увиденное. Это очень большая нагрузка на детей и педагога, поэтому каждую часть большой программы приходится точно рассчитывать и строго дозировать. Но такая «остановка» позволяет не просто посетить спектакль, но прикоснуться к его постижению во всей многогранности.

Творческая настройка на спектакль помогает полнее пережить эмоции вместе с героями, задуматься о важных составляющих судьбы - о проблеме выбора героя в каждой жизненной ситуации. Настройка помогает также обратить внимание на красоту повествования театральной постановки, задуматься о художественном решении спектакля, о музыке, которая без слов воздействует на души и умы. Постижение метафоры театрального языка создаёт колоссальное пространство для роста, причём роста индивидуального, в котором каждый черпает своё вдохновение. Возможно, именно поэтому еще не было случая, когда после обсуждения спектакля ребята вышли бы незаинтересованными и безразличными. Как правило, обсуждение продолжается и после посещения театра. Об этом нам рассказывают педагоги, которым в свою очередь рассказывают родители детей. Интересно, что сначала детям очень сложно задавать друг другу вопросы о спектакле, есть и страх и сомнение, стеснение. Часто требуется помощь, поддержка и собственный вопрос в качестве примера. Зато потом вопросы текут рекой! Вопросы появляются, когда создана атмосфера сотрудничества и психологической безопасности, тогда спрашивать не страшно. Появляется уверенность, что твой вопрос услышат, а ответ будет искренним - такой ответ, который поможет взглянуть на мир под новым углом, постичь смысл театрального языка.
Школьники на театральном занятии
Театральная педагогика сегодня и всегда
Полноценного развития и психологического роста в он-лайн формате добиться, увы, почти невозможно. Ведь театр – это обмен энергией, а экран эту живую энергию тушит. Для полноценного театрального общения необходимо создавать условия в офф-лайн пространстве. Возвращение в офф-лайн мир, эмоциональное проживание развернувшегося сценического повествования и сопереживание героям – все это делает театральную педагогику одним из самых актуальных направлений педагогической практики. Именно сегодня так важно вырастить не просто образованного человека, но и нравственную, одухотворённую личность, человека способного думать не только о себе, но и об окружающем мире. Театральная педагогика сегодня важна как «скорая помощь», как оазис человеческих отношений.

В жизни Российских театров были времена, когда отечественные традиции театральной педагогики забывались. И были времена, когда рождалось много новых театрально-педагогических идей и форм. Думается, что очень важно сохранять традиции и адаптировать их под настоящее время. В театре за счёт педагогических проектов, в том числе коллаборативных с музеями и библиотеками, постепенно формируется коллектив единомышленников – педагоги города на регулярной основе принимают участие в проектах театра. Несколько лет назад поступило предложение поддержать проект «Этнокалендарь Санкт-Петербурга». Сотрудничество по разработке методических рекомендаций для учителей города позволило подготовить несколько интересных коллаборативных проектов. Комплекты «Этнокалендарь» и «Методические рекомендации» по работе с Этнокалендарём предоставляются каждой школе, и каждый учитель может самостоятельно провести уже готовое занятие. В числе внеклассных занятий предложены и проведены встречи, посвящённые 225-летию со Дня рождения А. С. Грибоедова; образовательное путешествие по городу «Весенняя сказка» на материале оперы Н.А.Римского-Корсакова с посещением его музея-квартиры. В планах следующего года встреча к Международному Дню театра - «театральная гостиная».

Разработанные проекты проводятся и в самом театре в виде театрализованных интерактивных встреч, которые сейчас очень популярны, так как это формат живого диалога.
Формы взаимодействия со зрительской аудиторий могут быть разные, как правило, это авторское решение какой-либо педагогической задачи. Но основным ядром всегда становится диалог о культурных и духовно-нравственных ценностях. Возможно, эти слова часто звучат формально, но в нашем случае спектакли, в основе которых также лежит высокая музыкальная культура и литература, производят на юных зрителей сильное впечатление. Работа педчасти, построенная «вокруг спектакля», помогает усилению общего впечатления и более глубокому постижению метафор и смыслов.

На базе проектов театра ведётся научно-исследовательская работа, и это очень важно. Как известно, многие проекты в области театральной педагогики создаются педагогами-практиками, которые не всегда занимаются научным осмыслением. Возможно, в том числе и поэтому театральная педагогика остаётся противоречивой научной областью и воспринимается многими учителями и родителями не как эффективный инструмент современного образования, но скорее как интересная досуговая деятельность.
Контакты автора и полезные материалы
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda