Наталья Туровская

13 вещей, которые руководитель театральной студии должен сделать перед началом сезона

То есть прямо сейчас
Мы в соцсетях
Чек-листы, инструкции и to-do списки сегодня существуют буквально для всего ‑ от планирования поездки до создания первой рекламной кампании в тик-токе. Но чего я еще ни разу не встречала, так это чек-листа и списка дел для запуска нового сезона в театральной студии.

Что же, похоже, его время пришло.

Анализ, систематизация и планирование - это компетенции, которые обеспечивают устойчивый результат в любых творческих начинаниях. Плохая новость состоит в том, что 90% творческих людей ненавидит аналитику и планирование. Хорошая - этому можно научиться.

При планировании нового сезона в студии "Дети райка" мы делим все задачи на несколько крупных категорий, но в данной статье остановимся только на тех, которые актуальны как для частной студии, так и для внебюджетных и школьных коллективов.

Все перечисленные пункты важно делать письменно - в блокноте, таблице, вордовском файле, хоть на глиняной дощечке.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1. Подведите творческие итоги сезона
Вспомните и выпишите в хронологическом порядке все, что произошло в сезоне - запуск новых групп, мероприятия для детей и родителей, выступления, премьеры и показы, поездки на фестивали, участие детей в кастингах, мастер-классы, творческие встречи с авторами и т.д.

Посмотрите, что из этого произошло запланированно, а что - спонтанно? Какие события принесли больше всего в плане творческого опыта-роста-впечатлений, а какие оказались менее удачными и почему?

Вспомните, что вы планировали, но не смогли реализовать. Актуальна ли эта задача сейчас и на будущий сезон? Как бы вы ее решали в данный момент?

Что сделать с итогами сезона?

Во-первых, можно и нужно поделиться ими с вашими клиентами - напишите пост в инстаграм и дайте всем ссылку, пригласив к обсуждению.

В-вторых, это ценная информация для ваших будущих студийцев и их родителей - разместите ее на сайте, в группе Vk, а какие-то ключевые моменты указывайте в рекламных материалах. Например, "выпустили 10 спектаклей за сезон" - очень весомое доказательство результата.

В-третьих, с этим можно прийти к руководству/администрации учреждения, чтобы аргументированно обсудить какие-то улучшения, изменения и преференции для вас и для коллектива.

В-четвертых и ,пожалуй, главных, на основании этих данных вы сможете приступить к планированию нового сезона, составить план «А», и - это суперважно в наших нынешних условиях неопределённости! - альтернативный план «Б» на случай, если что-то пойдет не так. Что из мероприятий сезона должно состояться в любых обстоятельствах и при любой погоде, а что может подождать или пройти в другом формате?

Часто я слышу такое возражение: зачем планировать, если все равно из плана реализуется процентов 20, да и то случайным образом? Лучше не расстраиваться и плыть по течению.

Отвечу так. План и цели - это ваши карта и компас. Когда он есть, и пункт назначения определен, можно идти по направлению к нему (по направлению - ключевое слово!) по тропинке через луг, по проселочной дороге или по асфальтированному шоссе, вы выбираете только способ. А когда плана нет - вы блуждаете в лесу, не имея никаких ориентиров и способов, и сосредоточены на выживании.

Когда вы руководитель, вы отвечаете не только за себя, но и за коллектив. Людям - вашим ученикам, вашим родителям, вашим коллегам - важно ощущение твердой почвы под ногами и ясности. Неопределенность пожирает больше всего наших внутренних ресурсов. Ваш план может, и, скорее всего, действительно, не реализуется на 100%, но он у вас будет, и это позволит сохранить самое ценное - энергию и психический ресурс для действия.
2. Составьте подборку пьес, книг, спектаклей, фильмов, которые вы хотите посмотреть к новому сезону, а также попросите рекомендаций у коллег
Изучите, хотя бы по названиям работ, фото и видео в открытых источниках, что делали ваши коллеги и конкуренты, там наверняка будет что-то интересное.

То, что вам понравилось в подборке - смело рекомендуйте родителям и детям, они оценят заботу. Кроме того, вам будет, что обсудить в сентябре.
3. Всё ещё не поздно дать творческие задания детям
Им будет приятно получить от вас весточку-напоминание посреди лета, а родители, скорее всего, скажут спасибо.
4. Составьте календарный план мероприятий на сезон
Попробуйте добавить в него какое-то новое событие - как правило, это очень расширяет опыт и дает какую-то новую перспективу.

Для студии "Дети райка" в прошлом сезоне такими новыми событиями стали два новых чтецких конкурса. Мы обкатали формат и поняли, что надо внедрять их на постоянку. В новом сезоне будут и совсем новые проекты, которые мы будем тестировать и проверять в полевых условиях.
5. Проведите мониторинг фестивалей и конкурсов, отправьте заявки на те, где открыт приём
Посмотрите, в каких фестивалях принимали участие коллеги и «погуглите» их.

Поищите группы театральных фестивалей в Vk и посмотрите свежую информацию, зайдя внутрь. Даже если вы уже подписаны на них, имейте в виду, что умные ленты стали настолько умными, что могут просто не показать вам последние новости, и вы узнаете о приеме заявок тогда, когда он уже закончится.

Проверьте, как обстоят дела у оргкомитетов тех фестивалей, в которых вы принимали участие - в прошлом году по понятным причинам основная активность переместилась в онлайн, но в новом сезоне, скорее всего, кто-то уже готов будет проводить очные программы.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ЗАДАЧИ
Размялись на творчестве, переходим к упражнениям со звездочкой.

На самом деле тут все просто, бесплатно или дешево и очень действенно - проверено на себе.
6. Проведите телефонный или электронный опрос детей и родителей, которые уже занимаются в студии
Узнайте, что ценного они получают от занятий в студии, что запомнилось из прошедшего сезона, что хотелось бы увидеть и реализовать в новом учебном году.

Я пользуюсь опросами родителей в том числе для проверки новых гипотез и предложений - например, если мы хотим отказаться или сменить формат какого-то из мероприятий или порядок взаимодействия, мы всегда спрашиваем об этом.

Поскольку мы практикуем регулярный сбор обратной связи, я заметила, что люди охотнее отвечают, если им предложены варианты на выбор, кроме да/нет/не знаю, нежели вопросы без вариантов ответов, которые предполагают, что человек в свободной форме изложит свои мысли. Не изложит, или формально отпишется, а вам-то нужно качественное и глубокое рассуждение, на основании которого в том числе вы будете принимать решения. Поэтому рекомендую задавать вопросы в электронных опросниках именно так, чтобы они давали вам пищу для размышления, а в телефонной беседе всегда иметь наготове вилку из двух вариантов, потом еще двух и тд:

  • вам в занятиях студии понравились тренинги или выступления?
  • а может быть, открытые уроки и совместные мероприятия?
  • а что запомнилось больше - выступления или мероприятия?
  • а чем именно?
7. Подготовьте презентацию студии для новых клиентов
Это должен быть материал для устного рассказа по телефону при первом знакомстве, развернутое представление которое вы делаете на очной встрече и возможно какие-то раздаточные рекламные материалы - флаеры и тп.

За основу возьмите итоги сезона и план на новый сезон, а также обратную связь из предыдущего пункта. Ссылка на аналогичный опыт других пользователей сильно снижает сопротивление и закрывает возможные возражения новых родителей.
8. Разработайте классное ценовое предложение для новых клиентов, и для друзей действующих клиентов
Если ваша студия проводит платные занятия, обязательно нужно проработать все, что касается цен на новый сезон.

Проанализировать прошлый опыт, посчитать, на чем вы потеряли больше всего в людях и деньгах, и постараться это устранить или улучшить.

Например, точно надо подумать и решить, как вы действуете с перерасчетами пропусков, если они у вас есть. Если такой практики нет - посмотрите, не нужно ли ее внедрить. Это может быть одним из вопросов к родителям, сильно ли их волнует отсутствие перерасчётов.

Как обстоят дела со скидками для двоих детей из одной семьи и льготами для льготных категорий, если это у вас есть? А если клиент хочет заплатить за 2-3 месяца вперед? Дайте ему такую возможность и приятную скидку.

Предусмотрены ли поощрения тем, кто приводит в студию друзей и активно рекомендует вас новым родителям? Кстати, такое поощрение не обязательно должно быть выражено в деньгах - гораздо круче, если вместо скидки в 500 р. вы подарите человеку интересную книгу или билет на спектакль, или онлайн подписку. 500 р. истратятся при первом походе в магазин, а книга будет постоянно напоминать о вас.

И не бойтесь повышать цену, если вы давно хотите это сделать. Сначала повышайте только для новых клиентов - в этом случае негатива и стресса будет явно меньше, тем более что люди не знают, сколько ваши занятия стоили до повышения.

Если есть необходимость поднять цену для всех, то помните, что до 10% прибавки к текущей стоимости людьми воспринимается вполне спокойно, особенно если вы сможете его разумно обосновать. Например: мы вынуждены поднять на 10% стоимость абонемента, поскольку наши накладные расходы в этом сезоне выросли более чем на 30% по сравнению с предыдущим.
9. Займитесь актуализацией информации о студии в справочных системах и на Яндекс-картах
А если вас до сих пор могут найти только по сарафанному радио - подумайте, не пора ли выйти из сумрака?

Проверьте, везде ли, где вас ищут родители, указаны актуальные адреса и телефоны, время работы и возраст групп? Добавьте свежие фотографии, информацию о новых достижениях, сканы дипломов и наград, актуальное расписание занятий.
10. Обновите информацию о студии в группе Vk и инстаграме
Сделайте пост знакомство, в котором напишите о том, когда у вас проходит набор, по какому расписанию занимаются группы и что нужно сделать, чтобы точно к вам попасть прямо сейчас.

Честно говоря, мне самой приходится часто вытаскивать себя за волосы, и писать, казалось бы, очевидные вещи. Штука в том, что они вам и мне очевидны, а новым, да и старым, родителям и детям - совершенно нет. Такие посты набирают больше всего сохранений и репостов, а это самое точное доказательство того, что это нужная информация.

Помимо этого, напишите о ваших педагогах, покажите, как проходят занятия и спектакли - все это важно и для сохранения истории, и для привлечения новых клиентов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Блок, который хочется оставить на потом, но лучше всего начать именно с него
11. Разберите архив фото и видео, который скопился за год
Загрузите фотографии ваших событий сезона на Яндекс-диск, в группу Вконтакте, залейте видео спектаклей с описаниями на видеосервисы - так проще будет потом искать необходимые материалы для отправки на фестивали и т.д.

Отправьте ссылки действующим клиентам, любой позитивный контакт и напоминание о себе утепляет их и увеличивает шансы на возвращение в сентябре. Также все эти материалы вы можете презентовать новым клиентам - в виде серии постов с рассказами о том, как готовился спектакль и как его приняли зрители и т.д.
12. Освежите свое личное резюме и портфолио
Допишите в ваше педагогическое резюме опыт, который случился за последний сезон - что там было выдающегося и интересного, чему вы научились как педагог, обновите шаблон письма: проверьте, есть ли там контакты, ссылки на ваши профили в соцсетях, ссылки на фото и видео работ.

Обновите, если есть возможность, свои фотографии - у 9 педагогов из 10 отсутствие хороших и актуальных студийных фото это большая, нет, огромная проблема. А между тем, партнеры, родители и работодатели любят глазами, ну и честно говоря, за многолетнюю практику я не могу вспомнить случая, где для презентации педагога мне подошла бы наспех сделанная мыльная фотка с телефона.

В идеале было бы круто получить несколько кадров разной крупности и разных по динамике.

Ну, а если вы готовы зайти еще дальше - то я предложу вам записать видеоприглашение на занятия.

И это точно не должно быть ситуацией, когда сапожник оказался без сапог. Покажите, что вы можете сами все то, чему собираетесь учить детей.
13. Соберите все контакты потенциальных клиентов в одном месте
Ведёте ли вы учёт обращений клиентов в каком-то виде? Если нет, самое время этим заняться и сделать простейшую табличку в гугл-документах, куда вы начнёте вносить все звонки и все контакты с клиентом.

Обязательно записывайте это, даже если компьютер не под рукой. Как делаю я, если звонок родителя застает меня в неудобном месте? Записываю его телефон и имя и отправляю сама себе в сообщения Вконтакте. При последующем звонке всегда видно дату записи и все что нужно для разговора.

Самые важные данные, которые вам нужно знать - имя, фамилия, возраст ребенка (лучше с точной датой рождения), имя и контакты родителя, ожидания по расписанию.

Долгое время, лет пять, наш учет в "Детях райка" велся именно в такой гугл-табличке (и это при наличии филиалов!), и только в 2009 году мы начали внедрение полноценной системы учета, или CRM.

Справедливости ради, отмечу, что удалось нам это далеко не сразу - сейчас мы работаем уже с третьей программой, и скорее всего на этом не остановимся.

До какого количества контактов допустимо работать в табличке? В принципе, до бесконечности, особенно если у вас все дети занимаются в пределах одной локации. Базу, которая насчитывает до 300 контактов, вполне имеет право на существование в формате таблички.

Там, где все еще принято собирать контакты людей в тетрадку - я знаю, во многих местах эта практика существует - обязательно положите такую тетрадку для записи с удобными и понятными полями. Постарайтесь выделить ее обложкой, чтобы было понятно, что речь идет о театральной студии. Маленький лайфхак: никогда не кладите пустую тетрадь, обязательно сделайте 3-4 записи разными ручками и почерком. Страх чистого листа существует, и мало кто хочет быть первым в списке.

Возможно, все перечисленное или какие-то пункты вы уже делаете, а может быть, есть еще интересные и важные подготовительные дела, которыми вы могли бы поделиться.

В любом случае, хочется пожелать вам, коллеги, 100% заполняемости групп, посещаемости без пропусков и удовольствия от творчества с детьми в новом сезоне.
Возможно, все перечисленное или какие-то пункты вы уже делаете, а может быть, есть еще интересные и важные подготовительные дела, которыми вы могли бы поделиться.

В любом случае, хочется пожелать вам, коллеги, 100% заполняемости групп, посещаемости без пропусков и удовольствия от творчества с детьми в новом сезоне.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda