Елена Горлатова
Театр горожан — это театральная педагогика?
Мы в соцсетях
Интересно, а что, если на сцене будут не актеры, а твои соседи по дому? А увидеть на сцене обычных учителей и услышать, что их волнует в современной системе образования, круто, да? А что, если выйти на сцену самому и рассказать свою историю? Эти и другие возможности открывает перед нами «Театр горожан». В статье я, магистрантка программы ГИТИСа, ЦИМа и Инклюзиона «Социальный театр», анализирую свой опыт участия в театре горожан и пытаюсь разобраться, что это за театр, и при чем тут театральная педагогика.

В начале сезона 2021/22 года Елена Ковальская (тогда еще директор ЦИМа), предложила нашему курсу в качестве практики проводить в Центре им. Мейерхольда кружок «Театра горожан». В ЦИМе несколько лет существуют различные кружки для зрителей. Это отличный инструмент маркетинга и работы с аудиторией. У театра появляется возможность познакомиться со своим зрителем, повысить лояльность аудитории, дать зрителям возможность стать участниками театрального процесса.

Первый кружок театра горожан, который организовали магистранты нашего курса, назывался «Факап» (от англ. fuckup, провал, неудача, косяк). Мне показалось, будет здорово поговорить о неудачах, ошибках, которые обычно вызывают стыд, и мы предпочитаем скрывать свои провалы. Эту тему я предложила своим одногруппникам Ане Мухамедзяновой и Алексею Ракульцеву. Так в команде кураторов кружка собрались три человека с разным бэкграундом: актриса, филологиня и режиссер.

За плечами у нас было уже полтора года магистратуры «Социальный театр», где мы проходили разные дисциплины от истории театра и философии до театральной педагогики и инклюзивного театра. В мае 2021 года мы участвовали в лаборатории театра горожан под руководством Георга Жено. Георг Жено — немецко-русский режиссер, который уже около двадцати лет занимается театром горожан в Германии, Украине и России. На лаборатории мы получили некоторый теоретический опыт, сделали эскизы, но практического опыта работы с группой горожан у нас еще не было.

И вот на носу первый кружок. Надо понять: как делать «Театр горожан»? Какие методы использовать? Как собрать из разных историй спектакль всего за шесть встреч?

У нас был в запасе набор тренингов, упражнений, игр и практик театральной педагогики, и что-то мы придумали специально под эту тему. В зависимости от задачи дня мы подбирали нужную нам цепочку заданий и начинали занятия с самоактуализации (через упражнения понимали состояние участников) в начале встречи, а заканчивали рефлексией. Перед началом кружка мы расписали примерный план занятий, но каждый раз перед встречей с горожанами мы с командой собирались и, в зависимости от того, как прошло предыдущее занятие, придумывали следующее. Мы поняли, что это флюидный (перетекающий) процесс, который невозможно закрепить и придумать от начала и до конца, потому что ты имеешь дело с живыми людьми, каждый со своими особенностями, историями и ожиданиями. Здесь нужно быть готовым импровизировать, если что-то пойдет не по плану, иметь в запасе план «Б», и уметь отказаться от первоначальной идеи.

Помимо незакрепленного плана мы поняли, что важно создать безопасное пространство - safespace, чтобы участникам было комфортно поделиться своими историями. Для этого мы устанавливали правила: не обесценивать чужой опыт, не давать советов без запроса, поддерживать рассказывающего, давать пространство и время для разных эмоций.

Для нас, как для команды, важно было создать равные условия участия в процессе. Люди — не материал для твоих спектаклей. Кураторы сами становятся участниками, и поэтому должны быть готовы поделиться своей историей. Тема «фак ап» — про уязвимость. Мы с командой сами делились своими стыдными и неудобными моментами. Вместе с горожанами мы не один вечер рассказывали друг другу, как ошибались, спотыкались, напивались и у каждого возникал эффект «а я» — когда в ответ на услышанную историю вспоминаешь еще парочку своих.

И вот у нас есть пространство для маневра, safespace и истории горожан. Мы предполагали, что в финале, на показе, участники будут друг за другом рассказывать истории, и это будет главным наполнением и смыслом спектакля. Мы чувствовали большую силу в высказывании об уязвимости и были уверены, что люди в зале разделят этот опыт. Но перед нами стоял вопрос: во что облечь эти истории, объединенные темой «факапов»? Конечно, от нас не требовалось придумать что-то высокохудожественное, потому что это отчетный спектакль кружка с нулевым бюджетом. Но мы занимаемся театром, и зритель придет не только услышать истории, но на что-то посмотреть. Плюс концепт добавляет объем и контекст историям. В общем, решение спектакля было необходимо, но откуда его взять? Наш ответ: у самих горожан. В театре горожан участники — соавторы. В нашем случае помогло правильно подобранное задание.

На третье занятие в кружке «Факап» мы предложили участникам тренинг "Бумажное существо". Участники индивидуально из газет создавали своих существ — «факапчиков» — и представляли их друг другу. Затем они объединились в тройки и представили «симбиоз» новых «факапчиков». А вот стадия «интеграции» вышла не по методике: участники не могли и не хотели соединять своих «факапчиков» в одно большое существо. Вместо этого они сложили их в центр, собрались вокруг и устроили символические похороны с настроением «прощай, скучать не будем». Весь процесс сопровождался шутками, смехом, и царила очень веселая атмосфера. Черный юмор стал способом справиться с напряжением и отпустить негативные переживания. Это был момент коллективного творчества, для участников это был важный ритуал прощания со своими неудачами. После этого занятия нам стала ясна художественная рамка будущего показа: поминки-похороны. Так в оформлении появилась черная одежда и длинный стол с черной скатертью, за которым сидели все участники. На следующих занятиях показ обрастал деталями: появились мандарины как расходный реквизит (дело было в декабре, так что это была игра с контекстом Нового года). Важно было, чтобы участники принесли мандарины сами (как свои неудачи), почистили их на сцене и, «очистившись», бросили корки, как в землю, в черную коробку, повторяя сцену символических похорон «Бумажных существ». Так тренинг из театральной педагогики подсказал нам форму показа первого кружка театра горожан «Факап» в ЦИМе.
Спектакль, на мой взгляд, и по ощущениям участников, оказался удачным. Несмотря на то, что участники прогоняли на репетициях свои истории 3 раза, во время спектакля они рассказывали их как в первый. Они чувствовали поддержку и реакцию зала, появилось ощущение новизны и азарт рассказать свою историю зрителям. В кружке нам важно было сохранить непосредственность и обаяние участников, дать им возможность высказаться и помочь им на сцене (подобрать мизансцену, свет, музыку и т.д.). Конечно, сложность такого спектакля состоит в том, что его невозможно играть как репертуарный. Это связано и с трудностью собрать всех участников снова (ведь театр не является их основным занятием), и с тем, что со временем пропадает «новизна» воспроизведения историй. Но однажды оказаться на сцене в ситуации успеха, выйти на поклон, получить аплодисменты, цветы, комплименты от незнакомых зрителей и своих друзей — все это важная часть процесса.

После показа мы собрались на финальный круг рефлексии и услышали, какой положительный терапевтический эффект кружок имел для участников, как им важно было высказаться в безопасном пространстве, почувствовать солидарность, поддержку, дружелюбную атмосферу, по-новому повзаимодействовать с людьми через внимательное отношение к друг другу и к себе, поиграть, посмеяться, поплакать и не стесняться своих эмоций.

Этот опыт, конечно, ни в коем случае не является универсальным рецептом для создания/проведения «Театра горожан». Это первый пример моего личного практического опыта в этом формате. Никогда не получится повторить ту же самую программу с другими людьми или с другой командой. У «Театра горожан» вообще нет рецепта. Выбор методов, тренингов, упражнений во многом зависит от вашего личного бэкграунда, ценностей, личных качеств и, конечно, в первую очередь зависит от группы и темы, с которой вы работаете. «Театр горожан» в этом плане условное обозначение очень широкого поля «театра с непрофессионалами» (под непрофессионалами я понимаю людей, у которых нет актерских навыков, важно, что они — носители определенного опыта). В недавнем личном разговоре с театральной педагогиней и кураторкой Кирой Шмыревой (Кира училась театральной педагогике в Германии) я пыталась запросить у нее литературные источники возникновения театра горожан в Германии. На что она мне ответила, что «Театр горожан» не закрепленное понятие для такого рода проектов, а это лишь одна из форм работы театрального педагога. Кира сказала мне, что в Германии проекты с разными группами населения делают именно театральные педагоги. Ты сам выбираешь, как называть свою практику, и обозначаешь свою роль для проекта (куратор, театральный педагог). И тут меня осенило: я считала, что я работаю интуитивно, что только учусь и почти на ощупь выбираю инструменты и методы, но оказывается все, что мне помогало в работе с горожанами — это театральная педагогика.

Я себя всегда ощущала самозванкой, без компетенций драматурга и режиссера. Я вроде использовала театральную педагогику в работе с горожанами, но не называла себя театральным педагогом, но и режиссером себя назвать не могла. Кто я? Могу ли я делать театр? Откуда была эта неуверенность?

Театр в России еще не до конца осознал свою ответственность перед обществом и остается довольно закрытой институцией, не предоставляя свои ресурсы «непрофессионалам». «Театр горожан» как будто маргинализирован в театральном сообществе. Ведь его делают нержиссеры и участвуют в нем неактеры.

Я размышляю: возможно, это влияние мифа «театрального института». Когда за плечами нет обучения режиссерскому ремеслу у именитого мастера в Москве, кажется (а зачастую так и бывает), что профессиональное сообщество не воспринимает нас всерьез. У меня есть ощущение, что в России существует представление, будто театром могут заниматься только люди с соответствующим дипломом. У многих существует пиетет перед великим драматическим «профессиональным театром», мол, там искусство делают, а мы так, в игрушки играем.

Театральный_ая педагог_иня [1] , в целом, неизвестная птица для многих российских театров, а если и есть некое представление об этой профессии, так оно заканчивается на работе с детьми и подростками. А на самом деле театральный_ая педагог_иня — это тот самый человек, оснащенный всем необходимым, чтобы делать театр с непрофессионалами, особенно если он_а достаточно любознателен_ьна, учится и берет техники разного театра и умеет адаптировать их под свои задачи (форум-театр, плэйбек, актерские тренинги разных школ и т. д.).

Еще есть другая загвоздка: вопрос работы с «непрофессионалами». Часто такой театр считается «низовым», «маргинальным», «социальным» и «любительским» в плохом смысле слова, не способным встать в один ряд со спектаклями с профессиональными актерами. Такой театр если и попадает в поле зрения театрального сообщества, то в номинацию «Эксперимент» «Золотой Маски».

«Театр горожан» может не иметь огромных бюджетов и красивых декораций, и «большие имена» в России еще пока не занимаются «театром горожан». Но это не делает проекты с непрофессионалами «ненастоящим» театром. Театр горожан мобильнее отвечает на социальные изменения. Это способ приблизить театр к жителю города, услышать его, узнать про опыт других горожан. Люди являются носителями уникального опыта, и нигде в другом месте ты не сможешь услышать эти истории. Театр горожан говорит о том, что театр может быть доступен не только «служителям храма искусства» и узкому кругу посвященных, но и более широким слоям населения. Театр горожан — это место образования новых горизонтальных связей, возможность снять стереотипы о группе людей и расширить горизонт собственного представления о мире. Работа с горожанами не означает профессионализацию людей для работы театре. «Театр горожан» посредством театральной педагогики формирует другой способ общения и коммуникации между людьми и дает им возможность самореализации посредством искусства. Театральный педагог — культурный посредник — как никто другой подходит для реализации такого типа театра и работы с разными группами людей.

«Театр горожан», как и театральная педагогика, не имеет и не может по сути своей иметь единственного метода. Тут важно видеть и слышать участников, которые к тебе пришли или к кому ты пришел сам. Важно не навязывать свое видение группе: люди сами способны рассказать о том, какие они. Задача театрального педагога (или куратора) театра с непрофессионалами — организовать пространство и время для безопасного высказывания.

Этой статьей я хотела дать разрешение себе и другим театральным педагогам не бояться делать театр, не принижать результаты своей работы, не извиняться за них, а заниматься своим делом честно и со вниманием к людям. Сегодня я вижу большой ресурс в «Театре горожан», именно там возможен диалог и надежда на лучшее будущее.


[1] Я использую гендергэп, для того чтобы не исключать педагогов-женщин, так как они в большей степени занимаются театральной педагогикой.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda