Хочется заметить, что подобные качества и устремления в той или иной мере свойственны многим активным представителям современного молодого поколения и представляют в своей совокупности актуальный и довольно популярный модус вивенди. Этот человек родился 27 ноября. И этот день для постоянных участников Конференции является праздником живого творческого межличностного общения. Это дар, к которому можно приобщиться, прикоснувшись к творческо-педагогическому наследию прошлого, к открытиям и актуальным тенденции современности, к пульсации текущего момента, дар, который нельзя присвоить раз и навсегда, дар который подлежит передаче в будущее.
Стало уже привычным, что в эти ноябрьские дни предоставляется возможность встречи и равноправного диалога, например, между адептом семейного образования и педагогом крупного образовательного комплекса, школьным библиотекарем и прогрессивным театральным критиком, блогером, режиссером-новатором и хранителем традиций, театром мегаполиса, перенасыщенного культурной «продукцией», и маленькой театральной студией, являющейся смыслообразующим центром небольшого населенного пункта, спектаклем, благодаря которому можно чему-то научиться и уроком математики или физики, на котором можно испытать радость творчества и общения. Есть возможность обнаружить общие нюансы в самых неожиданных областях, слегка изменить свои взгляды или утвердиться в них ещё прочнее, поделиться своими радостями и проблемами, примерить на себя множество разнообразных творческих ролей, окунуться на практике во внутреннюю творческую жизнь различных культурных пространств или совершить мысленное путешествие в далёкие географические точки страны. Особенной радостью и гордостью Конференции является то, что в ряде ее событий ученики принимают активное участие вместе с педагогами.
В 2020 году, Конференция впервые происходила в комбинированном очно-дистанционном формате. «Организационный штаб Конференции» переместился в ЛСКОП МГПУ и в условиях пандемии практически «ужался» до четырех человек, идейных вдохновителей А. Никитиной и Т. Климовой, а также сотрудниц МГПУ А. Калиничевой и Д. Маймистовой, обеспечивших техническую возможность соприсутствие в живом и дистанционном формате. Хотя, разумеется, всё происходящее было возможно благодаря огромной поддержке заведующей Лабораторией СКОП Е. Асоновой, а также почти незримому участию изначальной авторской группы Конференции: М. Фоминовой, М. Быкова, Ю. Рыбаковой. Благодаря, колоссальной работе, проделанной ими, Конференция состоялась в максимально возможном здесь и сейчас объеме, в более скромных, чем обычно масштабах и в некотором противоречии с одним из основополагающих принципов театральной педагогики, предполагающим приоритет живого непосредственного соучастия и соприсутствия. Будем верить, что возникающее противоречие может стать наиболее перспективной точкой роста. Коллеги, а тем более, детские творческие и образовательные коллективы из других городов не смогли приехать в Москву и принимали участие дистанционно, но сам по себе факт того, что Конференция все же состоялась, актуализировал горизонт долгосрочного перспективного планирования в области педагогики искусства, как минимум, ещё на два года вперёд. А в период неопределенности, вызванный пандемией, это является сущностно необходимым.
Активное участие в очной части программы Конференции приняли магистранты ЛСКОП МГПУ направления «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» и некоторые из магистрантов ГИТИСа дружественного направления «Социальный театр». Те из них, кто впервые присутствовал на Конференции, испытали радость открытий и творческого соучастия во всей ее полноте, получили мощный творческий импульс, вдохновляющий на будущие свершения исследования и эксперименты. Те из магистрантов, которые имели удовольствие присутствовать на Конференции раньше, с удивлением обнаружили себя в самом ее смыслообразующим центре, в качестве воплощённой образовательной среды и, в какой- то мере, в роли детей и подростков, обычно приносящих в ход Конференции подлинную живость бытия и активную смыслообразующую доминанту. Такая роль была для нас неожиданной, но оказалась очень органичной: каждый из нас сейчас ученик, в каждом из нас жив внутренний творческий ребенок, жаждущий радостей игры и новых открытий.
Первый день Конференции, состоявший для удаленных ее участников из ряда обособленных, более-менее самодостаточных событий. Для магистрантов, благодаря возможности общего соприсутствия хотя бы в масштабах отдельно взятого курса и сквозной игре в «дебаты», он прошел в ощущении целостности происходящего и был наполнен единством смыслов.
В процессе игры, часть из нас, по предварительной договоренности, поддерживала тезис о необходимость для современного человека владеть культурно-историческими контекстами, а другая оспаривала его. Таким образом одна группу оспаривала все идеи и практики, предлагаемые основными спикерами при помощи электронной доски, а часть поддерживала. Отрицания и утверждения, многократно повторенные в игре, потеряли свою остроту, а лаконично сформулированные смыслы остались с участниками.