Светлана Супье, Ирина Есина при участии Анастасии Незамутдиновой
Создание сказочного этюда или инсценировки маленькой сказки

Текст был впервые опубликован в сборнике МИОО «Театральный фестиваль в школе»
Мы в соцсетях
1. Процесс работы
Работа над драматургическим материалом в детском театральном коллективе помогает педагогу решить ряд задач: написать пьесу, подходящую именно этому коллективу, развить у ребят интерес к языку, продемонстрировать основы драматургического анализа текста, дать ученикам, наделённым литературным талантом, проявить свои способности, и многие другие. Но в первую очередь, работа над пьесой совместно с детьми – это чрезвычайно увлекательное занятие. Детская фантазия разнообразнее и богаче, она не отягощена ещё запретами и комплексами взрослых. Для педагога это неоценимое подспорье, возможность освободиться от шаблонов, убивающих творческое начало.

Светлана Супье
Работа над инсценировкой ничем не отличается от работы над оригинальной пьесой. Все те же законы построения действия, те же принципы развития сюжета, выбор героя и антагониста, забота о ярких характерах, выбор основных поступков, речи, определение завязки-кульминации-развязки, поиск темы по формуле «история про…, который…». Всё те же кирпичи, из которых мы уже попробовали что-то построить. Есть одно большое и существенное «но» – историю и героев нам придумывать почти не приходится, это уже кем-то придумано. И хорошо придумано, если мы зацепились и решили ставить.

Итак, надо решить, что будем инсценировать? Что интересно педагогу? Что интересно детям? А, может быть, выбор материала произойдёт по воле случая. Не худший вариант. К примеру, в процессе драматургических занятий с одиннадцатиклассниками в ГОУ СОШ № 123 г. Москвы произошёл интересный эпизод. На одном из занятий, посвящённых диалогу и речевым характеристикам персонажей, в качестве примера был упомянут Муми-тролль. Реакция подростков была поразительной – «Это который поёт?!?» Оказалось, что никто в классе знать не знает или начисто забыл кто такие муми-тролли... Этот случай и решил судьбу дальнейших занятий. Львиная часть работы была посвящена сказкам Туве Янссон.

Кстати говоря, вот и ещё одна важная задача, реализуемая при работе над инсценировкой в детском театральном коллективе, – познакомить детей с неизвестным им литературным материалом. Или вернуть безнадёжно забытый, что равнозначно.

Итак, материал мы выбрали. Ан нет, не совсем... Историй про муми-троллей множество, они разные, там участвуют разные персонажи. Попытаемся немного сузить чрезмерный круг нашего внимания и, при этом, дать детям возможность попробовать то, что им больше интересно – многофигурные эпизоды или, наоборот, минимум действующих лиц; может быть, обнаружатся какие-то конкретные герои, которые придутся по душе... Берём отдельные главы из сборника «Волшебная зима». Каждая глава – отдельная история. И в таком разрозненном виде – у каждого своя история, как бы и не связанная с другими – даём детям. Познакомится с целым произведением при этом, разумеется, не запрещено.

Необходимо сразу заметить, чтобы не возвращаться к этому вопросу. Конечно, наша задача в первую очередь – побудить творческую активность самих ребят. Но педагог должен управлять этим процессом. Стихийная энергия фантазии может превратиться во что угодно, и далеко не всегда это будет что-то конструктивное. Педагогу необходимо или знать основы драматургического искусства заранее или не бояться учиться вместе с детьми. Можно прямо на занятиях самому писать упражнения, пытаться создать характеры и конфликтные ситуации, придумать интересных героев. Не говоря о том, что детям важна ваша совместная работа с ними, и они обязательно оценят ваше мужество и азарт – это просто прекрасная тренировка своей собственной творческой гибкости, способности придумывать, инициировать фантазию по собственной воле. Для любого вида творчества характерны два ключевых действия: побуждение способности творить и управление открывшимся потоком (пока он никого не затопил...). Так вот, управление творческой энергией удобнее начинать с конкретной области приложения, тем более что школьная жизнь предоставляет нам этих областей огромное количество. У наших одиннадцатиклассников была простая задача – что напишем, то и будем играть на Новый год перед начальными классами. Согласитесь – не самая редкая для школы история? Но впрочем, у каждого из нас свои условия – про ваши вы решите сами.

Итак, мы принесли в класс разрозненные главы «Волшебной зимы» про одних и тех же персонажей и дали детям выбирать. Пока они выбирают, смотрите, мы безболезненно решили важную проблему. Если просить их принести самим, что понравится, – сомнительно, что следующее занятие состоится. Принесут двое-трое самых прилежных... И всё. Что делать с остальными? Если Вы твёрдо уверены, что больше половины вашего коллектива точно найдут и принесут тексты – вам можно только позавидовать! Но ведь вот какая штука, если вы каждому всучите определённый текст, мол – не принёс – будь добр – соглашайся на то, что есть – бунт поднимут! А тут и выбор есть, и ограничение.

После выбора материала для инсценировки начинается интереснейший процесс – обсуждение. Нам надо выяснить – про что каждый собрался писать? Что его (или её) зацепило в конкретной истории? Кто будет центром происходящего – героем? Чего он хочет? Кто или что ему мешает? А что, если эту же историю рассмотреть с точки зрения другого участника тех же событий? Как правило, дети сперва, заявившие: «А мне тут ничего не нравится», слушая сверстников, вернутся к материалу, выберут «своё», и будут работать. Во время обсуждений моментально становится интересно всем – как только выясняется, что всё не так просто, что вот, оказывается, почему Снусмумрик такой нелюдимый, а Муми-тролль такой жизнерадостный, а Фрекен Снорк такая взбалмошная и непоседливая... Казалось бы – что за дело без пяти минут выпускникам до детских сказочек? Есть дело. И есть интерес. Ибо в хороших сказочках всегда отыщется двойное дно. Но только педагог способен намекнуть на это и пробудить воображение, направить творческий поиск точными вопросами, зная интересы и увлечения своих детей.

Настя Незамутдинова – не самая сговорчивая девочка в классе. Но в работе над инсценировками муми-троллей нам с ней повезло. Она почти сразу выбрала главу «Таинственные существа», где речь идёт о том, как разводили большой зимний костёр. Но в историю этой главы она невольно втянула весь объем повести. И это правильно – четвёртая глава «Волшебной зимы» по сути является кульминацией повести, и рассматривать её изолированно не так интересно. Альбина Маркова выбрала фрагмент второй главы «Заколдованная купальня» - про замерзающего бельчонка. Другие ребята – ещё какие-то фрагменты иных глав. Теперь начинаются индивидуальные консультации, когда педагог подходит к каждому и шепчется.

Подхожу к Насте:
-Кто герой этой истории?

Ученица отвечает:

- Мумми-троль.

- Почему? – спрашиваю я, - А сколько там вообще героев?

- Ещё есть Туу-Тики, Мю, мышки-невидимки, Тот, кто живёт под столом, Предок и Морра.

Это слишком много для первой в жизни инсценировки. Поэтому нам приходится выяснить, кто принимает непосредственное участие в истории с костром. Выясняется, что кроме Муми-тролля Туу-тики и Морра.

- Почему не они герои? – спрашиваю я.

- Муми мне больше нравится, - заявляет Настя.

Вот он момент зацепки – «он мне нравится, и я хочу про него писать». Это правильно, если герои не зацепил, писать про него не интересно.

- Отлично. А чего он хочет?

- Всё очень просто – он хочет согреться и поесть.

- Тогда давай уточним, его он хочет больше – поесть или согреться?

Мы довольно быстро приходим к выводу, что больше он хочет согреться, потому что он ещё не вполне проснулся, и аппетит не проснулся тоже.

- А кто ему мешает? – продолжаю я, - У нас на выбор есть два персонажа: Туу-тики и Мора.

Ученица задумывается. И тут мы начинаем задавать наводящие вопросы:

- Что тут делает Туу-тики? Чего она хочет?

- Если в истории своими руками она разводит костёр, значит, она тоже хочет согреться и помочь Муми-троллю, - размышляет Настя.

- Следовательно кто Туу-тики в нашей классификации героев?

- Ответ прост - соратник.

- Так кто же мешает герою? Морра?

Казалось бы – да. Ученица рассуждает так же:

- Мора тушит костёр, значит, она антагонист, противник.

Но здесь возникает закономерный вопрос: зачем Морра это делает? Перечитываем историю и понимаем, что в авторской логике Морра из повести в повесть тушит огни не потому, что у неё есть цель, оправданная человеческой психологией, а потому, что такова её природа. Она – не существо, а сущность, она - мгла… Это очень часто бывает с персонажами мифологии и необработанных народных сказок. И когда мы встречаемся с подобным, то должны решить, если не КТО, то ЧТО мешает нашему герою. В данном случае мешают обстоятельства – ЗИМА. Но может ли герой бороться с обстоятельствами? Может. И Морра здесь является частью обстоятельств, одним из препятствий, которое необходимо преодолеть. Но тогда нужен ли нам этот герой – Морра? Пока это представляется сомнительным. Герой, не имеющий собственной цели, в драматической истории не жизнеспособен. И когда мы будем разбирать сюжетную цепочку, нам либо придётся придумать Морре цель, либо исключить её из хода этой истории.

Вы, наверное, уже начинаете догадываться, что на чтение и выбор материала много времени не требуется. А вот обсуждение может занять не одно занятие. И не стоит форсировать. Зачастую и взрослому, зрелому человеку сложно сформулировать свои мысли, что уж говорить о детях. Обсудим все истории, это даст нам возможность зафиксировать надёжные отправные точки будущих инсценировок. Кто-то быстро решит поставленные задачи, кому-то надо подумать, взять текст домой, перечитать, переварить и потом вернуться с готовой идеей. Кстати, зная об особенных растеряхах в нашем коллективе, запасём дубликаты каждого текста...

Следующий этап анализа, не менее обширный и важный. Что происходит в нашей истории? С чего она начинается (завязка), где поворотная точка, после которой всем персонажам придётся изменить направление своих действий (кульминация), и чем всё кончится (развязка)? А что перед всем этим, где наши правила игры этого странного муми-тролльского мира (экспозиция)? И что между ключевыми точками истории (промежуточные события)? Как у нас с моралью (эпилог) или уж с ней-то точно возиться не будем? Речевые и внеречевые характеристики персонажей уже заданы нам автором. Анализ помогает нам, как пропись первокласснику.

- С чего начинается наша история про Мумми-тролля, который хочет согреться?

- Он просыпается от холода. Так в первой главе – отвечают все участники работы.

- И что же он делает?

Первый и обычный ответ начинающего драматурга: «Переживает!» Но давайте разберёмся: «переживает» - это активное действие или, скорее, эмоциональное состояние? Вопрос, который необходимо задать ученику в этой ситуации звучит примерно так:

- Как мы увидим, что он переживает?

И тут дети начинают сочинять конструктивные действия героя. Желательно перебрать их все. Например: он ищет тёплую одежду, собирает одеяла по всей норе, пробует зажечь отсыревшие спички… Короче, он делает всё, чтобы добиться своей цели прямо сейчас, когда она возникла. И здесь мы начинаем понимать существенную разницу: «переживает» – состояние, а «ищет», «собирает», «чиркает» - активные действия. И, очевидно, что у нашего героя эти действия кончаются провалом. Иначе зачем бы он помчался искать помощи на стороне? Итак, завязка нашей истории, точка, где мы знакомимся с главным героем и видим возникшую на наших глазах цель, его цель: Муми-тролль проснулся от холода, попытался согреться – не вышло. Что дальше? Здесь формируется цель, которая будет вести героя до кульминации – найти помощника, который знает, как согреться. Муми-тролль находит Туу-тики, и вместе они совершают какие-то действия, чтобы согреться. Что они могут сделать? Здесь тоже желательно перебрать все варианты, потому что именно они лягут в основу препятствий на пути героя к цели. И всё будет выстраиваться по принципу: сделали – не вышло, попробовали другой вариант – тоже не вышло. Пока, наконец, наш герой не дойдёт до точки, где дальнейшие попытки действовать в избранном направлении закончатся. В нашей конкретной истории это попытка растопить лёд разведением огромного костра.

В авторской истории только здесь появляется Морра. И сейчас важно решить принципиально, нужен ли нам этот дополнительный герой, чтобы огонь погас. Очевидно, что нет: костёр любого размера зимой потухнет сам. Кругом слишком много воды: льда и снега. Значит, к этому образу мы больше не возвращаемся, никакой Морры в драматургическом варианте истории нет, поскольку мы можем реализовать все события без её участия. Эмоциональным акцентом, «обломом», как говорят мои ученики, станут не козни Морры, а ссора героев, которым не удалось осуществить задуманное дело. Ведь у детей часто именно так всё и происходит.

И так, все возможности исчерпаны и выяснилось, что на уровне механических действий наши герои ничего со стужей сделать не могут. Вот она кульминация. Цель недостижима и героям остаётся отказаться от неё или найти принципиально иной ресурс для её достижения. И вот этого в четвёртой главе нет. Теперь мы развиваем историю самостоятельно, исходя из характеров героев и их взаимоотношений, уже достаточно серьёзно нами продуманных. Необходимо помнить, что возможность достижения развязки и обнаружения иного ресурса должна быть заложена в начале нашей истории. В противном случае выход будет напоминать «рояль в кустах» или «бога из машины». То есть он будет случайным, нарочитым, фальшивым и не имеющим отношения к нашей истории.

Каковы же наши ресурсы? Туу-тики и Муми-тролль друзья – это главное. Им необходимо найти способ помириться, потому что только вместе можно будет что-то придумывать дальше. Но «помириться» - действие другого плана, чем «разжечь костер». На языке режиссуры это действие в большей степени психологическое, чем физическое, хотя оно имеет конкретные физические проявления. Тут мы впервые обнаруживаем, что важен и пол и возраст героев. Муми-тролль маленький мальчик, основная зона его деятельности – игра в сфере мыслей и фантазий. А Туу-тики девочка, и она постарше. И поэтому её игры носят действенный и более конкретный характер. Потому-то пока Муми сидит в холодной норе и думает, как бы помириться, Туу-тики уже нашла способ утешить друга – пусть физическое тепло не наступило, но она знает, что он любит сладости. А мы помним, что Муми голоден. Подарив ему вкусненькое, Туу-тики находит способ согреть его иначе. И герои мирятся. Кстати, в повести «Волшебная зима» действительно есть такой момент, когда Туу-тики утешает Мумии-тролля при помощи горячего рыбного супа и бутербродов. И пусть это совсем в другой главе – не важно. Суть мы угадали верно.

Солнце, которое появляется из-за туч в финале нашей драматургической этой истории – скорее символ, эмоциональный образ. Ясно, что на уровне формальной логики, появление Солнца не оправдано, тоже своего рода «рояль в кустах», но на уровне художественной логики Солнце появляется закономерно, потому что в этой сказке сердечное солнышко Туу-тики на самом деле помогло Муми –троллю согреться.

Однако теперь, когда контур истории стал нам ясен, вернёмся к началу: как мы задаём условия игры? как строим экспозицию, которая поможет зрителю поверить в наш финал? Экспозиция здесь почти неотделима от завязки. И так чаще всего бывает в маленьких и очень маленьких пьесах. Те несколько секунд, которые проходят до пробуждения Мумми-Тролля, когда мы видим его на сцене, дают нам необходимый минимум информации о герое. Мы можем судить о нём по некоторым деталям обстановки в норе. Что находится в его жилище? И как находятся? Вещи разложены по местам, или разбросаны где попало? На чём он спит? На уютной кровати с кучей одеял или на чём-то другом? И вот, подбираясь к финалу, мы с ученицей решаем, что спит он на куче фантиков. Таким образом, мы готовим развязку. Ясно, что Муми-тролль любит сладкое, что он к тому же коллекционер: фантики тащит под подушку, это его сладкие воспоминания. Чтобы покончить с конструкцией следует решить вопрос: нужен ли нам эпилог? И мы с Настей решаем, что при ясной эмоциональной точке: «Солнце взошло!», - эпилога, собственно, не требуется. Мы можем оставить его на усмотрение режиссёра.

Закончив работу над конструкцией, мы приступаем к самому вкусному и долгожданному – пишем пьесы. То есть, это дети пишут (мы – если успеваем). Основная наша задача сейчас – быть предельно осторожными и внимательными. На нашем пути возможна встреча с целыми архипелагами подводных камней. Давайте рассмотрим наиболее посещаемые.

Первый архипелаг называется Рассказчик (Сказочник, лицо «от автора» и т.п.). Логика: ну, мы же не можем показать вьюгу, (землетрясение, путешествие, превращение, и проч.)! У нас же нет лазерного света (звука, дыммашины, сценографа и т.д.)! Но Вы сами знаете, театр – искусство условное. Даже на голой сцене можно придумать некий ход (пластический, к примеру). Вьюги нет, но все мы гнёмся под ветром. И она есть! Театр – визуальный вид искусства, зрелище, в первую очередь. Всегда интереснее увидеть, чем услышать. Попробуйте показать детям кусок любого хорошо известного фильма, а в середине выключите видео и начните рассказывать, что там дальше происходит. Интересно? Ни капли. Вот и зрителю будет неинтересно. Чаще всего персонаж-рассказчик используется вместо экспозиции – вышел и быстренько рассказал, кто сейчас придёт, какой он, зачем всё это. В результате зритель засыпает ещё до завязки всего действа. Конечно, иногда нужен такой персонаж, который сможет по ходу истории общаться и с героями, и со зрителями. Но это должен быть полноправный участник пьесы, со своими целями и действиями, и его общение со зрителями ни в коем случае не должно касаться того, что мы можем увидеть в действиях на сцене или услышать в диалогах.

Другой опасный для посещения архипелаг – Описательный. То есть - использование описательного текста в качестве реплик героев. Описание действия подменяет собой само действие, что крайне коряво укладывается в речь и при чтении, равно как при просмотре, режет слух. Вот пример из фрагмента над которым работает Аля Маркова. Прозаический текст: «Бельчонок почувствовал, что матрасик в его дупле стал совсем жёсткий, и выскочил из поискать новый. Он никогда подолгу ни о чем не задумывался. Время от времени, боясь забыть, что он ищет, бельчонок бормотал про себя: "Матрасик..."»

Первый перевод в реплику, сделанный Алей с условием, чтобы всё, что можно сыграть, убрать из реплики в ремарку: «На сцену выскакивает Бельчонок. Бельчонок: Какой у меня стал жёсткий матрасик! Где бы взять новый? Матрасик... Ой, я такой забывчивый!»

Другой вариант перевода, сделанный после обсуждения и переработки: «Из кустов выпрыгивает Бельчонок. Бельчонок: «Матрасик! (Собирает листья в кучу, плюхается на них, замечает на земле орех, хватает, грызёт. Вскакивает, обшаривает куст в поисках орехов, вдруг спохватывается.) Ой! Матрасик же!»

Речевые характеристики – это отдельная проблема в работе над инсценировкой. Конечно, они заданы автором. Но нам важно соблюсти их на протяжении всей истории. Начинающим драматургам это не всегда даётся легко. Насте, например, не удалось в истории о костре до конца выдержать эпический темпо-ритм разговоров-размышлений Мумии-тролля и энергичную, тяготеющую к ритмам считалочек речь Туу-тики. Но впереди у нас целая жизнь, чтобы добиваться совершенства.

Вообще, как легко заметить, написание инсценировки – это всё равно создание собственной авторской пьесы. Нам приходится многое выуживать из оригинального текста, достраивать и додумывать, для того, чтобы историю, предназначенную для чтения, сделать интересной для постановки. Необходимо всегда помнить, что, тщательно сохраняя букву автора, мы, в большинстве случаев, убиваем его дух. Перечисленные типичные ошибки это наглядно иллюстрируют. Не надо бездумно ломать произведение – оно же чем-то вам понравилось, верно? Но и слепо идти на поводу текста тоже очень опасно.

В качестве примера плодов работы – сказка, которая вышла у одной из выпускниц ГОУ СОШ № 123.
2. Инсценировка
Солнце

Анастасия Незамутдинова,
по мотивам «Волшебной зимы» Туве Янссон

Анастасия Незамутдинова
Действующие лица:

Муми-тролль
Туу-тики

Картина 1.

Захламленный дом. Муми-тролль (в широких полосатых штанах, валенках и тулупе) спит на куче тряпок. Вокруг валяется множество фантиков от разных сладостей. Муми-тролль дрожит во сне от холода, ворочается с боку на бок и пытается укрыться какой-то тряпочкой. Слышна короткая птичья трель. Муми-тролль просыпается и вскакивает.
Муми-тролль: Ой! Проспал! Весну проспал! Ой! Ой! Ой! (Бегает по комнате, распахивает окно, высовывается наружу и тут же отшатывается обратно, кутаясь в тряпки.) Эхх… Опять приснилось… Брр… (Сгребает фантики в кучу, роется в ней и резко отпрыгивает.) Ой! Ой! Ой! Ой! Что это? Как это? Где? Где моя еда? (Подходит обратно к куче, ковыряет ее ногой.) Нету… Ох…

Муми-тролль ложится в свое «гнездо» из тряпок, смотрит на фантики. Потом вскакивает, ходит взад-вперед по комнате, что-то ищет, потом бросается к «гнезду», обматывается тряпками и выбегает на улицу.

Картина 2.

Пустоватая комната. На полу сидит Туу-тики (в мужской одежде). По полу раскиданы отвертки, ключи и прочие инструменты. Туу-тики собирает немногочисленные бумажки и деревяшки и сваливает в кучу посреди комнаты. Вбегает Муми-тролль.

Муми-тролль: Туу-тики… Я, это… А чего это ты делаешь?

Туу-тики: Собираю, не видишь?

Муми-тролль: А… зачем?

Туу-тики (помолчав): Хочу развести костер.

Муми-тролль: А зачем?

Туу-тики: Н-ну… Э-э-э… Ну, что ты все – зачем да зачем? Ты чего пришел?

Муми-тролль: Да! Я, это… (задумался) А! У тебя еды нету?

Туу-тики: Нету. (Продолжает сгребать «горючее»).

Муми-тролль вздыхает. Туу-тики смотрит на получившуюся маленькую кучку и тоже вздыхает. Поворачивается к Муми-троллю.

Туу-тики: Ладно. Могу дать тебе нямку. А ты мне дашь дров?

Муми-тролль переводит взгляд с Туу-тики на кучку «горючего», обходит ее, оглядывая со всех сторон. Потом гладит себя по животу.

Муми-тролль: Эх! Давай! Найдем что-нибудь.

Туу-тики достает из кармана шоколадный батончик и отдает Муми-троллю.

Туу-тики: Вот! Ешь быстрее и пойдем к тебе.

Муми-тролль (с набитым ртом): Неа… Фам фоводно – у-у-у… А вафем фебе эфоф кофтер?

Туу-тики (быстро): Греться! Мы вызовем солнце! Оно увидит огонь и выйдет на него посмотреть, и наступит весна.

Муми-тролль подпрыгивает от радости и быстро запихивает остатки шоколадки в карман.

Муми-тролль: А ладно, по дороге съем! Пошли!

Муми-тролль и Туу-тики выбегают из комнаты.


Картина 3.

Муми-тролль и Туу-тики забегают в дом Муми-тролля. Пока Туу-тики оглядывается в поисках дров, Муми-тролль сгребает в кучу фантики и сует эту кучу в лапки Туу-тики.

Муми-тролль: Вот! (Спохватившись, достает из кармана остатки шоколадки и запихивает шоколад себе в рот, а фантик – в кучу в лапках Туу-тики.)

Туу-тики: Это что – все?

Муми-тролль: А что еще?

Туу-тики отбрасывает фантики в сторону и начинает энергично рыться в беспордке Муми-тролля, сбрасывая вещи в одну кучу. Муми-тролль смотрит на разорение своего имущества и тихонько, чтоб не заметила Туу-тики, вытаскивает из растущей кучи барахла плюшевого медвежонка и обнимает его. Потом откладывает его в сторонку и прячет.


Картина 4.

Куча барахла посреди полянки. Туу-тики бегает вокруг и раздувает огонь. Муми-тролль пытается петь: «Гори-гори ясно», но у него не очень получается. Оба жмутся и дрожат от холода. Костер ярко вспыхивает. Раздается короткая птичья трель. Муми-тролль и Туу-тики кричат: «Ура!» и греются у огня. Но раздается шипение, и костер тухнет так же быстро, как и разгорелся. Муми-тролль с разинутым ртом падает на пятую точку, а Туу-тики прыгает к костру и, сидя на корточках, снова начинает его раздувать. Быстро не выдерживает и пинает остатки «дров» и пепел.

Туу-тики: Гадость!

Муми-тролль (глядя на небо): Солнце, ты меня обмануло… Я тебе всё подарил, даже фантики все отдал, а ты… (Уходит.)

Туу-тики смотрит ему вслед, затем еще раз пинает то, что осталось от костра, поскальзывается и плюхается в снег. Собирается в клубочек и начинает плакать.

Туу-тики: Это… Это не солнце… Это я… Это же из-за меня всё… (Утирает слезы, встает.) Муми! Муми!!! (Уходит, прихрамывая на ушибленную при падении лапку.)

Картина 5.

Пустой дом Муми-тролля. В уголочке на нескольких тряпочках сидит Муми-тролль с уцелевшим плюшевым мишкой в лапах. Раздается стук. Муми-тролль молчит. Стук повторяется. Муми-тролль не реагирует. Дверь в его жилище открывается и в дом входит большой мешок. Муми-тролль вскакивает и пятится от мешка.

Муми-тролль: Ты… ты к-к-кто? Ч-ч-что это?

Мешок падает на пол – за ним стоит Туу-тики.

Туу-тики: Это я!

Муми-тролль: А… Ты…

Туу-тики: Ты лучше спроси – что вот это! (Указывает на мешок.)

Муми-тролль: Это мешок.

Туу-тики: А что в нем, знаешь?

Муми-тролль: Ой… Солнце?

Туу-тики: Нет. Смотри. (Развязывает мешок и высыпает на пол кучу игрушек, конфет в ярких фантиках и всякой еды.)

Муми-тролль: Ого! Спасибо! (Подбегает, хватает сладости и набивает себе щеки.)

Туу-тики, улыбаясь, наблюдает. В комнате становится все светлее и светлее. Туу-тики подходит к окну, выглядывает и пятится назад с раскрытым ртом. Спотыкается об Муми-тролля и падает.

Муми-тролль (с набитым ртом): Фы фто?

Туу-тики молча указывает куда-то за окно. Муми-тролль тоже смотрит в окно.

Муми-тролль (улыбаясь): Ух, ты! Не обмануло…

Яркий свет, громкое пение птиц.
3. Игра в сказку

или

Пример репетиции сказки «Солнце»

Все мы прекрасно знаем, как нелегко начинать работу с новым коллективом, а если ещё и его участникам 7-9 лет, а если Вы ещё и не маститый детский театральный педагог, а начинающий, и ещё множество «а если»…
Я актриса, педагог детской театральной студии «Начало», при молодёжном театре «На Абрамцевской». Опыт моей педагогической деятельности небольшой, но мне повезло в общении с опытными, взрослыми и очень профессиональными людьми, занимающимися детской театральной педагогикой. Самое огромное спасибо моему мастеру Сергею Вячеславовичу Клубкову: именно по его системе я работаю со студийцами. Она, как ни одна другая, помогает легко находить общий язык с ребятами, отыскать подход к абсолютно разным детям и развивать их эмоциональное мироощущение. Методика С. В. Клубкова раскрепощает, дает свободу творчества и радость. В своей работе я стараюсь использовать опыт, полученный мною отовсюду: от учителей, коллег, детей… От самой жизни. Но методика, разработанная Сергеем Вячеславовичем, это неизменная основа, я бы даже сказала «образ жизни» в детском театральном мире.

Ирина Есина
Для меня самый главный принцип работы с детьми - сохранить их природу. Дать возможность пришедшим в студию ребятам сказать то, что они хотят, почувствовать себя свободными в реализации творческих идей, ощутить нужность и важность детских проблем и мечтаний. А не растить профессиональных актёров, не загонять в жёсткие рамки режиссёрского рисунка. А если в результате получается интересный продукт, то это заслуга общая, коллективная, а не только моя как педагога. На самом деле процесс познания мира искусства не однонаправленный (от педагога к ребёнку), а взаимный. И если педагог не слышит ребёнка, то, к сожалению, ничего хорошего ни с процессом, ни с результатом, ни тем более с ребёнком не произойдёт. Каждый ребёнок - это яркая индивидуальность. И, как правило, легче эту индивидуальность привести к общему стандарту (как это, на мой взгляд, происходит в большинстве школ), нежели развивать её. Первый вариант проще, для взрослого. Энергетически он менее затратный. Но могу сказать по своему, хоть и небольшому опыту, - менее интересный, и поэтому я в своей работе выбираю второй путь. «Творчество – это, в первую очередь, свобода» (С.В.Клубков). А самое главное, что все это не ново, просто современный мир «бежит» и уводит нас от жизни, от чувства правды. В своей работе я пытаюсь искать эту правду, искать «жизнь человеческого духа» (К.С.Станиславский). А театр - это, на мой взгляд, один из немногих способов почувствовать истинную, подлинную жизнь.

Контакт между взрослым и ребёнком возникает только тогда, когда ребёнок доверяет взрослому. Важно не строить из себя всезнающего гуру, а верить в игру. Взрослый в детской игре – вожак, главный придумщик и озорник. Но играет он не в свои взрослые игры, а в те, которых жаждут, ждут от него дети. Чтобы придумать такие игры нужно уметь внимательно прислушиваться и к себе, и к детям. Об этом много написано у Януша Корчака, удивительного человека и педагога.

Предисловие? Нет, на самом деле я уже начала рассказывать о репетиции сказки, об игре в сказку. Без всего вышесказанного игры не получится… А теперь рассмотрим, как поэтапно строился процесс работы над конкретной сказкой «Солнце» (инсценировка Н. Незамутдиновой по Туве Янсон «Всё о Мумми Троллях»).

Всегда работа с новым коллективом начинается с тренинга, в котором мы подходим к созданию сказки, различными импровизационными этюдами-играми. Где-то уже после полугода занятий, я даю ребятам импровизационные этюды на создание сказки. Среди них есть и сочинительство. Мы садимся в круг и, добавляя по предложению, каждый следующий развивает идею предыдущего. Так мы сочиняем сказки на различные темы. Тут самая главная задача - внимательно следить за процессом, чтобы не сбиться с единой линии. Как правило, на первой сказке каждый третий ребёнок пытается «сломать» сюжет и тащить всех за собой, и от этого получается жуткая неразбериха. Естественно, мы анализируем случившееся, отчего всем становится смешно, и во время последующих сочинений ребята стараются придерживаться одной линии развития истории.

Подобные задания позволяют педагогу увидеть и понять, чем живут ребята, что их интересует и к чему они тяготеют, а детям не на словах, а на собственном опыте понять, ощутить и присвоить принципы и подходы к созданию образа.

После того как ребёнок открылся, разговорился, разыгрался, начал импровизировать, а не выполнять команды режиссера, мы переходим к постановке маленькой сказки. И вот тут встаёт извечная проблема выбора драматургии. Очень сложно найти сказку на 10-15 минут, с ярким конфликтом, и чтобы при этом она была интересна участникам: и детям, и педагогу.

Поиск я начала, отталкиваясь от моих исполнителей, которые, как мне казалось, уже созрели для настоящей сценической работы. Это девочка Арина 10 лет и мальчик Дима 9 лет. Не скрою, я искала сказку очень долго, хотя и нашла в непосредственной близости. Так часто бывает срабатывает главный принцип – неожиданность. Хотя, эта неожиданность вполне закономерный процесс любого творчества: задаешься целью, прилагаешь огромные усилия, и тогда, может быть, получаешь чудесный подарок как бы вдруг. Вот такая случайность или закономерность произошла и со сказкой «Солнце».

Несколько педагогов нашей команды, то есть ученики С. В. Клубкова и сотрудники МИОО, и я в том числе, работали в 11 театральном классе ГОУ СОШ №123 г. Москвы. Один из профильных предметов – драматургия. И там они писали инсценировки сказок. Естественно, интересуясь успехами класса, я старалась посещать все их итоговые уроки. Для меня важно, что я не просто прибегаю к ним вести сценическую речь, но постоянно нахожусь в поле их творчества. Уверена, что творческий диалог не может и не должен иметь один вектор развития. И у меня этому есть доказательство, потому что именно на читке их драматургических работ я нашла материал для будущей постановки. Зацепила меня инсценировка Анастасии Незамутдиновой «Солнце», по сказкам Т. Янсон. Внешне там всё очень просто. Но уже во время читки что-то тронуло до глубины души. Детская ли, очень теплая и честная попытка выразить все, что накопилось внутри, или глубокий подтекст? Вероятно и то и другое.

С первого взгляда мне показалось, что это история о ссоре Муми-тролля и Туу-тики. Им обоим нужно, что бы наступила весна. Но способы достижения цели у них разные. Если Муми-тролль думает о том, как переждать холодное время, то Туу-тики активно действует. Для авторов инсценировки, педагога и ученицы, главным был конфликт между героями и обстоятельствами, между Мумии-троллем, Туу-тики и ЗИМОЙ. Но мне как режиссёру такой конфликт не очень интересен, удобен, выгоден. Во-первых, конфликт героя со стихией легче и интереснее воплощать средствами кино. А во-вторых, если уж делать это в театре, то лучше с опытными исполнителями. И хорошо бы «обстоятельства»: ЗИМУ, стихию, природу, - тоже сыграть, может быть, силами хора, массовки. А я хочу поставить спектакль на двух актёров, при том - начинающих. Мне важно, чтобы они научились существовать на сцене в конфликте. Вне конфликта, как мы помним, сценического действия не бывает. Но для начинающего актёра очень трудно строить локальный конфликт с «соратником», когда основной конфликт развивается при этом с невоплощённым героем. Это и взрослым профессионалам даётся трудно, а моим мелким пока и вовсе не под силу. И поэтому я как режиссёр сдвигаю конфликт в другую точку. Борьба с холодом никуда не денется. Но главным станет конфликт между Муми-троллем и Туу-тики.

Этот конфликт рождается из разности их существования в предлагаемой ситуации. Туу-тики действует, Муми-тролль думает, мечтает… И этот конфликт длится до момента, пока Туу-тики за своим желаниями развести костёр, чтобы стало тепло, не замечает внутренней жизни друга. Только после того, как костёр гаснет, она понимает, что обидела Муми-тролля. Ведь в огне, который так никого и не согрел, сожжены все его игрушки. Пусть для кого-то это всего лишь барахло, фантики, но для Мумии – это драгоценности. Открыв это, Туу-тики забывает про костёр, и её целью становится развеселить Муми-тролля и помириться с ним. После примирения восходит Солнце.

Инсценировка 16-ти летней девочки понравилась 9 и 10 летним студийцам. Случайность это или закономерность? Анализируя процесс работы, я понимаю, что правильно, когда дети пишут и играют что-то своё, то, что им близко. Тогда не нужно втискивать их в логику взрослых - они существуют в органичном для них мире. В Настиной пьеске мало текста и много пространства для фантазии, что очень важно для маленьких исполнителей, которые делают только первые шаги на сцене. И хорошо, что герои сказки – вымышленные, небывалые существа, по поводу характеров и внешнего вида которых можно фантазировать, и придумывать самые невероятные вещи. А ведь дети очень любят выдумывать то, чего нет.

Договорившись с Настей о постановке её инсценировки в коллективе «Начало», мы с моей коллегой и напарницей Екатериной Кочневой принялись за работу. Прочитали текст, и по своему поняли, чего хотят герои, чего они добиваются. Тут мы тоже немножко сместили вектор авторского замысла. Разговаривая и играя с нашими исполнителями, мы поняли, что история, в которой маленький мальчик хочет согреться и утешается конфетой – не по возрасту нашим актёрам. Если бы им было 6 и 8 лет, тогда, вероятно, всё было бы в порядке. Но они старше. Их желания, мотивы, поступки чуть сложнее. Это уже не мелюзга, а младшие подростки, и отношения друг с другом для них важнее, чем игрушки. А ещё свои коррективы внесли особенности наших исполнителей. Арина, (Ари) – заводила и придумщица, она старше Димы, и опытнее как на сцене, так и выдумывании разных игр. А Дима тоже хороший фантазёр, но он младше, и поэтому рядом с Арей, скорее замечательный партнёр, чем лидер. Поэтому в нашей трактовке именно Туу-тики оказалась главной героиней, а Муми-тролль стал антагонистом. Так чего же хотят наши герои? Туу-тики хочет согреться. А Мумии-тролль хочет, переждать зиму «без потерь», чтобы скорее, незаметно, пришла весна. Туу-тики хочет, чтобы ей помогли действовать, её нужно топливо, чтобы развести костёр, а Муми-тролль хочет подольше оставаться в дрёме и сновидениях, и вовсе не считает свои драгоценные фантики топливом. Поэтому он сопротивляется Туу-тики, которая стремится его растормошить и лишить любимой коллекции. Когда мы начали играть в эту историю, как-то само собой получилось, что она приходит к нему в пещерку, а не он к ней. Имели мы право на такое искажение авторского замысла? Думаю, да, потому что суть и интонация истории от этого не поменялись. О чём мы ставили? О тепле, о дружбе, о мечтах, об играх. Словом, о том, как в сердце и в природе наступает ВЕСНА. А это не противоречит ни сказке Туве Янсон, ни инсценировке Насти Незамутдиновой.

Я попросила ребят собрать в театре то, что, по их мнению, необходимо в жилище для каждого героя, и тут оказались самые невероятные, и, на первый взгляд, ненужные вещи. «Набор» Туу-тики был примерно таким: палки, огромное количество верёвочек, целофановые пакеты, тряпки, полоска поролона, пустые пластиковые бутылки и рогатка. А Муми-тролль ограничился двумя стульями. Опять всё наоборот. Ну и пусть. Невероятными и ненужными эти вещи показались только для меня, педагога, ведь если ребята их взяли, значит им почему-то так важно. Потом я попросила их выстроить домики – каждый для своего героя - и разместить эти вещи там. После того как домики были готовы, обнаружились характеры героев, а точнее, какими видят своих персонажей ребята. Вот теперь можно попробовать «пожить» в истории Туу-тики и Муми-троля и в созданном исполнителями пространстве. Поначалу мы не держались текста сказки, но сохраняли определённые нами задачи персонажей. И через некоторое время нам стало понятно, что мешает, а чего не хватает, в том числе из реквизита. К следующей репетиции ребята принесли из дома другой реквизит: коврик и рюкзачок с фантиками для Муми-тролля, вместительную и смешную сумку для Туу-тики. Теперь, мы выстроили пространство совершенно иначе, у нас не было домиков, а всё, что было нужно и важно, герои носили с собой. Потом мы просили ребят попробовать использовать весь реквизит, который был у них, а не просто носить его в своих рюкзачках. После чего, ненужное отсеялось и осталось только самое необходимое. Рогатка Туу-тики при этом осталась, и не просто осталась, а стала неотъемлемым атрибутом, символом, выражающим суть её боевого характера.

Отныне все тренинговые задания стали направлены на работу с образами конкретной сказки. Вместо хлопков мы ловили фантики, конфеты и солнечные лучи, пространство заполняли снежинками, голодными муми-троллями, фантазиями Туу-тики и так далее. Саму сказку «Солнце» мы играли в разных жанрах: «как трагедию», «как детектив», «как ужастик», «как эксцентрическую комедию». Ребята придумывали и играли истории про своих героев, которые могли бы произойти с ними до данного конкретного события. А что могло бы быть, и чего не могло, мы искали в тексте сказок Туве Янсон. То есть истории мы придумывали сами, а верность характерам и предлагаемым обстоятельствам мира муми-троллей проверяли по авторским текстам. При этом мы старались давать детям задание и удаляться на 3-5 минут, чтобы у них была возможность «потворить» вдвоём.

Конечно, не сразу ребята «нащупали» конфликт: нам пришлось перейти на человеческие отношения Димы и Ари. В режиссуре это называется «я в предлагаемых обстоятельствах». Мы просили проиграть несколько «а если». А если Ари у Димы отнимет рюкзак, что он будет делать? А если Ари непременно нужна игрушка Димы, как она постарается её заполучать? А если Ари непременно нужна помощь Димы, а он не хочет ей помогать, как поступить, чтобы добиться своего? И на каждый вопрос нужно было придумать не один, а как можно больше ответов. При этом свои варианты нужно было не рассказывать, а сразу реализовывать в игре.

Потом мы стали думать про костюмы: как могут выглядеть Муми-тролль и Туу-тики. И на последующие репетиции Дима и Ари стали приносить новые и новые варианты одёжек. Наконец появились яркие полосатые свитеры в северном стиле, а так же смешные сумочка и шапочка, связанные Арей.

И тут у нас возникла САМАЯ ГЛАВНАЯ проблема. Дело в том, что по истории герои разводят костер. И этот самый костёр, ясное дело, центральный образ спектакля. А как его воплотить на сцене? Этим вопросом я была озадачена очень долго, придумывала и предлагала ребятам разные варианты. Но всё для них было чуждо. Казалось бы, решать постановочные проблемы должен режиссёр, и я пыталась это сделать. В какой-то момент я сдалась: моя фантазия иссякла – всё не то! Я попросила ребят в процессе репетиции пофантазировать и попробовать разводить костер не как это делают люди, а как могли бы делать герои. И - о чудесная и неистощимая детская фантазия! Ари из тех вещей что были под рукой, сама того не подозревая, начала придумывать алтарь и делать нечто, похожее на шаманские первобытные обряды вызывания СОЛНЦА. Это было настолько органично и смешно! Так и родилась сцена разжигания костра.

Ну, а как выстроить финал - восход солнца? Об этом мы тоже долго фантазировали и много чего придумали. Но после того как наша сказка стала выстраиваться, и в ней стали просматриваться творческие находки моих ребят, пришло совершенно новое и простое решение. Всё действо, происходившее на сцене, напоминало игру в детской или на игровой площадке. Девочка провоцирует мальчика на совместную игру. Мальчик в неумело проявляет знаки внимания к девочке, а она на них колко реагирует. Стало понятно, что никаких световых эффектов и прочих режиссёрских «примочек» не нужно. А нужно… нарисованное рукою Ариши-Туу-тики солнце, которое она дарит Диме-Муми-троллю. Важно, чтобы оно было нарисовано именно её рукою. Это ей жить в данных предлагаемых обстоятельствах, где подарок, рисунок – знак понимания, принятия, примирения.

Так и родился финал. Туу-тики дарит картинку, и вдруг Муми-тролль быстро целует её в щёчку. Новое возмущение Туу-тики… Но это уже начало новой истории. Это уже другая Туу-тики и другой Муми-тролль. Событие свершилось: их Солнце взошло. Между ними зарождаются новые взаимоотношения. И именно в этом новом становится окончательно понятно, что происходит с героями и отчего вся эта ссора, и в чём на самом деле суть конфликта.

История близка и понятна детям. И пусть, нам, взрослым, подобные ситуации порой кажутся смешными и наивными, мы когда-то выросли именно из таких историй. После того как ребятам удалось от имени своих персонажей рассказать эту историю, а точнее после премьеры, их общение друг с другом и с окружающими стало иным. Они стали более открыты и мягки. Судите сами, почему бы нам не дать возможность детям быть свободными, искренними и позволить им радоваться всему окружающему их миру?
4. Вопросы для безоценочного обсуждения спектакля «Солнце».
Инсценировка А. Незамутдиновой по мотивам сказок Т. Янсон.
Студия «Начало», Москва. Режиссёры – И. Есина и Е. Кочнева
  1. Приходилось ли Вам прежде читать сказки Туве Янсон про Муми-троллей? Если да, то есть ли среди них любимые и нелюбимые? Какие именно и почему?
  2. Когда вы думаете о маленьком спектакле студии «Начло» - «Солнце» - что вспоминается прежде всего: звуки, движение, краски, лица актёров или что-то другое? Что?
  3. Какими вы ожидали увидеть героев этой истории до того, как спектакль начался? Совпали ваши ожидания с увиденным или нет? И в чём именно проявились эти совпадения и несовпадения?
  4. Сказка маленькая, исполнители маленькие, были ли у вас такие моменты, во время просмотра, когда вы подумали: зачем я вообще сюда пришёл? что и зачем я тут делаю? Если да, попробуйте конкретно вспомнить, какие это были моменты.
  5. Были ли такие моменты, когда вы хохотали или улыбались? Если да, то попробуйте найти самое точное слово для чувства, которое вы испытывали в эти моменты: м.б. радость, умиление, поросячий восторг, лучезарность, нежность, - что-то другое? Что?
  6. Хотелось ли вам оказаться в пространстве игры Мумии-тролля и Туу-тики? И если да, то где и кем вы себя там видите? А если нет, то почему?
  7. Как вам кажется, если бы герои спектакля были одеты и двигались, как зверушки или сказочные существа, вам было бы более или менее интересно смотреть спектакль?
  8. А если бы они были одеты в подчёркнуто-современную одежду – что изменилось бы в вашем восприятии?
  9. Если бы вы отвечали за музыкальное оформление спектакля, то сохранили бы музыку, которая звучала (группа «Прошуа», стиль фолк), убрали бы музыку совсем или использовали бы какую-то другую, например, настоящую скандинавскую этнику, или классику, или наоборот что-то более современное и жёсткое? Чем объяснялся бы Ваш выбор?
  10. Подумайте, есть ли такие люди, которым вы бы посоветовали посмотреть этот спектакль? Представьте себе этих людей очень конкретно и постарайтесь найти самые точные слова, которые вы им скажете по этому поводу. А если вы никому не пожелаете посмотреть этот спектакль, то постарайтесь очень точно объяснить – почему.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda