Шкуланова Т.Н., Макаренко О.А.
Наслаждаться живым общением
Мы в соцсетях
Школьный театр в московской школе № 293 им. Твардовского – это не кружок и не досуг, это наша жизнь! Ведь первый вопрос, который задают дети, придя в сентябре в школу, – не про новеньких учеников и учителей, не про расписание и даже не про каникулы! Они спрашивают: «А какой спектакль мы будем ставить?»

Все началось в далеком 1967 году, когда наши ученики под руководством талантливых педагогов Инны Иосифовны Корэ и Регины Семеновны Мамлиной поставили свой первый спектакль – «Братская ГЭС» по поэме Е. Евтушенко. Затем были многие и многие другие постановки: «Путь и память» (1968); «Так кто же я» (1969) – по дневникам А. Железнякова, С. Чекмарева, Н. Костериной, «Трубачи» (1969, 1970, 1975, 1980, 1985, 1990); «По праву памяти» (1993) – по мотивам поэм А.Т. Твардовского; «Наш Андерсен» (1971, 1977, 1984, 1986, 1989, в 1990 г.); «Поэт» (1972, 1980, 1986, 1999) – рассказ о поэзии и судьбе А.С. Пушкина; «Жаворонок» (1974, 1980, 1984) – по произведениям А. Гайдара; «Созвездие Козлотура» (1989, 1990); «Наш Дагестан» (1972, 1982) – по книге Р. Гамзатова; «Внимание! Спектакль!» (1978, 1992); «Страна Муравия» (1971, 1974, 1977, 1980, 1983, 1986, 1989, 1992, 1995) – по одноименной поэме А.Т. Твардовского; «Будь здоров, Булат» (1995) – по произведениям Булата Окуджавы; «А мы играем Маршака» (1975, 1982, 1987, 1991, 1995); «Король Матиуш I» (1993, 1994) – по сказке польского писателя и педагога Януша Корчака; «Все движется любовью» (1997) – поэзия от века XVIII до наших дней; «Сороковые, роковые» (2000) – к 55-летию Победы.

Спектакль «Наш Андерсен» по приглашению Датского посольства был сыгран на родине Г. Х. Андерсена в городе Оденсе. В спектакле «А мы играем Маршака» было рекордное количество участников - только на сцене занято более 100 ребят с 1-го по 11-й класс. В конце 70-х годов Школьный театр поставил остросоциальный спектакль «Созвездие Козлотура» по произведениям Фазиля Искандера. На первом показе спектакля зрителем был сам автор.

«Да! это был взрыв!
– вспоминает Инна Иосифовна. – Но мы были молодыми и не очень боялись всякой цензуры. Поэтому мы это делали, и не знали, что это опасно. У нас было очень приличное начальство. Очень жаль, что тогда не было возможности все записать ... видео не было...»

Роли в основном распределялись так: Инна Иосифовна, учитель литературы, писала сценарии, а Регина Семеновна, учитель химии, ставила. Репетировали иногда совместно, иногда одна - одну сцену делает, другая – другую. Но всегда все обсуждали, совещались, где и на чем сделать акцент. Регина Семеновна придумала несколько песен к спектаклям. Музыку искали совместно, иногда ее приносили сами ребята.
Очень скоро спектакли школы № 279 (прежний номер нашей школы по адресу Проспект Мира, 128) стали событиями, значимыми для всего передового, живого московского образования. Спектакли ставились по интереснейшим и актуальным произведениям литературы ХХ века, да и классика здесь звучала всегда современно. На спектакли приходили не только ученики и выпускники нашей школы, их родители, но и ученики других школ, интересовавшиеся историей, литературой, искусством.

Инна Иосифовна вспоминает: «Очень важно было, что мы росли в театральной среде, так как многое смотрели, многое обсуждали… И разговоры всегда были вокруг этого. Мы росли девочками гуманитарного склада, много читали. Тетушка, Софья Семеновна Завельская, заведующая педагогической частью Московского ТЮЗа меня всегда брала в театр. Тетя приходила на спектакли, советовала, рекомендовала и даже два сценария взяла и напечатала в каком-то журнале для юношества. А брат Регины Семеновны, известный драматург Геннадий Мамлин, с которыми мы были дружны, даже советовал что-то поменять в наших сценариях».

Обычно людей, узнающих о нашей школе или приходящих к нам, интересует вопрос, почему наша школа носит имя А. Т. Твардовского. Обратимся к воспоминаниям И. И. Корэ: «Есть книга "С именем Твардовского", там очень многое написано…Мы с Региной очень ценили Твардовского, нам многое нравилось. Мы в те времена с Геннадием Мамлиным обсуждали его творчество, и он сказал, что в русской литературе такого еще не было … Геннадий Семенович многое помнил из Твардовского и наизусть шпарил, а мы его слушали и им заражались…

И вот мы в начале 70-х поставили спектакль «За далью – даль» и позвали Александра Трифоновича, но от его близких пришло письмо, что он болен и приехать не сможет. А потом… Потом на похоронах Твардовского единственный венок от школьников был от нашей школы. И через некоторое время вдова Твардовского написала нам письмо: "Будем считать, что Ваши цветы представляли не одну только школу, но всю Россию". С тех пор наша школа и носит имя поэта Твардовского».

Мы, нынешние учителя школы, храним, бережем и передаем ребятам и новым коллегам все наши замечательные традиции. По крупицам собираем информацию об истории школы – записываем воспоминания коллег, которые уже вышли на пенсию, храним стенгазеты, заметки, фотографии. Начали вести видеоархив всех наших спектаклей, с которым уже можно ознакомиться на сайте школы Твардовского по ссылке «Школьные спектакли».
Продолжая замечательную традицию постановки общешкольного спектакля, введенную И. И. Корэ и Р. С. Мамлиной, каждый год в начале декабря в день рождения школы мы дарим нашим зрителям новый спектакль. После ухода на пенсию основателей уже увидели свет семь новых работ. В том числе «Ах ты, Теркин» – кукольный спектакль по поэме А.Т. Твардовского; «Новоселье» – спектакль с участием учеников и выпускников школы, посвященный открытию нового здания школы; «А завтра будет счастье» – спектакль по произведениям О. Савельевой, Л. Улицкой и Е. Носова, и многие другие [«Ах ты, Теркин» (2010) – кукольный спектакль по поэме А.Т. Твардовского; «Новоселье» (2013) –посвященный открытию нового здания школы; «Мой Пушкин» (2014) – спектакль, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой и произведениям ее любимого поэта; «Дом у дороги» (2015) –по одноименной поэме А.Т. Твардовского; «Маленький принц» (2016) –по мотивам сказки А. де Сент-Экзюпери; «По праву памяти живой» (2017) –по произведениям В. Шукшина, В. Астафьева и В. Богомолова; «А завтра будет счастье» (2018) –по произведениям О. Савельевой, Л. Улицкой и Е. Носова; «Какого рода слово "совесть"?» – по произведениям Ф. Искандера.] .

К сожалению, из-за карантина 2020 год прошел без спектакля, но мы очень надеемся, что больше такого не случится, и готовимся к постановке в 2021 году.
После ухода на пенсию Инны Иосифовны и Регины Семеновны руководство Школьным театром перешло к нам с Татьяной Николаевной Шкулановой, которая является методистом и педагогом начальной школы. И так вышло, что она пишет сценарии, а ставим мы вместе. Ведь это настоящая коллективная работа. Истина часто рождается в споре и итоговый вариант – результат долгих и зачастую очень эмоциональных обсуждений.

Макаренко Ольга Александровна, Шкуланова Татьяна Николаевна
Тема для сценария выбирается еще весной в зависимости от того, о чем мы хотели бы поговорить с теперешними детьми, тема также бывает приурочена к юбилейным датам поэтов и писателей. Сценарий обычно пишется летом, в сентябре ребята приходят в школу, и уже через месяц вовсю начинается подготовка!

Кстати, на все про все у нас есть только полтора месяца. Так как невозможно более чем на 1,5 месяца держать приоритет общего дела, а во время подготовки спектакля – он является основным действием для всех! Без исключения! Участники не имеют права пропустить репетиции, даже в день своего рождения, ведь актеров около 130 человек и, если каждый, один раз сорвёт репетицию – спектакля не будет.

В октябре, после Дня Учителя, в школе объявляется кастинг, то есть прослушивание. Мы смотрим всех желающих, и обдумываем, кому из детей наиболее близок тот или иной персонаж. По окончании кастинга и после того как мы узнаем точное количество ребят, желающих принять участие в спектакле, происходит распределение ролей. Мы стараемся так выстроить сценарий, чтобы в каждой сцене участвовала определенная группа актеров, из одного класса, а главные герои были бы сквозные или переходящие.

Андрей Максудович Исхаков
Организовать репетиции – это колоссальной труд. И здесь возникает очень сложная задача – как составить расписание репетиций таким образом, чтобы они были наиболее эффективными, чтобы все участники смогли заниматься в определенное время. Эту часть работы мы обычно поручаем заместителю директора Андрею Максудовичу Исхакову. Мы ему даже должность придумали – администратор спектакля. В 1991 г. коллектив школы Твардовского по предложению Инны Иосифовны и Регины Семеновны выбрал Андрея Максудовича директором, и он оставался им до укрупнения школ в комплексы.
А быть директором в нашей школе – это не только почетно, но и очень ответственно. Директор – это основа. Он ведет за собой, он не только следит за соблюдением правил, но и сам по этим правилам живет. Он берет на себя всю ответственность и основную организацию всех процессов. Сейчас, после объединения школ, нам повезло дважды: Андрей Максудович остался с нами, а новый директор комплекса Ирина Геннадьевна Чернова с энтузиазмом поддерживает традиции школы.

Показ спектакля – это событие и праздник для всех нас, но самое интересное и важное – это процесс подготовки и репетиции!

Когда время репетиций размечено, нужно позаботиться о декорациях и реквизите, которые делаются силами педагогов, учеников и родителей. Поскольку весь процесс должен находиться под контролем режиссеров, мы здесь буквально днюем и ночуем.
Именно во время репетиций и происходит самое главное: накопление знаний, умений и навыков. На этом этапе каждый может найти дело по душе. Ребята могут попробовать себя в качестве светооператора, видеоператора, музыканта, оформителя… Почти вся школа с головой погружается в театральные хлопоты. Учителя и родители объединяются и становятся единой поисково-швейно-художественной командой! Реквизит собирается по крупицам: дома, на даче, у друзей, соседей и знакомых! Папы под руководством педагога по технологии создают декорации, мамы перерывают Интернет, бегают по магазинам, кроят, шьют, вяжут, валяют, - словом, школа на полтора месяца превращается в кружок «Умелые руки», работающий без сна и отдыха под девизом: Всё для Дня школы! Всё для спектакля!

Наверное, ничто так не сближает учителей, учеников и родителей, как подготовка к спектаклю! Поиск и создание реквизита (кто шьет, кто изобретает, кто пилит-стругает, кто красит, кто рисует) – очень увлекательный, творческий, полезный и, главное, объединяющий всех процесс! И в это же время целый месяц после уроков и в каникулы ребята погружены в настоящие театральные будни: работа с текстом, постановка голоса и дыхания, актерский тренинг, (мы используем элементы разных актерских школ: К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, М. Чехова, С. Клубкова, П. Ершова) – это лишь небольшая часть того, что осваивают наши юные актеры.

Работа над ролью – это не бездумное заучивание текста, это сложный многоэтапный процесс, который наглядно демонстрирует межпредметность в действии. Сначала происходит разбор литературного произведения и сценария. Мы выделяем героев, обсуждаем и анализируем их характеры, пытаемся встать на их место, объяснить их поступки и высказывания. Но для такого рода разбора просто необходимо узнать и понять историческую эпоху, в которую происходили описываемые автором события. Таким образом, ребятам вместе с нами приходится наводить исторические справки. Безусловно, очень важным является костюм персонажа, и это снова - обращение к исторической эпохе, к моде того времени.
Рассматривается образ героя и с точки зрения психологии (мотивы, причины, обстоятельства и последствия поступков и высказываний героев) - простраивается логика действия персонажей. Даже крошечная роль должна быть «по правде». У каждого актера рождается своя «история героя», которую он придумывает и прописывает. Кто его герой? Откуда? Кто его родители? Где он живет? Какие отношения его связывают со всеми присутствующими на сцене персонажами? Артисту необходимо понимать, что он делает на сцене, откуда пришел, зачем и куда пойдет дальше.

Мы стараемся добиться того, чтобы ребенок не просто понимал, о чем будет говорить на сцене, но и сам хотел бы это сказать в представленной ситуации, чтобы речь выглядела как можно более естественной, но в то же время и эмоциональной. Вот как об этом рассказывает один из учеников:

– На репетициях мы не просто учим слова и движения, нас как бы погружают в ту эпоху, я чувствую, что уже практически живу жизнью своего персонажа, думаю как он, говорю как он!

Кстати, мы используем для работы над образом не только собственный багаж участников спектакля, но и обращаемся к классике. «Характеры» Феофраста очень нам помогают в этом сложном деле. Но в основе всего личный опыт учеников. При подготовке к спектаклю «Завтра будет счастье» ребята как основу для своего образа брали не выдуманных персонажей, а конкретные личности – своих родственников, живших в период Великой Отечественной войны. Участники проекта приносили их фотографии, и они тоже использовались в спектакле.

Часто ребята помогают в подборе музыки. Мы просим их прислать то, что, как им кажется, должно звучать в этой сцене. Мы с удовольствием используем их техническую подкованность в вопросах монтажа и умения ориентироваться во всемирной паутине.

Мы репетируем в коллективе, это работа при зрителях. Актеры должны привыкать, не стесняться и при этом не отвлекаться, держать так называемую воображаемую 4 стену. Таким образом, исчезает страх перед посторонним человеком… Мы не приглашаем никого специально, но репетиции идут друг за другом, и эта ситуация складывается сама.

В течении всего времени, когда школа работает в напряженном режиме, учителя отслеживают успеваемость артистов, дополнительно помогая им усваивать программу. Репетиции проходят во внеурочное время: в первую неделю идут по 45 минут, потом в течение двух недель по полтора часа, а во время каникул по 3 часа! Мы обязательно захватываем каникулы.

В это сложно поверить, но в спектакле принимают участие абсолютно все желающие ученики независимо от их количества! Пусть и небольшая, но своя роль есть у каждого! От 100 до 150 актеров играют в одном спектакле! И все ребята знают свои сцены, следят за выходом, за реквизитом и всегда готовы прийти друг другу на помощь!
В каждом спектакле обязательно присутствуют танцевальные композиции, и иногда танцовщики предстают в самых неожиданных образах… Например, у нас были танцы «поездка в трамвае», «косари в поле», «артиллерийский бой», «строгая комиссия».

В последнее воскресенье перед премьерой у нас назначается монтировочная репетиция, на которой должны присутствовать все актеры. Все очень строго: уважительных причин для отсутствия в этот день практически нет. Каждый твердо должен усвоить, когда он выходит на сцену, кто перед ним и кто за ним, а также где находится реквизит, когда включается свет, когда музыка, кто отвечает за перестановку декораций. За реквизит у нас артисты отвечают головой. Это очень важный и сложный процесс, потому что все сцены мы должны собрать в один спектакль. Это единственный раз, когда все участники собираются на сцене.
Генеральный прогон обычно проходит в четверг днем, и в последнее время мы пришли к выводу, что проводить его со зрителями (учениками начальной школы) гораздо удобнее, а для маленьких зрителей даже интересно и полезно.
Но самый волнительный для нас - это день премьеры: пятница. У нас в этот день три показа: в 11:00 – смотрят ученики средней школы нашего структурного подразделения, в 14:00 – приходят ребята из двух других подразделений и в 19:00 мы с нетерпением ждем родителей, гостей, выпускников и иногда даже авторов произведений. Например, в позапрошлом году к нам приезжала Людмила Улицкая, по книге которой мы поставили спектакль. А много лет назад у нас были Фазиль Искандер и Константин Ваншенкин.

Конечно, три спектакля в день – это большая нагрузка, такое выдержит не всякий профессиональный актер, но наши ребята настолько любят театр, с таким желанием играют в спектакле, что, к нашему удивлению, для них даже такая нагрузка не стала проблемой. И мы это очень ценим и гордимся нашими талантливыми и ответственными актерами! Поскольку наш актовый зал не вмещает всех желающих, в последнее время мы приглашаем зрителей на четвертый, а фактически и пятый показ, которые проходят в субботу днем. И наши артисты, несмотря на тяжелую и насыщенную пятницу, с удовольствием играют спектакли и в субботу!
Школьный театр не только знакомит наших ребят с различными профессиями, но и успешно приобщает к ним: среди наших учеников выявились осветители, рабочие сцены, операторы, гримеры, художники, поэты, сценаристы! Мы счастливы, что наши ученики не только проявляют интерес к театру, но и сами сочиняют сценарии и готовят линейку на 1 сентября, капустники и другие театрализованные праздники, которых в нашей школе немало!

Безусловно, есть дети, которым не хватает полутора месяцев репетиций. И для них в нашей школе существует театральная студия «Открытие», руководит которой – Ольга Александровна Макаренко. Студийцы с успехом выступают на московских конкурсах чтецов, принимают участие в различных конкурсах и фестивалях театральной направленности. Ну и конечно, они в школе просто незаменимы на всех наших праздниках: ведущие концертов, Дед Мороз и Снегурочка, персонажи постановок для Дня открытых дверей и других событий – все это наши практически «штатные» начинающие артисты.

– Пока я учился в старших классах, я играл во всех спектаклях, – вспоминает выпускник. – И в университете я почувствовал, КАК мне этого не хватает…А еще я очень благодарен Ольге Александровне за то, что у меня нет никаких проблем ни с общением, ни с выступлением на публике!

Родители всегда тоже очень тепло и с благодарностью отзываются о театральной деятельности в нашей школе:

– У меня двое детей, – рассказывает мама, – и оба с удовольствием каждый год участвуют в спектаклях. Поймала себя на мысли, что в октябре-ноябре уже сама начинаю беспокоиться о том, что нужно для спектакля, какие старые вещи, какие костюмы, не пропускают ли мои дети репетиции… А в декабре мы всей семьей приходим на спектакль. В первый раз я просто испытала культурный шок – насколько профессионально абсолютно все! И игра детей, и режиссерские находки, и даже работа осветителя! Хотя оказалось, что он тоже ученик! Ну и приятным бонусом было увидеть на сцене нашу фамильную лампу J)) Я считаю, что театральное воспитание очень важно, особенно в наше время! Огромное спасибо всем педагогам! Я всегда готова помогать всем, чем только могу!

Наш школьный спектакль – это ежегодный коллективный проект, на основе которого наши ученики готовят и защищают индивидуальные проекты на самые разные темы. Это может быть проект по истории костюма, по исследованию литературного произведения, по особенностям театральной постановки, по изготовлению элементов декораций, по операторской работе, словом, участие в театральном спектакле представляет собой очень широкое поле для проектной деятельности.

Школа Твардовского регулярно занимает призовые места на московских и российских театральных фестивалях, активно участвует в культурной жизни Москвы, нас, театральных педагогов, также приглашают в жюри различных конкурсов. А в 2019 году наша школа вошла в десятку лучших московских школ с театральным уклоном.
Мы открыты для сотрудничества и обмена опытом! В прошлом году в нашей школе проходил круглый стол на тему развития театральной педагогики при участии представителей управы округа и педагогов театральных студий Москвы. А в марте этого года в рамках проекта «Взаимообучение московских школ», организованного Московским центром развития кадрового потенциала образования, мы провели онлайн-семинар на тему «Использование форм и методов театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе», на котором присутствовало более ста представителей московских школ.

Мы убеждены в том, что театральное воспитание – одно из основных направлений образовательно-воспитательной работы в школе. Это уникальная возможность достучаться до детских душ и сердец, вовлекая их в творческий процесс. Здесь и воспитание патриотизма (в нашей школе теме Великой Отечественной войны всегда отводится особое место, у нас проводятся встречи с ветеранами, Твардовские чтения, очень часто спектакли так или иначе связаны с этой волнующей нас всех темой), и возможность привить ребенку способность к милосердию и состраданию. Здесь и воспитание и укрепление чувства справедливости, воспитание активной гражданской жизненной позиции, и возможность мягко скорректировать особенности характера. Бывает, что наши сильные стороны оборачиваются слабостью, мешающей свободному развитию личности, способностей и талантов: например, стеснение, неуверенность в собственных силах. На театральных занятиях естественно происходит развитие речи, появляется возможность возможность поупражняться в риторике. Очень важно, что здесь укрепляется развитие эмоциональной памяти, исторической памяти, а также освоение различных видов общения, формирование навыков коллективной работы, развитие творческого художественно-образного мышления и многие другие возможности. Занятия в театре знакомят с новыми авторами и их произведениями, позволяют глубже понять их и прочувствовать, очень часто стимулируют к прочтению других книг. Наконец - это замечательная возможность общаться детям разного возраста!
Репетиции невероятно сближают! И это не только новые друзья, но и первая любовь… В наше время, когда общение практически совсем переместилось в виртуальную реальность, за кулисами и на сцене все еще можно наслаждаться живым общением, заразительным смехом и счастливыми взглядами.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda