Александра Никитина
Профессиональные сетевые ресурсы театральной педагогики

Статья/ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология №4, 2019г.
Мы в соцсетях
Всем известно, что современный мир перегружен информационными потоками. И почти не существует такой информации, которую человек не мог бы добыть, не отрываясь от экрана телефона. Однако все чаще мы сталкиваемся с тем, что в образовательном процессе каждый из его участников испытывает трудности с поиском достоверного, удобного в использовании, качественного контента.

Не только школьники и студенты, но и учителя, и вузовские преподаватели, если речь идет об узкой профессиональной сфере деятельности, не всегда умеют находить нужные ресурсы, определять уровень достоверности полученной информации, ее научного или методического качества и актуальности. Несмотря на то что все требования к формированию информационной компетентности учителя описаны в многочисленных программах и стандартах и решению этой проблемы посвящено немало учебных часов как в основном, так и в дополнительном образовании, она не только по-прежнему остается актуальной, но со временем делается все острее. С одной стороны, в невероятно ускорившемся темпе жизни человек старается получать информацию как можно оперативнее, и потому поиск нередко заканчивается обзором первых поисковых страниц и чтением заголовков и аннотаций. С другой стороны, первые полосы, как правило, занимают материалы рекламного характера и крайне упрощенный контент, заголовки носят все более провокативный характер и недостоверны, а аннотации содержат слишком общую и формальную информацию.

Если учесть, что специфическая профессиональная информация не может быть рассчитана на очень широкий круг потребителей, то экономическая составляющая содержания профессиональных сайтов, блогов, сетевых страниц представляет особую проблему. Их ведение требует серьезных интеллектуальных и временных затрат, а окупаться такой труд практически не может, так как на подобных страницах со всех точек зрения невыгодно и нецелесообразно размещать рекламу. И, разумеется, лишь минимальное количество подобных ресурсов может рассчитывать на регулярную грантовую поддержку.

У школьной театральной педагогики в этом плане существуют как общие для разных областей педагогического знания проблемы, так и специфические. В России не выработан общий для этой отрасли педагогический словарь. Если за рубежом существует устойчивое понятие drama in education [15], то в нашей стране словосочетание «театральная педагогика» [4] относится как к области профессиональной подготовки театральных деятелей, так и к специфической области педагогики искусства в системе общего и дополнительного образования детей. Термином «драматизация» [3] с XVIII–XIX веков обозначается, как правило, использование ролевых игр и ролевого чтения. А это малая и не самая эффективная часть театральной педагогики. В 1980-х годах, когда канд. пед. наук А.П. Ершова и д-р. пед. наук В.М. Букатов, познакомившись с зарубежным опытом,стали разрабатывать отечественный аналог drama in education, в педагогический обиход стал входить термин «социоигровой стиль обучения». Но и эта модель не описывает весь отечественный феномен школьной театральной педагогики, поскольку касается только одного направления, основанного на теории действия режиссера и теоретика театра П.М. Ершова [2]. На рубеже XX–XXI веков О.А. Антонова (Лапина, Григорьева) ввела понятие «школьная театральная педагогика» [1]. К сожалению, несмотря на расширительное толкование, которое предлагает для этого термина автор, широкая публика понимает его как аналог понятия «школьная театральная самодеятельность». В первое десятилетие ХХI века сотрудники кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования (МИОО) ввели понятие «режиссура образовательного пространства» [5], обозначающее максимально широкую зону применения практик театральной педагогики в образовании, но до сих пор оно не стало общеупотребительным.

Кроме того, в отечественной практике не принято воспринимать все поле театральной педагогики, обращенной к детям, как нечто цельное. За рубежом не делают различия между педагогами, которые работают с детьми-зрителями в профессиональном театре, и теми, кто занимается любительским детским творчеством в школах и лагерях, кто применяет театральные практики в работе с детьми, обладающими особыми потребностями, кто использует театральные методы на общеобразовательных уроках и кто создает с детьми социальные театральные проекты. У нас же все это воспринимается как совершенно особые и отдельные зоны деятельности. И объединить их в сознании педагогической общественности довольно трудно. Отечественные педагоги в большинстве своем не склонны видеть общие принципы и подходы, общие цели и задачи, объединяющие все эти направления. И поэтому особенно трудно ввести единый термин, который свяжет все эти педагогические области.

Отсутствие общего термина, в свою очередь, затрудняет структурирование общего информационного поля. Трудно выбрать название и подзаголовок для сообщества, которое объединяло бы всех школьных театральных педагогов (drama teacher), непросто задать удобные и понятные для всех ключевые слова.

В зарубежном сообществе есть два признанных издания, объединяющих театральных педагогов, — IDEA и Scenario. На русском языке такое издание существовало с 1960 по 1986 год. Альманах «Театр и школа» [6–14] издавали совместно Всероссийское театральное общество (ВТО) и Научно-исследовательский институт художественного воспитания (НИИХВ). В настоящее время такого издания нет. В зарубежных журналах отечественные коллеги практически не представлены, и только единицы пользуются материалами, размещенными там.

Однако потребность в существовании подобного информационного пространства ощущается и не раз декларировалась отечественными театральнымипедагогами на различных форумах как в Москве, так и по всей России. И не раз делались попытки организовать такие пространства. В том числе наиболее последовательно они предпринимались сотрудниками кафедры эстетического образования и культурологии МИОО в период с 2002 по 2013 год. Сначала был создан сайт, ориентированный на театральных педагогов Москвы, — «Клуб "Дети – театр – образование"» (ныне закрыт). Затем — сайт фестиваля «Пролог-Весна» , ориентированный на всю Россию. Он объединял прежде всего тех, кто занимается любительскими театрами, но раздел «Книжная полка» был адресован самому широкому кругу театральных педагогов. Этот раздел содержит научные и методические разработки авторов сайта. И, наконец, в 2012 году был создан сайт и сетевые страницы Всероссийской конференции памяти Л.А. Сулержицкого. Этот сайт адресован всем театральным педагогам России, и в разделе «Тексты» содержатся фундаментальные статьи отечественных и зарубежных коллег, посвященные проблемам театральной педагогики.

Кроме того, на сегодняшний день существует несколько порталов и сайтов, которые соприкасаются с тематикой театральной педагогики. Сайт «Открытый урок» посвящен методам социоигрового стиля. Портал «Театр — детям» рассказывает обо всех театральных проектах для детей: спектаклях, театральных лагерях, фестивалях, мастер-классах и т. д. — и носит рекламно-информационный характер. Портал «Недоросль» содержит разнообразную информацию и обращен преимущественно к деятелям профессионального детского театра: режиссерам, директорам, сотрудникам литературных и педагогических частей. И, наконец, страница в Facebook «Театральный класс» объединяет всех детских театральных педагогов страны и содержит прежде всего анонсы и пост-релизы различных образовательных и творческих событий в области школьной театральной педагогики. К сожалению, страница не ведется систематически. И далеко не все участники сообщества одинаково активно рассказывают о событиях своего региона.

Однако для многопрофильного педагогического университета, каким является МГПУ, такой разрозненной и неполной информационной базы для организации образовательного процесса недостаточно. В МГПУ в том числе представлены Институт культуры и искусств (ИКИ), Институт гуманитарных наук (ИГН), Институт иностранных языков (ИИЯ), Институт педагогики и психологии образования (ИППО), Институт психологии, социологии и социальных отношений (ИПСиСО), Институт специального образования и комплексной реабилитации (ИСОКР), а также колледжи, где готовят учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования, разнообразные магистратуры, для которых необходимо знакомство с мировым и отечественным опытом театральной педагогики. Поэтому в 2018/2019 учебном году лаборатория социокультурных образовательных практик (ЛСКОП ИСП МГПУ) задалась целью создать образовательный блог, в котором небольшие и емкие тексты знакомили бы всех заинтересованных студентов, магистрантов и педагогов с основами театральной педагогики. Для этого было решено организовать «Блогерский клуб», состоящий из театральных педагогов, занимающихся разными аспектами театральной деятельности с детьми, чтобы общими усилиями разработать концепцию информационного пространства, а затем совместно работать над созданием контента и привлечением авторов. В «Блогерский клуб» вошли школьные учителя, педагоги дополнительного образования, студенты педагогического вуза, психологи, театральные критики, режиссеры профессионального и любительского театра, больничные клоуны, театральные продюсеры.

В результате мозгового штурма и защит проектов было предложено несколько вариантов названия блога и организовано электронное голосование.

Приведем названия по мере увеличения голосов: «Театр. Дети», «Театральные тараканы», «Сверч Ок», «Театр переходного возраста», «и Т. П., и Т. Д.(театральная педагогика и театр детей)».

Далее обсуждались вопросы платформы, содержания и рубрикации, оформления. Среди озвученных пожеланий были следующие:

По тематике:

  • словарь профессии с конкретными кейсами;
  • фундаментальные тексты, посвященные отдельным методикам и узким проблемам театральной педагогики;
  • раздел «Личности»;
  • информация о лабораториях театральной педагогики;
  • аннотированный список полезных сайтов;
  • список зрительских клубов;
  • ссылки на обзоры самого главного, что делается в профессиональном театре для детей и подростков;
  • тексты о проектной театральной деятельности с детьми и подростками: история вопроса, реальные кейсы;
  • рассказ об особенностях различных театральных фестивалей: где можно поучаствовать с детским коллективом или посмотреть интересные спектакли для детей и подростков;
  • портреты театральных студий, коллективов из других городов и стран,позволяющие познакомиться с близкими по духу;
  • мастер-классы, посвященные особенностям коммуникации театрального педагога и артиста с детьми (в том числе от зарубежных специалистов).


По форме:

  • материалы должны носить характер мастерской;
  • важно, чтобы блог стал общим делом сообщества: участники блога — и авторы, и читательская аудитория;
  • нужно активизировать аудиторию, приглашать к игре;
  • хотелось бы, чтобы участниками блогерского сообщества стали специалисты из Москвы, России и зарубежных стран;
  • в группах социальных сетей, привязанных к блогу, важно инициировать актуальное общение, дискуссии.

В итоге было решено создавать блог на платформе Tilda с шестью рубриками: «Ликбез», «Личности», «Каталоги», «События», «Гений места», «Озарения».

Титульная страница блога содержит следующее приглашение:

"Театральная педагогика? Что такое театральная педагогика?
В театр всем классом? Не всем?
Кружок театральный, что ли? Нет? Как это — и да, и нет? Как это — скорее нет, чем да???
Уроки, что ли, костюмированные? Опять нет?
«Режиссура образовательного пространства»? «Методы проживания и преображения»? Ну, это уж вы, знаете ли, загнули. О таком и прочитать-то нигде нельзя, не то что — посмотреть...
Вот для того, чтобы можно было об этом прочитать, мы и создаем блог. Чтобы можно было коротко познакомиться, узнать, где и какие книжки взять, где посмотреть и у кого чему поучиться.
Здесь можно делиться опытом и сомнениями, развивать свои и чужие идеи, давать ссылки на интересные события, общаться и учиться. Можно всем, опытным и маститым, юным и начинающим, и даже совсем маленьким, попавшим в орбиту театральной педагогики.
Студентам МГПУ — особая привилегия: тут они могут получить помощь в прохождении социокультурной практики в театре и публиковать свои проекты, в ходе этой практики осуществляемые.
Здесь очень нежелательно выносить безапелляционные суждения, провозглашать непререкаемые истины и навешивать ярлыки.

Внимание. Приготовились. Занавес! "


Всего за учебный год в блоге «и Т. П., и Т. Д.» было опубликовано 45 текстов. Из них в разделе «Ликбез» — 17, «Личности» — 5, «Каталоги» — 4, «События» — 8, «Гений места» — 9, «Озарения» — 13 (некоторые тексты повторяются в нескольких рубриках).

На сегодняшний день среди авторов блога не только москвичи, но и 6 авторов из различных регионов России, а также 2 зарубежных автора.

Число подписчиков страницы блога на Facebook — 366 человек, в «ВКонтакте» — 128 человек. Среди участников — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Тюмени, Перми, Оренбурга, Казани, Самары, Саратова, Сергиева Посада, Краснознаменска, Губахи, Улан-Удэ, Петропавловска-Камчатского. В сообщества входят театральные педагоги из России, Беларуси, Турции, Италии, Германии, Израиля, США.

Важно отметить, что участники сообщества охотно делают репосты текстов блога на свои странички, но практически не вступают в дискуссии друг с другом и с авторами по поводу прочитанных материалов. Много лайков и очень мало комментариев. Возможно, это объясняется информационной насыщенностью, корректностью и эмоциональной сдержанностью текстов. Тем не менее авторам кажется, что в материалах содержатся поводы для профессиональных дискуссий. Но пока их не удается инициировать даже специальными вопросами к сообществу, сопровождающими публикации. Видимо, для возникновения дискуссии должно пройти некоторое время. Необходимо, чтобы сформировалось общее понятийное поле и единый профессиональный тезаурус.

Для творческой группы блога в том числе важно, чтобы он стал пространством, где качественные разработки учащихся и педагогов МГПУ могли бы стать достоянием всего заинтересованного сообщества, конструктивным вкладом в реальную педагогическую практику. Но пока блог в качестве участников и авторов больше привлекает внешнюю аудиторию. При этом нужно отметить, что эту аудиторию составляет максимально разнообразное театральное и педагогическое сообщество от ведущих театральных критиков страны и режиссеров — лауреатов национальной премии «Золотая маска» —до воспитателей детских садов из далекой российской глубинки и студентов разных вузов страны.

Наша задача — сделать блог не только пространством консолидации и саморазвития широкого профессионального сообщества, но и внутренним инструментом методического обеспечения учебного процесса МГПУ, сопровождения социокультурной практики, профессиональной самореализации и инструментом создания единой саморазвивающейся образовательной среды университета. В новом учебном году наши усилия будут посвящены в первую очередь решению этой задачи.

Литература

1. Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России (XVII–XXI вв.): монография. СПб., 2006. 287 с.

2. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.Серия «Библиотека школьного психолога». М. – Воронеж: МПСИ, 1995. 267 с.

3. Игра-драматизация в средней школе / под ред. Е. Соловьевой. М.-Пг.: Гослитиздат

(предположительно 1925–1926 гг.). 188 с.

4. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации

замысла школьного урока. М.: Аспект Пресс, 1993. 125 с.

5. Инновационные методики в системе инновационной практики. «Режиссура и педагогика корня» / под ред. А.Б. Никитиной // Преподавание образовательной области «Искусство» в 2009/2010 учебном году. Серия «Августовский педсовет», МИОО. М.: Московские учебники, 2009. С. 141–168.

6. Театр и школа. Вып. V. М.: ВТО, 1970. 175 с.

7. Театр и школа. Вып. VI. М.: ВТО, 1974. 127 с.

8. Театр и школа. Вып. VII. М.: ВТО, 1976. 188 с.

9. Театр и школа. Вып. VIII. М.: ВТО, 1980. 165 с.

10. Театр и школа: сб. статей. М.: АПН РСФСР, 1960. 110 с.

11. Театр и школа: сб. статей. М.: АПН РСФСР, 1963. 95 с.

12. Театр и школа: сб. статей. М.: ВТО, 1961. 80 с.

13. Театр и школа: сб. статей. М.: ВТО, 1967. 147 с.

14. Театр. Школа. Жизнь. (Театр и школа). Вып. IX. М.: ВТО – НИИХВ АПН

СССР, 1986. 128 с.

15. Manon van de Water, Mary McAvoy, Kristin Hunt. Drama and Education. Performance

Methodologies for Teaching and Learning. 1st Edition. Routledge, 2015 Abingdon, Oxon.


Впервые статья была опубликована в журнале "Вестник Московского городского педагогического университета" Серия: Педагогика и психология. №4, 2019 г.


Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda