Анна Забара
ИСКУССТВО ЧУВСТВОВАТЬ
Портрет как зеркало эмоций.
Мы в соцсетях
В рамках магистерской работы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» при поддержке педагогов А. Б. Никитиной и Е. А. Кочеровой, Т. А. Климовой и Е. А. Асоновой мною был разработан цикл занятий «Искусство чувствовать».

Цикл направлен на развитие эмоционального самосознания у подростков через организацию процессов образного восприятия и совместного проживания произведений искусства. Дети нередко остаются один на один без помощи взрослых со своей эмоциональной жизнью, и сами они не очень хорошо справляются с тем, чтобы увидеть в себе сильные чувства, принять их, этично выразить и прожить. Занятия цикла могут быть тем местом, где можно обсудить и принять свои сильные, непонятные и зачастую «неприятные» эмоции, познавая таким образом свой внутренний мир.

Цикл предназначен для проведения в театральной студии в рамках курса по актёрскому мастерству, а также в школах в рамках программы по предмету «Искусство» или во внеурочных занятиях. Цикл был проведён в театральной студии «Дети райка» и частной Антишколе «Остров».

Нам кажется, что эти занятия могут быть для вас актуальны и интересны, поэтому предлагаем вам, как пример, три первых занятия из этого цикла. Дальше вы можете продолжить работать в предложенной логике в этом направлении с различными художественными произведениями: музыкой, кино, скульптурой, спектаклем, живописью, исходя из интересов и динамики вашей конкретной группы.

Это первая статья из трёх, в которой подробно описывается первое занятие.Вы можете попробовать придумать своё, а мы через некоторое время предложим вам в следующих двух статьях, какими ещё могут формы подобных занятий.

Для того чтобы этот цикл мог быть реализован необходимо учитывать следующее:

  • цикл занятий рассчитан на группу из подростков от 8 до 15 человек, возрастные рамки 13-17 лет, приветствуются разновозрастные группы. Участники группы могут быть как знакомы прежде, так и не знать друг друга.
  • время проведения одного занятия: два урока по 45 минут без перемены.
  • пространство для занятий необходимо достаточное свободное, чтобы учащимся было комфортно встать в круг, свободно двигаться или распределиться в разных местах для работы в группах. Помещение должно позволять проводить демонстрацию визуального материала качественно – нужна возможность затемнения.
Первое занятие
Тема: Знакомство. Портрет как зеркало эмоций.

Важно, начиная новый курс или новую тему, настроиться на язык, на котором мы будем говорить во время нашего взаимодействия, чтобы он стал общим и понятным всем участникам группы. На первом занятии цикла мы должны дать участникам представление о том, что они с эмоциями в повседневной жизни встречаются, разбираются и запутываются, актуализировать для них эту тему, протянуть ниточку между тем, что происходит на занятии, и тем, что происходит в жизни.

Материал: Живописные портреты на электронном носителе, скомпонованные в виде презентации: на первых четырёх слайдах показан каждый портрет отдельно, на пятом размещены все четыре портрета.

Техническое обеспечение:

  • ноутбук/компьютер;
  • проектор и экран;
  • стулья по количеству участников

Цель: актуализировать для участников значимость эмоций для жизни и возможность увидеть в зеркале живописного портрета собственные эмоции.

Начинаем занятие с мизансцены, в которой все участники и педагог стоят в общем кругу. Это важно, потому что в таком положении все всех видят хорошо, все находятся на равных, никто не выделяется – это задаёт тон занятию в целом – равное ко всем отношение, важен посильный вклад каждого. Первые упражнения мы будем делать в кругу по очереди, и так, или иначе каждому нужно будет его выполнить.

Настройка на занятие.

Вы просите всех участников встать в круг. Важно попросить всех встать действительно в круг, а не в овал, или нечто похожее на круглую форму. Это поможет нам настроиться на ощущение себя и других в пространстве, собрать внимание, иначе мы не будем всех хорошо видеть и слышать, что обязательно приведёт к отвлечению. Также вы просите без слов занять всех такое положение в кругу, чтобы расстояние между участниками по окружности было одинаковым, тем самым мы фиксируем наше внимание на пространстве и нашем расположении в нём, что поможет сосредоточится и настроиться на своё тело и на невербальное взаимодействие. Вы представляетесь группе, показываете мягкий мячик(важно, чтобы мячик был мягкими его можно было мять в руках - это поможет снять напряжение тому, кто говорит) и объясняете, что этот мячик на нашем занятии будет микрофоном, и тот, у кого он в руках – говорит, а все остальные его слушают.Если появляется желание что-то сказать, участник поднимает руку и далеемячик передают ему.

Вы задаёте вопрос: знают ли участники чему будет посвящено сегодняшнеезанятие? Кидаете мячик первому поднявшему руку, а далее он сам кидает мячик по запросу из группы. Здесь вам достаточно трёх-четырёх ответов, чтобы снять ожидание и настрой группы, но если желающих высказаться больше – важно дать возможность сказать всем.

В любом случае вы их благодарите, не оценивая и не комментируя ответы. Это важно для создание партнёрских отношений. Для этого участникам изначально важно транслировать, что учитель не является носителем истины – мнение каждого важно и имеет право быть, всем важно проявиться в этом пространстве, и каждый шаг к открытию себя, каждая мысль любого участника является важным для всей группы.

Далее вы говорите, что на самом деле наше первое занятие – это занятие-загадка, и просите участников в течение занятия понаблюдать: о чём же именно сегодня случится наше занятие, а по завершению занятия мы обязательно поделимся нашими наблюдениями в общем кругу. Этот приём описывают в своей книге Ершова А. П. и Букатов В. М., делая акцент на том, что тайна – это основная движущая сила познавательного интереса[Ершова А.П., Букатов В.М., Режиссура урока, общения и поведения учителя. 5-е, доп. изд. – СПб.: Образовательные проекты, 2021, с.211].
Упражнение первое
«Я сейчас»
Вы предлагаете всем участникам по очереди (вы можете начать слева или справа от себя, или, если видите, что участники достаточно активные, спросите, кто хотел бы начать) сделать шаг в круг, назвать своё имя и сделать шаг обратно. После этого все стоящие в кругу делают шаг вперёд, повторяют имя только что названное, и делают шаг назад.

На втором круге вы просите сказать имя и сделать жест или движение, которое передавало бы настроение участника, состояние в этот момент, и снова сделать шаг назад. Затем просите всех участников повторить этот цикл – шаг в круг, названное имя, движение или жест, ранее показанный, шаг назад. Педагог делает то же упражнение, завершая круг. А затем, в другую сторону по кругу, предлагаете к имени и жесту добавить звук, который соответствует настроению-состоянию в этот момент.

Если кому-то из участников упражнение сделать будет трудно или некомфортно, попросите его сделать совсем небольшое движение или жест – маленький шаг, или движение пальца на руке, и звук может быть тоже тихий – выдох, или звук прикосновения ладони к ткани на рукаве.
Упражнение второе.
«Вопросы»
Далее вы просите всех участников закрыть глаза и проделать в воображении свой сегодняшний путь от дома, или места, где он был, до вашего занятия. Важно сделать акцент именно на визуальных картинах – какие цвета, формы, фактуры запомнились ученику больше всего? Может быть сюжеты, машины, дома?

Если кто-то вспомнил несколько ярких картин, вы просите, не открывая глаз, положить левую ладонь на правое плечо. Так вы сможете увидеть, когда большинство ребят будут готовы, и задать следующий вопрос на воспоминание о дороге на занятие: «Вспомните очертания и выражение лица одного из встреченных по дороге людей? Его настроение? Возможно, он вызвал в вас какие-либо чувства?»

Потом вы просите открыть глаза, и объединиться в пары с теми, кто стоит рядом. В парах ребята рассказывают друг другу увиденные картины, чтобы после, в общем кругу,передать (как можно точнее и ярче) пойманное впечатление от рассказа партнёра.В кругу каждый описывает картинку, которую видел его партнёр, не свою картинку. Важно обратить в рассказе внимание на оттенки цветов, фактуры материалов, размеры предметов, динамичность картинки. Также как можно подробнее описать встреченных увиденных людей: от пластики движения, взглядов до причёски, цвета одежды. На это мини-обсуждение в парах выделяется 2 минуты. И партнёры должны быть как можно внимательнее друг к другу и заданию.

Затем участники делятсясо всеми в общем кругу описанием картин своего партнёра. По ходу описания все участники могут задавать уточняющие вопросы рассказывающему, помогая нарисовать более точную визуальную картину.

Эти упражнения вовлекают и активизируют всех участников – надо сделать самобытное действие для предъявления себя, это способствует включению в занятие каждого. При этом упражнения достаточно простые, то есть для их выполнения не нужно быть максимально сосредоточенными и эмоционально-интеллектуально размятыми, что, конечно, никак невозможно в начале занятия после перемены или прихода с улицы. Эти упражнения направляет наш взор на собственное состояние прямо сейчас и связывают занятие с реальной жизнью, то есть на личном опыте актуализируют тему занятия. А также, что очень важно, мы замечаем, что прямо сейчас рядом с нами есть люди, и возможно, они совсем в другом состоянии.
Упражнение третье
«Одинаковое-разное»
Участникам предлагается, перекидывая мячик в кругу тому, кому захочется. Получивший мячик говорит фразу «Какой чудесный сегодня день». Но каждый говорящий произносит это с разной эмоцией. И важно, что эмоция совсем не обязательно совпадает со словами фразы, с её буквальным значением. Это побудит прислушиваться к полутонам в голосе, продолжит сонастройку с собой и с окружающими – ведь чтобы найти новую эмоциональную интонацию надо настроиться на свои ощущения, а чтобы не повториться, важно внимательно вслушиваться и запоминать, как говорят другие. Еще это упражнение служит мостиком от сонастройки на себя на следующий этап – подготовительный к основному событию занятия.

Сейчас же мы сосредоточим участников на придумывание нового языка и трансляции через него эмоционального состояния, чтобы в следующих упражнениях, где используется этот же инструмент, им было проще сосредоточиться на выполнение самого упражнения.
Упражнение четвёртое
«Джибриш»
Педагог рассказывает ученикам, что есть такое понятие, как джибриш – несвязное звукоизвлечение, абракадабра, тарабарщина, отдалённо напоминающая собой язык. И просит их, так же передавая мячик следующему по желанию, сказать на джибрише фразу, окрасив её эмоционально, не повторяю эмоцию, с которой уже произнесли неведомые слова.Задача остальных – понять, что за эмоцию передавал произносивший фразу.

Если участникам сразу будет сложно начать говорить абракаброй, то можно начать с облегчённых видов джибриша. Например, говорить «Один, два, три, четыре, пять» с разной интонацией. Или, по модели герои книги Туве Янсон Тофслы и Вифслы – меняя окончание привычных нам слов на окончание – сла «примернсла таксла»: «Этосла кудасла прощесла, чемсла сразусла начинатьсла на джибришсла».

Это упражнение направлено на создание игровой атмосферы, которая располагает к доверию, что нам необходимо в разговоре о нашем внутреннем мире и эмоциях.
Упражнение пятое
«Портреты»
Это завязка нашего занятия, где участники видят разность восприятия и трактовки художественного материала. Меняем мизансцену нашего занятия. Рассаживаемся в полукруг перед экраном проектора. В этом упражнении при количестве участников не больше 10 можно использовать и не очень большую плазму. Но экран ноутбука нежелателен: на нём трудно рассмотреть детали и оттенки картин.

Предлагаем рассмотреть художественные произведения О. Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», И. Крамской «Неизвестная» , И. Репин «Портрет Третьякова», И. Репин «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре». Выбор этих портретов обусловлен тем, что здесь достаточно ярко изображено и легко считывается эмоциональное состояние персонажей. Также эти эмоциональные состояния достаточно архетипичны, чтобы быть понятным каждому человеку. Именно четыре картинывзяты не спроста – три не так полно откроют нам палитру эмоций, как хотелось бы, а обсуждение пяти картин может снизить динамику занятия. Показывать картины лучше всего в описанном выше порядке, по нарастанию в них напряжения и концентрации чувств.
Рассматривая картины поочередно, каждый участник пытается предположить, что же чувствует изображённый персонаж? Далее предлагаем ученикам как можно точнее принять позу и выражение лица изображённого человека, передать все мельчайшие черты (если поза стоя – то обязательно встать). Важно акцентировать внимание участников на точном повороте головы, изгибах суставов, мельчайших деталях положения пальцев кисти руки и т.д. Никакой приблизительности. Тщательнейшее копирование.

В этот момент можно активно включить тех, кому сложно даётся это упражнение и сложно сосредоточиться – попросите его выйти посмотреть со стороны на полукруг и отметить, кто, по его мнению, точнее всех передаёт положение героя на портрете. Так можно делать несколько раз.

Теперь важно отследить, какие эмоции рождаются в нас самих, когда мы приняли точно позу героя портрета. Что нового и неожиданного мы уловили, приняв эту позу? И снова спрашиваем – как вы думаете, какие эмоции всё-таки испытывает изображённый человек? Изменилось ли что-то в вашем восприятии после подключения тела? Многие отвечают, что изменилось многое. Кто-то уточняет эмоцию, кто-то говорит совсем другую, или замечает оттенки совсем неожиданных эмоций в данных картинах.

Здесь важно вывести участников вопросами на осознание того, что не всегда мы можем точно определить, что чувствует другой человек, просто видя его, но положение его тела, выражение лица, если мы попробуем их воспроизвести, став его отражением, могут быть ключом к пониманию.

В этом упражнении мы даём возможность ученикам погрузиться в созерцание художественного произведения не только через визуальный ряд, но и подключая активно к этому процессу тело, благодаря чему появляется второй план – уже нет простой картинки с изображением не знакомого человека из другой эпохи, а есть отображённый через искусство образ живой эмоции, которую испытывал каждый человек на своём жизненном пути.
Упражнение шестое
«А как у тебя?»
Учитель показывает последний слайд презентации, на котором в равных пропорциях изображены все портреты, с которыми участники познакомились ранее. Он попросит ещё раз внимательно рассмотреть все детали, вспомнить эмоции, о которых мы говорили, и вспомнить из своей жизни недавнюю эмоционально заряженную ситуацию, где он бы испытывал эмоции, похожие на эмоции одного из представленных героев портрета.Затем просит каждого по очереди поделиться своей историей, а остальные попробуют предположить, какой портрет выбрал рассказчик и какую эмоцию он испытал в заданной ситуации.

Это центральное упражнение первого занятия, кульминация. Во время его прохождения участники приходят к неожиданному осознанию, что все мы в разных ситуациях испытываем разные эмоции, более того, даже похожие в чём-то эмоции мы транслируем по-разному. Это каждый раз вызывает неподдельное изумление – казалось, я же вижу, что это грусть и задумчивость, но кто-то видит в этом надежду и сосредоточенность, или, ещё больше, кто-то считывает влюблённость, а кто-то усталость и наигранность. Здесь главное не давать оценки – верно ли ребята интерпретируют портрет или нет, не заставлять их увидеть то, что видите вы и искусствоведы, дать им возможность самим увидеть это разнообразие их восприятия, которое зависит от множества факторов – от нашего жизненного опыта до настроения, в котором мы проснулись утром.

Упражнение седьмое
«Что произошло?»
Для смены мизансцены к завершающему активному упражнению попросите всех молча встать в линию по яркости одежды – от самой светлой до самой тёмной, и дальше рассчитаться на «Репина 1», «Репина 2», «Крамского», «Ренуара» и объединяться в четыре группы.

Каждая группа совещается, и по общей договорённости выбирают картину из предложенных четырёх портретов.

Определяют основную эмоцию, переданную героем картины. Затем надо найти современную ситуацию, в которой все участники находятся в том же состоянии, что и изображаемый герой. Например, если выбрана картина Репина «Портрет Третьякова», определена основная эмоция грусть, то надо взять ситуацию из жизни, где все участники испытывают грусть в одно время и в одном месте. Возможно, ребятам сообщили грустное известие, что их хороший друг уезжает навсегда в другую страну. После этого группа создаёт статичную пластическую композицию где все находятся в придуманной ситуации. Должна получиться скульптура, выражающая эту эмоцию. На это задание есть 5 минут.

Следующий этап упражнения: из каждой группы выбирается по одному человеку (по жеребьёвке). Выбранные участники переходят в другую группу по часовой стрелке, в уже выставленные пластические композиции. Пришедший в готовую композицию оглядывается, стараясь понять общее настроение, и сказать на джибрише то, что считает уместным в этой ситуации.

Затем, в общем кругу участники пришедшие в созданные мизансцены отвечают на вопросы:

  • Сразу ли он понял какую эмоцию транслировали участники?
  • По каким признакам да, по каким нет?

Это упражнение собирает все предыдущие: в группе участники выбирают картину, полагаясь на свои ощущения или на ситуацию, предложенную кем-то, при этом важно договориться, чтобы все понимали эту ситуацию и были согласны, что в ней испытывают именно выбранную эмоцию, работают с физическим выражением и со считыванием эмоций у других.
Упражнение восьмое
Рефлексия или осмысление того, что останется со мной после занятия.
На первом занятии нам важно установить доверие между всеми участниками. Чтобы это произошло, нужно разрешить им высказать негативные эмоции, испытываемые ими во время занятия, будь то скука, злость, непонимание. А с другой стороны важно понять, на что они позитивно откликаются, чтобы через это потом находить к ним близкий путь. Поэтому мы используем два первых круга «Безоценочного обсуждения»: первый круг - слив негативных эмоций, второй – делимся позитивными эмоциями (Подробнее о безоценочном обсуждении здесь).

  1. Было ли что-то сложным во время занятия? Некомфортным? Возникало ли чувство неловкости?
  2. А что было интересным? Что вызвало приятные чувства, и какие?

Таким образом, в этом занятии произошло знакомство, даже если все участники знакомы были прежде, оно произошло на новом уровне, где мы без страха можем говорить о своих эмоциях, через игровые методы подходить к дискомфортным в обыденной жизни ситуациям (таким как страх, злость, печаль).

Обратная связь от участников на рефлексии может быть о том, что произошло осознание, что все люди чувствуют по-разному, и транслируют свои эмоции тоже по-разному. Несмотря на то, что есть нечто схожее, всё же наши эмоции в одной и той же ситуации часто отличаются – это выражается через слова, интонации, жесты, действия. У некоторых появилось чувство, что у нас есть возможность понять друг друга, если мы будем чуть более внимательны к деталям, чуть менее поспешны к выводам.

После первого, вводного занятия, на котором мы раскрыли тему значимости эмоций в жизни человека и возможность их отражения в произведениях искусства, у нас появилась возможность перейти к следующему этапу. На нём мы будем подробно говорить о выражении эмоционального состояния средствами художественной выразительности, пробовать выражать свои чувства и считывать чувства других через образы абстрактного искусства.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda