Наталия Анастасьева
Вселенная Моцарта
Музыкально-образовательный проект. Новые способы работы с аудиторией.
Мы в соцсетях
Старение оперной аудитории – процесс, который наблюдается в разных странах. Дети, подростки, взрослые зачастую не хотят идти в оперу, так как существует стереотип, что это долго, сложно и скучно. А оперные артисты не очень любят шумных юных зрителей, даже боятся их. Для преодоления этого отчуждения во многих оперных театрах мира существуют программы, которые в увлекательных формах готовят зрителей к восприятию сложного оперного жанра. Целью нашего проекта «Вселенная Моцарта» стало возвращение интереса к оперному искусству. Мы захотели стереть налет элитарности с оперы, сделать этот жанр доступным для всех. Мы выбрали две знаменитые оперы Моцарта – «Волшебная Флейта» для дошкольников и младших школьников и «Свадьба Фигаро» для молодежи и зрителей постарше.
Прежде чем приступить к постановке этих опер, команда проекта «Вселенная Моцарта» разработала специальные активности вокруг спектаклей, образовательную программу для детей, подростков и зрелых зрителей-неофитов. Задачей проекта стало в игровой увлекательной форме объяснить новым зрителям музыкальный театр, его технологию и его магию. В центре нашей программы для детей опера Моцарта «Волшебная флейта» как своеобразный портал для входа ребенка в волшебный мир музыкального театра. А для взрослых зрителей в качестве такого входа мы выбрали оперу «Свадьба Фигаро».

Мы изучали разный опыт работы с детской и подростковой аудиториями в разных странах. Например, у американского театра Метрополитен Опера очень богатый методический материал, разработанный специально для учащихся средней школы. Они берут оперу и исследуют её в разных контекстах – историческом, культурологическом. Также они узнают, как устроена опера, какие бывают голоса и т.д. На занятиях дети могут рисовать собственные эскизы костюмов, они участвуют в квизах, пишут эссе после просмотра записей спектаклей. В Канаде есть программа «Опера в школе», где певцы выезжают в школы и рассказывают о своем искусстве. В Пермском оперном театре учащиеся гимназий разучивают хоровые фрагменты из русских исторических опер, репетируют мизансцены, шьют костюмы и в определенный день выходят на сцену вместе с оперными профессионалами, принимают участие в настоящем оперном спектакле. В московском театре Новая Опера существует клуб любителей, проводятся беседы со зрителями до начала спектакля, существует любительский хор. Интересна итальянская программа Opera Domani (опера завтра). По замыслу её создателей сначала проводятся мастер-классы со школьными учителями, которые потом разъезжаются по своим школам и разучивают с детьми несколько музыкальных фрагментов, чаще хоров. А потом дети в определенный час приезжают в оперный театр, садятся в зрительный зал и в нужные моменты включаются в спектакль, по команде дирижера они образуют поющий партер, исполняют хоровые куски вместе с солистами и хором театра.

В России таких театров и проектов, специально работающих с аудиторией, пока не так много. Понимая контекст и особенности российского образования, где у школьных учителей немыслимая нагрузка, где подобные проекты не имеют финансовой поддержки и толком не налажена связь школы и культурных учреждений, мы решили сократить путь к сердцам юных зрителей. Мы решили поместить образовательный контент в гаджеты, которые сейчас доступны почти каждому человеку.

В серии коротких видео для «Свадьбы Фигаро» молодые артисты – участники проекта раскрывают секреты актерского мастерства, делятся «лайфхаками» по развитию голоса, по гриму, приоткрывают тайны создания спектакля. А в ролике «Всё, что вы хотели знать про оперу, но боялись спросить» зрители вместе с главным героем Фигаро в его непринужденной манере разбираются в запутанном либретто, узнают, как связаны комедия Бомарше и опера Моцарта, знакомятся с оперным речитативом.

Хочется подробнее рассказать об образовательных роликах для «Волшебной Флейты». Для этой мы создали два образовательных видеоролика, в которых её главный персонаж в игровой форме знакомит будущих зрителей с устройством оперного театра и сюжетом, разучивает с детьми музыкальные фрагменты, которые будут исполняться во время действия.

В первом видеоролике «Учим песенки вместе с Папагено» дети знакомятся с устройством музыкального театра вместе с главным героем оперы. Обаятельный птицелов Папагено сразу разбивает четвертую стену и общается с ребенком напрямую. Он приглашает маленького зрителя в увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Простым и понятным языком Папагено рассказывает о том, что такое опера, он развенчивает распространенные заблуждения о том, что опера – это долго и скучно. Он говорит, что опера – это гораздо больше, чем сложная музыка, пение на непонятном языке, золотой занавес и вечерние наряды. Папагено также рассказывает и о сюжете оперы «Волшебная Флейта», затем он приглашает его принять участие в репетиции. Вместе с Папагено ребенок учится петь мелодии из «Волшебной Флейты», они играют в увлекательные игры, отгадывают ребус. Ролик насыщен забавной анимацией и разнообразными звуками: щебетанием птиц, настройкой симфонического оркестра, мультяшными спецэффектами и настоящим оперным пением. Пианист аккомпанирует Папагено и ребенку в музыкальных активностях. В конце ролика Папагено приглашает маленького зрителя на оперу «Волшебная Флейта», уверенный, что он готов к этому захватывающему приключению.
Во втором ролике «Делаем театральный реквизит» ребенок узнает от Папагено о предметном мире театрального спектакля, а затем мастерит из бумаги и подручных средств реквизит, который нужно будет потом взять на спектакль. Вместе с Папагено он создает волшебную флейту, сердце, разбитое сердце, птичку, рисовали портрет принцессы Памины, делали снежки и бумажный снег. В этом ролике также есть забавная анимация, подробно сняты руки артиста, который делает самые простые поделки, и попутно рассказывает маленькому зрителю о спектакле, ссылки на инструкцию для более сложных поделок в технике оригами. Итогом просмотра становится коробочка сокровищ – сет реквизита спектакля «Волшебная Флейта».

И вот ребенок попадает в музыкальный театр. Он приносит с собой реквизит, созданный своими руками. Он улавливает звуки настройки оркестра, он уже немного знаком с устройством оперы, с сюжетом. Но это еще не всё. Перед началом каждого спектакля «Волшебная Флейта» для детей и их родителей прямо в зрительном зале проводится небольшой хоровой мастер-класс и репетиция шумовых эффектов и музыкальных фрагментов оперы. А рядом со сценой стоит театральный макет – маленькая модель нашего спектакля, которую можно подробно разглядеть.

Те дети и родители, которым нам удалось заранее рассказать о возможности подготовиться к походу в оперу, приносили с собой на спектакль театральный реквизит, созданный своими руками. Активно подпевали в тех музыкальных эпизодах, которые заранее отрепетировали на видео-уроке с Папагено.

По нашему замыслу ссылка на эти ролики должна была быть приложением к билету. Но в нашем первом опыте не всё было продумано. И нам пока не удалось в полной мере рассказать зрителям о такой возможности. Основным препятствием стало то, что наш проект не имеет того, что есть в стационарном государственном театре или солидной театральной компании – своего штата сотрудников пиар службы, билетной кассы. А через площадки, на которых мы играли, нам не всегда удавалось донести до зрителей информацию о возможности легко и быстро получить необходимые сведения о таком сложном и непонятном жанре. Иногда мы запускали ролик прямо перед началом спектакля. Но эта практика не кажется нам продуктивной. Зрители уже в театре, где всё живое, нет нужды смотреть видео, нужно по-другому настраиваться на спектакль. В следующий раз, развивая наш проект, необходимо будет найти такой путь.

А читателей мы приглашаем познакомиться с нашими роликами, пройдя по следующим ссылкам:

I. ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА


II. СВАДЬБА ФИГАРО


III. СЕКРЕТЫ ИЗ ГРИМЕРКИ


Наталия Анастасьева,
Выпускница Школы театрального лидера 2012 года.
Лауреат 2015 года и член жюри музыкального театра 2019 года
Национальной театральной премии «Золотая Маска».
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda