Наталия Анастасьева
Спасти Британию!
обсуждение спектакля с 7 классом Школы Летово 22.02.2019 г.

Мы в соцсетях
15 февраля мы с моей театральной группой семиклассников посетили спектакль режиссера Ксении Зориной «Спасти Британию!». Спектакль играли на небольшой сцене «Площадка на Цветном», предназначенной для независимых театральных постановок. Перед спектаклем Ксения Зорина уделила ребятам время. Она рассказала об использованном материале («Книга о короле Артуре и его доблестных рыцарях круглого стола» сэра Томаса Мелори), о методах работы над спектаклем, о том, как он создавался, о жанре «сторителлинг» и немножко об истории Англии и Шотландии. Ксения по первому образованию историк, рассказ её был ярким и пассионарным. Для меня радостной неожиданностью стало то, что несколько человек из класса читали эту книгу. Сам спектакль показался мне очень сухим, я даже боялась, что ребята заскучают на нём. Но этого не произошло, я видела, что постановка моих семиклассников очень впечатлила. Прошла неделя, полная суеты, учёбы, олимпиад и соревнований. И вот наступает наш театральный урок-обсуждение. Я тщательно готовилась к этой встрече. Не терпелось понять, что же их так зацепило?

Прежде чем описать ход урока, я хочу сделать важное признание. Для меня спектакль «Спасти Британию!» случился именно на этом обсуждении, ровно через неделю. Я вспомнила всё, многое поняла и какие-то вовсе неожиданные подробности постановки вдруг эмоционально отозвались во мне невероятно глубоко.

В начале обсуждения спектакля семиклассникам были предложены ассоциативные карты с фрагментами абстрактной живописи, исполненной в разных стилях и настроениях.


Ассоциативные метафорические карты «Цвета и чувства» (автор Наталья Жигамонт, издательство Речь, 2016 г, серия Мастер сказок)
Я использовала ассоциативные метафорические карты «Цвета и чувства» (автор Наталья Жигамонт, издательство Речь, 2016 г, серия Мастер сказок). Но в интернете можно найти и множество других видов и вариантов. Ассоциативные карты, с которыми я работала – это приятные на ощупь кусочки картона прямоугольной формы размером с ладонь, на каждом из которых яркий или тёмный, нежный или контрастный фрагмент живописи, где-то она размыта в акварельной технике, где-то прочерчены контрастные узоры, какие-то линии, пятна, где-то видны мазки. Все картинки очень насыщены по цвету, они фактурны, сюжета на них нет, невозможно разглядеть форму. Они создают скорее эмоциональное впечатление, и не предполагают угадайку в стиле «на что похожа картинка». Можно сделать такие карты и самостоятельно. Это будет очень живой, тёплый, авторский путь для учителя. Главное, чтобы в картах не попадалась сюжетная живопись, автор не слишком «выпирал» и не уводил участников процесса от самих себя, от своих впечатлений и воспоминаний. Тогда ассоциации будут чистыми, личностными и глубокими. Если я когда-нибудь соберусь создать свою серию, использую увеличенные фрагменты картин импрессионистов, русских художников-конструктивистов, абстрактную живопись.

Игры и задания с картами предполагают активную художественно-творческую деятельность. Они помогают развить креативность, выразить свои эмоции и мысли, узнать о себе много нового (возможно, неожиданного), восстановить баланс между рациональным и творческим потенциалом.

В небольшой методичке к «Цветам и чувствам» предложены разные пути работы с картами. Но учителю творческих дисциплин гораздо интереснее выдумывать свои собственные упражнения с использованием этих карт. Один из таких путей работы с ассоциативными картами я подсмотрела на мастер-классе театрального педагога и психолога Ольги Шевниной в учительском клубе РАМТа. Ольга предложила участникам посмотреть на разложенные карты, вспомнить какое-то свое яркое впечатление во время просмотра спектакля и выбрать карту, созвучную с этим событием. А потом мы, учителя, делились друг с другом своими впечатлениями. Это был удивительный опыт! Карты как бы сами нас выбрали и позвали залезть в какие-то спрятанные глубины подсознания. Практически все в группе вдруг вспомнили самые неожиданные, совершенно забытые свои театральные впечатления и переживания. Например, кто-то вспомнил, как заснул на спектакле. А я вспомнила одну полу-студенческую постановку из моей юности, которая тогда эмоционально меня потрясла и я плакала навзрыд до самого финала, а потом она совершенно стёрлась из моей памяти.

Для начала обсуждения спектакля «Спасти Британию!» я выбрала ассоциативные карты не случайно. Дело в том, что у этой постановки очень скудный визуальный ряд, черный кабинет, несколько стульев, примитивный свет, скупые мизансцены. В основном актрисы сидят и разговаривают. Никаких рыцарей, волшебников, священных чаш и прекрасных дам! Мне очень хотелось понять, что же увидели ребята, что их так потрясло? Меня сам спектакль не очень впечатлил, признаюсь честно. А впечатления семиклассников от спектакля были очень сильны, я видела это по лицам ребят, когда те выходили из зала. Но прошла неделя, они могли всё забыть. Для этого и понадобились яркие, эмоционально насыщенные картинки!

Мы занимались в небольшом зале-лектории, в камерной обстановке (обычно наши занятия проходят на сцене). Карты я разложила на нижних станках, ребята могли подойти к картам, а могли и подползти, свесившись снизу. Карты можно было потрогать, повертеть, подержать в руках. Каждый выбрал созвучную своим ощущениям от спектакля карту. Для некоторых выбор был не простым, а кто-то выбрал карту сразу. Или это карты их выбрали?

Затем ребята расселись или разлеглись на станках и со своих мест объясняли, почему именно эта карта ассоциируется у них со спектаклем или с какой-то из его сцен.

Звучали темы:

  • Морская ассоциация – Ланселот и его непризнанный сын полгода провели в море и разговаривали о чем-то, а о чём неизвестно.
  • Желтый, тёплый свет – потому что это связано со стариной, со светом через высокие окна в темном замке или храме, и вообще спектакль не давил, а был каким-то уютным.
  • Просветы голубого в темном – как Святой Грааль, скрытое знание в тёмные времена.
  • Абстракция и ломанные линии – это моё лицо во время спектакля, ничего не понял!
  • Светлый, тёплый – Британия времён Артура – это стабильный, незыблемый мир, спокойствие, неспешное течение жизни, несмотря на войны, битвы и гибель рыцарей.
  • Много ярких мазков, заполняющих мою карту – это разные рыцари, они яркие, но в чём-то все одинаковые, сидят за одним столом, делают одно и тоже.
  • Экспрессивная картинка – все убийства Ланселота, из-за него очень много всего произошло.
  • Моя картинка похожа на таинственное озеро, где была дева – мелочь, из-за которой пала Британия.
  • Моя карта спокойная и светлая – странно, что столько крови, а ощущение покоя после спектакля, настроение приподнятое, светлое и спокойное.
  • Длинные полосы – путь рыцарей по равнинам, всё время куда-то едут за горизонт.
  • Тёмная карта – она похожа на подвал, в котором находится театр.
Потом ребята формулировали вопросы и темы для обсуждения спектакля и записывали их. Они опускали сложенные бумажки со своими вопросами и мнениями в массивную вазу синего стекла – импровизированную чашу Святого Грааля. Затем ребята по жребию тянули бумажки, по очереди зачитывали то, что написано, и вместе обсуждали, спорили, уточняли.

В Чашу Святого Грааля попали три круга вопросов:

1. Я точно знаю, что…А заметили ли это вы?

2. Я и вправду не понял, почему… А вы?

3. Мне кажется, что… А вам?

I. Я точно знаю, что…

Как точно называется театр, в котором мы побывали?… Театр зовётся «площадка».

Звучала ли в спектакле музыка?… В спектакле вообще не звучала музыка.

Сколько стульев было на сцене?… На сцене стояло 11 стульев полукругом и актрисы сидели на них через равные промежутки.

Сколько было стаканов и когда актрисы пили из них воду?… Стаканов было десять, больше, чем историй про рыцарей. Воду из последнего стакана никто не выпил.

Какие фразы повторяли актеры? … Актеры повторяли фразы из буклета или в буклете были использованы реплики актеров.

Сколько мизансцен было в спектакле?… Никто не встал с места, только передавали стаканы. Бедный видеоряд сделан специально … В этом спектакле необходима фантазия зрителей… Поразил спектакль-рассказ … Все актрисы кроме одной рассказали по две истории.

Кто захватил Англию?… Мордред захватил Англию.

Кто достиг Святого Грааля? …Только единицы достигли Святого Грааля … Два из трёх рыцарей, достигших Святого Грааля, умерли – Борс и Галлахад.

II. Я и вправду не понял, почему…

… у актеров не было костюмов, общего стиля в одежде или хотя бы единого цвета. Моё ощущение от них как от обычных людей с улицы.

… на сцене были только женщины. Режиссер (женщина!) нам объяснила причину, а как быть остальным зрителям?

… что всё это было? Уж точно не спектакль.

… зачем последняя женщина стукала стаканом о дощечку?

… мне одновременно было скучно и понравилось.

… в чём смысл десятого, пустого стакана.

… на сцене были только актрисы, хотя речь шла о рыцарях. Раньше женщин вообще не ставили всерьёз.

… зачем рыцари упорно отправлялись к Святому Граалю и что они там находили?

… что же это такое – Святой Грааль?

… в чём заключалась идея расположения рассказчиков на сцене?

… почему в спектакле не рассказали про Персиваля?

III. Мне кажется, что…

… никто абсолютно не запомнил, кто кого убил и кому кем приходится.

… если бы актерами были мужчины, воздействие на зрителей было бы сильнее.

… режиссер перед началом спектакля рассказывала о Британии и рыцарях круглого стола гораздо более увлеченно и эмоционально, чем актеры потом.

… Персиваль тоже заслуживает отдельной большой истории. Почему о нём, таком славном рыцаре, упоминалось лишь вскользь? Вставьте, пожалуйста, Персиваля!

… я точно не понял сюжет, его не было.

… это лучшая форма для рассказа о легендарных рыцарских временах!

… в таком подвальном театре чувствуется свободное искусство.

… есть в этом жанре и более динамичные представления.

… на корабле Ланселот расспрашивал своего сына о детстве без него.

… прекрасные дамы не особенно нужны были рыцарям, просто так было положено.

В конце урока семиклассники написали свои мысли и пожелания о спектакле.

***
Формат этого спектакля очень необычный. Мне кажется, что storytelling очень подходит под эту тему. Атмосферно и загадочно. Спасибо за этот спектакль! Мне понравилось, что в этом спектакле были какие-то ритуальные действия. Они были очень символичны. Благодаря вашему спектаклю я еще больше заинтересовалась темой легенд о Британии.

***
Мне понравился спектакль. В редких моментах было нудно, но были очень интересные истории и захватывающие сюжеты. Я почувствовал всю силу соцгум

***
Очень интересный спектакль с классной концепцией переплетающегося сюжета. Артемий

***
Спасти Британию! был моим первым спектаклем в жанре сторителлинг. Я понял, что это не мой жанр, но Спасти Британию! готов пересматривать бесконечно. Меня трудно впечатлить, но вам это удалось. Спасибо искренне. Ждем вас в гости. Егор <3

***
Очень эмоциональный спектакль. Это было просто потрясающе! Именно из мелочей складывалась атмосфера (таких как передача стакана, взгляды, повторы важных фраз) Запомнились разные идеи с голосами (перебивание, говорение одновременно) Приезжайте к нам в Школу Летово! Катя


***
Интересно, необычно, концептуально, но ярких эмоций не было. Взята интересная основа, но всё довольно затянуто. Некоторые актеры понравились, а некоторые не очень. В целом было классно. Евгений.

***
Этот спектакль вызвал у меня бурю в голове, бурю эмоций, но не таких поверхностных как непонимание или ненависть, а затронуло что-то более живое, подсознательное, какую-то тёмную реакцию на холодные времена. Этот жанр просто НЕРЕАЛЬНО будоражит меня. Приезжайте к нам, мы все придём! Инесса

***
Это было очень необычно и действительно странно, но именно это сделало спектакль таким запоминающимся и глубоким. Софья

***
Здравствуйте, Ксения! Спасибо вам огромное за спектакль! Меня всегда интересовали легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Мне очень понравился спектакль, было в нём особое волшебство: в повторах, в перестановке стаканов, в манере речи и в самом помещении. Классно, что оно было подземным, простым. В таких театрах фантазировать получается лучше всего. Так что передайте привет Денодану, Ланселоту и всем остальным рыцарям.

***
Мне очень запомнились рефрены. Когда актрисы говорили: это история о том.., была большая война и все воевали со всеми, когда пили из стаканов. Это придало рассказам форму, в бесконечных историях с кучей имен проявилась структура.

***
К сожалению, я не была на спектакле. Но, судя по обсуждению на уроке, это было удивительно. До этого я читала про короля Артура и по словам ребят информация была правдивой. Очень многие обратили внимание на детали – и это здорово.

Когда нам нужно было выбрать картинку, ассоциирующуюся со спектаклем, я выбрала яркие мазки в тёплых тонах. По рассказам спектакль был в чёрных тонах. Но если есть что-то тёмное, то точно есть что-то светлое. И мне показалось, что рассказы одноклассников и были этим светлым.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda