Наргиза Джакшыбаева
МАНГА ВСТРЕЧИ
Мы в соцсетях
Сама идея манга клуба появлялась постепенно. Наверное, все началось с того, что занятия магистратуры «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» часто проходили в уютной библиотеке Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ. Обсуждения и творческие процессы в объятьях книжных полок вдохновили меня на создания книжного клуба в качестве магистерского проекта. Пока размышляла о целевой аудитории своего проекта, начались каникулы, и я оказалась в родительском доме, где меня ждала моя младшая сестра, большая фанатка манги. Любой разговор и обсуждение чего-либо заканчивались ссылкой на прочитанные манги и на их сюжеты, которых я совсем не понимала. Я старалась читать манги, чтоб больше узнать о ее мире, и было также интересно, чем они так привлекательны для своих читателей. Но однажды мой педагог Александра Борисовна Никитина подсказала мне объединить мое желание изучить мир японских рисованных историй и мой магистерский проект. Так появилась идея создания клуба любителей манги под названием «Я, манга и моя жизнь». Моя младшая сестра рассказывала, что им часто приходиться обсуждать прочитанные манги на переменах, которые очень быстро заканчиваются или в только в онлайн формате в социальных сетях.
В связи с чем я хотела создать место, где для подростков, любителей манги, будет место и время для обсуждения, для того, чтоб поделиться впечатлениями; и где их интерес будет поддерживается остальными участниками. Для меня же было важно – создать пространство, где каждый может говорить про свои мысли и чувства, не боясь осуждения со стороны других, где участники могут обсуждать свои увлечения вне круга своих друзей, и тем самым смогут быть увереннее в своих коммуникативных способностях. Я предложила свой проект в детской библиотеке № 141 «Лукоморье в Царицыно» и получила от них огромную поддержку и человеческую теплоту.

Первая встреча
Первая встреча была направлена на знакомство участников. Средний возраст – 15-16 лет. Первая часть включала в себе обсуждение вопроса, как родители отреагировали бы, если им с работы или со школьного собрания пришла просьба прочитать мангу. Некоторые участники говорили: «Нам пришлось бы сделать за них эту работу», но к приятному удивлению выяснилось, что есть родители, которые в действительности совместно с детьми читают манги или смотрят аниме.

Несмотря на название клуба никого не беспокоило, что среди участников могли быть те, кто только начал читать манги или смотреть аниме, или, может, даже ни одно произведение до конца не прочитал. Участники клуба с высоким стажем чтения манги с удовольствием делились впечатлениями от прочитанных текстов и просмотренных аниме. Очень важным оказалось рассказать, насколько каждый из нас погружен в этот мир: давно ли они увлекаются этой темой, как все это началось и особенно отмечали тех, с помощью кого начали читать и увлекаться. Эта часть встречи появилась спонтанно благодаря инициативе участников и оказалась самой эмоционально насыщенной частью первой встречи.

Начали с игры «Снежный ком» с именами: по правилам участники представлялись именами персонажей, которыми они себя чувствуют, а следующий должен был повторить предыдущих и добавить свое имя. Но для меня, как человека, знавшего не так много персонажей, запомнить японские имена оказалось весьма непростой задачей. Поэтому для дальнейших встреч я также планировала традицию представляться именами персонажей, но не повторяя предыдущего и рассказывая почему именно этот персонаж.

Из запланированных игр самым эмоциональным оказалась игра, где участники показывали, что раздражает их в процессе чтения манги. Задача была показать без слов живую скульптуру, а другие должны были угадывать. Но на воображаемой сцене возникали живые этюды, и процесс был очень увлекательным, что не скажешь о второй части этой игры. Там стояла задача показать то, что нравится в манге. Это часть осталась не выполненной. Участники это объяснили тем, что им в манге и аниме все нравиться, и тут даже показывать нечего. Я сделала выводы, что слишком рано задала этот вопрос, и решила поэтапно приходит к ответу, а на последней встрече вернуться к этой теме.

Неожиданным моментом стало наличие малых уже образовавших групп. В этом возрасте многие на те или иные мероприятие приходят с друзьями, чего я не учла. Изначально запланировано было, что живую скульптуру будут делать в малых группах, но наличие пар друзей в малой группе делало присоединённых участников менее активными. Из-за этого игра трансформировалась в индивидуальное задание.

В конце участники рассказали, как приятно видеть тех, кто их понимает, и не чувствовать себя «не таким, как другие». Возможно, это и стало причиной отсутствия споров на тему «лучше мангу читать или смотреть аниме». После просмотра небольшого кусочка из аниме «Клинок, рассекающий демона», каждый высказал свое мнение по поводу манги и аниме, совершено не пытаясь доказать другим свою правоту. Завершили мы встречу определением формы обсуждения и выбором произведение для следующей встречи.
Вторая встреча
На вторую встречу у нас было запланировано обсуждение манги «Атака титанов».

Действие манги происходит в вымышленной вселенной, напоминающей Европу XIX века, где человечество живёт на территориях, окружённых тремя огромными стенами, защищающими их от гигантских существ, поедающих человека. Этих существ называют Титанами.

Еще на первой встрече мы выбрали отрывок из произведения для обсуждения и договорились, что будем угадывать историю персонажей до выбранного эпизода и после выбранного эпизода. Но на вторую встречу пришли другие участники, а многие из предыдущих участников не смогли добраться. И среди пришедших были те, кто данное произведение знает очень хорошо. В связи с чем, угадывать начало и конец, как планировали, не получилось. Но на второй встрече, не только это пошло не по плану: в сценарии встречи предусматривалось чтение манги. Участники же больше хотели общаться друг с другом и взаимодействовать, а не тратить время даже на короткие чтения. Поэтому вместо чтения, состоялся очень душевный разговор о раздражающих и восхищающих персонажах. Мы обсуждали произведение, не прочитав его, так как многие хоть раз смотрели это аниме. «Атака титанов» вызывает у подростков много сложных чувств. И мы шаг за шагом посредством простых вопросов делились эмоционально тяжелыми моментами и радовались вместе с персонажами. Вместе размышляли, чем еще можно было заменить титанов, и как поступили бы их любимые персонажи из других произведений, окажись они там.

В конце встречи у многих появилось желание досмотреть это аниме, несмотря на то, что они в начале встречи, говорили, что не любят и не хотят смотреть заново. Для меня же эта встреча была возможностью импровизировать и идти за группой, так как вся встреча была переделана в процессе. После этой я каждую встречу организовывала таким образом, чтоб сценарий можно было применять как к маленькой, таки и к большой группе. А еще для себя отметила, что на первой встрече очень много времени уделила, чтоб все смогли выбрать формат встречи, но на выбор произведения уделила мало внимания и времени, из-за чего на второй встрече, многие не захотели читать произведение, о котором, казалось бы, договорились.
Третья встреча
К третьей встрече мы всей группой приняли решение совместно смотреть аниме и обсуждать. И первое аниме, которое выбрали - «Тетрадь смерти».

Главный герой аниме является лучшим школьником Японии и сыном полицейского. Однажды Бог смерти от скукоты бросает одну из своих тетрадей смерти в мир людей. По дороге из школы главный герой находит лежащую на земле чёрную тетрадь и решает проверить её работоспособность, убив преступника. Для этого нужно было написать его имя в тетради. Удостоверившись в работоспособности тетради смерти, он решает построить новый мир, где будут жить только добрые и ответственные люди, лишая жизни всех преступников.

Наша встреча началась с угадывания фактов друг о друге, и продолжилось личными рассказами, связанными с символами из аниме. Основным символом, которое попало в круг нашего внимания, было яблоко. В ходе обсуждения очень много переживаний и эмоций вызвал эпизод, где совершалось насилие над девушкой, которой открыто никто не помогал. В аниме есть эпизод, где возле входа в магазин на девушку нападают, а главный герой смотрит через витрины и после некоторого раздумья открывает тетрадь и убивает одного из насильников, написав там его имя. Он это делает, чтоб проверить сработает ли сила волшебного предмета. Для меня важным моментом обсуждения было, что каждый участник высказал свое возмущение: главный герой считал себя спасителем, но на самом деле стоял и смотрел, как происходит насилие и никаких усилий лично не предпринял, чтоб спасти девушку.

В конце мы пытались воссоздать историю, которая возможно случилась с главным героем до того, как тетрадь смерти оказалась на земле. У каждого были свои предположения о том, что же могло случиться ранее в жизни главного героя, что заставило его взять и потом использовать тетрадь. Это игра позволила нам поговорить о влиянии ситуаций в семье на поведение подростка, о причинах насилия и способах избежать его.
Четвертая встреча
Для этой встречи было выбрано аниме, которое ранее никто из участников не смотрел «Здравствуй мир».

«Здравствуй мир» – научно-фантастическая романтическая драма про обычного 16 летнего школьника, который любит читать, и ему очень сложно общаться с девушками. Однажды он встречает самого себя, но на 10 лет старше. Его старшая версия объясняет, что он подключился к собранной базе данных из реального мира, чтобы изменить записанное прошлое и спасти свою девушку, которой станет одноклассница главного героя. И в первой половине аниме старшая версия героя помогает ему общаться и начать встречаться с девушкой.

Посмотрев половину аниме, мы смогли обсудить тему будущего и прошлого. Играли в угадывание следующего эпизода и общего развития сюжета. Истории становились более полноценными, когда с участниками создавали отдельный рассказ и про других, второстепенных героев. Тем самым пробовали посмотреть на происходящее глазами других, не главных героев. Обозначали влияние каждого персонажа, пусть и не значительного, на ход истории. В течение 2 часов наблюдали и анализировали влияние встречи с собой из будущего, и что это встреча может забрать, и что может дать. Для себя мы отметили что, зная будущее, мы лишаем себя возможности искренне удивляться, а приятные встречи и приключения, превращаются в выполнение определенных задач. Тем самым мы лишаемся, как главный герой, полноценного переживания всех чувств и эмоций. Исходя из этих суждений в конце на вопрос, хотят ли они встретиться с собой из будущего или нет, участники клуба ответили отрицательно.

Самым запоминающим моментом этого занятия для меня стала попытка выяснить, когда же на самом деле у героев (у 16-летнего школьника и его одноклассницы) начали поваляться чувства друг к другу. Ведь в аниме он ухаживает за ней, потому что его старшая версия дал такое задание. Ответ был: когда им стало интересно общаться друг с другом, когда герои говорят искренне, и честно признаются в своих предпочтениях. Для меня было важно, что мы это проговорили.
Пятая встреча
Мы продолжили обсуждать аниме «Здравствуй мир», переживая за главных героев и пытаясь разобраться в разных измерениях.

Во второй части аниме главный герой остается обманутым самим же собой из будущего. Кроме этого, больше раскрывается жизнь и стремления старшей версии главного героя. Мы наблюдали за тем, что происходило с героем все эти 10 лет, как он менялся и каким стал. Обсуждали, что он получил и что потерял, пока стремился к своей цели. На этой встрече с помощью просмотренного аниме мы смогли составить послание себе будущему, которое может помочь сохранить то, что важно для нас самых сейчас. Послания были разные: для кого-то важно было не забывать друзей, а для кого-то не пропустить концерт любимой группы.

Были моменты манги, которые я открыла для себя только вместе с участниками. Например, эпизод, когда стоял выбор кто должен умереть - герой из настоящего или его старшая версия из будущего. И версия из будущего жертвует с собой, чтоб спасти себя из настоящего. Участнки отметили, что если б герой из настоящего умер, то не было б будущего, т.е. без настоящего будущее не живет. Но к сожалению, я не смогла помочь им осмыслить эту тему более выпукло, а эпизод осознать как глубоко символичный.

Разные временные измерения и влияние каждого поступка на будущее были такими же запутанными и местами не понятными, как и наше общее будущее на тот период. Это было в марте месяца 2022 года...
Шестая встреча
Последняя встреча была для меня очень важной и волнительной. Мы, как и в каждой встрече, обозначали себя персонажами из произведений, строили безумные и смешные истории о том, как эти персонажи могли бы оказаться в одном месте, и как бы они жили в одном мире. Особенностью этой встречи было то, что мы стали смотреть на историю каждого из нас через призму этих персонажей. К примеру: смотрели, как выбранные персонажи поступили в тех ситуациях, в которые попали наши участники. Поговорили, о поведении персонажей, если бы они учились в школе. Играя, определяли черты характера, которые привлекают нас в произведениях и потом угадывали их носителей. Рекламировали любимые манги друг друга и рассказывали про терапевтические стороны каждой манги и ситуации, в которых их читать рекомендуются. И тем самым я вернулась к теме «что нравиться в манге», которая не раскрылась на первой встрече. Для меня же открытием стало, что манги с агрессией становятся местом проживания своих собственных, не высказанных агрессивных чувств через прочтение. А романтичные и добрые аниме нужны нам, когда хочется приятных эмоций. Возможно это только маленькая часть ответа на мой вопрос, но получение такого ответа для меня оказалось достижением.

Встреча закончилась подбором цвета ниток для каждой пройденной встречи. Мы закрепили их, смастерив браслет. Получились очень яркие и разные браслеты, как и наше восприятие мира.
Все эти встречи не сделали меня экспертом в мире манги и аниме, но я благодаря проекту стала чуть лучше понимать свою сестру подростка, которая и стала причиной выбора такого проекта. Изначально я боялась, что не смогу воспользоваться практиками театральной педагогики, ведь я не была педагогом, и я ничему не учила подростков-участников. Но неожиданно для себя на каждой встрече мы узнавали для себя новое про японскую культуру, про значение символов, про разные мифы и легенды. Но самое важное для меня было поговорить о насилии, о ценности настоящего и будущего, отметить важность искренности в отношениях. И самое приятное было – признание участников, что наши встречи были местом, где они могут быть собой и поговорить о том, что им интересно. Ребята открыли для себя, что с незнакомыми тоже можно завести разговор, и теперь уже можно не так сильно бояться говорить с другими.
Наргиза Джакшыбаева,
театральный педагог, выпускница первого набора магистратуры
"Театральная педагогика и режиссура образовательной среды"
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda