26 ноября 2022 года в 11.40 в МГПУ по адресу Каменная Слобода, д.4 в рамках 10-й юбилейной Конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого «Педагогика искусства» состоится лекция профессора РГИСИ Сергея Черкасского «УРОКИ СУЛЕРЖИЦКОГО». Лекция проводится к 150-летию со дня рождения Леопольда Антоновича Сулержицкого(1872–1916).
Нравственная максима «без этики нет эстетики» определяла всю творческую жизнь Сулера – именно так все звали Леопольда Антоновича Сулержицкого – не только когда он режиссировал в МХТ («Драма Жизни», «Жизнь человека», «Синяя птица», «Гамлет») и ставил «Синюю птицу» в Париже, но и когда он участвовал в перевозе пяти тысяч духоборов в Канаду или печатал нелегальные статьи Льва Толстого или работал санитаром на русско-японской войне.
Толстой и Чехов, Горький и Андреев, Станиславский и Вахтангов не просто дружили с ним, но горячо любили его. Как, впрочем, влюблялись в лучезарного, деятельного Сулера актеры и солдаты, дети и крестьяне. «Ну, какой он толстовец? — воскликнул однажды Лев Толстой. — Он просто "Три мушкетера", не один из трех, а все трое!»
Главным делом Сулера оказалась театральная педагогика – создание и руководство Первой студией МХТ. Сегодня мы бы назвали ее школой лидеров – ведь здесь сформировался гений Михаила Чехова и Евгения Вахтангова, здесь родилась плеяда актеров и режиссеров, во многом определивших развитие российского и мирового театра ХХ века, — Ричард Болеславский, Борис Сушкевич, Алексей Попов, Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Алексей Дикий, Владимир Готовцев, Валентин Смышляев, Вера Соловьева — всех не перечислишь.
Но личность Сулержицкого, по словам П. А. Маркова, «далеко не исчерпывалась его сценическим делом. … Он был в равной мере учителем жизни и учителем сцены. Впрочем, учителем жизни более, чем учителем сцены». Ведь Сулер был истово и жизнерадостно увлечен «творчеством самой жизни», которое для него было неизмеримо шире, чем одно лишь сценическое творчество. И сегодня, перелистывая страницы его биографии мы невольно получаем важнейший урок — профессиональный и нравственный. А осмысление творческого наследия Сулержицкого может и должно помочь ежедневной практике современных педагогов.