Елена Попова
Театр – это пространство, где мы теряем время, ловим настоящее и попадаем в будущее

Текст о том, что делают в Интегрированной Театральной Студии «ИТС Круг», когда собирают новый спектакль
Мы в соцсетях

Когда я смотрю спектакль, меня часто мучает вопрос: что объединяет всех его участников? Что действительно мотивирует людей преодолевать энтропию вместе - делать постановку коллективом?

Когда мы только знакомимся – нам не нужно ничего чтобы быть вместе, достаточно шалаша толерантности [1] (поначалу легко игнорировать непонятные особенности друг друга) и готовности тратить время на развитие отношений, которые без дров не горят и не греют.

Если мы хотим быть друг другу больше чем просто горожанами – приходиться признать, что толерантности недостаточно, а горизонтальные связи не очень крепкие и глубокие. Большинство повседневных практик общения строится на осознанности, интеллектуализации, стремлении к индивидуализации и независимости, – являются своеобразными практиками одиночества. Но далеко не все члены современного социума могут приспособиться к такому миру – ни наши дети, ни наши старики – может быть, независимость, в том числе и бытовая, не ценность для них? Не выкидывать же их за борт нашего повседневного праздника!

Поиском таких форм культуры, где все участники общаются друг с другом и вместе развиваются, стало целью нескольких человек в 87-88 годах прошлого века. Вот буквально ходили по квартирам, приглашали людей, и не в последнюю очередь молодежь с инвалидностью. Коллектив педагогов и волонтеров – общественная организация «Круг», в течение последних 30 лет реализует проекты разного масштаба: особая школа для детей с интеллектуальными нарушениями, еженедельные занятия в инклюзивных группах, постановочные проекты, фестиваль Протеатр (панорама спектаклей с участием людей с инвалидностью). Вся системная работа Круга – это создание условий и реализация программ, использующих разнообразные социокультурные практики для полноценного развития ребенка, поиск адекватной формы развития субъектности каждого члена коллектива.

Ядром социокультурной деятельности является театр, в "Круге" в каждой программе (реабилитационной, образовательной, инклюзивной, родительско-детской) присутствуют разные формы театра: театр на теле, театр на столе, теневой театр, сюжетно-ролевая и театрализованная игра, пластический театр.

Вот что говорит о ценности театра как коллективной практике Наталья Попова, руководитель общественной организации "Круг": "Театр как форма культуры демонстрировал приемы сенсорной интеграции. Сейчас сенсорной интеграцией занимаются по преимуществу специалисты, но, судя по всему, потребность в ней растет – все больше детей нуждаются в удовлетворении сенсорного голода. В театральном действии происходит интеграция всех видов восприятия, создается основа для формирования целостной картины мира, единый телесно-экспрессивный код, развивается чувствительность к телесным выражениям другого человека, формируются ценности для данной группы и новый язык коммуникации". (Семинар "Подготовка особого актера в инклюзивном коллективе").

Театральные практики развивают восприятие и служат фундаментом для развития рефлексии, приемов и форм коммуникации. Есть масса средств (в том числе наркотических) и технологий, обостряющих или меняющих восприятие. Развивают ли они наши коммуникационные навыки, помогают ли нам понять друг друга лучше и точнее, делают ли наши отношения более открытыми, долгосрочными и устойчивыми? В нашем случае театр является альтернативным пространством! Здесь мы ловим совместное настоящее и созидаем общее будущее. Устойчивое выражение "театр – лучший из миров" не всегда соотносимо с поисками современного театра, но в этом смысле особенно интересны эксперименты в театральной инклюзии. "Это масштабная лаборатория культуры!" (НП, учредитель фестиваля «Протеатр»). Сегодня, когда инклюзивных проектов, как грибов после летнего дождя, разнообразие поражает и вдохновляет!

Наталья Попова педагог и режиссер Интегрированной театральной студии ИТС «Круг», часто говорит, что наше будущее – полимодально [2] . Некоторые считают, что это красивая утопия. Другие участвуют в жизни общественной организации «Круг» (в том числе в постановочной работе).

Интегрированная театральная студия начала свою работу в 1995 году в рамках реализации социокультурных проектов и образовательных программ общественной организации РОО СТР "Круг", (начало деятельности 1987; с 2007 реализуются авторские программы в структурном подразделении Центра детского творчества ГБОУ ДО ЦДТ "Строгино"). ИТС Круг – это молодежь без и с инвалидностью (например, с такими диагнозами как ДЦП, аутизм, шизофрения, соматические проблемы и генетические заболевания, и т. д.), включая профессиональных актеров, музыкантов и специалистов в разных областях – это нейроразнообразное сообщество.

[1] Например, понятие "толерантность" в сборнике статей, посвященном описанию возможностей объединения горожан на пути качественных изменений в жизни мегаполиса, определяется так: "Толерантность означает лишь то, что мы готовы мириться с некоторыми вещами, которые нам активно не нравятся (иначе это не толерантность, а, например, безразличие), — но в рамках определенных границ и до определенных пределов". С.24, Куренной В.А. Сила слабых связей. Горожанин и право на одиночество// В кн.: Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?. М.: Strelka Press, 2017. С. 14-29.


[2] Понятие "полимодальность" чаще всего используется в контексте психологических, педагогических исследований в сочетании с темой развития когнитивных способностей и редко встречается в искусствоведческих или культурологических дискурсах. "Полимодальность восприятия имеет структуру из восьми модальностей: кинестетической (восприятие двигательной активности), гаптической (активное осязание), висцеральной (восприятие внутренних органов, системных чувств, явлений ноцицепции), обонятельной, вкусовой, слуховой, зрительной, восприятие энергии". Бандурка Т.Н. Экспериментальное исследование полимодальности восприятия у субъектов образовательного процесса // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. 2010, С.213-218.
"Полимодальность – это наше будущее, так как она заключает в себе принцип целостности сенсорной организации, прием информации о мире разными каналами восприятия. Чувственное, эмоциональное, образное мышление – является ранней формой познания мира, значит присущее всем – и детям, и доступное большинству людей. Уделяя внимание развитию телесного и образного мышления, мы окажемся в более равноправном обществе". (НП, лекция "История театра глазами психолога").

По нашему опыту самый быстрый путь развития полимодального восприятия – через работу с глубокой проприоцептивной [3] чувствительностью, в которой созидается база для дальнейшего усвоения информации о внешнем и внутреннем мире человека, а также образ тела и его расположения в пространстве. Но быстрый не значит легкий. Не каждый из нас готов работать со своим телом системно, прислушиваясь к нему и пытаясь найти в нем физический, эмоциональный и интеллектуальный ресурс. В работе ИТС "Круг" мы начинаем с того, что доступно каждому: с пространства, где есть время для встречи с телом.

Опираясь на теорию "уровневой организации движения" Николая Бернштейна, Наталья Попова разрабатывает метод "Когнитивного движения". Глубокая работа с телом сочетается с комплексом упражнений и тренингов на сенсорную интеграцию (см, например практику эрготерапевтов [4] Энн Джин Айрес и Уллы Кислинг). Разминка, линейки тренингов (в том числе базовые принципы работы со стереотипами в пластической импровизации) и постановочный процесс – из этого состоит наша еженедельная движенческая практика, в которой органично совмещается решение эстетических и реабилитационных задач. Кульминация – музыкально-пластические спектакли ИТС «Круг».

Еженедельные репетиции и занятия всегда начинаются с часовой партерной разминки. Взгляните на фотографии: эта часть называется "активное отдавливание". В это время происходит развитие проприоцептивной чувствительности, формирование или коррекция мышечного тонуса, – тело обновляет свое представление о себе самом, своем положении в пространстве, вспоминает о травмах и говорит где-что болит, но и находит ресурсы.

[3] Проприоцепция - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных сегментов. Обеспечивается рецепторным аппаратом (проприоцепторами) в мышцах, сухожилиях, надкостнице, капсулах суставов, коже… См. подробнее напр. статью.

[4] Об эрготерапевте см. подробнее напр. статью.
Согласитесь, сегодня индустрия движенческих практик огромна! Боевые искусства, танец и цирк, манифестация силы и гибкости, акробатика, паркур, массаж и экстремальные виды спорта или просто бассейн и фитнес и даже медитация – все определяется как телесная практика. Казалось бы, вот наконец наступило время удовлетворения дефицита телесности [5] в культуре – наступила эпоха #movementculture и #bodymind. На рынке есть вся палитра от самых древних практик до новоизобретенных фитнес тренажеров, развивающих нетипичные нейрореакции: индивидуальные формы познания тела – это массовый тренд. Вроде бы каждый способен найти себе по вкусу? И сконструировать новое тело.

Да, обращение к телу и телесности (как и к природе вообще) – дело рискованное, далеко не каждому подойдет рыночный спектр телесных услуг. Тело – это самое дорогое, что у нас есть, наше здоровье, физическое и психическое. В нем много стихии, эмоционального, чувственного – тело так и осталось неподвластно интеллекту, что уж говорить о сознательном, головном контроле над телом и действиями, (мы все быстро устаем, но не понимаем когда и почему, где-то в воображении хочется быть сильными, владеть телом и все уметь делать). Доверить все это магистрам йоги? Без ироничного комментария не обойтись! Действительно, отчего возникает уверенность в том, что какой-то мастер может понять мое тело лучше, чем я сам или способен предложить более достойную движенческую технику и дисциплину, чем повседневное лежание, сидение и прогулки? Отстаивая независимость от родителей, руководства, гос.системы, брендов и маркетинговых ловушек не хотелось бы оказаться под властью трендов телесных практик и конструктов коллективного тела.

Развивая идеи теории Берштейна и сенсорной интеграции, в ИТС "Круг", мы ищем безопасное движение, исключающее травматизм и жесткий интеллектуальный контроль над телом, дискриминационное отношение к нему. Когнитивное движение то, в котором тело самосознается, узнает свои ограничения, слабые места, находит ресурсы, готово постоянно обновлять информацию о себе самом и окружающем мире. Люди с инвалидностью, подростки, готовые рисковать, и интеллектуалы – оказываются равными в потребности учиться понимать свое тело (не как инструмент, а как равноправного партнера).

[5] Подробнее см.: Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека (концепты: культурная форма, культурный дефицит, субкультура, интериоризация // Теоретическая культурология (Серия «Энциклопедия культурологии»). РИК, 2005
Еще один очень важный момент нашей работы – среда и группа. Проблема принятия другого человека начинает решаться с принятия его телесности. В современной культуре прикосновения табуированы (когда это произошло? задолго до пандемии, она лишь обострила этот дефицит), они либо формализованы, либо допустимы в ситуации близких, например, семейных отношений. Когда попадаешь в наш инклюзивный коллектив, замечаешь, что здесь общение более непосредственно, здесь меньше стесняются своей телесноэмоциональной природы; все мы открыты там, где чувствуем себя в безопасности или в том случае, когда искренняя коммуникация оказывается ресурсным опытом, дает всем ее участникам новые перспективы. Вероятно, от интеллектуального нарратива современный человек уже устал, а невербальную коммуникацию еще не освоил. В разминке и упражнениях мы узнаем о теле то, что не считывается через аудиовизуальные каналы и поверхностную чувствительность в быстрых обнимашках (хотя в них тоже много чего узнаешь, о себе в том числе). Бесспорная ценность в том, что мое тело создается в отношениях со столь разными людьми, у каждого другая телесность. Мы учимся (поэтому в названии ИТС "Круг" есть слово "студия") понимать, выражать и вступать в невербальный диалог со своим телом и телом другого человека. На основе такого контакта развивается глубокая телесная эмпатия.
Может быть потребность тела больше, чем насыщение нас физическими ощущениями, тело продуцирует символы и смыслы. Ретроспективно просматривая все постановки ИТС «Круг» замечаю, что во всех своих партитурах учусь внимательности и телесному доверию, спонтанности и открытости, в отличии от профтанцоров мы же не осваиваем технику. В импровизации (финальная часть каждого занятия) и спектаклях ИТС «Круг» имеет значение качество диалога; импровизация это всегда встреча и партнерская практика, (даже если это соло – это диалог с телом, пространством, музыкой, зрителем), телесно переживая и выражая красоту общения, созидаются новое содержание. Здесь всем приходиться отказываться от стереотипов и эстетических образцов, искать новые выразители искренности.
При работе над спектаклем, в тренингах и импровизациях, мы исследуем динамику природных и социальных процессов, в том числе находим возможность выразить простые чувства через работу с весом и центрацией, переживанием целостностности тела. Задачи для поиска партитуры исключительно физические: качание позвоночника, воздушность в прыжках, полетность, работа в команде – это набор к спектаклю "Футуроны. Единицы будущего".

Понятно, что все спектакли вырастают из подручных материалов, но в нашем случае именно тренинги позволяют понять, что конкретного из предлагаемого нами и режиссером-психологом актуально для каждого и для всех, то есть телесно резонирует в нашем нейроразнообразном сообществе.

Инклюзия начинается с принятия себя, открытия собственных ресурсов, с того что мы готовы преодолевать собственную ограниченность и сами развиваться в отношении Другого. Сейчас работаем над постановкой "Время бежит наверх", на репетициях звучат задачи: вес "везде и нигде", цикличность и повторение, пластичность и текучесть. Ясно, что найти в своем теле все эти качества труд не одного дня.

Спектакли вырастают из тела, в прямом смысле слова. Но как об этом писать?

Когда мы смотрим спектакль, о чем мы думаем, что чувствуем? Что захватывает нас? Спецэффекты, красивая музыка, яркое слово, подвиги тела, работа актера над эмоциональным образом, коллективное одиночество, витальность, гармоничное тело, коллективное действие?

Премьера спектакля "Время бежит наверх" – 28 апреля 2021, Центр им Вс. Мейерхольда

подробнее об общественной организации Круг – https://krug.ngo/

и проектах театральной студии – https://krug.ngo/teatr-pro/

анонсы событий – https://www.facebook.com/ITS.KRUG

подробнее о фестивале Протеатр – https://proteatr.ru/

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda