Олег Анатольевич Волынцев
О фестивалях

или

Переживание радости творчества и общения

Мы в соцсетях
ПОЗНАКОМИМСЯ
По образованию я актёр драматического театра и кино. Около десяти лет проработал в качестве актёра - начало деятельности было в Областном драматическом театре им.Грибоедова в городе Смоленске, затем Краснодарский молодёжный муниципальный театр ТО "Премьера", в это время я также кроме артистической деятельности пробовал себя в качестве постановщика пластических и хореографических сцен, что в дальнейшем перешло в работу режиссёра по пластике.
В 2000 году после окончания ассистентуры - стажировки на кафедре сценической пластики Гитиса остался преподавать в институте учебные дисциплины: сценическое движение, сценическое фехтование, театральная биомеханика Вс. Мейерхольда.

Олег Анатольевич Волынцев, доцент кафедры сценической пластики Российского института театрального искусства - ГИТИС, Генеральный директор АНО "Центр развития и поддержки культурных проектов "Территория АРТ", директор фестивальных проектов.
За время работы в театре мне довелось поработать с разными мастерами. Такими как Шапиро А.Я., Бычков М. Н. , В.Рогульченко (ученик А. Васильева), П. О. Хомский и другими интересными мастерами - режиссёрами, хореографами, театральными педагогами. Был небольшой опыт в кино в эпизодах, также скромный каскадерский опыт в нескольких картинах.

В фокусе творческих интересов в настоящий период времени - театральная педагогика, а также по мере возможности постановочная деятельность, в основном это специфика пластических сцен. Ну и постановки со студентами в направлении физического, пластического театра, которые порой становятся дипломными спектаклями. Уже несколько выпусков работаю в мастерских режиссёрского факультета ГИТИСА: мастерская С.В. Женовача, мастерская Е.Б.Каменьковича; на факультете эстрады ныне "новых направлений сценических искусств" - мастерские Гаркалина В.Б., Панкова В.Н., ШанинойЕ.Ю., актерском факультете мастерская Геннадия и Натальи Назаровых, факультете музыкального театра. Работал также в мастерских Кончаловского А.С., Хазанова Г. В., Тителя А.Б., Виктюка Р.Г., Бармака А.А., Ансимова Г. П., Бертмана Д.А. и др., в общем опыт был довольно разнообразен и богат...

Поскольку основная практика это педагогика - то и основные задачи и интересы творческой реализации находятся в области взаимодействия с учениками, студентами. И здесь, пожалуй, важно увидеть, рассмотреть творческую индивидуальность ученика и выстроить весь процесс взаимодействия как творческое партнёрство, направленное на реализацию развития будущего актёра, направить его вектор обучения на познание, раскрытие своего потенциала, осознанность восприятия. Для меня очень важно здесь найти контакт со студентом, чтобы этот процесс был взаимоинтересен, тогда и его продуктивность возрастает и открытий случается больше.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ФЕСТИВАЛИ
В 2006 году как-то случилось так, что мне поступило предложение от СТД поучаствовать в любительском театральном фестивале, если я не ошибаюсь это был фестиваль благотворительного фонда "Роза ветров", и как-то после этого в моей жизни пошла целая череда участия в детско-юношеских театральных проектах, и боюсь уж здесь ошибиться. Это было и Похвистнево, и фестиваль в Резекне (Латвия), и в Силламяэ "Любителивы?"(Эстония), и Мурманск в ДТШ, фестиваль "Грани", с которым я сотрудничаю до сих пор.

Уже десяток фестивалей прошло точно. И в Соликамске "Территория детства", в Губахе "Круг друзей", и "Пролог-Весна", и Омск "Неделя экспериментального театра", и Ольхон "Сибирская рампа", и "Дети играют для детей " в Сызране, Самарская область, в Канте Красноярский край, в Серпухове - проекты Розы ветров, Екатеринбург "Театральный перекрёсток", Тюмень "Театральная революция". Был период долгого сотрудничества с творческим объединением "Культура" Ханты -Мансийского АО, где в разных городах проходили ежегодные режиссёрские лаборатории, как в рамках фестивалей, так и самостоятельные - это и Югорск, и Муравленко, и Ханты-Мансийск и Нижневартовск, и Урай... Были разнообразные фестивали и в Сочи, и в Санкт-Петербурге, и в Волжском...
Если выйти за рамки любительских фестивалей, то с 2016 года и по настоящее время являюсь директором и режиссёром Гала-концертов Международного фестиваля сценического фехтования "Серебряная шпага", который проводит наша кафедра и ГИТИС.

В общем, если повспоминать, то ещё найдётся точно не менее десятка других фестивальных проектов. Какие-то из них радовали, какие озадачивали, какие-то становились неожиданно интересными... Ценным для меня были проекты, в которых был "дух" творчества, дух фестивального общения.

Фестивали были разные. Были так называемые многожанровые, где в рамках одного проекта проходит несколько направлений искусства: вокальное, танцевальное, театральное, цирковое и пр., были именно театральные. Были детские, юношеские, взрослые, в которых разводились возрастные категории, были общие, без специального разделения возрастных категорий... Различались и по месту проведения, которое тоже диктует свои правила - и на сценических площадках различных конфигураций и на выстроенных (сооружённых) подиумах и в природных декорациях... Моё участие в этот период во всех фестивальных проектах проходило в качестве члена жюри и также педагога мастер-классов по сценическому движению.

И вот, в результате таких разных встреч, разных фестивальных форматов и открытий интересных детских и юношеских коллективов возникла идея сделать свои проекты, в которых хотелось реализовать собственное видение подобного фестиваля, проекта, который бы вбирал те особенности, которые были наиболее ценны и важны для меня.
АВТОРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Надо сказать, что ещё одним немаловажным фактором в моём решении реализовать свой собственный проект, было то открытие, что я увидел несколько очень интересных по настоящему творчески существующих коллективов, во главе, конечно же, с их руководителями - сподвижниками своего непростого дела. Я открыл для себя людей очень интересно творчески мыслящих и развивающихся и способствующих такому же развитию детей, которые пришли в их коллектив. Я увидел, что это не просто детское времяпрепровождение, рассчитанное на отвлечение и развлечение, что, наверное, тоже само по себе не плохо. Но для меня наиболее ценно было знакомство с коллективами, где происходит творческое развитие. Я понял, что на подобных проектах можно с детьми и подростками всерьёз поразмышлять о жизни, литературе, искусстве, здесь будет прививаться любовь и вкус к настоящему искусству, происходить культурное развитие юной личности, здесь возможно настоящее живое общение, социализация детей, юношества. Здесь важен разговор с ними. Пожалуй, вот эти размышления и легли в основу идеи о создании своего проекта.

Свою миссию мы определили так: формирование творческого сознания личности.
Театральные витражи
Так возникло видение своего фестиваля, в котором соединилось бы творчество на основе театрального искусства и человеческое общение - живое, непосредственное, построенное на обмене творческой энергии. Где, на каждом проекте происходит единение, творческий обмен, атмосфера театральной стихии, игры и, пожалуй, самое важное это переживание радости творчества.

Поскольку моей основной деятельностью является театральная педагогика, то особое значение на наших фестивалях для меня имеет блок учебный.


Первым проектом, который в этом году прошёл уже в двенадцатый раз стал Всероссийский фестиваль - творческие мастерские "Театральные витражи".

Формат этого проекта состоит из двух частей: первые три дня мы смотрим спектакли - все участники, экспертный совет, зрители. В финале каждого дня показов мы собираемся на режиссёрскую лабораторию - это руководители - режиссёры, экспертный совет. Здесь всё достаточно понятно - происходит разбор увиденных работ. В это время для всех детей - участников фестиваля мы даём определённые творческие задания, которые связаны с театральными азами - это может быть задание на создание атмосферы места действия, по выбранным определённым сценам из пьес или литературных произведений, например, которые потом мы тоже обязательно смотрим. Это может быть задание сделать несколько смысловых пластических мизансцен-картин по заданным произведениям - это могут быть, например, сказки, которые потом, мы также всем фестивалем должны будем угадать и т.д.

У нас есть обязательно короткая программа для всего фестиваля, которую мы назвали "Территория дружбы", где мы придумываем какую-то общую активность для всего фестиваля, направленную на объединение всех участников проекта. Практически каждый вечер на протяжении всех фестивальных дней мы придумываем какие-то действа и активности. Вторая половина этого фестиваля это мастер-классы для участников и руководителей по пяти различным театральным дисциплинам. Заканчивается она общим просмотром открытых занятий всех групп, занятых в мастер-классах.

В эти же дни добавляется экскурсионная программа по местным достопримечательностям. Ну и финальный аккорд, уже после закрытия - либо дискотека, либо вечер подарков и сюрпризов и пр.

Для меня является важным, чтобы весь фестивальный процесс был организован и заполнен общением, погружён в атмосферу творческой пробы, переживания созидательных эмоций.
Театральные витражи. Мастер-класс
Ещё один из не менее значимых аспектов на наших проектах - это команда жюри и педагогов. Я очень внимательно отношусь к приглашению людей в состав жюри, я ищу высокопрофессиональных специалистов, которые, не только являются первоклассными мастерами своего дела, но и разделяют наш творческий фестивальный порыв, его дух и, конечно же, становятся частью всего проекта. Здесь важно понимание того, что коллективы, которые к нам приезжают разные и территориально, и по своим возможностям и способностям, разные и их руководители... Они имеют разную профессиональную подготовку и разный педагогический опыт. Поэтому в нашем общении жюри с командой руководителей основной посыл направлен на то, чтобы помочь, поделиться опытом, подсказать что-то, сделать так, чтобы захотелось работать дальше... Для меня здесь важно уважительное и профессиональное отношение членов жюри к фестивальным показам и авторам этих работ - режиссёрам и самим исполнителям. Если кто-то из членов жюри вдруг не вписывается в силу разных причин, и в том числе из-за особенностей своей творческой индивидуальности в такую модель, то в дальнейшем я не вижу смысла продолжения сотрудничества. Впрочем, такие же критерии работают и при формировании коллективов участников фестиваля. Если вдруг оказывается, что коллектив настроен вразрез с принципами нашего творческого общения, то далее мы уже не видим возможности его участия в наших проектах.
Команда фестиваля
В этом смысле я, к примеру, не приемлю нездоровую атмосферу соревновательности, хамство, эгоизм, где основной посыл- "мы лучшие", мы "порвëм всех", мы существуем сами по себе. И это то, чем озабочен коллектив. Такое я не приемлю, резко против этого - и мы не берём в дальнейшем такие коллективы к себе на проекты.

В этом ключе можно порассуждать, что можно выбрать модель без распределения мест, деления по номинациям. Я всё-таки пришёл к выводу, что в данных реалиях, мне ближе форма, где присущ здоровый соревновательный дух. Это, на мой взгляд, помогает участникам быть более собранными, организованными, задаёт определённую планку ответственности. И при всей субъективности оценки, все-таки позволяет увидеть какие-то ориентиры для своей работы - это касается, конечно, в большей степени старших участников и режиссёров- руководителей, хотя впрочем и малышей тоже, если в коллективе налажен диалог между детьми и руководителем. Это имеет ещё и оттенок образовательного ориентира. Да и оценка твоей работы жюри это ещё и осмысление, анализ. И, в конечном итоге, возможность порадоваться за себя и за своего собрата по цеху, где-то погрустить, где-то наоборот встряхнуться. Это ещё важно и с точки зрения воспитания чувств, приятия "другого". Здесь необходимо правильно определить отношение к этому, где должны помочь и руководители тоже. И ещё мне кажется такая оценочная модель, если она справедлива ,конечно, насколько это вообще возможно в искусстве, позволяет уйти от необязательности и излишней "милоты", когда всё прекрасно и замечательно и тут появляется много возможностей для размытия любых критериев и образовательных и воспитательных в том числе.

Вообще, мне кажется, суть фестивалей в том, чтобы происходил обмен. Обмен впечатлений, энергий, эмоций, творчества, поиска, мнений и размышлений, происходило живое общение. Это то, что помогает уйти от собственной зацикленности, "застоя", помогает развиваться всем участникам этого процесса и маленьким артистам, и взрослым, и режиссёрам, и руководителям, и организаторам, и даже педагогам и членам жюри...

И в этом смысле для меня, конечно, более ценны фестивали, проходящие в живом общении в форме непосредственных встреч "живьём". Хотя, из нами проведённых с 2009 года 37 фестивальных проектов, четыре мы провели в онлайн дистанционно. Это была вынужденная история, связанная с пандемией. Но это отдельный разговор.

На наших проектах для меня самое ценное это создание духа фестивальной жизни, живого общения, партнёрства, большой общей команды и радости совместного творчества. Всё это, конечно, в купе с показами, с мастер-классами и всеми остальными фестивальными мероприятиями.

Конечно, важно и то, чтобы случались интересные показы. Это не всегда происходит одинаково хорошо. Бывает, год на год не приходится. Но всегда на фестивале есть две-три работы (бывает и много больше), которые становятся приятными творческими открытиями, что придаёт дополнительный смысл всей этой непростой истории под названием фестиваль.

В показах очень важно именно то, что происходит обмен творческим поиском, пробами, энергией. Это становится новым прекрасным опытом, как для режиссёров руководителей, так и для самих ребят. Когда есть возможность размыкания на другие "истории". Я здесь имею в виду разность коллективов, разность взглядов, эстетик, тем, творчество других и, конечно, возможность поделиться своим. Это становится также и образовательной составляющей, этакое активное "наблюдение". Сами же мастер-классы дают возможность вобрать в себя то новое, с чем ты ещё не знаком. Происходит это посредством взаимодействия с педагогами и тех методик, которые они используют. Что позволяет тоньше и внимательней, обострённей, прислушаться к самому себе, поскольку сама атмосфера такого нового непривычного блиц общения на практике, способствует новым личностным открытиям.

Ещё одним ценным фактом на наших фестивалях для меня является "наблюдение" роста и взросления наших участников в прямом и переносном смыслах. Потому как часто ты с ними знакомишься, когда им 10 лет, а потом понимаешь, что сегодня ему уже 18...!!! И он эти годы рядом, здесь, взрослеет, меняется...
Театральные витражи. Награждение
Если говорить о партнёрах в процессе самой организации, то мы конечно взаимодействуем в первую очередь с теми площадками, на которых проходят наши проекты. Это бывает, порой, совсем непросто, потому что в наше время не всегда и далеко не у всех есть понимание такой "творческой жизни" и немаловажным становится момент финансовый. Здесь либо мы не сходимся и тогда ищем другие площадки, либо находим компромиссы. Нередко нам содействуют и административные структуры города или Управления, и Министерства культуры, за что им огромное спасибо. Хотя это вносит тоже свои особенности взаимодействия.

Наиболее сложным в процессе организации проекта для нас является поиск локации, поскольку, как правило, каждый наш фестиваль этот новое место действия. И здесь сложность в том, чтобы подобрать место, которое бы отвечало нашим целям и идеям. И связаны эти трудности и с поиском подходящей площадки, и с размещением/проживанием, и транспортной доступностью, и с питанием. И нужно, чтобы всё это как-то сошлось, и было достойным.

Особая сложность - это условия предоставления площадки под показы, помещений под мастер-классы и взаимодействие с принимающей стороной, включая и определяющую во многом финансовую составляющую. Не везде, даже в тех заведениях, где основные приоритеты деятельности это детско-юношеское дополнительное образование, чужие проекты будут интересны или тем более выгодны. Пожалуй, в этом и есть основная проблема - если фестивали не имеют чёткой географической принадлежности - найти место, чтобы всё сложилось в пользу вашей идеи. И здесь основополагающим моментом становится ваша команда организаторов. Тех людей единомышленников, которые работают в эти моменты с вами буквально 24 часа в сутки.

У нас есть маленькая, но очень сплочённая команда - ядро оргкомитета, которая и занимается этим самым сложным и важным моментом организации. Потому так необходимо, чтобы была выстроена до мелочей вся логистика, выстроен подробный алгоритм действий.

Тем, кто хочет сделать свой фестиваль, я бы посоветовал сначала чётко определиться с идеей вашего будущего проекта. Понять, почему вы хотите сделать свой проект, что вас творчески к этому мотивирует, и тогда уже собрать единомышленников. Пусть это будет не большая команда, но те люди, которые мыслят вместе с вами, продолжают и дополняют ваше видение, заинтересованы в его осуществлении. Далее очень конкретно определить план и подробный алгоритм ваших действий, ну и затем непосредственно приниматься за реализацию вашего дела.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda