Ольга Боброва
Драконы и принцессы детского театра
Мы в соцсетях
Меня пригласили работать в творческий коллектив детского центра в марте 2017 года. Сначала была одна группа детей в возрасте от 7 до 9 лет. Предыдущий педагог, проработав с ребятами два месяца и уже начав с ними что-то репетировать, ушла. И представление детей об актерской работе сводилось к тому, что сразу нужно «выступать» на сцене. Поэтому основная сложность вначале была в том, что практически все хотели продолжить репетиции, а уровень готовности детей воспринимать подготовительную работу был достаточно низким. Вторая сложность состояла в том, что несколько детей до этого уже занимались в разных театральных студиях и желание выделиться среди всех стало для них первоочередной задачей. В то же время, среди детей группы были такие, которые недооценивали свои возможности, поэтому всего боялись, не представляя, что может быть иначе. То есть разношерстная компания никак не могла найти общего языка.

Основной принцип работы в нашей театральной студии: ИГРА – основа всего. Мне нужно было не просто сплотить коллектив, а дать почувствовать, что нет главных, лишних, второстепенных. Поэтому, начав с тренингов, мы постепенно стали «двигаться» к пониманию того, что театр – это не только главные роли, примадонны и овации, что есть партнеры, которых нужно уважать, услышать, увидеть, почувствовать; что важно существовать органично, во взаимодействии, понять, что мы делаем одно общее дело. И еще, что немаловажно, получать от этого огромное удовольствие.

Весь этот процесс происходил достаточно долго. Мы в тренинге просто играли, что само по себе для ребят было открытием. Постоянная смена партнеров: игра в паре, объединение в общей игре, создание игровой ситуации в пространстве с предметами и без, – «раскачивало» самооценку и создавало поле для общения. Однако желаемых результатов в глобальном смысле сразу это не принесло. Все случится гораздо позже. И не нужно надеяться на скорый результат. На чудеса требуется время! Это нормально, я это понимала.

Начиная занятия, необходимо учесть, что оценочная составляющая (к которой мы так привыкли в школе) не должна «выпячиваться». Очень важно для меня, заинтересовывая и мотивируя ребят на действие, работать на положительном подкреплении. Оценку «плохо» нужно выбросить из своего лексикона. Лучше безоценочно направить вопросом, подсказкой или «подбрасывая» новые действия. Для меня возможны комментарии: «гениально», «божественно» и т.д., «а давай еще попробуем…». И в результате позыв к действию срабатывает, ребятам хочется делать еще как-то, еще интереснее.

К сожалению, на данный момент очень немногие дети понимают, что такое «играть», как это делать и что от них хотят. То есть опыт ролевой игры очень маленький или его нет совсем. Это происходит в силу разных причин, которые мы сейчас объяснять не будем. Вначале многие были удивлены и растеряны от того, что происходило. Стеснение, неуверенность, скованность в движениях, просто желание комиковать или спрятаться было ведущей формой поведения.

После долгих и мучительных размышлений о том, как выйти из этой ситуации, родилась идея изменения пространства. Но так, чтобы, попав на очередное занятие, ребята не узнали привычную обстановку, чтобы появилась первая живая реакция на происходящее. Далее, опомнившись, нужно было понять, осознать и, включив воображение, начать игру сразу, без подготовки и размышлений. Я была точно таким же равноправным участником игры, что сразу исключило в моем лице наблюдателя или цензора. И о чудо! Случилось то, что происходит с детьми, когда они искренно, открыто и с неподдельным любопытством создают свой ни на что не похожий мир. Первый раз с начала занятий в студии мы играли все вместе! Если детям дать возможность самим проявлять инициативу, они сами придумывают игровые ситуации и способы игры, учатся импровизировать.

Перед началом занятия дети толпились в коридоре, не понимая, почему им сразу нельзя войти в класс. После того как их всех вместе пригласили, они от неожиданности увиденного застыли у порога, осматривались и обсуждали между собой, что тут происходит. Из легкой укрывной пленки я соорудила инсталляцию, чем-то напоминающую логово паука. Начиная игру, я, выглядывая из укромного места, предложила детям осторожнее проходить, так как возможны опасности, которые подстерегают на каждом шагу. Ребятам игра понравилась, и с абсолютной непосредственностью они приняли условия, погрузившись в атмосферу таинственности. То, каким образом мы выбирались, придумывали сами дети без моей помощи. Когда мы сбежали из этого логова, после минуты бурной радости я предложила детям придумать, во что можно поиграть, если поменять место действия. Предложений было много, но говорить о чем-то неожиданно креативном не приходится. Все это появляется с опытом. Но даже самые простые предложения воспринимались сразу и проигрывались.

Занятия в студии проходят два раза в неделю по полтора часа. За это время необходимо наиграться, освоить азы актерского мастерства и…, о ужас, за короткий срок поставить спектакль. Все разговоры с администрацией о необходимом временном промежутке на подготовку детей уходят в песок. Сколько не убеждай, доказывая, что детям нужно время на освоение материала и на «открытие» себя, - бесполезно. Основной аргумент административных работников основывается на том, что родителям нужен результат сразу. Интернет пестрит рекламой театральных студий, которые яркими буквами сообщают о подготовке актеров за два месяца. Возможно, это работает и такой маркетинговый ход приносит свои «плоды» - группы пополняются новыми учениками. Это, безусловно, приятно! Однако очень хочется познакомиться с уникальной программой обучения, позволяющей вопреки детской природе выдать на радость родителям и стране гениальных актеров в сжатые сроки.

На мой взгляд, необходимо активно «внедрять» родителей в театральный коллектив. Это позволит им познакомиться с процессом изнутри и ощутить на себе всю радость творческих исканий. В нашем случае я приглашала родителей не только на собрания по поводу занятий и постановок, но и как мощную поддержку при изготовлении декораций, костюмов, реквизита. Совместные поездки в театр, на экскурсии, ставшие традицией праздники и дни рождения, в общем, все события, которые объединяют и дают возможность лучше узнать друг друга, сделали коллектив дружным, целостным.

В игре проявляются темы, интересующие ребят, и это может стать основой будущих спектаклей. Нужно было выяснить, что им интересно, какие темы их волнуют и во что играть. В процессе выделилась тема пиратов, моря, кораблей, морских приключений. Поддерживая интерес к этой тематике, мы ездили на экскурсию на верфь. Там мы посмотрели, как строятся корабли, узнали, как всё работает, учились вязать морские узлы и узнали премудрости морских походов. Параллельно я начала поиск материала. И вот, казалось бы, все сложилось: дети «живут» в этой игре с удовольствием, импровизируют, НО…

Неожиданно выясняется - интерес к постановке пропал. Наигрались! Получается, вся работа впустую? Нет, не в пустую. Я поняла: прожив эту историю со всех сторон, они заскучали. Если пропал интерес на начальном этапе работы новой группы, то не нужно цепляться за материал. Главное не упустить желание играть в удовольствие. Мы остались в ситуации «подстегивания» сроков показа - требование администрации. Нужно было срочно искать хотя бы новую тему.

А что им интересно выяснилось на следующем занятии. Так появились драконы, рыцари, принцессы. Можно было бы взять любую сказку из уже существующих, но это бы не касалось проблематики самой группы. Замечая эгоистичное поведение некоторых ребят в студии, я понимала, что новая пьеса должна была помочь проиграть сложные ситуации и отношения друг с другом. Важно было прописать роли таким образом, чтобы каждый персонаж смог выразиться в этой теме. Поэтому возникла необходимость написать свою пьесу. Так родился спектакль «Принцесса и Дракон».

Сюжет пьесы очень простой. В одном королевстве жил Дракон, он был достаточно молод: всего каких-то сто лет. И был он в этом королевстве один - единственный. Дракон особенный, необычный, потому что он был совсем добрый и никогда ни на кого не нападал. В королевстве Дракона любили и берегли. И вот однажды, в день его рождения, когда он собирался есть свежеиспеченный торт, в дверь постучали. В пещеру вбежала Принцесса. Она требовательно закричала: «Вы обязаны на мне жениться!». С этого момента и начались все приключения бедного Дракона. Но все закончилось хорошо и весело.

Мы проверяли материал на площадке. Корректура происходила спонтанно и безболезненно, исходя из обстоятельств. Сами написали, сами и исправили.

Назначение на роли изначально не озвучивалось детям. В репетициях каждый имел возможность поиграть в разные образы, почувствовать на «собственной шкурке» «твое» или «не твое». Кроме этого, разнообразие характеров, сыгранных в процессе репетиций, - прекрасный опыт для ребят.

Не секрет: если вы выпускаете спектакль не в детском репертуарном театре, то возможности «катать» его не так много. Первые зрители - это родители, администрация и дети из других коллективов. Этим все, к сожалению, как правило, и ограничивается. Другое дело - выход на «большого» зрителя, пришедшего посмотреть спектакль не из родственных чувств, а из интереса. Поэтому фестиваль - это прекрасная возможность себя показать в новых условиях.

С другой стороны, знакомство с разными театральными коллективами, атмосфера фестиваля, мастер-классы и обсуждения, возможность других посмотреть. Что уж говорить про выезд в другой город? Конечно, объем впечатлений от самой поездки и от происходящего на фестивале останется у ребят надолго. А приобретенный опыт выступления и общения с «соратниками по цеху» трудно переоценить. И как уже повелось в нашем коллективе, с детьми поехали почти все родители. Если до фестиваля родители, принимая активное участие в жизни коллектива, не совсем понимали ценность происходящего, то по возвращении ситуация резко изменилась. Напитавшись фестивальной атмосферой и волнениями, они вынесли, на мой взгляд, самое главное: общение в родительской группе перешло на дружеский уровень, появилось ощущение важности дела, которым занимаются дети. Ценность каждого в коллективе стала очевидна для всех родителей. Появилось больше доверия ко мне как к педагогу.

На фестивале «Карусель» в городе Рязань мы получили приз за лучший спектакль в детской категории. Одна из актрис получила приз за лучшую роль второго плана. Для нас это было неожиданностью, тем более что мы выезжали первый раз. Нашей задачей было «повариться» в фестивальной атмосфере, познакомиться с таким явлением, как фестиваль, и попробовать свои силы на «открытого» зрителя. Радости детей и родителей не было предела.

Это все, безусловно, прекрасно, но есть и свои трудности, возникающие после получения народного одобрения. Продолжение эйфории от признания длилось долго. Состояние активной «звездности» мешало настроиться на занятия. С большим трудом мы пережили эти неприятности, и в данный момент идет активная работа над новой постановкой.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda