Алексей Ракульцев
Лаборатория домашнего театра
Мы в соцсетях


Разговор о лаборатории домашнего театра стоит начать с того, что пришлось пройти длинный путь проб и ошибок до того, как эта практика приобрела осмысленный и цельный вид. Я успел набить шишек и добиться определённых успехов, проводя подобные события в онлайн и офлайн формате, и даже умудрился в ГИТИСе защитить магистерскую по теме домашнего театра. И всё равно первая лаборатория в Алматы оказалась особенной, непохожей по формату ни на одну из предыдущих и принесла новый уникальный опыт. Но обо всём по порядку.
Меняющиеся форматы
Вспоминая, как проходили встречи в Екатеринбурге онлайн в 2021 году и офлайн в 2022, я наблюдаю общую тенденцию. Во-первых, это всегда были занятия, на которых родители и педагоги набирались опыта, чтобы потом воспроизвести его дома с детьми. Во-вторых, эти встречи были довольно плотно нагружены теорией. То есть мы говорили про методики обсуждения спектаклей (и практиковались), после был день театральных игр, где мы подробно обсуждали, для чего нужна та или иная игра, в третий день занимались простым разбором текстов сказок (выискивали событие), кратко обсуждали то, каким бывает театр, и сразу шли в пробы постановок спектаклей.

Лаборатория, которая проходила онлайн, была сугубо теоретическая и вся практика проходила в формате домашних заданий «сделайте вместе с детьми». С одной стороны, такой подход помогает лучше разобраться в материале, с другой стороны, может утомить участников и участниц.

Лабораторию в Алматы мы организовали командой театральной платформы инклюзивного и социального искусства ADAMDARt. Она содержательно приросла театрально-педагогическими методиками, но задумывалась, по подобию предыдущих, как серия встреч с родителями и педагогами, на которых мы вместе обсуждаем и пробуем на практике различные методики театральной педагогики, позволяющие создать событие для детей в домашних или школьных условиях. Но всё изменилось с первой же встречи.
На первом занятии мы собирались поговорить про такое понятие, как «событие», обсудить его роль в развитии ребёнка, понять может ли спектакль стать событием и что для этого нужно. В практической части встречи мы хотели опробовать одну из методик обсуждения спектаклей с ребёнком. Одна из участниц лаборатории, по счастливой случайности, пришла на занятие с пятилетним сыном. Ей было просто не с кем его оставить, и она попросила разрешения, чтобы он «тихо посидел в уголке» пока идёт встреча. Но мы с вами знаем, как пятилетки умеют сидеть тихо, пришлось выкручиваться.

Пока шёл разговор о «событии», мы попытались игрой отвлечь юного участника. Получилось не очень хорошо, потому что гораздо интереснее то, что там делает мама. Слегка скомкав теоретическую часть, мы перешли к практике – обсуждение спектаклей. В нашем случае, мы обсуждали мультфильм «Большой Ух» методикой «Шапка вопросов» (авторы А. П. Ерошова, В. М. Букатов). Тут уж молодой человек подключился к разговору на сто процентов и добавил в него нотки непосредственности.

По результатам первой встречи мы решили полностью изменить формат занятий, так чтобы родители могли приходить вместе с детьми, выполнять творческие задания и пробовать почти каждую встречу создавать небольшие спектакли. Так занятия на лаборатории домашнего театра стали поводом для совместного творчества родителей и детей.
Содержание встреч
Занятия в рамках лаборатории наполнялись так, чтобы взрослые вместе с детьми, набирали общий неформальный контекст и разный совместный творческий опыт, который смог бы им помочь или вдохновить на создание домашнего спектакля. Так, например, на одной из встреч мы практиковали методику «Бумажное существо», которую видоизменили под цели лаборатории.
Участники и участницы создают своих бумажных монстриков, придумывают им имена, род занятий, способ перемещения, место жительства, рацион питания и смысл существования. Потом им предлагается дополнить своих монстриков цветом, раскрасить, нарисовать мордочки, детали анатомии. Так существа становятся более конкретными и живыми. После участники и участницы рисовали «фотографию» момента из жизни существа, так чтобы на ней обязательно что-то происходило. А уже после того, как у нас появились первые обрывки сюжета, мы приступаем к придумыванию и проигрыванию историй.

Участники не всегда придумывают истории сами, они могут взять какое-то любимое произведение и сделать по его мотивам спектакль. Так на встрече, посвящённой театру теней, мы начинаем с вопроса: «историю про кого хочется сыграть?» И тут уж каждый волен выбирать своё, кто-то фантазирует и придумывает новую сказку, кто-то обращается к сюжету известных произведений, а кто-то делает спин-офф к любимому фильму.

Дальше, мы рисуем персонажей в цвете, так чтобы они явились нам, так сказать, во всей красе. После эти же рисунки являются лекалом для создания плоских кукол-персонажей. Из коробок мы делаем рамку для теневого спектакля, выключаем свет и получается магия.

Конечно наши встречи не могли пройти без театральных игр. Это, наверное, самый простой способ весело и с пользой провести время всей семьёй. Например, игра «Поиск очевидного». В комнате помещается небольшая вещь (можно игрушку из киндер-сюрприза) на видном месте, так чтобы её можно было найти, просто внимательно рассмотрев пространство. Если в игре участвует больше одного человека, то добавляется ещё одно условие: нужно обнаружить игрушку, но не подать вида, создать ощущение у остальных, что продолжаешь поиск, а потом в какой-то момент подойти к ведущему и шепнуть ему на ухо, где спрятана игрушка. Эта игра отлично собирает внимание детей.

Или ещё одна игра «Если…значит…». Это игра в ассоциации. Участники и участницы садятся в круг кто-то начинает и называет одно слово, например, «велосипед» и жестом руки как-бы адресует его другому. Задача получившего слово, сказать: «если велосипед, значит (назвать свою ассоциацию к слову велосипед)» и рукой передать своё слово кому-то из играющих. Эта игра обычно вызывает бурю эмоций и азарта у детей, ну и конечно неплохо разминает сознание.

Кроме театральных игр и шарады, мы ещё читали сказки с остановками, фантазировали и создавали персонажей из всего, что есть под рукой. Одним словом, набирались приёмов и техник, чтобы сделать домашнее творчество максимально увлекательным и желанным.
Итоги лаборатории
Финальный день лаборатории был в большей степени организационным. Мы обсуждали, кто о чём хотел бы сделать спектакль, что для этого понадобится (писали списки) и рисовали эскизы будущих персонажей. А также в этот день мы договаривались, когда мы пойдём друг к другу в гости на премьеры спектаклей.

Опыт предыдущих встреч, проходивших ещё в Екатеринбурге, показал важность того, чтобы домашние спектакли игрались именно дома, а не выносились в пространство театральных классов или сцен. В противном случае то, что делалось с большой заботой и любовью теряет свой шарм и превращается в не очень хорошую самодеятельность. Именно поэтому мы пошли в гости.

В первый вечер мы увидели спектакль про цветную зебру, которая не понимала своей уникальности и хотела быть как все. «Что тут такого?» — спросите вы. Ничего, но только это был застольный спектакль, мир которого наполняли печенюшные герои. Точнее заготовки под печенье. Они появлялись прямо у нас на глазах, и зебра и её чёрно-белые сородичи, а кухонная утварь превратилась в элементы саванны. В итоге спектакля все зрители подключились к разукрашиванию зебр и выпеканию печенья. Ну, а в конце был чай.
На другой вечер мы стали зрителями музыкального спектакля театра теней. Девушка сделала спектакль для своей взрослой сестры, как подарок на день рождения. Основываясь на реальных событиях из жизни сестры, она творчески переосмыслила содержание. Получилась почти сказочная история про героиню, которая думает, что живёт скучной жизнью и не замечает какие чудеса она творит вокруг, и как меняет жизнь окружающих. Получилось очень атмосферно. И даже разговоры между актрисой и музыкантом, в моменты заминок, выглядели органично и становились телом спектакля. Мы стали свидетелями того, как из живого общения прорастает история.

Конечно лаборатория прошла не без шероховатостей. Во-первых, все дети разные и некоторым сложно заниматься творчеством публично даже когда семья рядом. И это всегда вопрос индивидуальных особенностей, одни со временем, к третьей-четвёртой встрече, привыкают и перестают смущаться. А другие на протяжении всей лаборатории готовы творить и общаться только в кругу своей семьи, что по сути не противоречит целям наших встреч.
Во-вторых, не все участники смогли показать свои спектакли. У кого-то так сложились семейные обстоятельства, а кто-то просто не успел. И нам конечно хотелось увидеть домашнее творчество всех, но финальный спектакль не является обязательным условием. Безусловно, событие, которое создаётся дома, закрепляет результат и может стать отправной точкой для дальнейшего творчества в кругу семьи. Но делать или не делать домашний спектакль в рамках лаборатории каждый волен выбирать сам.

Сейчас, когда я пишу эту статью, в Алматы мы ведём вторую лабораторию домашнего театра, где постарались участь опыт предыдущей. И можно сказать только одно — живой процесс творчества почти невозможно уложить в чёткие планы и регламенты, а застраивать его совершенно не хочется. Поэтому встречи приносят сюрпризы, требующие полной включённости, и открытия, которые всегда радуют.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda