Елена Горлатова
Внеклассные чтения.
Читки с подростками пьес про буллинг: от идеи до реализации
Мы в соцсетях
В статье Елена Горлатова, выпускница магистерской программы ГИТИСа, ЦИМа и Инклюзиона «Социальный театр», анализирует свой опыт проекта читок с подростками, который сделала в Алматы вместе со своим мужем и актером Юрой Шипковым.
Когда в 2019 году я проводила читки пьесы "28 дней" Ольги Шиляевой в различных дружественных пространствах: в Москве в доме Щепкина, в Санкт-Петербурге в художественной мастерской моей знакомой, в баре в Тюмени, подруги приглашали подруг. Это были такие девичники, где женщины могли почувствовать себя безопасно, поговорить на довольно табуированные темы женской физиологии.

Это был некоммерческий проект, я делала это абсолютно бесплатно и не брала ничего за вход. Мне было важно, чтобы как можно больше женщин услышали пьесу, почувствовали солидарность и поддержку. Я сделала это потому что не могла не сделать. И вот по большому счету с такого проекта начался мой путь в социальном театре, где пьеса была скорее поводом обсудить важные темы.

И вот в 2023 году мне захотелось вновь вернуться к современной драматургии и сделать проект читок. В Алматы я начинаю заново выстраивать связи и наблюдать: что здесь актуально? что здесь волнует людей? что из этого откликается мне?

Мой муж Юра Шипков работает в театре-школе "Игра" педагогом, и так я познакомилась с прекрасным театром детей, где есть последовательная и прописанная методика работы с детьми через театр. Дети приходят туда и сначала занимаются тренингами на развитие коммуникации, уже потом приступают к этюдам и сценам. И после трех ступеней обучения приступают к постановке спектакля. Молодые актеры играют свои спектакли не только в стенах своего театра, но и на других профессиональных площадках: в театре "Артишок" и Немецком театре. В репертуаре школы-театра "Игра" есть как классика ("Ревизор"), так и современная драматургия ("Ганди молчал по субботам").

Как-то мы с Юрой пришли посмотреть в "Игру" спектакль "Чучело" по одноименной повести Владимира Железникова и тема буллинга захватила нас снова. У Юры уже давно назревала мысль сделать проект посвященный травле. Еще в 2016 году он участвовал как актер и со-автор в иммерсивном моно-спектакле, который он играл перед реальным классом Петербургской школы ( подробнее здесь ). Плюс Юра когда-то переживал ситуацию буллинга сам, и поговорить об этом было личной потребностью. Мы увидели, что и "Игре" важно поднимать тему буллинга.
Почувствовав потенциал сотрудничества, Юра и я стали думать над форматом будущего проекта. Хотелось вовлечь подростков с театральным опытом, но чтобы это было несложно исполнению. Читка пьесы выглядела подходящим и простым в реализации форматом с нулевыми вложениями. Нам не хотелось ограничиваться одной читкой, а хотелось сделать более масштабное событие и подойти к теме буллинга с разных сторон. Мы стали искать 3 пьесы, в которых так или иначе поднимается тема травли. Мы прочитали десятки пьес по рекомендации знакомых театралов и остановились на "Яна всем нравится (нет)" Игоря Витренко, "Замыкание" Марии Малухиной и "Всем кого касается" Даны Сидерос.

Елена Горлатова и Юрий Шипков
Эти пьесы нас зацепили в первую очередь как талантливые драматургические произведения, а во-вторых, тем, что они в ансамбле подсвечивали одна другую.

Театральные читки этих пьес режиссеры делали не раз, но нам хотелось, чтобы читали сами подростки, для которых написаны эти тексты: "Ничего о нас без нас". Часто в театрах в подростковых пьесах актеры играют некое представление о подростках, далекое от реальности. Поэтому мы хотели пригласить к участию самих подростков, но со сценическим опытом, так как все-таки чтение с листа требует определенного навыка. Также нам важно было не только предоставить голос подросткам, но и чтобы после каждой читки состоялось обсуждение со зрителями, и это являлось такой же важной частью проекта.

Мы рассказали "Игре" о нашей идее, и они нас поддержали, предоставили площадку для репетиций, и после этого мы назначали дату кастинга для детей. Приглашение разместили в социальных сетях школы "Игра" и закинули в чаты подростковых групп школы. На кастинг пришли около 12 человек, мы предложили им прочитать разные отрывки из 3-ех пьес. В итоге мы пригласили практически всех пришедших к участию в читках. Нам хотелось дать возможность попробовать себя хотя бы в одной пьесе каждому актеру несмотря на то, что кто-то не самым ярким образом проявил себя на кастинге.

Далее мы начали репетировать первую пьесу "Яна всем нравится (нет)". На подготовку у нас было по плану 4 дня. В первый день мы собрались и прочитали всю пьесу целиком по ролям, чтобы в начале у нас случился опыт совместного прочтения. После мы обсуждали с детьми, сталкивались ли они с ситуацией буллинга, и только двое из шести подростков сказали, что наблюдают травлю в школе. Конечно, ситуация буллинга может случиться не только с неблагополучными подростками, но стоит все-таки отметить, что в школе "Игра" учатся дети из среднего и выше среднего классов. То есть родители этих детей могут позволить театральный кружок для своих детей на регулярной основе. Тем не менее, нам показалось, что читка и проживание ситуации буллинга в пьесе может помочь подросткам найти решение, если вдруг они столкнутся с ситуацией травли и как жертва, и как агрессор, и как свидетель в будущем. Нам было важно, чтобы получилась такая репетиция жизни.

На второй и третий день мы вызывали актеров по отдельным сценам, и вместе мы разбирали каждый эпизод по действию и задачам. По сути это был актерский разбор ролей. Одним из главных инструментов было тренинг "действуй словом", для настройки на такую работу использовали упражнение "внутренний жест":

  1. Берется любая фраза, можно из скороговорки, чтобы заодно потренировать дикцию (Например: "От топота копыт пыль по полю летит")
  2. Все стоят в кругу, ведущий дает действие, например "притягиваю" и на память физических действий закидывает невидимую веревку на любого стоящего в кругу и начинает тянуть на себя "веревку", произнося заданную фразу из скороговорки (то есть притягивает фразой собеседника к себе)
  3. Человек, на которого закинули "веревку" перекидывайте "веревку" дальше другому участнику и произносит ту же фразу с тем же действием, и так по очереди, пока все не попробуют "притянуть" фразой к себе партнера.

Таким образом можно тренировать разные действия, подкрепляя их конкретным физическим жестом: отталкиваю (руки перед собой с резким движением от себя), поддеваю (указательный палец согнут крючком, как будто подцепляет что-то в воздухе), гладить (ладонью на расстоянии гладить партнера) и т.д. На читке этот жест уже становится внутренним, и подростку становится понятнее, что за текстом есть действие, и как с ним работать.

И вот, когда подростки начинали читать с действием, пьеса начинала оживать и появлялись характеры. В первой группе молодые актеры быстро схватывали задачи и смело пробовали то, что мы им предлагали. Подростков захватил необычный формат такого спектакля, для них это было по-новому, и все же многим было сложно по началу понять, как это "действовать словом", еще и сидя на стуле. И это действительно сложная задача, и не всякий профессиональный актер с ней справляется.

На четвертый день мы снова собрались все вместе на прогон и пригласили наших знакомых актрис, которые читали за взрослых персонажей в пьесе. Как оказалось, хоть актрисы и профессионалы, но работа с ними все же требовала отдельной репетиции, подготовленные подростки читали намного лучше и увереннее, чем опытные взрослые.

Художественно форма читок выглядела довольно просто: визуально по одежде мы попросили всех актеров надеть белые футболки и черный низ, а главную героиню попросили быть в красной футболке. Актеры сидели полукругом на стульях с распечатанными текстами. Плюсом на сцене проектор светил на экран сзади актеров, обозначая каждую новую сцену местом действия. Слайды художественно были нарисованы и придуманы Юрой. Лейтмотивом читки стал образ тонкого весеннего льда, который мы взяли из пьесы и подкрепили его рисунками на слайдах. Несмотря малое количество репетиций, актеры отлично справились, запомнили и учли почти все наши комментарии.
На первую читку пришли около 60 зрителей и практически все остались на обсуждение. Обсуждение проходило в свободном формате. Мы с Юрой обсудили, какие аспекты и темы пьесы нам важно было обсудить со зрителями: Какие первые впечатления? Что происходит в пьесе? (назвать ситуацию) Какие способы борьбы с буллингом предлагает друг Яны - Аркадий? Почему девочки травят Яну? Как ведут себя взрослые? Какой способ помог главной героине Яне?

Не будем делиться инсайтами. Если вы решитесь работать с этим материалом, вы придете к ним самостоятельно.

После читки несколько девочек подростков подошли ко мне, обняли и поблагодарили за то, что мы подняли тему буллинга и признались, что сами подвергались травле в школе и смогли в итоге справиться с ней. Одна из мам сказала, что такой проект нужно возить по школам и читать там, потому что никакая разъяснительная беседа или лекция не подействует так на учеников, как театр.

Стоит отметить, что сами актеры, участвовавшие в читке, скорее говорили о своей работе над ролью, чем о теме. Для них важнее было проявить себя актерски, потому что большинство из них серьезно относится к будущей профессии. Но хочется верить, что пьесы и обсуждения запустили, как говорится, "ежика в коробочку" и проект будет иметь для них отложенный эффект.
"Яна всем нравится (нет)" – пьеса, посвященная серьезной проблеме - буллингу. Этот спектакль происходит в головах зрителей, мы слышим только голоса юных, талантливых актеров. Я безумно рада тому, что эта проблема не остается в стороне, а доносится до масс! Так как я тоже столкнулась с буллингом от своих сверстников и от взрослых людей
отзыв зрителя
После пьесы было обсуждение своих мыслей и чувств, опыта, ощущений и обмен мнениями со зрительным залом! Я уверена, что никто не остался равнодушным после этой читки…
отзыв зрителя
Несмотря на успех первой читки, мы с Юрой на самом деле испытали ужас после окончания события, представив, что впереди у нас еще две читки. Это произошло потому, что мы не предвидели, что объем работы окажется намного больше, чем нам казалось на первый взгляд. Показы читок мы решили проводить вне стен "Игры", чтобы не замыкаться в зрительском пузыре "родители-друзья", а выйти в другие театральные пространства города Алматы. Наш выбор пал на независимы театр "Трансформа" и семейный театральный центр "Керемет" (который, кстати, открыли наши коллеги из России).

То есть помимо репетиции, мы одновременно занимались тем, что договаривались с площадками насчет помещения и свободных дат, согласовывали расписание с подростками, и в итоге все равно переносили даты несколько раз. Плюсом ко всему нужно было заниматься продвижением и социальными сетями. Мы завели отдельный аккаунт проекта в инстаграм (запрещенная в РФ организация) и занимались контентом, делали сами афиши для каждой читки, слайды для читки, освещали проект в соц. сети, искали подписчиков, заводили регистрации для зрителей на платформе Timepad, договаривались об информационном поддержке в "Игре", "Трансформе", "Керемете" и других дружественных сообществах. Все это в итоге отняло, много времени и сил.

В итоге к концу первой читки мы уже были вымотаны морально и физически.

А впереди еще две.

Во второй читке пьесы "Замыкание" у нас участвовал один подросток. Для этой роли мы знали, что нам понадобится сильный актер и мы верно выбрали для этой роли подростка Тимура. Он очень живой на сцене, у него подвижная психофизика, он не боится пробовать и очень открыт к новому опыту. На репетиции у нас было опять же 4 дня. Первые 3 дня мы репетировали с Тимуром индивидуально. Искали речевую и телесную выразительность героя (главный персонаж пьесы заикается), чтобы было органично для подростка и в тоже время создавало ему необходимые препятствия.

В репетициях для тренировки мы использовали звукосочетания с цепочкой гласных (например: змкну-змкно-змкна-змкнэ-змкни-змкны, которые надо произнести слитно на одном дыхании). Это упражнение обычно используют на занятиях по речи на артикуляцию согласных. Юра вспомнил это упражнение из личного опыта обучения в театральной академии, когда у него самого сочетания часто не получались, и он чувствовал себя из-за этого уязвимо.
Таким образом мы искали трудность речи героя, чтобы подросток мог приблизиться к опыту проговаривания, которое нелегко дается человеку с заиканием. Помимо этого, роль главного героя усложнялась тем, что практически вся пьеса построена на внутренних монологах, и Тимуру приходилось распределять себя внутри самих монологов и на весь текст в целом.

В этой читке участвовали и взрослые актеры, и на этот раз мы в третий день уделили время на репетицию отдельно с ними, а на четвертый день прочитали все вместе пьесу целиком.

Сценическое решение читки было такое – все герои пьесы сидят за одним столом: папа, мама, бабушка, любовница и главный герой Тема и его обидчик Костя. Проектор показывает слайды с основными образами пьесы оформленные как рисунки Темы, там же проецировались цепочки звукосочетаний (кпчну-кпчно-кпчна…), которые тоже были завязаны на трудных для героя словах, зрители по задумке должны были мысленно их проговаривать и спотыкаться на них.

На этот раз зрителей поместилось чуть меньше, так как и пространство театра "Керемет" более камерное. Около 35 человек. Но это уже было некоторое коммьюнити, с прошлой читки, родители подростков и подростки, которые участвовали в других читках.

На обсуждении зрителям было важно поговорить про отсутствие коммуникации в семье, и попытаться представить себе, что ждет семью, описанную в пьесе, в будущем. И тут мнения разделились: кто-то говорил, что эта семья обречена, другие выражали надежду на разрешение конфликта и выход из тупика.

Опять же мы получили теплый фидбек и от подростков, и от взрослых зрителей.

Подросток-актер Тимур на обсуждении благодарил нас за возможность поучаствовать в читке, так как он не знал бы, чем себя занять в каникулы и, скорее всего, сидел бы дома и играл в FIFA весь день.
Вчера с детьми были на читке.

Несмотря на отсутствие привычных театральных декораций, костюмов, все было органично, весь спектакль выстраивался в голове. Такой формат дает простор фантазии. Сюжетная линия строится вокруг 13-летнего мальчика Тёмы и его очень непростых взаимоотношений с родителями. Задета также тема буллинга.

Как и на читке "Яна всем нравится (нет)", после состоялось не менее интересное , я бы сказала, важное действо – обсуждение со зрителями.

Думаешь, вроде бы ситуация жизненная, а взгляды на нее разные. Очень важно уметь коммуницировать, постоянно работать над отношениями.
отзыв зрителя
Степень удовлетворения от проделанной работы перекрывал тот факт, что через день нам предстояла репетиция третий читки.

Это было начало июля, и уже чувствовалось, что подросткам хоть и интересно участвовать в читках, но все их нутро уже стремилось отдыхать, гулять и развлекаться. Поэтому один день репетиций пришлось даже отменить из-за аниме фестиваля, который они не могли пропустить.

В итоге у нас было еще меньше времени, чем на остальные пьесы (всего 3 дня, включая день показа), а пьеса по нашим ощущениям была одна из самых объемных по разбору, количеству людей и количеству текста ("Всем кого касается" Д.Сидерос). На второй день один из актеров забыл про репетицию и не пришел, и пришлось его роль отдать в последний момент другому подростку.

Для третьей читки подростки-актеры включились в процесс неравномерно, чувствовалось, что кому-то действительно интересно, а кто-то делает нам одолжение. К тому же работу тормозило еще то, что нескольким новым актерам было сложнее за такой короткий срок освоить роль, и поэтому на показе в каких-то местах действие сильно проседало, терялась динамика и темпоритм.

Мы с Юрой выходили из себя после репетиций и не могли понять, почему в этот раз ничего не получается? Было несколько причин, но главная, что мы с Юрой к этому моменту абсолютно выгорели. Проектом читок мы занимались в свободное от работы время, поэтому никаких ресурсов у нас к этому моменту уже не было. Уже позже я прочитала в книге "Другая школа 2" Александра Мурашева, где школьные педагоги делятся своим опытом, что дети возвращают тебе твое же состояние. То есть никакие счастливые стечения обстоятельств и учтенные ошибки не спасли бы нас от неудачной читки. Читка получалась такая, потому что мы оба были не в ресурсе. И это был, наверное, главный урок всего проекта для нас.
Несмотря на то, что читка по нашим ощущениям прошла не самым лучшим образом, обсуждение получилось одно из самых лучших за весь проект. Мы почувствовали, что смогли собрать комьюнити взрослых и подростков, которые готовы открыто говорить о проблемах, обсуждать, спорить, делиться чувствами и задавать вопросы.

Лично для нас самих на обсуждении произошло немало открытий по поводу пьесы и ее героев. Зрители говорили о том, что обсуждения после читок стали для них такими же важными событиями, как и сами читки. Родители подростков-участников благодарили за проект и хотели узнать, о наших следующих планах.
Это было прекрасно. Спасибо актерам и всей команде. Я впервые присутствую на подобном формате, как читка пьесы. Почти всю пьесу в горле стоял ком, настолько тронула сама пьеса и то, как ее отыграли актеры
из отзывов зрителей
Эта читка мне показалась очень интересной и глубокой, потому что каждый поймет ее по-своему… (…) Важно осознавать, что неяркий буллинг также является неприемлемым и негативным, и требует принятия мер для предотвращения
из отзывов зрителей
Сегодня посетила последнюю читку пьес про буллинг "Всем кого касается". Мне очень нравится ее название, так как каждый может понять его по-разному! Я думаю, что эта пьеса про понимание человека. Понять кого-то – непросто, но если поставить себя на место человека, то ты можешь многое осознать!
из отзывов зрителей
Я безумно рада тому, что я познакомилась с этим замечательным проектом! Поднятие обсуждение "неудобных" и "неприятных тем" для общества очень важно как для детей, так и для взрослых! Смотря постановку, становится страшно от происходящего психологического давления на детей, буллинга, несправедливости, бесчестия и равнодушия других…Но это наши реалии. Выбор пьес – это очень тонкое попадание в тему. Они рассказывают о разных случаях, о разных людях и о разных жизненных обстоятельствах, но несмотря на разное содержание они переплетаются корнями между собой.
из отзывов зрителей
Сегодня прошла читка пьесы "Всем кого касается". Совершенно новый для меня опыт и формат. Самое интересное – это обсуждение со зрителями после представления, когда слушаешь и понимаешь, насколько мы все разные, и как по-разному видим нюансы и детали, и "картинку в целом" и это конечно здорово, что мы все разные! Пьеса потрясающая, советую всем ее прочитать))) спасибо моим педагогам и друзьям!
Участница Дарина
Еще одной нашей не достигнутой целью было то, что у нас не было времени обсудить пьесу непосредственно с подростками-актерами. То есть большой содержательный разговор о пьесе и проблеме буллинга у подростков состоялся только на обсуждении со зрителями. Конечно, при работе над читкой мы обсуждали мотивировки персонажей и события, но по большому счету их погружение в тему произошло опосредованно через драматургический материал и через отклик зрителей.

Сейчас трудно сказать лучший это был формат для погружения в тему или нет, потому что опять же мы не заложили время на финальную рефлексию после читок и можем лишь предполагать, что проект возымеет отложенный эффект. Конечно, уже в чате подростки благодарили за работу и участие, но какой-то содержательной обратной связи мы не запрашивали.

Оглядываясь назад, мы ничуть не жалеем, что затеяли этот проект, потому что многим он откликнулся, в пьесах люди узнавали себя и своих близких, мы распознавали буллинг в самых неприметных формах и называли вещи своими именами, вместе формулировали решения для тех, кто оказывается в ситуации травли и проговаривали, как может помочь взрослый. Во время репетиций с подростками нам было часто весело и в радость разбирать пьесу и общаться, многие из актеров действительно болели за наше общее дело, и от заряженных подростков в любом случае заражаешься энергией.

Но вот несколько уроков, которые хотелось бы учесть при следующем подобном проекте, если, опять же, делать все своими силами:

  1. Прописать ясный таймлайн проекта, где учтено кол-во времени: на репетиций, на создание постов в социальных сетях, на встречи с площадками, на создание афиш. Объем работы должен быть прописан адекватно ресурсам (временным и человеческим).
  2. Делать промежуток между показами 10 дней (оптимальное количество времени достаточное для подготовки и анонса + есть перерыв между событиями, но не более, так как это все-таки цельный проект и зрители должны не потеряться).
  3. Работать на всех читках с одним составом молодых актеров. Это значительно сократило бы время и силы, не приходилось бы каждый раз заново объяснять модуль актерского существования в театральных читках в такие сжатые сроки проекта.
  4. Найти время для финальной рефлексии участников

Нам с Юрой хотелось бы дальше работать с подростками и придумывать новые форматы и проекты и делиться опытом, удачным и не очень, которого так обычно не хватает в профессиональном поле. Надеемся, что этот материал будет полезен коллегам и сообществу.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda