А. Б. Никитина, А.П. Шульпин
Казарновский Сергей Зиновьевич
автор уникальной театральной общеобразовательной школы «Класс-Центр»
Мы в соцсетях
Казарновский Сергей Зиновьевич – создатель и директор «Класс-Центра музыкально-драматического искусства», который прошёл долгий путь от детского любительского театра, созданного в 1981 году, до общеобразовательной школы №686, в которой все дети с первого по одиннадцатый класс занимаются музыкой, сценическим и изобразительным искусством. Сейчас «Класс-Центр» - государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с дополнительным образованием. Школа находится в подчинении Департамента культуры Москвы.

Казарновский родился в 1954 году, в 1976-м окончил Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, поступил в аспирантуру и пошёл работать по специальности на завод. Там он поставил свои первые спектакли.

В 1981 году Казарновский открыл театральную студию в московской школе № 69. Здесь он вместе с учителем английского языка С. Лойко сочинил и поставил композицию «Урок истории» по мотивам произведений Е.Евтушенко, А.Платонова, И.Бабеля и др.

В 1983 году Казарновский поступил на режиссёрское отделение Высшего театрального училища им. Щукина. Время обучения в театральном институте было одним из самых активных и творчески плодотворных периодов: поставлен спектакль «Ящерица» по пьесе А.Володина (несколько вариантов), поэтическая композиция «А как третья война», музыкальный спектакль по сказке «Волк и семеро козлят», получивший название «Эники-Беники», подсказанное детской считалочкой. Этот спектакль, соавторами которого были хореограф Г.Бердзинишвили и композитор Л.Кац, стал своеобразной визитной карточкой коллектива. Он неоднократно возобновлялся с разными составами исполнителей. Старшие дети играли главные роли и пели сольные партии, а малыши участвовали в массовках, хорах, танцах. Потом младшие становились старшими, а новые малыши занимали их место. Несколько поколений студийцев выросло внутри этого озорного спектакля.

В его основу была положена музыкальная игра, в которой проявлялись и ирония, и пародия, и глубокий лиризм. Уходила на базар мама-коза, а козлятки – дети восьмидесятых (широкие шорты, разноцветные футболки) доставали коробку со старыми пластинками и начинали игру в «патефон» – аналог хорошо известного в театральной школе упражнения «механизм». Дети сами – и игла, и раструб, и вращающийся круг. Задник спектакля тоже огромная вращающаяся пластинка. «Механизм» начинал работать, и зрители окунались в ретро-коктейль: здесь и Робертино Лоретти, и модные когда-то танцевальные мелодии, и советские шлягеры, и культовая для взрослых того времени рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». "Козлята", подобно дзанни, разыгрывали в пантомиме разнообразные музыкальные темы и так знакомились с юностью родителей, протягивали ниточку к их играм, культуре.

Казарновский, Бердзинишвили и Кац озорничали не только с популярными мелодиями, но и с архетипическим сюжетом, мифологической основой сказки про Волка и Козу, подсознательно и естественно вписывались в эстетику постмодернизама. (Как известно, в популярной сказке просвечивает древнейший индоевропейский миф о ссоре Матери-земли, воплощённой в образе Козы, и Отца-неба, воплощённого в образе Волка. Отец узнает об измене Матери и решает уничтожить всех детей. Спасается только один ребенок Солнце, в сказке – седьмой козлёночек. Этот ребенок потом и воскрешает к жизни всех остальных). Сказка «Волк и семеро козлят» намекает на странные отношения Козы, Козлят и Волка, хотя и не объясняет их. В спектакле «Эники-Беники» Коза и Волк явно воплощали женское и мужское начало. Но в отличие от мифа их отношения начинались враждой, а заканчивались семейным согласием. В сценической версии Казарновского всех героев спектакля объединяла любовь к музыке. Козье семейство оказывалось очень музыкальным (семеро козлят – семь нот), и музыкальная Волчья душа находила в них самое близкое родство. (Волк уже готовился к пиршеству – завязывал салфеточку и сыпал соль на головы приунывших козляток, когда те решали встретить свой последний час песней. И тут Волк, измученный непониманием, которое встречала его тонкая художественная натура среди сорок-общественниц, грубиянов-носорогов и тупых жирафов, понимал, что обрел семью. Спектакль заканчивался зажигательной пляской Волка, Козы и Козлят).

Сформировавшаяся художественно и организационно театральная студия не умещалась в рамках обычной школы. В 1990 году Казарновский вместе с детьми и педагогами (кроме названных – художники Е.Будина и К.Розанов) перешел во Дворец пионеров «На Миусах». Именно тогда и возникло название «Класс-Центр музыкально-драматического искусства». Здесь в творческую педагогическую команду вошли заведующая музыкальным сектором И.Шуленина, руководители старшего и младшего оркестров Э.Барашвили (бывший саксофонист утёсовского джаза) и бас-гитарист С.Шуленин, педагоги по вокалу Т.Лейкина, Е.Киреева, педагог по актёрскому мастерству А.Богатов, по сценической речи В.Устинова, истории театра Е.Тюханова. В Миусском Дворце пионеров Казарновский поставил «Ромео и Джульетту» У.Шекспира – один из самых любимых своих спектаклей. В нем, как и в других постановках, важнейшее место занимала музыка. Пели дома Монтекки и Капулетти. Ромео играл на саксофоне. Главным действующим лицом выступала молодая Верона. Толпа меняла свой лик от сцены к сцене. В самом начале она чем-то напоминала уличные банды "Вестсайдской истории". Две враждующие группы сходились, отбивая степ. В их пластике отчетливо читался вызов. Жесткий выпад одной группы отзывался поражающим ударом другой. Но вскоре вся ватага, весело и фривольно играя, беззлобно плескалась в бассейне. А потом те же юные задиры необыкновенно чисто и ясно пели церковные гимны в сцене венчания. Из этой стихии, обретая свои подлинные лица, появлялись герои – Ромео и Джульетта. Неожиданно тихо и серьёзно звучал шекспировский текст: "Я ваших рук рукой коснулся грубой…" Только пролившаяся кровь Меркуццио и Тибальда останавливала хорошие и дурные детские игры. Начиналось взросление героев, проявлялась индивидуальность. Исчезала безликая масса. (В 2000 г. Казарновский вновь вернулся к «Ромео и Джульетте». В новом варианте спектакля играли воспитанники Казарновского, поступившие в творческие вузы).

Музыкальный сектор «Класс-Центра» непрерывно развивался, в нем все большее место занимал джаз. В 1995 году Казарновский выпустил шоу «В джазе только де…», в которое вошли «Петя и волк» Прокофьева, блюзовые мелодии, джазовые стандарты и многое другое. В следующем году включили номер с огромными бумажными шляпами, придуманными детьми в художественной мастерской. Номер шёл под музыку Битлз и «Волшебной флейты» Моцарта. Юные вокалисты, музыканты «Класс-Центра» побеждали на многочисленных конкурсах и фестивалях. (В том числе дважды, в 1996 и 2000 гг., они становились лауреатами международного профессионального фестиваля «Джазовые голоса». В 1998-м «Класс-Центр» принимал этот фестиваль в своем доме).

В числе лучших работ Казарновского и его коллектива начала XXI века – «Мумии-Танго» (2002) по мотивам повестей Туве Янсон и спектакль, созданный в соавторстве с И.Верховых по сказкам С.Козлова «Правда, мы будем всегда» (2005). Эти постановки Казарновского не похожи на шумные, музыкальные спектакли его творческой молодости. В них нет буйных зажигательных танцев, энергичного и страстного вокала, открытого праздничного озорства. Они тихи и философичны. Поменялась даже цветовая гамма. В «Мумии-Танго», изысканно оформленном К.Розановым, это сиреневато-зелёный туман. В спектакле по сказкам С.Козлова – это светлые пастельные тона восточной графики. Герои по-прежнему составляют единый хор, но в нём гораздо отчётливее звучат голоса каждого персонажа. Они вопрошают, откуда приходят мелодии или куда уходит лето.

В дальнейшем в репертуаре «Класс-Центра» всё чаще стали появляться спектакли других педагогов, в том числе выпускников школы, где Сергей Зиновьевич выполнял роль художественного руководителя постановки. Хотя и собственные режиссёрские работы Казарновского время от времени появляются на школьных подмостках.

В 1992 году Казарновский положил начало проекту, который вылился в главное дело его жизни. По договору между московской школой № 142 и Дворцом пионеров «на Миусах» он набрал класс, в котором дети учились в режиме школы полного дня, но обычные уроки здесь перемежались со специальными (актёрское мастерство, музыка, живопись и такие диковинные дисциплины как «словотворчество» и «история про театр»). В 1995 году на основе этой программы была открыта школа № 686 «Класс-Центр». Она разместилась в собственном здании на Большой Академической улице, выстроенном по индивидуальному проекту. Здание включает два театральных зала, оборудованную художественную мастерскую и выставочную галерею, музыкальные классы со звукоизоляцией, гостевой холл для родителей, детское и учительское кафе. Важной составляющей сооружения стали пандусы, позволяющие принимать в школе детей-инвалидов.

Деятельность Казарновского постоянно выходила за пределы собственного коллектива.

В 1991 году Казарновский совместно с международной ассоциацией любительских театров и другими организациями провел в Москве Первый Международный фестиваль театров, где играют дети, на который приехали коллективы из многих зарубежных стран и республик СССР. Фестиваль открывался шествием ряженых по улице Горького. К бурному восторгу жителей, еще не привыкших к подобным зрелищам, от Красной площади двигались фольклорные ансамбли, повозки, танцующие «звери» и дети. Над Московским ТЮЗом, который был главной площадкой фестиваля, висела гондола, из которой выглядывали веселые куклы. Днем в театре шли спектакли, а вечером во Дворце пионеров на Миусской площади проходили мастер-классы, конференции, концерты, дискотеки. Фестиваль широко освещался средствами массовой информации.

Итогом фестиваля в числе прочего стало создание «Российской ассоциации театров, где играют дети», президентом которой был избран Казарновский. Ассоциация создавалась в целях сплочения деятелей детского любительского театра, развития системы подготовки специалистов в этой области, внедрения методик театральной педагогики в общеобразовательную школу.

В 1996 году Казарновский выступил инициатором программного фестиваля «Театральный квадрат», на афише которого было начертано «Дети – не будущее, а настоящее». Так четыре режиссера (Казарновский, А.Федоров (МТЮА, Москва), В.Чикишев («Пиано», Нижний Новгород) и Г.Тодадзе («Бери-Кэби», Тбилиси) спустя 75 лет ответили на лозунг, провозглашенный «Красной газетой» и подхваченный советским государством. Участники фестиваля хотели доказать обществу и коллегам-профессионалам, что Театр, где играют дети, искусство, а дети – творцы.

Еще в спектакле «Эники-Беники» проявились основные принципы творческой деятельности Казарновского: стремление выстроить диалог между культурой прошлого и настоящего, между эстетическими увлечениями детей и родителей; неприятие назидательного серьёза в
отношениях взрослых к детям, утверждение свободы, радости и самостоятельных открытий; ориентация на традиции игрового, а не литературного театра; признание права ребёнка жить в естественной для него среде движения и эмоциональной экспрессии, а значит, активное использование пластического и музыкального языков театрального зрелища.

Опора на театральную игру у Казарновского, как и у многих деятелей детского театрального движения, не в последнюю очередь была обусловлена неприятием массовой школы, царившей в ней скуки, несвободы, поверхностности преподавания, оскорбительного игнорирования эстетического чувства (убогая архитектура, интерьеры, серая мешкообразная форма, "училки", не похожие на женщин, и учителя, не похожие на мужчин). В первой авторской программе Казарновский написал: "с детьми должны работать красивые люди".

В школе была разработана и запущена интегративная авторская программа «Энциклопедия», помогающая детям понять взаимосвязь различных областей знаний. В рамках этой программы каждая параллель занимается ключевой темой, на которую нанизываются как общеобразовательные, так и творческие дисциплины. В рамках этой темы реализуется и проектная работа школьников.

«Класс-Центр» постоянно участвует (и становился лауреатом) в московских, всероссийских фестивалях («Театральные каникулы», «Юные таланты Московии», «Театральные игры в Лефортово», «Театральные ладушки» и др.), и во многих международных проектах (Голландия, США, Люксембург, Франция, Ирландия, Венгрия, Испания, Финляндия).

Творческая активность Казарновского нашла поддержку и признание в высших эшелонах власти постсоветской России, органах образования, отмечена множеством наград. В 1995-1996 гг. он являлся членом Комиссии по культуре и детству при Президенте Российской Федерации, с 2002 года – член Большого Жюри конкурса «Учитель года Москвы». В 2001 году он стал победителем первого конкурса «Лидер образования России». В 2003 году Казарновскому присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda