Анастасия Колесникова
Пять идей театральных конкурсов от педчасти Саратовского ТЮЗа
Мы в соцсетях
Как театру получить обратную связь сразу от большого количества зрителей и одновременно поощрить самых преданных и активных из них? Объявить конкурс! Зрители очень любят конкурсы, а юные зрители – особенно. Это и способ признаться в любви любимому театру, артисту, спектаклю, и способ войти в знакомый зал театра с чувством сопричастности, а если удастся победить — то ещё и получить что-то ценное или памятное из рук любимых артистов на глазах у большой аудитории.

Предлагаем пять идей конкурсов, которые проводил у себя Саратовский ТЮЗ в разные годы, делимся историей их сочинения и проведения.

1. Конкурс детского рисунка «Мой любимый ТЮЗ»
Самый простой вид конкурса, который проводят многие театры — это конкурс детского рисунка. «Мой любимый ТЮЗ» был нашим первым опытом большого общегородского конкурса, он проходил в 2013 году и был посвящен 95-летию со дня основания ТЮЗа. Темой рисунков стали спектакли театра, артисты и театральное закулисье, а также детские фантазии, связанные с прошлым, настоящим и будущим ТЮЗа Киселева.

Приглашение к участию мы оформили в виде письма юному зрителю:

«Ты наверняка уже был у нас в гостях и смотрел наши спектакли. И, может быть, какой-то из них запомнился тебе больше других? Тогда мы будем ждать от тебя и твоих друзей рисунки про наши спектакли и наш театр. Поторопись, тебе нужно принести нам свой рисунок до 30 сентября! Тогда ты станешь участником большой выставки, и даже сможешь получить за свой рисунок приз! Передай родителям, что они могут узнать правила конкурса у нас на сайте, а сам скорее садись рисовать».

Всего на итоговой выставке в фойе Большой сцены театра было представлено 248 работ, которые теперь смогут увидеть все зрители, пришедшие на спектакли в ТЮЗ. Победителями конкурса в трёх возрастных категориях стали 18 ребят, самому юному финалисту всего 3 годика. Мы очень ответственно подошли к выбору победителей — собрали в театре целую комиссию, в которую вошли не только представители театра, но и очень известные в городе художники. При определении победителей учитывались два главных фактора — художественная составляющая рисунка и его привязка к театру. Призы получили те авторы, которые нарисовали не литературных героев, а именно персонажей из спектакля.

Награждение победителей происходило на сцене театра, перед началом спектакля, на который пригласили всех финалистов, в день рождения театра 4 октября 2013 года. Призёры конкурса получили памятные подарки от театра: альбомы, карандаши, кисточки, краски, холсты и другие художественные материалы, а также билеты в театр — для пополнения копилки впечатлений и вдохновения на создание новых рисунков. Подарки победителям вручили члены жюри конкурса, было очень приятно, что некоторые из них принесли авторам понравившихся им работ свои небольшие подарки. Рекомендуем всем подсказывать членам жюри, что они могут так сделать, если они сами не догадаются.

Конкурс показал нам много интересных вещей о театре. Например, что юные зрители города очень полюбили спектакль «Как найти дорогу к солнцу?» по пьесе саратовского автора Марии Соловьевой в постановке нашего артиста и режиссёра Артёма Кузина. В этой истории её авторы придумали много самобытных персонажей, и дети рисовали Бабу Жару и Деда Листопада из этого спектакля ничуть не реже, чем Буратино!

Чтобы мы могли представить работы абсолютно всех участников конкурса на выставке в театральном фойе, в цехах театра изготовили специальные стенды. Мы ещё долгие годы использовали их потом для проведения выставок детского рисунка, которые для театра готовили различные изо-студии города. Сотрудничество со студиями — хороший способ украсить фойе рисунками на время школьных каникул без объявления конкурса. Руководитель студии даёт детям тему, связанную с театром или литературными героями, а результат работы затем украшает фойе. Самая оригинальная такая выставка состоялась у нас в прошлом году, когда дети из студии «Акварель» нарисовали портреты всех артистов труппы (а у нас их почти 50 человек!) да ещё и каждого по два раза – в роли и в «жизни».

Читать Положение конкурса.

Итоги конкурса


2. Конкурс «100 театральных афиш к спектаклям Саратовского ТЮЗа»
На конкурс рисунков с общей темой «о театре» часто приносят уже готовые работы, связанные со сказками и литературными произведениями, которые формально подходят под репертуар театра. Если хочется, чтобы итоговая выставка была целиком посвящена театру и не содержала «случайных» работ, можно ограничить тему или жанр рисунков.

На следующий конкурс 2014 года, который был приурочен к 100-летию со дня рождения Юрия Петровича Киселева, мы попросили придумать и нарисовать свою афишу к одному из спектаклей театра. В этом конкурсе мы попросили принять участие детей, которые уже умеют работать с композицией рисунка — из детских художественных школ и студий, отдельно была выделена номинация для студентов Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова, где изучают основы дизайна. Помощь в оповещении всех студий и школ области о конкурсе театру оказал Саратовский областной учебно-методический центр, который имеет базу данных всех художественных объединений области. В этот раз на конкурс пришло много работ от детей из отдалённых уголков области, а не только из города Саратова, как было в первом случае.

Название нового конкурса — Детско-юношеский конкурс творческих работ «100 театральных афиш к спектаклям Саратовского ТЮЗа» предполагало, что на выставку в фойе театра попадут уже не все рисунки. На суд зрителей было представлено только 100 лучших афиш, из которых жюри выбирало победителей. 100 участников итоговой выставки получили в этот раз дипломы участников, чтобы подчеркнуть, что попадание на выставку — уже весомое достижение. В планах было также печать и размещение афиш на стендах театра в городе, но в итоге из-за ограничений времени и бюджета это реализовать не удалось, но если решите провести конкурс афиш в своём театре — рекомендуем реализовать эту идею. Увидеть свою афишу на стенде театра было бы приятно всем участникам.

В этот раз работы также оценивало компетентное жюри, и победителями конкурса в трёх возрастных категориях стали 13 ребят, самому младшему из призёров всего 4 года, самому старшему – 19 лет. Награждение победителей дипломами и памятными подарками и открытие выставки конкурсных работ в фойе Большой сцены театра прошло накануне главных торжеств в рамках празднования 100-летия со дня рождения Юрия Петровича Киселева, а в день главного праздника 14 февраля 2014 года выставку посмотрели гости со всей страны. Работы-победители были отмечены на стендах специальными «медалями» с указанием места и номинации. Если выставка открывается хотя бы за неделю до награждения, можно устраивать в фойе и зрительское голосование, на котором определится приз зрительских симпатий.

Положение конкурса

Итоги
3.Конкурс «Искусство быть зрителем: как не стоит вести себя в театре»
Самый необычный творческий конкурс для зрителей мы проводили в 2015-2016 годах, он родился из вопроса о том, как говорить о правилах поведения в театре не назидательно, через нотации и замечания, а в игровой форме. У нас появилось сразу две идеи. Первой было использовать форму «вредных советов», на эту мысль навело стихотворение из книги Григория Остера о театральном буфете. Но делать конкурс чисто литературным не хотелось. Форма рисунка-иллюстрации казалась слишком «тесной» для темы и мы придумали объявить конкурс комиксов. В конце концов, визит в театр это — целая сложная последовательность действий!

На литературно-художественный конкурс «Искусство быть зрителем: как НЕ стоит вести себя в театре» принимались детские творческие работы в виде рисунков, иллюстраций, комиксов и литературных произведений в четырех номинациях. Для традиционных рисунков ребят младшего возраста была придумана номинация «Ситуация в театре», которая должна была отражать последствия нарушения принятых правил поведения. «Вредные советы» стали номинацией для тех, кто хотел попробовать сочинить стихотворение и при желании проиллюстрировать его. Для нашей «главной» номинации — комиксов было предложено два варианта. Можно было создать свою комикс-историю о неудачном визите в театр, а можно было проиллюстрировать уже готовую историю, которую мы сочинили и даже подготовили к воплощению - «разбили» текст без картинок на окошки с репликами. Мы боялись, что свои истории детям будет сочинить сложно.

Поданные на конкурс работы превзошли наши ожидания. Их было не так много, как на прошлых конкурсах, но все они были сделаны и придуманы с большим юмором и фантазией. Никто в итоге не взялся иллюстрировать нашу длинную заготовку с длинным названием «История о том, как сходили в театр Петя Громов и Игорь Смирнов» (может, кто-то возьмётся?). Комиксы вышли короткими, но яркими и запоминающимися. Оригинальными оказались также стихи и рисунки-иллюстрации к ним. Например, автор одной из работ нарисовал историю о том, как зрители запускали фейерверки за последним рядом кресел зрительного зала, героями других работ стали человечки-лего и аниме-герои.

Высокое качество работ и их оригинальность натолкнуло нас на мысль о том, чтобы собрать работы в небольшую брошюру, напечатать её и распространять среди учителей и зрителей. Что мы и сделали, получив поддержку нашей идеи у директора. Нельзя сказать, чтобы брошюра пользовалась уж очень большим успехом у зрителей, которые могли купить её за небольшие деньги в фойе у билетеров. Но мы до сих пор дарим её всем учителям, сотрудничающим с театром, в качестве приза на конкурсах и на различных фестивалях и гастролях.

Положение конкурса.

Итоги
4. Конкурс творческих и исследовательских работ по истории российского театра
Следующие два наших конкурса не могли бы состояться, если бы не два важных обстоятельства. Первое – это сотрудничество театра с Саратовским областным институтом образования, который в обоих случаях выступил соорганизатором . А второе — несколько лет активной работы с педагогами, которые сформировали заинтересованный в подобных проектах «актив» театра. Это уже не конкурсы рисунков или творческих работ, они рассчитаны на меньшую, но более вовлеченную аудиторию.

В 2018 году Саратовский ТЮЗ праздновал столетие со дня основания и к этому событию был приурочен конкурс творческих и исследовательских работ по истории российского театра «И дольше века длится день…», объявленный среди школьников Саратовской области. У конкурса было две номинации — история театра России и история Саратовского ТЮЗа. Первая номинация была нужна, чтобы дети из регионов, которые не имеют возможности прийти в наш театр за материалами для исследования, также могли принять участие. Упор конкурса делался на исследовательские, научные школьные проекты, но мы объявили также и номинацию «рисунок», чтобы могли поучаствовать и младшие классы.

Мы проводили для всех желающих создать исследовательские работы о театре консультации на базе педагогической части, предоставляли копии архивных документов. Очень помогал и тот факт, что в фойе театра находится большая архивная экспозиция по истории Саратовского ТЮЗа. Работ на конкурс поступило не слишком много, но почти все из них были очень серьезными и глубокими исследованиями, которые предполагали не только работу детей с книгами и поиск информации, но и живое общение с сотрудниками театра, которые могли что-то рассказать о теме работы. В организации этих встреч участникам помогала педчасть театра. Автор одной из работ, о театральных художниках Саратовского ТЮЗа пошла ещё дальше. Школьница самостоятельно нашла дом, где жил главный художник ТЮЗа Николай Архангельский, работавший вместе с Ю.П. Киселёвым в середине XXвека, и предложила в работе разработанный ею проект мемориальной доски.

Финал конкурса исследовательских работ решено было сделать «очным». Участники конкурса представили свои работы жюри в рамках VII Международной научнo-практической конференции «Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области» в Институте искусств Саратовского государственного университета. Кроме опыта написания работ это дало школьникам возможность попробовать себя на их защите, которую удалось организовать в рамках большой вузовской конференции. Финал получился насыщенным и напряженным, все работы были сильными, объявление победителей оказалось непростой задачей для членов жюри.

Итоги конкурса проводились в финале праздничных торжеств, посвященных столетию театра. Мы воспользовались приездом на юбилей театра именитых актёров, попросили их поучаствовать в работе. Так, все авторы исследовательских работ получили в подарок блокноты с автографом заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса. Победителям конкурса рисунков подарки от театра вручил 7 октября артист театра Петра Фоменко Иван Верховых на спектакле «Золотой ключик», а выставка детских работ работала в фойе театра все юбилейные дни.

Положение конкурса

Итоги
5.Конкурс «Пространство культуры – пространство игры: духовно-нравственное воспитание детей средствами театральной педагогики»
Конкурс для педагогов «Пространство культуры – пространство игры: духовно-нравственное воспитание детей средствами театральной педагогики» ТЮЗ Киселёва также проводил совместно с Саратовским институтом развития образования. Этот проект был приурочен к Году театра и стал подведением итогов пяти лет совместной работы театра и института по распространению среди педагогов с методик театральной педагогики. (Подробнее об этом читайте в Статье – «Проекты Саратовского ТЮЗа Киселёва для педагогов» ).

В конкурсе приняли участие более двадцати учителей школ, детских садов и педагогов дополнительного образования из Саратова, Энгельса, а также из области, которые представили свои конспекты занятий с использованием методик театральной педагогики.

Итоги конкурса также подводились очно в формате «конференции», но уже проходившей в стенах театра — одна из задач такой встречи была в том, чтобы педагоги могли обменяться и напитаться идеями. Участники конкурса презентовали свои работы членам жюри, в которое вошли два приглашенных эксперта — Александра Никитина (театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ЛСКОП МГПУ, руководитель Педагогической части Московского областного ТЮЗа) и Татьяна Климова (психолог, старший преподаватель МГПУ, преподаватель факультета психологии "РПУ св. Иоанна Богослова"). Их приглашение в Саратов стало возможным благодаря поддержке конкурса Союзом театральных деятелей РФ.

Победителями конкурса в первой номинации, на которую можно было подать занятие из любой предметной области с применением методик театральной педагогики» стали авторы занятий, которые были посвящены тренингу на чувство партнёра, творческому осмыслению образа упавшей звезды и сказке о Волшебнике страны Оз. Победителями во второй номинации, на которую принимались занятия, посвященные спектаклям или истории Саратовского ТЮЗа Киселева «Конёк-Горбунок», «Золотой ключик» и «Тряпичная кукла».

Завершились мероприятия очного этапа конкурса на следующий день мастер-классами от приглашенных членов жюри. Татьяна Климова поговорила с учителями и воспитателями о принципах педагогики искусства и особой роли педагога-модератора, помогающего детям раскрыть собственный эмоциональный и творческий потенциал на занятии. Александра Никитина предложила погрузиться в мир первобытных истоков культуры и искусства в магическом ритуале через проживание их в движении, звуке и красках.

Этот конкурс позволил театру увидеть не только результаты своей работы — большая часть участников конкурса ожидаемо оказались педагогами из актива театра. Обсуждение жюри и выбор победителей наглядно показали, какие идеи социо-игрового стиля обучения педагоги воспринимают сложнее всего и на что стоит обратить внимание в дальнейших образовательных проектах театра. Больше о выявленных на конкурсе проблемах можно прочитать в материале «Чек-лист» проверки занятия: соответствует ли ваш урок принципам театральной педагогики?»
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda