Юлия Николаевна Рыбакова
Музыкальный тренинг

(принципы подбора музыкального материала)

Авторское занятие – театрально-музыкальный тренинг.
Мы в соцсетях
Предлагаемое занятие является примером проведения с детьми музыкального актерского тренинга. Использование этой формы занятий хорошо зарекомендовало себя как один из элементов работы детских и юношеских театральных студий, в деятельности различных организаций дополнительного образования, а также при проведении практических занятий с применением театральных технологий по предметам гуманитарного цикла в школе.

Музыка – одно из самых мощных средств воздействия на человеческую психику. Являясь искусством абстрактным, не несущим по природе своей никакой информации рационального характера, она задействует механизмы ассоциативного мышления, погружая человека в мир эмоционального восприятия. Цепочки ассоциативной памяти чуждыми рациональному путями выводят слушателя на мимолетный образ, атмосферу, состояние. И уже к этим мало поддающимся логическому анализу категориям «привязываются» понятия вещественные. Однако, именно благодаря своей абстрактной направленности восприятие музыкального ряда человеком особенно субъективно, так как напрямую зависит не только от склада его мышления, но и от личного опыта, той или иной эмоциональной окраски каждого произошедшего с ним события. Одно и то же музыкальное произведение вызовет в воображении одного слушателя идиллический пейзаж, у другого – картину расставания влюбленных, а у третьего – некое конкретное событие, произошедшее в его жизни.

Таким образом, пути и конкретную конечную точку проникновения музыкального ряда в эмоциональную сферу человеческой психики практически невозможно предугадать. Однако существуют некоторые аспекты, общие для большинства, и именно их необходимо учитывать при работе над звуковым оформлением спектакля. Актерское же восприятие (под «актером» в данном случае подразумевается любой участник предлагаемого тренинга) музыкального ряда особенно остро, так как погружает человека в состоянии эмоциональной открытости в некое звуковое пространство, изменяющее восприятие реальности. Зачастую это происходит неосознанно. Просто «вдруг» меняется настроение актера, характер персонажа, темпоритм и т.д. Именно поэтому режиссер при постановке спектакля обязан отнестись к подбору музыки особенно серьезно, чтобы звуковой ряд не стал помехой для спектакля. Ведь в зону эмоционального воздействия звучащей музыки попадают и зрители, восприятие которых будет весьма зависеть от точности попадания звукового ряда постановки в нужные «уголки души».

Задача многократно усложняется в том случае, когда режиссером является педагог, работающий с детьми. Эмоциональная сфера ребенка способна реагировать на раздражители гораздо интенсивнее. Дети погружаются в звуковую атмосферу глубже, нежели взрослые, осознают же происходящее с ним меньше. Поэтому любой пример неосторожного обращения со звуковым рядом при работе с детьми может явиться в той или иной степени ударом по психике ребенка.

К сожалению, многие театральные педагоги, не имея определенной музыкальной культуры и эрудиции, уделяют недостаточно внимания этой сфере своей работы. Именно поэтому в программе обучения профессиональных режиссеров и режиссеров любительского театра существует предмет «Звуковое оформление спектакля», направленный не только на получение ими знаний и умений в области применения музыки непосредственно во время постановки, но и на приобретение навыка ориентации и эмоционального существования в огромном абстрактном мире звука.

Достижению этой цели служит музыкальный тренинг, составляющий практическую часть занятий по предмету. Однако он может использоваться и при работе с детьми (в качестве части занятий мастерством актера или самостоятельно)

Предлагаемая подборка представляет собой определенную последовательность музыкальных произведений для блока тренинга, направленного на действенное овеществление эмоциональной ассоциации, порожденной услышанной музыкой. Практически – на пластическое (статичное, а затем – динамичное) воплощение ситуации, рожденной воображением под влиянием музыки.

Тренинг имеет телесно-ориентированный импровизационный характер и направлен на развитие образного мышления, активизацию творческих способностей, развитие эмоционального восприятия мира и умения действенно воплощать полученные при прослушивании музыки впечатления.

Порядок записи.

  1. О. Строк Танго «Брызги шампанского». (Источник: аудиодиск «Ретро вдвоем». Петр Тодоровский, Сергей Никитин. Инструментальная музыка. 1999, «Музпром – МО»)
  2. А. Баррозо. Баия (Baia) (Источник: аудиодиск «Бразилиада. Босса Нова». 2002, ООО «Росмэн-Аудио»)
  3. Перголези. Cujus animam gementem.(Источник: аудиодиск Giovanni Battista Pergolesi «La Serva Padrona», «Stabat Mater». 1999, ARTE NOVA Musikproduktions GmbH)
  4. И. Штраус. Champagner – Polka. (Источник: аудиодиск «The very best of Strauss "The Waltz ing"». 2005, Naxos Rights International Ltd.)
  5. Б. Шаре. Саундтрек к м/ф «Трио из Белльвиля», (Источники: Интернет-сайты kinobaza.com, www.belleville.ru)
  6. Ф.Шопен. Мазурка №1 фа диез минор, соч.6 № 1. (Источник: аудиодиск «Фредерик Шопен. Мазурки.», 2004, Мелодия.)
  7. А. Баррозо. Беспокойство (Inqietacao) (Источник: аудиодиск «Бразилиада. Босса Нова». 2002, ООО «Росмэн-Аудио»)
  8. Перголези. O quam tristis et afflicta. (Источник: аудиодиск Giovanni Battista Pergolesi «La Serva Padrona», «Stabat Mater». 1999, ARTE NOVA Musikproduktions GmbH)
  9. К. Жобим – Дж. Лиис. Корковаду (Corcovado) (Источник: аудиодиск «Бразилиада. Босса Нова». 2002, ООО «Росмэн-Аудио».)
  10. Б. Шаре. Саундтрек к м/ф «Трио из Белльвиля», № 16. (Источники: Интернет-сайты kinobaza.com, www.belleville.ru)
  11. А.К. Жобим – Н. Мендонца. Расстроенная гитара (Desafinado). (Источник: аудиодиск «Бразилиада. Босса Нова». 2002, ООО «Росмэн-Аудио»)
  12. Ч. Чаплин. Вальс из к /ф «Огни большого города» (Источник: аудиодиск «Ретро вдвоем». Петр Тодоровский, Сергей Никитин. Инструментальная музыка. 1999, «Музпром – МО»)
  13. И. Штраус. Eljen a Maguar Polka (Источник: аудиодиск «The very best of Strauss "The Waltz ing"». 2005, Naxos Rights International Ltd)
  14. Перголези. Quis est homo (Источник: аудиодиск Giovanni Battista Pergolesi «La Serva Padrona», «Stabat Mater». 1999, ARTE NOVA Musikproduktions GmbH)
  15. А.К. Жобим – Н. Мендонца. Самба на одной ноте (Samba de uta nota so) (Источник: аудиодиск «Бразилиада. Босса Нова». 2002, ООО «Росмэн-Аудио».)

Общая длительность музыкального материала - 50.02

План занятия.

Занятие должно проводиться в просторном хорошо проветренном помещении без мебели (это может быть большая аудитория, освобожденный от стульев актовый или малый спортивный зал). Необходимо соблюдать технику безопасности, которая указана в описании упражнений. Предполагаемая длительность занятия – 1 час 20 минут (то есть, сдвоенный урок) без перерыва. В тренинге могут принимать участие 12-18 детей не младше 12 лет, одетых в спортивную форму.

I. Разминка.

Разминочный блок позволяет участникам подготовить мышечный аппарат к телесно-ориентированным упражнениям, сконцентрировать внимание, переключиться на слуховую систему восприятия, комфортно адаптироваться в мире звука. Общая длительность разминки – 20-25 минут.

Упражнения на мышечный разогрев.

а) Педагог просит ребят выстроиться на площадке в шахматном порядке так, чтобы они не мешали друг другу при любой амплитуде движения. Затем участники тренинга должны чуть согнуть в коленях ноги, поставленные на ширину плеч, и вытянуть руки со сжатыми кулаками вперед. Затем ведущий просит их стоя в этой позе максимально напрячь все мышцы от кончиков пальцев до мимических. После нескольких секунд напряжения следует расслабление с помощью «сбрасывающих» движений руками, ногами и корпусом. Затем упражнение повторяется еще 1-2 раза. Последний этап – задержанное напряжение (участники находятся в нем максимально долго, желательно, до того момента, как вытянутые вперед руки начинают самопроизвольно опускаться вниз). Затем снова следует расслабление, на этот раз более активное – ребята могут попрыгать, помахать руками и т.д.

б) Педагог предлагает участникам тренинга лечь на пол, вольно разбросав руки и ноги в стороны, закрыть глаза и расслабиться. Затем под его диктовку они начинают контролировать степень расслабления тела в такой последовательности (снизу – вверх): пальцы ног, ступни, голени, колени, бедра, ягодицы, брюшной пресс, поясница, спина, грудь, пальцы рук, запястья, предплечья, локти, плечи (на этом этапе стоит проверить, не возникли ли снова зажимы в уже пройденных частях тела), ключицы, шея, затылок, подбородок, щеки, язык, веки, лоб. Теперь следует проверить все еще раз, но уже значительно быстрее. Убедившись в отсутствии мышечных зажимов, педагог просит ребят плавно поваляться по полу, так, как будто их слегка перекатывает медленной волной. Упражнение проводится в течении 4-5 минут. (При выполнении этого и следующего упражнения участники могут нуждаться в дополнительных расслабляющих средствах. Поэтому целесообразно использовать запись звуков природы (спокойное море или летний дождь, например) или релаксационной музыки(отлично зарекомендовали себя музыкальные фрагменты с аудиодисков «Энергия рейки» («TME/Правительство звука», 2002) и «Pacific ocean» («TME/Правительство звука», 2006)

в) Участники продолжают лежать на полу с закрытыми глазами. Под диктовку ведущего ребята начинают потягиваться в следующей последовательности: сначала – правой рукой, затем – левой, потом – обеими вместе; правой ногой, левой, обеими сразу; обеими ногами и руками; обеими ногами, руками и шеей. Особенность упражнения заключается в том, что тянуться надо настолько сильно, насколько это возможно. Обычно определяющее пояснение педагога в этом случае звучит так: «Потянулись правой рукой. Еще немножко. И еще. Настолько, насколько можете! А теперь еще чуть-чуть!». При этом потягивается только та конечность, которую называет ведущий. Остальное тело полностью расслаблено. Следует обратить внимание на то, чтобы ребята, потягиваясь, не отрывались от пола. В противном случае чрезмерная нагрузка может привести к дискомфортным ощущениям, мышцы может сводить. Упражнение проводится в течении 3-4 минут.

Упражнения на концентрацию внимания.

а) Участники тренинга выстраиваются в шахматном прядке напротив педагога. Ведущий хлопает в ладоши, ребята должны мгновенно «поймать» хлопок – практически сразу повторить его как можно более слаженно, по возможности, одновременно. После нескольких удачных повторов, педагог просит ребят закрыть глаза, и упражнение повторяется еще несколько раз на слух.(См.: видеопособие «С.В. Клубков. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг», ч. 1-2. Фотовидеоцентр Департамента Образования РФ. 2000-20004гг.) Таким образом внимание участников тренинга не только сильно обостряется, но и концентрируется на ведущем. Важно также то, что упражнение лишает участников возможности получать зрительную информацию, выводя их в сферу слухового восприятия. Это упражнение в различных видах применяется произвольно и в течении всего занятия (особенно желательно его применение в самом начале) в тех случаях, когда внимание участников по каким-то причинам рассеивается. Упражнение повторяется до момента достижения одновременности коллективного хлопка.

б) Глаза участников по-прежнему закрыты. Педагог постепенно к привычному уже хлопку добавляет иные действия: топанье ногой, прищелкивание пальцами, посвистывание, различные односложные возгласы («Эй!», «А!», «Мяу!» и т.д.), щелканье языком и др. Ребята должны вслепую распознать и повторить действие. Таким образом, во время этого упражнения участники начинают лучше ориентироваться в мире звука, что позволяет им ощущать себя в нем более уверенно и ускоряет адаптацию. Постепенно упражнение усложняется: теперь действия производятся по два, а затем и по три одновременно (например, прищелкивание пальцами + посвистывание, хлопок + топанье ногой + возглас и т.д.). Упражнение, как и предыдущее, повторяется до момента достижения максимальной слаженности «ответов» участников. По завершении упражнения ведущий просит участников открыть глаза.

Упражнения на ориентацию в пространстве мира звука.

а) Это упражнение является модификацией известной игры «Жмурки». Педагог раздает ребятам простейшие перкуссионные инструменты, обладающие частым и не очень громким звучанием (колокольчики, трещотки, погремушки и т.д.). Один из участников тренинга выбирается на роль водящего. Ему предлагается завязать глаза специальной непрозрачной повязкой. Другие ребята, медленно перемещаясь по площадке в хаотическом порядке, постоянно производят какие-то звуки с помощью своих инструментов. Если необходимые инструменты отсутствуют, в этом и двух последующих упражнениях их можно заменить частым постоянным похлопыванием, посвистыванием или прищелкиванием языком. Задача водящего – ориентируясь по слуху, «осалить» (то есть мягко прикоснуться) кого-нибудь из ребят, таким образом назначив нового водящего. Игра повторяется 3-4 раза.

Следующие два упражнения рекомендуется проводить с ребятами, уже имеющими опыт участия в подобных тренингах. В том же случае, если группа состоит из новичков, следует сразу перейти к блоку музыкальных упражнений.

Упражнение только для участников (и педагогов), уже имеющих опыт работы в подобных тренингах. Повязки раздаются всем ребятам. Хаотично передвигаясь по площадке на предельно медленной скорости и непрерывно используя свои музыкальные инструменты, они должны выполнить несколько задач: занять пространство как можно более равномерно, при этом не сталкиваться, ориентируясь по звукам, издаваемым партнерами. При проведении этого упражнения педагог должен быть особенно внимательным и постоянно контролировать предельную медленность передвижения участников, так как именно она гарантирует отсутствие дискомфортных ощущений и безопасность ребят во время контакта со стенами помещения или друг с другом. Упражнение проводится при полном молчании участников в течении двух-трех минут. В случае отсутствия необходимого количества повязок, можно предложить ребятам просто закрыть глаза. Однако в этом случае им будет достаточно сложно удержаться от «подглядывания», что может значительно снизить эффективность этого (как и следующего) упражнения.

в) Упражнение только для участников (и педагогов), уже имеющих опыт работы в подобных тренингах. Это упражнение – «Жмурки наоборот». Теперь повязки – на глазах у всех участников, кроме ведущего, у которого в руках – постоянно звучащий музыкальный инструмент. Руки других ребят свободны. На привычной уже предельно малой скорости участники передвигаются по площадке. Так же медленно водящий перемещается между ними. Задача ребят – «осалить» его. Тот, кому это удается, становится новым водящим. Обязательная техника безопасности в этом упражнении идентична предыдущей. Игра проводится в тишине 3-4 раза.

Музыкальный тренинг.

Музыкальный тренинг делится на 3 этапа и проводится с использованием фрагментов предлагаемой подборки. Участники работают попеременно всем коллективом и двумя группами. Предполагаемая длительность этой части занятия – 55-60 минут

1 этап.

Этот этап тренинга позволяет участникам, уже ориентирующимся в мире звука, перейти от движения в его пространстве к целенаправленно-действенной составляющей звукового восприятия. Теперь их основная задача – осознать те ассоциативные картины, которые вызывает в воображении предлагаемый музыкальный ряд и попробовать статично реализовать их в пространстве видимой реальности.

а) Ведущий предлагает участникам сесть на пол в кружок и, закрыв глаза, прослушать первый из фрагментов подборки (О. Строк. Танго «Брызги шампанского»). По окончании прослушивания ребята должны по очереди рассказать, какая статичная картинка им представилась под влиянием музыки.(В этом и последующих упражнениях задание дается участникам только после прослушивания музыки. Это может до некоторой степени обеспечить «спонтанную», а не «надуманную» природу ассоциаций) Для удобства объяснения педагог может назвать ее «фотографией». Когда ребята закончат рассказывать, им предлагается послушать второй фрагмент (А. Баррозо. «Баия»). Упражнение повторяется. На этот раз после каждого рассказа происходит небольшое обсуждение, во время которого педагог с помощью наводящих вопросов пытается помочь участнику определить, почему у него возникла именно такая ассоциация(Это упражнение направлено на получения участниками навыка вербализации возникающих ассоциаций и попытку осознания их подоплеки).

б) Ребята сидят в кругу с закрытыми глвзвми. Звучит третий фрагмент подборки (Перголези. «Cujus animam gementem»). Прослушав его, ребята снова описывают представленные «фотографии», а затем сообща выбирают ту, которая им особенно понравилась. Педагог предлагает автору выбранной картинки воплотить ее на площадке в виде групповой скульптуры, используя в качестве «глины» своих товарищей (В «скульптуре» могут присутствовать не только фигуры людей, но и предметы, животные и т.д. Они изображаются тоже только с помощью использования пластических возможностей участников тренинга)

в) Снова сев в круг, участники прослушивают четвертый фрагмент (И. Штраус. «Champagner – Polka»). На этот раз выбираются две из описанных историй. Участники делятся на две группы, с помощью которых каждый из двух авторов ассоциаций сроит «скульптуру». Когда статичные композиции готовы и группы могут как следует рассмотреть друг друга, им предлагается придумать название «скульптуре» своих товари

г) В привычном кругу ребята слушают следующий фрагмент (Б.Шаре. Саундтрек к м/ф «Трио из Белльвиля», № 11). На этот раз им предлагается не описывать картинки, а придумать и озвучить только их названия. Сообща выбираются два из них, и авторы снова выстраивают своих товарищей, однако, по просьбе ведущего, не объясняя им, кем или чем они являются. Когда «скульптуры» закончены, группы рассматривают друг друга, пытаясь угадать, что же именно построил «скульптор». После обсуждения каждой группы ее участники высказывают свои впечатления на эту тему. И последним выступает сам автор картинки, объясняющий сюжет своего «произведения». Результаты сравниваются. Чем больше они совпадают – тем лучше.

д) После прослушивания шестого фрагмента (Ф.Шопен. Мазурка №1 фа диез минор, соч.6 № 1), ребята, еще сидя в кругу, произвольно разделяются педагогом на две группы, в каждой из которых оглашаются и записываются названия ассоциаций. Листки с записями отдаются ведущему, после чего (втайне от другой группы) ребята выбирают один из сюжетов, и его автор снова выстраивает их. По окончании «пристройки», ведущий передает листки с записями одной группы – другой, после чего ребята должны угадать, какую именно «скульптуру» создали их товарищи.

2 этап.

Этот этап выводит участников на уровень импровизационного воплощения впечатлений. Статика в финале превращается в движение (при особенной удаче – в целенаправленное действие). В процессе же коллективной работы заметно повышается уровень внимания друг к другу (педагогу рекомендуется сделать акцент на этот аспект во время объяснения заданий), увеличивая взаимопонимание членов группы и прививая навыки командной деятельности.

а) Седьмой фрагмент подборки - А. Баррозо. «Беспокойство». Ребятам, прослушавшим его в кругу, предлагается экспромтом выстроить «скульптуру» по заданной педагогом теме (Возможные варианты: «Беспокойство», «Ожидание», «Волнение») (Темы формулируются в виде действенных существительных, подспудно направляющих ребят на необходимость осмысленной действенности статичного воплощения картины.) При этом участники должны выходить на площадку друг за другом, по очереди, сперва внимательно рассмотрев результат работы прежшествующих товарищей. Их задача – постараться понять замысел предыдущих ребят и стать естественным дополнением в получившейся картине. Основная ошибка – «сломать» уже намеченную логику построения, внеся в чужой замысел элементы своего собственного. Упражнение выполняется всей группой.

б) Это упражнение почти аналогично предыдущему. Разница заключается лишь в том, что после прослушивания очередного фрагмента (Перголези. «O quam tristis et afflicta») и оглашения предлагаемой темы «пристройки» (возможно: «Прошание», «Понимание», «Обретение»)ребята произвольно делятся на две группы. Таким образом, на площадке должно получиться две «скульптуры» на одну и ту же тему. Упражнение завершается взаимным обсуждением.

в) Ребята снова работают единой группой. Прослушав фрагмент подборки № 9 (К. Жобим – Дж. Лиис. «Корковаду»), они под наблюдением педагога, должны выстроить общую «скульптуру» без определенно заданной темы, руководствуясь только характерным звучанием музыки. По сути дела, тему в данном случае задает первый участник, выходящий на площадку. Задача остальных – понять и дополнить его замысел. Поэтому снова очень важно для каждого участника включаться в общее построение только после того, как ему становится точно понятно определенное место внутри общей работы, где он сможет стать естественно необходимым. Упражнение заканчивается общим обсуждением, во время которого уточняется сюжет получившейся «пристройки» и придумывается ее название.

г) Так же, как и в прошлой паре упражнений, ребята делятся на две группы, выстраивая (а затем обсуждая) «скульптуры» по предыдущему заданию. Используемый музыкальный фрагмент - Б. Шаре. Саундтрек к м/ф «Трио из Белльвиля», № 16.

д) Прослушав одиннадцатый фрагмент подборки (А.К. Жобим – Н. Мендонца. «Расстроенная гитара»), ребята снова экспромтом выстраивают «пристройку». Не позволяя участникам выйти из принятых статичных поз, педагог предлагает им внимательно оценить свое положение и положение своих товарищей и постараться понять, что делает он сам и каждый из окружающих. Затем, поставив запись снова, ведущий предлагает ребятам «пожить» в придуманной ситуации, выполняя те роли, которые диктуют им принятые ранее позы. Момент окончания упражнения – произволен и зависит от успешности его выполнения. Если у ребят «завязывается» некая история, получается живой, понятный и органичный этюд, если никто из них не скучает и знает, что ему делать, то естественным финалом может стать окончание музыкального фрагмента. В противном случае педагог может остановить работу в любой момент. На данном этапе тренинга очень важно не позволить ребятам совершать формальные и непродуманные действия. Если ведущий замечает, что кто-нибудь из участников существует не в логике действия его персонажа и всей группы, а тем более – кривляется, он должен немедленно прекратить упражнение и объяснить причину этого (естественно, в безличной форме, не указывая конкретного виновника).

3 этап

Заключительный этап тренинга позволяет обобщить все, чего удалось добиться участникам за время всего занятия. Не прерываясь на обсуждения, а довольствуясь краткими позитивными
комментариями, ведущий дает возможность ребятам быстро повторить (а по возможности – и качественно развить) результаты предыдущих действий. Этот этап проходит в режиме «нон-стоп». Его предполагаемая длительность – 7-10 минут. Оставшиеся музыкальные фрагменты подборки не звучат до конца, а останавливаются в момент достижения группой (ребята работают единым коллективом) желаемого результата.

Задания идут в следующей последовательности:

1. После прослушивания первых фраз фрагмента, первый из участников, кто придумает название сюжета, выстраивает «скульптуру» по своему замыслу (Ч. Чаплин. Вальс из к /ф «Огни большого города»).

2. «Пристройка» на заданную педагогом тему (И. Штраус. «Eljen a Maguar Polka»). Возможные варианты темы: «Спешка», «Скандал», «Праздник».

3. «Пристройка» без заданной темы (Перголези. «Quis est homo»).

4. «Пристройка» с переходом в действенный этюд (А.К. Жобим – Н. Мендонца. «Самба на одной ноте»).


Закончив последний этап тренинга, педагог проводит краткое обсуждение, где пытается выяснить, что же нового поняли о роли и влиянии музыки на человеческое воображение участники тренинга.

По традиции, занятие заканчивается общими аплодисментами.


Необходимые для проведения занятия реквизит и аппаратура.

1. Магнитофон или музыкальный центр.

2. Аудионоситель с записью предлагаемой подборки музыкальных фрагментов, совместимый с имеющимся магнитофоном или музыкальным центром.

3. Аудионоситель с записью релаксационной музыки или звуков природы, совместимый с имеющимся магнитофоном или музыкальным центром.

4. Перкуссионные музыкальные инструменты по количеству участников тренинга.

5. «Слепые маски» или непрозрачные повязки на глаза по количеству участников тренинга.

6. Два листа бумаги, две ручки или карандаша.


Текст впервые был опубликован в 2012 году в журнале Издательской группы «Основа»
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda