Метафора – известный поэтический приём, вид тропа … Как Вы используете в технологии «Неурока»?
В основе понимания этого приёма – уподобление одного предмета другим (сходство-контраст-олицетворение и т.п.)
Уподобляя одно другому, мы создаём нечто иное («иносказательное»). Это нечто вновь рождённое, уникально-волнующе-целостное: образ.
Принцип метафорического уподобления друг другу – это, по сути, игра со словом во всей неисчерпаемости его ассоциативного потенциала: «слово – пучок», из которого «смыслы торчат в разные стороны» (О. Мандельштам).
Но ведь это и принцип любой детской игры – с той же неисчерпаемостью смысловых, пластических, эмоциональных, рацио-перевоплощений…Ребёнок – открыт для творчества, взрослый закрыт для игры. Иными словами нет диалога?
«Творение лица» (и сотворение познавательно-игрового мира вокруг себя) – органично для детей – изобретателей и фантазёров, естественно-природных носителей культуры воображения: всё, что попадает в горизонты детского интереса, моментально превращается ими в артефакт.
Но эта культура дефицитна для педагога, как «дискурсивная» (рассудочная) – для ученика. Она разбивает его «мир вокруг себя» на учебные предметы, которые надо понимать, учить, запоминать.
Понимаемые, изучаемые и запоминаемые (и даже применяемые), они эмоционально отчуждены («бесчувственны») и уже не органичны, поэтому в них трудно играть (и умом, и телом), да и для учителя они – не «игрушки», а всё те же учебные предметы, которые назначено учить.
В итоге, ребёнок – открыт для творчества, взрослый закрыт для игры.
И оба – вне диалога «своих» культур, баланс которых равно значим для творческого (личностно-ориентированного) осознания обоих.
Как наладить диалог?
«Впустить» в учебный процесс переживание-воплощение учебного предмета, всецело (эмоционально-телесно-интеллектуально-личностно-событийно) захватывающего «Я» каждого школьника и учителя-предметника. То есть: придумать задачу-метафору и «отпустить» её… в «уподобление» одного предмета другому (другим) в целях создания из обычно-привычного учебного материала иносказательных смыслов, рождающихся в метафорическом преображении в – авторском! – образ нового знания (но не ЗУН). Этот образ создаётся «здесь и теперь», прямо на глазах и из-под руки непосредственно в процессе метафорического взаимодействия с текстами и друг другом. В нём есть и чувство, и разум, и пластичность, и событийность, а ещё он – источник познания собственной творческой открытости и неисчерпаемости… Перпетуум-мобиле импровизационной энергии и отдачи.
Технология художественного моделирования («неурок») нацелена на образное познание мира и себя, точнее, как писал Эрих Фромм, на воссоединение себя с миром в акте творчества. Это реальный и эффективный способ проживания и воплощения любого учебного материала в событие-образ как в классе, так и на сцене. А это – новый и неисчерпаемый потенциал развития театральной педагогики в образовании.