В середине 80-х годов прошлого века я начал работать в необычной школе искусств, образованной выпускниками московской консерватории и московского архитектурного института под руководством Ильи Михайловича Подкаминского. Школу объединяло три направления: музыкальное, художественно-изобразительное и направление художественного движения. Каждый ребенок мог посещать все три направления одновременно. А объединяющим фактором для всех трех направлений стал театр. Идея театрализовать даже простой концерт лежала для нас на поверхности. Стало понятно, что дети качественно иначе ведут себя на концертной площадке, если не просто выходят играть пьесы, а при этом олицетворяют какой-то персонаж, к примеру, композитора, чье музыкальное произведение исполняют. Очень скоро наши театральные опыты переросли в постановки мюзиклов.
Что касается театра родителей, то он возник из жеста благодарности родителей в адрес начальной школы. Так родился маленький спектакль под Новый год, который потом разросся, и стал целым представлением на тему разных сказок. Это очень понравилось публике, и прежде всего, детям. На следующий год инициативу подхватил следующий класс. И постепенно такие родительские спектакли стали доброй традицией нашей школы. Если говорить о том, что означает для детей участие их родителей в подобных постановках, то трудно выразить словами, но можно наблюдать, как после спектакля детки обнимаются с родителями, гладят их, как у них горят глаза от гордости и восхищениями своими мамами и папами. Со своей стороны, считаю также важным и нужным для самих родителей подобный опыт, поскольку когда мы готовим спектакль, то разбираем с ними характеры их персонажей, рассуждаем и пробуем прочувствовать на себе, каково это, когда на тебя кричат или когда ты сам не можешь сдержаться, или же когда тебе важно принять какое-то важное решение, но тебе страшно, ведь важно еще как твои поступки повлияют на то, что будет дальше. Все это дает лучшее понимание себя, других и безусловно, лучше помогает понять своих собственных детей и улучшить взаимоотношения с ними.
Театры в школе имеют давнюю историю. В Европе они появились в Средневековье, в России с 17 века. В советское время, а затем в российских школах в 20 веке целенаправленно осваивалась театральная педагогика. А как в настоящее время?
Появление театра в школе можно считать маркером глубоких положительных изменений в образовательной сфере. Многие педагоги новаторы советского времени образовывали у себя в школе широкое развитое театральное пространство: это не только постановки спектаклей школьной программы, это также ведение каких-то элементов театрализации на исторических и математических уроках, и то что сейчас есть возможность всему этому научиться у профессионалов своего дела, стать учителем, владеющим театральной сферой весьма профессионально, это очень здорово. Есть в МГПУ магистерская программа, готовящая учителей в сфере театрального образования. Школа в этом сейчас очень нуждается на мой взгляд, поскольку, когда в школе есть театр, можно сказать что в школе живая и здоровая атмосфера, которая способствует развитию и раскрытию их талантов и способностей.
Почему, на Ваш взгляд, несмотря на то, что школьный театр – это тяжелая и часто неоплачиваемая работа, многие учителя продолжают им заниматься?
Школа не то место, куда приходят зарабатывать. Поймите меня правильно, я не против того, чтобы педагоги получали достойную зарплату. Но это не должно являться главным стимулом. Приходят потому, что не могут не приходить. Занимаются потому, что не могут не заниматься. Потому что так понимают создание благоприятной среды для роста и здорового и гармоничного развития детей. И я бы сказал даже шире, семей. Приходят за тем, чтобы БЫТЬ здесь, в ШКОЛЕ. Потому что человек, который не может быть в школе по-настоящему, он в ней никогда не останется. Человек, который не чувствует, что это его жизненное задание, он не будет там работать. Интереснее другой феномен, люди, которые не сразу выбрали для себя педагогику как профессию, а со временем приходят в нее и остаются работать в школе. Здесь уж точно трудно говорить о каких-то выгодах, так как зачастую они оставляют за спиной более солидные заработки и приходят в школу работать по зову сердца. В школе работают те, кто хотят, быть и жить с детским коллективом наполненной и содержательной жизнью.
Театр живет в сердцах и головах людей. Говорят, в вашей школе учителя делают это прямо на уроках.
Конечно, тут не поспоришь. Театр – это то, что нас окружает. Если говорить об особенностях, то в нашем вальдорфском плане обучения есть «тема года». К примеру, в 5 классе тема «Древняя Греция». И весь класс готовится принять участие, к примеру, в Олимпийских играх, которые устраиваются в рамках одной школы, либо в коллаборации с другими школами города или даже городов. Ребята соревнуются по всем правилам, как это было принято у древних греков. Поскольку игры были не только спортивные, но и художественные, они соревнуются и в танцах, делают отрывки из древнегреческих спектаклей. Математика у них проходит на том же материале, что занимались древнегреческие математики. Я стараюсь в свою очередь показать ребятам связь построения тех же музыкальных интервалов с тем, как мы делаем струну или как это происходит в геометрии, например, когда мы строим разные треугольники, в которых доказательством правильности построения будет звучание музыкальных интервалов.
Собственно театр в нашем учебном плане падает на 8 класс, когда дети занимаются всесторонним изучением человека, начиная от анатомии до содержания поступков. При этом нужно сказать, что постоянно действующая театральная труппа в нашей школе – это явление достаточно новое. Был при школе музыкальный театр, вела его наш преподаватель-музыкант, это был театр песни, сейчас эту эстафету подхватила наша выпускница и теперь это театр на постоянной основе.