Dr. Manon Vande Water
Драма в образовании
Как соотносится отечественный опыт театральной педагогики и зарубежный?
Чему нам полезно научиться у американских коллег? И что для нас неприемлемо?
Мы приглашаем поразмышлять об этом, прочитав статью Манон ванн де Вотер.

Dr. Manon Vande Water , Доктор философии, заслуженный профессор университета Виллас-Фиппс (штата Висконсин), директор театра для молодежи, заведующая кафедрой славянских языков и литературы и междисциплинарных театральных обучающих программ.

Современная педагогика отмечает социальное, эмоциональное, терапевтическое воздействие театральных методов или драмапедагогики (Drama Metods) на учащихся. Метод драмы всегда включает процесс и результат. И в нашем случае результат – не обязательно продукт.

Нас интересуют театральные методы как инструмент обучения, образования. В основе – ориентация на процесс и действие. Основные инструменты: разум, тело и голос. Разум – в широком смысле – не только рацио. И голос в широком смысле – как возможность высказаться, не обязательно вербально.

Какими ресурсами обладают театральные методы?

  • вовлечение заброшенных;
  • новые образовательные средства;
  • общение с партнёрами;
  • особую образовательную среду;
  • постановку новых задач перед успешными учениками.

Отличия драма-педагогики от театра:

  • ориентация на процесс, а не на результат-спектакль;
  • импровизация, а не следование написанной пьесе;
  • участие всех присутствующих, а не деление на актёров и зрителей;
  • лидер – учитель-фасилитатор, а не режиссёр: то есть лидер – проводник, тот, кто помогает ученикам реализовать их собственное содержание.

Основание для развития направления – все дети могут играть.

Основной опыт прошлого – религиозное воспитание через обряды, обучение риторике и ораторскому искусству театральными методами, погружение через личный опыт в практике обучения различным предметам.

Немного о соотношении театра, эмоций и разума. Есть исследования по нейропсихологии, которые изучают связь драма-образования и развития интеллекта. Они опираются на практику прошлого. Но отдельный предмет «Драма» - достижение XX века. Этот предмет развивает аффективные, психомоторные и когнитивные способности, навыки, компетенции.

Основные задачи драма-педагогики:

  • творческое, в том числе эстетическое, развитие;
  • развитие критического мышления;
  • развитие социальных навыков;
  • развитие коммуникации;
  • развитие ценностей.

Занятия по программам драма-педагогики помогают узнать себя и вступить в культурный диалог с другими.

В начале XX века бихевиористы сопротивлялись внедрению театральных методов на основании того, что их достижения трудно и даже почти невозможно измерить количественно. Кроме того многие исследования в области театральной педагогики носили эмпирический и описательный характер и не имели внятных заключений. Были и такие исследования, которые замыкались в очень узкие кейсы (например, в области работы с детьми-инвалидами). В Америке, как и в России, система образования, как правило, проверяет только формализованные знания.

Говард Гарднер, американский психолог, известный как автор понятия множественный интеллект, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии говорит, что главные предубеждения в этой области: западническая ориентация, перфекционизм и увлечение тестами.

90-ые годы XX века утвердили педагогическое направление и предмет и легитимизировали его.

По Гарднеру это направление педагогики даёт, прежде всего, многоуровневость педагогического воздействия, многоуровневость роста и развития.

Он же говорил о том, что национальные меньшинства, дети из малообразованных слоёв населения, все группы риска, которые в школе 1942 года составляют меньшинство, к концу века станут большинством. И он был прав. И он полагал, что для этих групп иной путь в педагогике просто практически невозможен.

Даниэль Колеман (Daniel Coleman) в 1995 году писал, что новое поколение во всех смыслах более проблемно: агрессивно, подавлено и т.д. Что этому поколению традиционные методы, опирающиеся на рационализм, не помогут, а поможет только развитие эмоционального интеллекта. Только через развитие эмоционального интеллекта можно способствовать сегодня становлению порядочного человека.

Исследования 2006 года показали, что абсолютное большинство подростков думают о суициде, страдают униполярной депрессией (то есть такой депрессией, когда глубокое уныние не сменяется фазами эйфории). Именно униполярная депрессия является источником всех физиологических нарушений молодого поколения. Техники драмы очень нужны таким детям, потому что дают им:

  • Уверенность;
  • Любопытство;
  • Интенциональность (проще – устремлённость, наличие цели, энергию желания достичь определённой цели);
  • Самоконтроль;
  • Умение соотнести себя с другими;
  • Коммуникативность;
  • Сотрудничество.

Основные показатели наличия эмоционального интеллекта, это развитые способности:

1. Самосозидания;

2. Самоконтроля;

3. Самомотивации;

4. Эмпатии;

5. Строить отношения.

Говард Гарднер писал о множественных интеллектах, как о потенциальных возможностях. Он утверждает, что каждый ребёнок обладает различными интеллектами, но возможность развить их и воспользоваться ими зависит от среды. От того, насколько она помогает и даже просто позволяет это сделать.

Виды множественного интеллекта:

  • Теоретический (математический);
  • Вербальный (лингвистический);
  • Визуальный (пространственный);
  • Музыкально-ритмический;
  • Физический (кинестетический);
  • Межличностный (коммуникативный);
  • Внутриличностный;
  • Природный (пантеистический).

К сожалению, в современной школе, как правило, работают только с первыми двумя.

Но дело вовсе не в том, чтобы привесить к каждому ученику бирочку, на которой будет обозначено, какой интеллект у него наиболее сильно развит. Дело в том, чтобы развить все виды, помогая ребёнку опираться на то, что и так развито.

Михайнистен Михай написал книгу «Найти поток». Это книга о том, что когда человек полностью погружён в деятельность, счастлив ею, то он отчасти теряет время и пространство. Он не замечает, сколько времени прошло, сколько препятствий удалось преодолеть, сколько сил отдано. Он находится как в состоянии длительного инсайта, который интегрирует интеллект и эмоции. Чтобы ученик мог «найти поток» в учебной деятельности, задача, поставленная перед ним, не должна быть слишком простой.

Ричард Дэвидсон (на русский язык переведена книга «Как эмоции управляют мозгом») возглавляет Центр изучения эмоционального благополучия. Он, в отличии от Гартнера, сторонник теории, что после 18-ти лет человек не теряет способности учиться и меняться. Он также считает, что эмоциональный интеллект значит в жизни человека больше, чем рациональный. Он пишет о том, что у каждого человека в определённом отрезке его развития есть свой эмоциональный стиль, но этот стиль может и меняться. Исследования Дэвидсона основаны на изучении томографии мозга. Его теории и открытия тесно связаны с практиками ламаизма и буддизма, которыми он занимался. Свои научные работы он начинал с медитации. И именно томография мозга доказывает, что эти практики работают и приносят реальные результаты.

Дэвидсон, прежде всего, работает с визуализацией проблем и трансформацией визуализаций. Мы встречались встречалась с ним и обсудили вопрос о том, что проблему можно материализовать драматическим способом и потом работать с трансформацией игры. Это не психодрамма, потому что не ставит задачу излечения. Это социальная практика – она помогает человеку увидеть проблему с разных сторон. У Дэвидсона есть школа для 3-5 летних детей. Оказывается уже в таком возрасте много физических и ментальных проблем. И у нас есть центр драмапедагогики для 3-5 летних детей. Сейчас две эти школы сотрудничают, развивая два направления: решение проблем через визуализацию и драму.

Я преподаю также драму в образовании студентам педагогического Вуза. Это предмет, обязательный для всех учителей от 1-ого до 12-ого класса. В группе по 16 студентов. А в потоке примерно 100 человек. Они занимаются с ней 1 семестр по 2 занятия в неделю. Лекций нет, есть упражнения. Одно занятие – только для студентов. И оно носит более теоретический характер. Другое занятие – более практическое, и на нём у каждого студента есть партнёр-ребёнок (дошкольник). Эти классы для детей бесплатные. И среди них многие из проблемных семей. Старшие студенты становятся моими ассистентами в младших студенческих группах.

Главное в этой деятельности – включение и многообразие. Драмапедагогика работает со всеми детьми без исключения, без различий пола, возраста, конфессии, национальности, социального статуса и половой ориентации. И в программе института я учу своих студентов, как использовать драму в преподавании любых предметов. Важно, что для драмапедагогики в общем-то ничего не нужно, кроме собственного тела. По окончании курса каждый студент должен сам сделать лабораторию с детской группой по какой-то теме. Чаще всего это социальные темы.

Например, я делала лабораторию о семье. Сначала дети заполняли пространство в образах разных животных. Потом они делали живые картины на тему «Семья животных». А потом мы усажали детей тесно в кружок вокруг себя (глаза в глаза) и я рассказывала им историю о двух пингвинах-мальчиках, которые всё любили делать вместе. И когда настала весна, они устроили гнездо. Но поняли, что у всех есть яйца, а у них – нет. Они притащили камень, но он был не такой как яйцо, и пингвины беспокоились. И служитель зоопарка стал думать, что делать, и как им помочь. И тут рассказ прерывается, и все дети становятся посетителями и сотрудниками зоопарка. А студенты становятся пингвинами – и этой парой, и другими, у которых всё хорошо. И все дети думают, как помочь. Каждое предложение разыгрывается в импровизации. Обычно догадываются, что в другом гнезде больше яиц, чем помещается. Одно всё время вываливается. Его трудно обогреть. И можно положить это яйцо главным героям. В финале происходит обсуждение. Очень важно зафиксировать идею многообразия жизни и отношений. Важно поселить в детях спокойное, уважительное, дружественное отношение к многообразию. Обсуждается, что такое семья? Какие семьи бывают? Какие у них самих семьи? Является ли семьёй то, что получилось у двух пингвинов? Потом мы спрашиваем, как думают дети – реальная ли это история? И кто-то отвечает «да», а кто-то «нет». Я говорю – это реальная история, и вы можете пойти в Нью-Йоркский зоопарк и посмотреть на них. И дети хотят пойти.

У детей дальше не возникает проблем и вопросов об однополых парах. Они воспринимают ситуацию, как есть. Они просто идут дальше, и для них это – не проблема. Чем раньше решаются такие вопросы, тем лучше. Важно, чтобы они не успели стать для детей ПРОБЛЕМАМИ.

Другое направление, которым мы занимаемся – прикладной театр. Театр для определённых групп населения. Это активизирующий театр. Спектакли этого театра создаются самими студентами. И потом с этими спектаклями студенты идут в школы и в группы риска: несовершеннолетние мамы, дети с посттравматическим синдромом, и т.д. Там театр работает с их темой.

На международном уровне такой театр работает в неспокойных, проблемных регионах. Есть такой театр в Калькутте. Я занималась в группе Жанны Санскрити, и именно это подвигло меня к дальнейшей работе. В России я участвовала в программе «Театр – детям Беслана». Тут фасилитаторская позиция театрального педагога ключевая.

Искусство не исцеляет, но меняет. Ницше говорит о том, что только искусство знает, как отчаяние от абсурдности жизни можно преобразовать в то, с чем можно жить.

Автор методики работы в проблемных группах и регионах - Августо Боаль (1931-2009), бразильский театральный режиссёр, писатель и общественный деятель. Его основной труд называется «Театр угнетённых». Августо Боаля волнует проблема, как вернуть людям их голос, возможность влиять на собственную жизнь. Нужно понимать, что самое опасное, что может произойти в такой работе – это возбудить группу на насильственные социальные действия, а потом покинуть её. Этого не должно быть, это безответственно. Изменения должны быть внутренними.

Совсем другой аспект театральной педагогики – создание спектаклей для детей и молодёжи. С 80-90-ых годов в Америке есть курсы для учителей, которые занимаются эстетическим развитием детей и готовят их ко встречам с искусством театра. В Америке часто театр сам отправляется в школу. Раньше театры делали для учителей подборки игр и упражнений, которые предшествовали встречам с тем или иным спектаклем. Это были методические пособия – книжки. Но скоро стало понятно, что это просто ещё один учебник. Учителя, конечно, любят именно пособия, и запрос на них велик. Но сегодня у театров есть желание идти какими-то иными путями. Например, делают 20-ти минутные ролики о спектакле, о том, как он создавался. Педагог из театра идёт в школу до спектакля и готовит детей ко встрече. Например, разучивает с ними песню из спектакля. А потом сразу после спектакля проходит творческое занятие.

Некоторые театры очень страдают от того, что для того, чтобы продать спектакли школе, надо слишком сильно под неё подстраиваться. Но на самом деле всегда можно что-то придумать, чтобы школа была довольна, но театр делал так, как считает необходимым. Например, когда мы делали спектакль для малышей «Падающие девочки», то проблема была в том, что школа настаивала: дети любят локальные цвета, и всё для них должно быть мягким и милым. Но мы придумали такой вход в спектакль и выход из него, что всё это перестало быть проблемой. Вообще всё решает грамотный вход и выход. Когда работали с подростками, то делали спектакль, где очень жёсткие проблемы решали через негативное проживание опыта взаимодействия в танце флменко. Театральная педагогика вообще позволяет прожить негативный опыт в игре, в сфере воображения, и тем уберечься от его последствий в реальной жизни.

В спектакле Моники Меркс детей заранее учили танцевать фламенко, а потом, во время спектакля соединяли с незнакомым партнёром. У них происходил совместный танец. И им было трудно. А потом они оставались вместе до конца спектакля, вместе воспринимали и переживали всё, что там происходило. А там родители, кланы, навязывали девушке нелюбимого жениха. Насильно выдавали замуж. И дети получали опыт переживания навязанного партнёра. Они соотносили ситуацию героини со своей, получали опыт такого проживания.



Упражнения

ЧАСТЬ 1.

Блок I: Знакомство

Упражнение 1

Реквизит: мяч

Участники становятся в круг. ТП (театральный педагог) называет свое имя и бросает мяч одному из них. Поймавший мяч называет свое имя, а также имя того, от кого он получил мяч. Например: «Меня зовут Оля, и я получила этот мяч от Жени.» Игра продолжается до тех пор, пока все не представятся друг другу.

Затем ТП предлагает кому-нибудь назвать все имена по кругу. После этого все участники в круге меняют позицию. Теперь, бросая мяч, вы называете имя того, кому он адресован. Если имя названо неправильно, поймавший поправляет вас. Для повышения уровня сложности ТП вбрасывает второй и третий мячи.

Затем следующие два добровольца называют все имена по кругу. Игра продолжается, пока один из участников не перечислит правильно все имена .

Упражнение 2

Реквизит: шарф

Участники становятся в круг. ТП показывает шарф, который необходимо будет передать по кругу, превратив его в подарок для соседа со словами: «Это ... для ...!» Передача подарка может сопровождаться мимикой, жестами и комментариями. Например, если шарф скомкать, подуть на него и произнести заклинание, то он превратится в кусочек пирога, который хочется передать с улыбкой. А колючего ежика лучше передавать аккуратно, чтобы не уколоть коллегу.

Данное упражнение рассчитано на силу воображения участников. Подарки могут быть любыми, конкретными (цветок, кошка) или абстрактными (море, ветер, космос), приятными (бриллиантовое колье) или неприятными (паук, дохлая крыса. Участники становятся ближе друг к другу и соревнуются в изобретательности. Примеры фраз: «Это пирог для Алины!», «Это колье для Ольги!»

Упражнение 3

Участники хаотично передвигаются в пространстве. Важно: По кругу ходить нельзя! ТП озвучивает задание, цель которого заполнить собой все имеющееся свободное пространство. Как капля подсолнечного масла растекается на поверхности воды, так и участникам предстоит «растечься» по залу, чтобы все свободное пространство оказалось заполненным людьми. По команде ТП все должны замереть, оглянуться вокруг себя, зафиксировать все пробелы в пространстве и по команде передвинуть одну из ног (вторая остается на месте) в пустую часть пространства. Упражнение повторяется несколько раз.

Данное упражнение способствует развитию коллективного мышления и тренирует способность прогнозировать действия как расположенных вблизи тебя партнеров, так и группы в целом.

Упражнение 4

Участники хаотично передвигаются в пространстве, после чего получают задание не используя слов объединиться в группы:

  • по одежде
  • по цвету глаз
  • исходя из содержимого завтрака
  • согласно любимому жанру кино

Важно: Группа может состоять из одного человека!

Получив задание, участники делают свой выбор. Разрешается задействовать жесты и другие вспомогательные средства для обмена информацией. Когда группы готовы, ТП просит каждую группу по очереди хором обозначить критерий, по которому они оказались в этой группе. Практика показывает, что критерии внутри одной группы могут сильно разниться, несмотря на внешнее единство. Чем точнее критерии, тем теснее взаимодействие в группе.

Блок II: Эмоции

Упражнение 1

Участники хаотично передвигаются в пространстве с закрытыми глазами. Каждый из них — это маленькая батарейка с двумя полюсами, плюс и минус. Если столкнутся положительно заряженные батарейки, то их будет притягивать друг к другу, и, наоборот, отталкивать друг от друга, если они заряжены отрицательно.

Услышав команду «+», люди-батарейки начинают сближение, по команде «-» расходятся в разные стороны. ТП чередует команды «+» и «-», тем самым управляя общим процессом. После упражнения участники делятся впечатлениями, в каком из двух состояний им было более комфортно и почему.

Данное упражнение способствует обострению слуха.

Упражнение 2

Все участники становятся в тесный круг, плотно прижавшись друг к другу. По команде ТП каждый участник протягивает вперед правую руку и соединяет ее с рукой любого другого человека. Важно: Количество рук в одной связке не более двух, поэтому необходимо четное число участников! Затем то же самое участники проделывают с левой рукой. В результате возникает своеобразный живой узел из рук, который предстоит распутать, не разнимая рук.

Важно: Если долгое время не удается распутать узел, и участники нервничают, ощущают дискомфорт, ТП может прекратить упражнение.

Данное упражнение наглядно демонстрирует способность людей действовать сообща/разрозненно с целью преодоления общего препятствия. Очень эмоционально насыщенное упражнение.

Упражнение 3

Данное упражнение является продолжением предыдущего и представляет собой анализ (рефлексию) тех эмоций, которые испытали участники, выполняя Упражнение 2.

Упражнение можно условно разделить на 3 этапа:

Этап 1 ( индивидуальная работа)

Участникам предлагается встать лицом к стене на некотором расстоянии друг от друга и в течение минуты придумать и принять позу, которая бы точнее всего характеризовала их эмоциональное состояние в момент выполнения Упражнения 2.

Этап 2 ( переход от индивидуальной работы к работе в группе )

Через минуту участникам разрешается повернуться, не меняя при этом позы, и внимательно рассмотреть остальных. ТП дает команду сформировать группы с похожими эмоциями. Теперь каждая группа по очереди выполняет следующее задание (не дольше 2 минут): по хлопку они должны принять изначальную позу, выражающую эмоциональное состояние, два хлопка — добавить к ней любое повторяющееся движение верхней частью туловища, три хлопка — добавить и повторять любое слово или словосочетание, которое бы описывало ваше состояние.

Остальные группы внимательно следят за происходящим, чтобы по окончании описать увиденное и определить, какой тип эмоции, положительный или отрицательный, был задействован.

Этап 3 ( работа в группе)

Члены группы выбирают одно из слов или словосочетаний, которые прозвучали внутри группы, в качестве девиза и, придумывают под него сцену , которая должна символизировать новую эмоцию, которая произрастает из предыдущей сцены, но в то же время обретала совершенно новые смыслы.

Задача остальных — попытаться отгадать слово, которое послужило девизом для трансформации, и проанализировать динамику произошедших изменений. Результат считается достигнутым, если отрицательная эмоция удачно переходит в положительную, а не наоборот.

ЧАСТЬ 2

Власть и Сила

Упражнение 1

Знакомство.

ТП предлагает участникам на листочках бумаги за пару минут нарисовать автопортрет. (Он может быть любым – схематичным, абстрактным или реалистичным). Участники со своими портретами в руках начинают перемещение по аудитории, встречаясь с кем-либо, образуют тройки. В этих группах показывают свой листок и рассказывают пару слов о себе. Затем продолжают движение, образуют следующую тройку и снова обмениваются информацией о себе, показывая портрет. Так продолжается до тех пор пока все со всеми не «перезнакомятся». Затем все садятся в круг, держа портреты в руках.

По просьбе ТП один из участников показывает свой автопортрет, а остальные делятся своими мыслями о том, какой человек его нарисовал: каков его характер, что ему нравится, какие жизненные установки. (Обсуждение строится на основании деталей рисунка и рассказа о себе при знакомстве). На каждого человека 2-3 минуты, затем по команде ТП – следующий человек и его рисунок.

Упражнение 2

ТП предлагает всем участникам встать в круг и произвести расчет (первый, второй, третий… пятнадцатый). Затем по порядку номеров каждый участник, начиная с первого, должен занять в свободном пространстве «МЕСТО ВЛАСТИ» и встать в соответствующую позу. Для кого-то важно оказаться выше всех, залезая на стул. Для кого-то контролировать дверь… и т.п.)

Когда все заняли свои МЕСТА, ТП с независимым экспертом (в нашем случае это была переводчица Маша) выбирают того, чье МЕСТО – отражает наибольшую ВЛАСТЬ в данной ситуации.

Упражнение 3

Часть 1. Участники разбиваются на пары (произвольно). ТП предлагает одному из пары стать ведущим и поставить открытую ладонь на уровне лица напарника. Второй (ведомый) должен смотреть на ладонь ведущего и следовать за ней. Пары перемещаются в пространстве, траекторию движения определяет ведущий. Затем в парах происходит обмен. Ведущий становится ведомым и наоборот.

ТП наблюдает за процессом, затем «склеивает» пары в четверки, поставив ладонь ведомого перед лицом ведущего соседней пары. Теперь движутся четверки, причем первый ладонью ведет второго, который, не отрывая взгляд от ладони первого, своей ладонью задает траекторию третьему, третий – четвертому.

После выполнения задания обсуждаем: кому кем быть комфортнее – ведущим или ведомым.

Часть 2. ТП предлагает сменить партнеров, выбрав тех, с кем еще не работали. Продолжает наблюдать за процессом. Увидев у одной из пар интересную позу, останавливает всех. Выбранная пара замирает.

Обсуждаем:

- у кого власть?

- что здесь может происходить?

- по команде ТП пара начинает двигаться, развивая ситуацию (можно дополнить репликами)

- кто хочет пристроиться к скульптуре – помочь «слабому»

После разбора ситуации движение в парах продолжается, и ТП выбирает следующих участников для остановки и разбора.

Упражнение 4

Участники тренинга снова разбиваются на пары. Встают друг к другу лицом. Пожимают руки (правые), по сигналу ТП закрывают глаза. Разжав рукопожатие, но не меняя положение рук, медленно расходятся (с закрытыми глазами!) отступив друг от друга шагов на пять-шесть с закрытыми глазами сходятся. Упражнение считается выполненным идеально, если руки (не изменяя положение в пространстве) снова встречаются в рукопожатии. ТП предлагает участникам сделать несколько попыток. Далее – усложняя задание: напарники отступают не по прямой, а по более сложной (выбранной ими самими) траектории.

Упражнение 5

Участники тренинга разбиваются на новые пары. (Важно, чтобы пары каждый раз образовывались с новым человеком!) Первый участник придумывает «свой звук» (мычание, шипение, похрюкивание и т.п). Второй его внимательно выслушивает и запоминает. По сигналу ТП все пары расходятся: первый издает характерный звук, второй, с закрытыми глазами, ищет напарника, опираясь на слух. Затем в парах меняемся – второй «звучит», первый вслепую ищет. (Интересно, если напарники специально уходят друг от друга подальше).

Вариант усложнения: звучащий перемещается в пространстве, второй за ним следует.

После выполнения задания обсуждаем: кому кем быть комфортнее – ведущим или ведомым.

Упражнение 6.

Часть 1. И вновь создаем пары. Один придумывает и встает в некоторую произвольную позу. И замирает. Второй – подстраивается. И замирает. Первый – отмирает и подстраивается к позу второго. И так далее – по цепочке. (Внимание! Упражнение выполняется в полном молчании!)

Часть 2. ТП объединяет в группы по две пары. Игра продолжается по тем же правилам – ввчетвером. В течение 7-10 минут выстраивается некоторый сюжет. По просьбе ТП участники по своим группам обсуждают свой сюжет.

- придумывают ему название;

- выбирают 3-4 картины для презентации.

Когда группы готовы, ТП просит каждую группу по очереди показать свои 3-4 картины, остальные внимательно смотрят и пытаются угадать название и что происходит. (ВАЖНО: для экономии времени группа показывает там, где обсуждала, не перемещается по аудитории).

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу.

Made on
Tilda