Евгений Ямбург: «Школьный спектакль, в котором участвуют все от мала до велика, создает мощные традиции и стирает противоречия между поколениями»
Фото Константина Трубникова
Мы в соцсетях
Команда проекта «Театр+школа: точка роста Владимирская область» продолжает знакомить вас с нашими экспертами, которые выступят на семинаре для директоров и советников по воспитательной работе «Школьный театр-вызовы времени» во Владимире 13 сентября 2024 года.

Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО«Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Ямбург Евгений Александрович – заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга», автор книг «Беспощадный учитель: педагогика non-fiction», «Репетиция взрослой жизни. Дидактические пьесы и монологи», «Эта скучная наука управления», «Искусство просвещать», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года) и других. Разработчик и автор адаптивной модели школы - новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой.

Евгений Александрович Ямбург
Образовательному центру 109, более известному как школа Ямбурга, скоро 50 лет! Когда-то вы внедрили в школу так называемую адаптивную модель обучения, можете рассказать подробнее. О чем это? И менялась ли в целом концепция школы за свою полувековую историю?

Адаптивная модель простым языком – это школа для всех. В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребенку, а не наоборот.
В нашем центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Вокруг нуждающегося в помощи ребенка создается реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье. Компенсирующими средствами в данном случае являются прежде всего любовь к ребенку, понимание его трудностей и проблем, принятие таким, каков он есть, сострадание, участие, обучение элементам саморегуляции.

Кроме прочего, у нас существует Центр досуга и развития. Это дополнительное образование, где есть возможность заниматься гончарным ремеслом, ювелирным, либо осваивать навыки парикмахерского искусства. Потому что у кого-то ловкие руки, а у кого-то умная голова. Неспособных детей не существует. Кроме того, у нас есть собственная конюшня, где одни дети посещают лечебные занятия, а другие занимаются конкуром, выездкой и т.п. Есть также целая флотилия, где дети в каникулы с преподавателями ходят на шлюпках и изучают Волгу по заданию Комитета защиты Волги. Изучают экологию, общаются с местными жителями.
Помимо прочего, одним из подразделений нашей школы является так называемая госпитальная школа «Учим, знаем. Заботливая школа». На данный момент их уже 67 по всей России. В таких школах при больницах и медицинских центрах получают образование дети, которые вынуждены длительное время оставаться на лечении. Одним словом, за эти годы концепция школы развивается и масштабируется.

Расскажите, как вы подбираете учителей? Есть ли у Вас какие-то определенные требования?

Первое требование – любить ребенка. А вообще, многие учителя в моей центре – мои бывшие выпускники, которые все прошли на себе и могут найти подход к любому ребенку.

Свое выступление на семинаре для педагогов Владимирской области Вы посвятили особой роли школьного спектакля в формировании единой социокультурной среды школы…

Современная педагогика является событийной, от слова «событие». Есть две коннотации. Первая: в душу западает то, что является ярким событием. И часто таким событием является не столько урок, а, допустим, экспедиция, театральный спектакль.  Вторая: со-бытие-совместное бытиЕ педагога, родителя и ученика. Поэтому в наших спектаклях участвуют не только ученики, начиная с 1 класса, но также их родители, бабушки и дедушки, директор, ваш покорный слуга, наши выпускники, некоторые из которых стали профессиональными актерами. Одним словом, благодаря этому действу создается педагогический ансамбль школы, что в свою очередь, создает мощные традиции и стирает противоречия между поколениями. Поскольку люди разных поколений объединены одним захватывающим и интересным делом.

Правильно ли я понимаю, что одной из главных задач школьного театра является объединение поколений. А что еще?

Еще развитие эмоционального интеллекта, умение чувствовать, сопереживать, учиться сосуществовать вместе, становиться лучше.

Вы автор книг о школьном театре и не только. Какие посоветуете вашим коллегам из Владимира? И где их можно приобрести?

В сентябре в издательстве «Бослен» выходит моя новая книга «Школа на перекрестке открытых вопросов. Помощь учителю, который ведет разговоры о важном». И еще одна книга «Профилактика духовных эпидемий», она против ненависти, агрессии, против того, что лишает человека почувствовать чужую беду как свою собственную. В помощь развитию эмоционального интеллекта. Что делает человека человеком. Еще могу посоветовать «Беспощадный учитель. Педагогика non-fiction» и «Искусство просвещать». Это фактически цикл книг, где каждая последующая продолжает предыдущую. Приобрести их можно на сайте издательства, в больших интернет-магазинах.

Что бы Вы пожелали Вашим коллегам во Владимире, которым только предстоит создавать школьные театры в своих учебных заведениях?

Хочу пожелать, чтобы они относились к этому делу не как к обязанности, которую нужно тащить на себе, потому что так требуют сверху, так точно ничего не получится. Когда-то замечательный историк Эйдельман, с которым мы были дружны, мне сказал: «Диссертацию надо писать не так как на работу ходишь, а как едешь в отпуск». Так вот, и я бы хотел пожелать нашим владимирским коллегам, чтобы, думая о школьном театре, они делали это как будто едут в отпуск.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda