Уважаемые коллеги!
Сегодня я хотела бы рассказать о новом проекте, который был инициирован на базе РАМТа, называется он «Точки пересечения». В этом проекте я была соавтором и соруководителем с Ольгой Андрейкиной и Светланой Бердичевской. Поскольку проект говорил о пересечении театра и психологии, я отвечала за психологическую часть, потому как по профессии я психолог. Я окончила МГУ и сейчас как психолог я работаю в московской сборной Всероссийской олимпиады школьников. Со школьниками встречаюсь ежедневно почти. Хотя это особый, конечно, контекст, это, как правило, одарённые и очень увлечённые ребята, и я не берусь судить по ним обо всём сообществе старшеклассников.
Вернусь к проекту. Проект рождался исходя из интересов. Понятно, что психология и театр могут пересечься в миллионе разных точек, объять необъятное мы не могли и мы шли исходя из интересов, в частности, психологов, которых мы пригласили быть у нас экспертами. Психологи читали лекции, и мы попросили их рассказать о том, какие возрастные периоды они видят в становлении ребёнка как зрителя, что ребёнку-зрителю может быть важно в театре в том или ином возрасте. Специалисты, которые откликнулись и которые испытывали свой пристальный интерес к театру и зрительской культуре, — это тоже далеко не всё сообщество и далеко не все темы мы смогли охватить, — но, тем не менее, мы говорили о подростках и о табуированных темах, которые в разном возрасте можно затрагивать в театре, или, может быть, не стоит затрагивать в одном возрасте, а стоит в другом. Было записано десять лекций, довольно любопытных, разных по глубине, от практиков и теоретиков, от очень известных психологов медийных до менее известных, но довольно широко практикующих, и эти лекции были разосланы по заявкам от региональных ТЮЗов и театров, в которых есть спектакли для детей. Это была одна часть проекта.
Вторая часть заключалась вот в чём. Мы решили: а давайте исследуем, по какому принципу зрители приобретают сегодня билеты на детские спектакли. Практический интерес, который рождался у театров исходя из работы с психологом, в первую очередь был связан с тем, что делать с возрастной маркировкой? Насколько она соответствует возрастным особенностям развития детей? Сотрудники театров очень хорошо понимают, что шаг между 12+ и 16+ — это целая бездна разных интересов, и ориентироваться на это очень сложно. А 0+, который существует в возрастных градациях, тоже мало чему соответствует, потому что очень мешает иногда выбору родителей, которые стремятся к раннему развитию детей. Они рассуждают так: 0+ написано — почему бы не воспользоваться такой рекомендацией?
Для театров важно было понять, как сделать мягче эти рекомендации, что сделать, чтобы зритель, приобретая билеты, получал то, что он хочет, а не что-то случайно выбранное.
Мы опросили порядка 900 человек, у нас было две анкеты, одна — для сопровождающих взрослых, другая — для подростков. Мы предполагаем, что, имея Пушкинскую карту и некоторую свободу владения денежными средствами, подростки могут сами покупать билеты. Понятно, что для маленьких детей такой опции не существует, и здесь выбор полностью на стороне взрослого. Поэтому мы выделили такие две категории. Один из вопросов был: «Часто ли вам приходится уходить со спектакля?» Мы предполагаем, что уход со спектакля чаще всего как раз связан с непопаданием в возрастную аудиторию, с непопаданием в ожидания, и об этом тоже стоит поговорить и, может быть, получить какие-то комментарии психологов.
Надо сказать, что из 900 охваченных человек большая часть — это московские зрители, в регионы мы разослали анкеты, но получили не очень широкий охват, поэтому у нас скорее обзорное исследование, чем статистически значимое. Выяснилось, что опыта ухода со спектаклей не так много, порядка 12 %. Люди, которые уходили со спектаклей — в основном взрослые; у детей вообще минимум такого опыта, вероятно, они чаще попадают в свои запросы, если могут сами сделать выбор.
Для взрослых уход со спектакля — это всегда повод поговорить. Выбирая между ответом «да» и «нет», они предпочитали ответить пересказом своей биографии буквально с рождения: «Вообще-то, я очень серьёзно подхожу к выбору спектаклей, я знаю, что нужно моему ребёнку, но был такой случай, когда нам категорически не понравилось, до такой степени, что мы не просто хотели уйти, но и вернуть деньги и получить моральную компенсацию». Я обобщаю немножко, но тем не менее, поверьте, при опции «да» или «нет» люди находили способ выразить свою позицию. Это очень важно для взрослого, чтобы продукт соответствовал ожиданиям.