Как спектакль стал событием для всей школы?Все началось в далеком 1967 году, когда наши ученики под руководством талантливых педагогов Инны Иосифовны Корэ (учителя литературы) и Регины Семеновны Мамлиной (учителя химии) поставили свой первый спектакль – «Братская ГЭС» по поэме Е. Евтушенко.
Роли в основном распределялись так: Инна Иосифовна писала сценарии, а Регина Семеновна ставила. Репетировали иногда совместно, иногда одна одну сцену делает, другая – другую. Но всегда все обсуждали, совещались, где и на чем сделать акцент. Регина Семеновна придумала несколько песен к спектаклям. Музыку искали совместно, иногда ее приносили сами ребята. Очень скоро спектакли школы № 279 (прежний номер нашей школы по адресу Проспект Мира, 128) стали событиями, значимыми для всего передового московского образования. Спектакли ставились по интереснейшим произведениям литературы ХХ века, да и классика здесь всегда звучала современно. На спектакли приходили не только ученики и выпускники нашей школы, их родители, но и ученики других школ, интересовавшиеся историей, литературой, искусством.
После ухода на пенсию Инны Иосифовны и Регины Семеновны руководство Школьным театром перешло к Макаренко Ольге Александровне (педагог дополнительного образования,) Шкулановой Татьяне Николаевне (учитель начальных классов) и Полукаровой Анне Александровне (педагог хореографии). Мы, нынешние учителя школы, храним, бережем и передаем ребятам и новым коллегам все наши замечательные традиции, по крупицам собираем информацию об истории школы – записываем воспоминания коллег, которые уже вышли на пенсию, храним стенгазеты, заметки, фотографии, начали вести видеоархив всех наших спектаклей, с которым уже можно ознакомиться на сайте школы Твардовского по ссылке
«Школьные спектакли».
Как идет подготовка спектакля такого масштаба?Ежегодно спектакль ставится ко дню рождения школы в декабре. Если коротко: весной с учетом пожеланий детей утверждается тема, летом пишется сценарий, осенью начинается работа.Обычно на все про все у нас остается не более полутора месяцев. Держать приоритет общего дела для более чем 130участников совсем не просто. Помогают правила: никто не имеет права пропустить репетиции, даже в день своего рождения. Репетиции стараемся проводить в основном в каникулы, но приходится и после уроков и порой даже в урочное время. На этот учебный период обучающимся, задействованным в спектакле, формируются индивидуальные учебные планы.
Так почти вся школа с головой погружается в театральные хлопоты. Учителя и родители объединяются и становятся единой поисково-швейно-художественной командой. Наверное, ничто так не сближает учителей, учеников и родителей, как подготовка к спектаклю! Поиск и создание реквизита (кто шьет, кто изобретает, кто пилит-стругает, кто красит, кто рисует) – очень увлекательный, творческий, полезный и, главное, объединяющий всех процесс. В это же время целый месяц после уроков и в каникулы ребята погружены в настоящие театральные будни: работа с текстом, постановка голоса и дыхания, актерский тренинг (мы используем элементы разных актерских школ: Станиславского, Немировича-Данченко, Чехова, Клубкова, Ершова)
– это лишь небольшая часть того, что осваивают юные актеры. В последнее воскресенье перед премьерой у нас назначается монтировочная репетиция, на которой должны присутствовать все актеры. Все очень строго, уважительных причин для отсутствия в этот день практически нет.
Генеральный прогон обычно проходит в четверг для учащихся начальной школы. День премьеры – пятница. В этот день идут три показа: в 11:00 – для учеников средней школы нашего структурного подразделения, в 14:00 – приходят ребята из двух других подразделений и в 19:00 мы с нетерпением ждем родителей, гостей, выпускников и иногда даже авторов произведений. У нас были Фазиль Искандер и Константин Ваншенкин. Почти каждый год на спектакль приезжали дочери А. Т. Твардовского: Ольга Александровна и Валентина Александровна. Теперь приезжает и внук Александра Трифоновича.
Наш школьный спектакль – это ежегодный коллективный проект, на основе которого наши ученики готовят и защищают индивидуальные проекты на самые разные темы. Это может быть проект по истории костюма, по исследованию литературного произведения, по особенностям театральной постановки, по изготовлению элементов декораций, по операторской работе, словом, участие в театральном спектакле представляет собой очень широкое поле для проектной деятельности.