Зоя Хлопникова
Театр в маленьком городе
Озарения, вернее размышления… о себе, о театре, о зрителе
Мы в соцсетях
Как становятся театральными педагогами?

Наши педагоги в институте культуры говорили нам: умейте слышать. То, что вы сейчас слышите и не понимаете, поймете потом, может быть, через несколько лет… Так и получилось.

20 лет назад мне предложили открыть в моей родной музыкальной школе города Ясногорска театральное отделение. Дело было новое, надо отдать должное тогдашней администрации школы, они шли на риск. Мало ли что может получиться! В тихую атмосферу индивидуальных занятий, отдельных классов ворвутся шумные, неуправляемые дети, для которых главное – самовыразиться, раскрепостить свою фантазию и вообще, чем креативнее, тем лучше. Так, собственно, и произошло! Было много проблем и с детьми, и с помещениями, которых всегда не хватало (впрочем, и до сих пор не хватает), но для себя я вдруг поняла: а ведь это то, чем мне нравится заниматься! Весь этот театрально-педагогический процесс увлекает и несет за собой как бурная река, и остановиться в нем невозможно, все время появляются какие-то новые идеи, новые веяния, приходят ДРУГИЕ дети, которые требуют к себе ДРУГОГО подхода, с которыми надо искать что-то новое и в репертуаре, и в способах работы. А чтобы дать им что-то, нужно где-то это что-то взять! И так появились ФЕСТИВАЛИ. Я долго искала такие, на которых важен не результат: выступил, получил кубок и доволен, а процесс – процесс узнавания чего-то нового, профессиональные мастер-классы, педагогические приемы, да просто новый репертуар. И вот они нашлись! (Кто ищет, тот всегда найдет).

Первым в этой череде был фестиваль «Роза ветров», на котором мы познакомились с удивительным человеком – Олегом Волынцевым, в то время он только начинал делать свои фестивали и пригласил нас со спектаклем «Про купца Калашникова» на фестиваль-лабораторию «Театральные витражи» в город Вятские Поляны. Безусловно, атмосфера фестиваля, в которую погружаются дети и педагоги, очень важна для воспитания и формирования личности, потом с детьми, побывавшими на таких фестивалях, легче и плодотворнее работать. Мастер-классы с лучшими профессиональными педагогами, на которых всегда получаешь какой-то толчок к новой работе, что-то открываешь для себя, что может быть лучше?

Да и просто общение с коллегами и членами жюри, которых Олег Волынцев всегда подбирает с особой тщательностью, профессиональные разборы спектаклей без скидок на возраст исполнителей – все это очень важно для меня, это как глоток воздуха, чтобы не задохнуться в рутине, не превратиться в робота, транслирующего детям какие-то прописные истины. От фестиваля «Театральные витражи» (кстати, с Олегом Волынцевым мы побывали еще в Великом Устюге, в Вотчине Деда Мороза – вот это был праздник и для взрослых и для детей!). Так вот, от этого фестиваля, через Марину Андреевну Оленеву (руководителя студии «КОД» из Перми), потянулась ниточка к Прологу.

Фестиваль «Пролог-Весна» другой, там впервые я познакомилась с понятием «театральная педагогика». Вот всю жизнь ею занималась, а как понятие, впервые оценила на Прологе. Лавина встреч с драматургами, детскими писателями, психологами, режиссерами, «безоценочное обсуждение» и еще много, много всего, что после фестиваля нужно отфильтровать, разложить по полочкам в голове, разобраться в чувствах. На этом фестивале мы познакомились с Ольгой Громовой и ее повестью «Сахарный ребенок».

Для меня эта встреча оказалась в какой-то степени судьбоносной. Дело в том, что это очень личная история, перекликающаяся с историей моей семьи, я долго не хотела приступать к постановке, потому что это такие душевные струны, играть на которых нужно быть готовым… Спектакль «Сахарный ребенок» был сыгран в первый раз на Прологе–2016, и я только теперь понимаю, насколько смело мы поступили: на первом же спектакле присутствовала автор повести… Все сложилось, спектакль получился, был сыгран еще не раз в нашем городе, получил зрительский отклик. Я поняла, насколько важно сегодня, сейчас затрагивать такую тему, как непростые страницы истории нашей страны: репрессии, оттепель… С этим спектаклем мы «дошли до Берлина» – сыграли спектакль на фестивале «Золотой ключик» в Русском Доме в Берлине, получили Диплом I степени и это событие стало Событием Года 2017 для нашего Ясногорска (забавно, правда). Потом показали его на 19-ой Международной ярмарке интеллектуальной литературы NON/FICTION в Москве – вот какой послужной список у этого спектакля! А ведь его могло бы и не быть, не будь этого озарения – встречи с Прологом, его творцами, создателями…

Меня часто спрашивают – а сколько у вас занимаются эти дети? Год, два, пять? Все бывает очень по-разному, бывает, набирается группа 20 человек, а в конце обучения остается 5, а бывает, приходят почти взрослые подростки и остаются, потому что вдруг открывают для себя: «Аааа театр – это вот ЭТО, а я-то думал…» Но, скорее всего, открывают что-то в себе. Что-то неизведанное, что помогли им открыть занятия, а потом – тянет, тянет испытать это чувство – чувство опустошения и легкости после сыгранного спектакля, после высказывания чего-то про себя и про них – сидящих в зале…

Каждый раз, встречая такие Озарения, чувствуешь, что твой путь вперед как будто освещается и из темноты возникают новые пути и тропинки творчества. Так родилась идея своего фестиваля, местного, так сказать, ведь не все дети имеют возможность куда-то выехать (тут и финансовые проблемы, что немаловажно!), а хочется, чтобы дети почувствовали атмосферу театрального фестиваля, атмосферу творчества, когда тебя не судят, но ты сам можешь увидеть и понять, как ты еще далек от совершенства. Основной мыслью нашего фестиваля было то, что на нем показывали свои работы и совсем начинающие, и уже почти взрослые, это мог быть пятиминутный отрывок – этюд 5-7-летних – и сцена из серьезного спектакля. Фестиваль длился один день в мае, а дети ждали его весь год.

Потом, когда накопилось несколько полноценных спектаклей, родился социальный проект «Идем в театр!?..» У нас в городе нет театра, нет даже хорошо оборудованной сцены, но есть желание вывести культуру общения и поведения на другой уровень, просто объяснить, ведь не все знают, что в театре не жуют поп-корн, что снимают верхнюю одежду в гардеробе, что означают странные слова в билете: «партер» и «амфитеатр», что выходить из зала во время спектакля не принято, и что сейчас можно прийти в театр в джинсах, но были времена, когда это не приветствовалось. Может, кому-нибудь это покажется смешным (декларировать эти прописные истины), но, когда во время обсуждения 30-40-летние взрослые люди говорят: «…Я вообще-то в театре сегодня в первый раз…», – как-то становится немного грустно…

Вот такая получается история про театр в провинциальном городке.

И еще одно озарение.

В конце 2017 года я побывала на курсах повышения квалификации в театральной школе Константина Райкина (хорошо, что для аттестации нужны курсы). Даже не буду говорить, насколько эти четыре дня, проведенные в Москве, оказались насыщены встречами, просмотрами и мастер-классами. Один из увиденных спектаклей был в жанре документального театра, потом этой теме была посвящена одна из лекций, так в моем лексиконе появилось модное слово «вербатим». (Конечно, я слышала о таких спектаклях, но, как говорится, лучше один раз увидеть…) Я рассказала о своих впечатлениях детям, они загорелись, и мы попытались сделать в этом жанре спектакль, но… столкнулись с проблемой – как разговорить человека? Ведь такой прием, как вербатим, требует работы с подлинными текстами обычных людей с улицы, он собирается из интервью. От собеседника требует полной откровенности, – это особые технологии, которыми я не владею… И мы решили попробовать поговорить… с самими собой! Вынести на сцену себя, свою сокровенную историю очень сложно, я бы лично на такое не решилась, но сегодняшние подростки смелее нас, откровеннее, открытее, что ли… Они переписывали свои истории по нескольку раз, от этого менялся весь ход спектакля, они притащили мне огромное количество музыкального материала (я хоть услышала, ЧТО они слушают), но в результате родился спектакль «На что похожа любовь…», основанный на личных рассказах о любви. Стал ли он художественным произведением, судить зрителям и критикам на фестивалях, но откровенное высказывание о себе помогло детям чуть-чуть лучше понять себя, примириться с собой…

Вот такие озарения… что будет дальше, не знаю, но надеюсь, совсем близко ждут новые впечатления, встречи, а может быть, для кого-то наши спектакли станут озарением… Главное – не останавливаться и уметь слушать и слышать…

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda