Татьяна Зимакова
Zoomное чаепитие:

Конференция памяти Л. А. Сулержицкого- 2020

Мы в соцсетях
Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства», за девять лет своего существования уже успела стать традиционным радостным и ожидаемым событием для очень разных представителей театрального, педагогического и театрально- педагогического сообществ. Девиз конференции «Учиться и учить с удовольствием!» Конференция проходит раз в два года в формате научно-практических лабораторий, мастер-классов, открытых показов, круглых столов и активного неформального общения, чередуясь с Чтениями памяти Сулержицкого, по своей природе более теоретическими, камерными и в то же время обобщающими. И всё это традиционно происходит в конце ноября.
Леопольд Антонович Сулержицкий - человек-праздник и человек- труженик, соратник Л.Н. Толстого и К. С. Станиславского один из пионеров театрально-студийного, волонтерского, просветительского движений, художник, режиссер, путешественник и строитель театра, пожалуй, самый харизматичный лидер периода становления театральной режиссуры как творческой профессии (а также убежденный трезвенник и вегетарианец, готовый присоединиться к любому веселью и творчески его структурировать, толерантный к любым человеческим проявлениям, если они не направлены на разрушение себя и разрушение другого).

Леопольд Антонович Сулержицкий (1872 – 1916)
Хочется заметить, что подобные качества и устремления в той или иной мере свойственны многим активным представителям современного молодого поколения и представляют в своей совокупности актуальный и довольно популярный модус вивенди. Этот человек родился 27 ноября. И этот день для постоянных участников Конференции является праздником живого творческого межличностного общения. Это дар, к которому можно приобщиться, прикоснувшись к творческо-педагогическому наследию прошлого, к открытиям и актуальным тенденции современности, к пульсации текущего момента, дар, который нельзя присвоить раз и навсегда, дар который подлежит передаче в будущее.

Стало уже привычным, что в эти ноябрьские дни предоставляется возможность встречи и равноправного диалога, например, между адептом семейного образования и педагогом крупного образовательного комплекса, школьным библиотекарем и прогрессивным театральным критиком, блогером, режиссером-новатором и хранителем традиций, театром мегаполиса, перенасыщенного культурной «продукцией», и маленькой театральной студией, являющейся смыслообразующим центром небольшого населенного пункта, спектаклем, благодаря которому можно чему-то научиться и уроком математики или физики, на котором можно испытать радость творчества и общения. Есть возможность обнаружить общие нюансы в самых неожиданных областях, слегка изменить свои взгляды или утвердиться в них ещё прочнее, поделиться своими радостями и проблемами, примерить на себя множество разнообразных творческих ролей, окунуться на практике во внутреннюю творческую жизнь различных культурных пространств или совершить мысленное путешествие в далёкие географические точки страны. Особенной радостью и гордостью Конференции является то, что в ряде ее событий ученики принимают активное участие вместе с педагогами.
В 2020 году, Конференция впервые происходила в комбинированном очно-дистанционном формате. «Организационный штаб Конференции» переместился в ЛСКОП МГПУ и в условиях пандемии практически «ужался» до четырех человек, идейных вдохновителей А. Никитиной и Т. Климовой, а также сотрудниц МГПУ А. Калиничевой и Д. Маймистовой, обеспечивших техническую возможность соприсутствие в живом и дистанционном формате. Хотя, разумеется, всё происходящее было возможно благодаря огромной поддержке заведующей Лабораторией СКОП Е. Асоновой, а также почти незримому участию изначальной авторской группы Конференции: М. Фоминовой, М. Быкова, Ю. Рыбаковой. Благодаря, колоссальной работе, проделанной ими, Конференция состоялась в максимально возможном здесь и сейчас объеме, в более скромных, чем обычно масштабах и в некотором противоречии с одним из основополагающих принципов театральной педагогики, предполагающим приоритет живого непосредственного соучастия и соприсутствия. Будем верить, что возникающее противоречие может стать наиболее перспективной точкой роста. Коллеги, а тем более, детские творческие и образовательные коллективы из других городов не смогли приехать в Москву и принимали участие дистанционно, но сам по себе факт того, что Конференция все же состоялась, актуализировал горизонт долгосрочного перспективного планирования в области педагогики искусства, как минимум, ещё на два года вперёд. А в период неопределенности, вызванный пандемией, это является сущностно необходимым.

Активное участие в очной части программы Конференции приняли магистранты ЛСКОП МГПУ направления «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» и некоторые из магистрантов ГИТИСа дружественного направления «Социальный театр». Те из них, кто впервые присутствовал на Конференции, испытали радость открытий и творческого соучастия во всей ее полноте, получили мощный творческий импульс, вдохновляющий на будущие свершения исследования и эксперименты. Те из магистрантов, которые имели удовольствие присутствовать на Конференции раньше, с удивлением обнаружили себя в самом ее смыслообразующим центре, в качестве воплощённой образовательной среды и, в какой- то мере, в роли детей и подростков, обычно приносящих в ход Конференции подлинную живость бытия и активную смыслообразующую доминанту. Такая роль была для нас неожиданной, но оказалась очень органичной: каждый из нас сейчас ученик, в каждом из нас жив внутренний творческий ребенок, жаждущий радостей игры и новых открытий.

Первый день Конференции, состоявший для удаленных ее участников из ряда обособленных, более-менее самодостаточных событий. Для магистрантов, благодаря возможности общего соприсутствия хотя бы в масштабах отдельно взятого курса и сквозной игре в «дебаты», он прошел в ощущении целостности происходящего и был наполнен единством смыслов.

В процессе игры, часть из нас, по предварительной договоренности, поддерживала тезис о необходимость для современного человека владеть культурно-историческими контекстами, а другая оспаривала его. Таким образом одна группу оспаривала все идеи и практики, предлагаемые основными спикерами при помощи электронной доски, а часть поддерживала. Отрицания и утверждения, многократно повторенные в игре, потеряли свою остроту, а лаконично сформулированные смыслы остались с участниками.

Конференцию открыла творческая онлайн-встреча «Здесь и сейчас. Искусство в пространстве личности» с Александром Демахиным – актером, режиссером, журналистом, победителем конкурса «Учитель года», учителем МХК, руководителем театральной студии Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского и арт-директором арт-кафе «Вишневый сад». Эта встреча порадовала рядом интересных видеосюжетов, повествующих о творческой жизни города Сергиев-Посад. В частности участники увидели фрагменты многожанрового видео-сериала по «Войне и миру», снятому старшеклассниками во время весеннего карантина - «Не выходя из комнаты».

Александр Демахин
Разнообразные перипетии романа, воплощённые визуально при помощи подручных домашних средств и современных девайсов, будь то невесёлая картина военного госпиталя или рефлексия Элен о преимуществах католического вероисповедания, вызвали ассоциации с легендарным спектаклем Петра Фоменко «Война и мир. Начало романа», важнейшей частью которого стал импровизированный домашний «театр» в доме Ростовых. Как пребывание в гармонии и образ стремления к абсолютному счастью данный проект порадовал не только его участников, но и их родителей, которые получили в результате прекрасную возможность выбора: присоединиться к творческой затее или со спокойной совестью заняться собственными делами.

Вдохновляюще прозвучала также идея освоения основ истории архитектуры на улицах родного города, ставшая основой другого проекта А. Демахина, она также связана с идеей образования в непосредственной среде обитания учеников. Не каждый город, район или улица в отличие от старинного Сергиева Посада может похвастаться наличием классицистического памятника архитектуры с колоннами, в котором без труда можно распознать влияние античного ордера, а современный декоративно стилизованный фронтон, обрамляющий вход в магазин или другое общественное пространство, расположившееся на первом этаже жилого многоквартирного дома, можно встретить как здесь, так и повсюду. Во времена нашего школьного детства профессиональный искусствовед строго бы заметил по этому поводу, что колонна, не являющаяся несущей, а только притворяющаяся ею, превращает архитектурное сооружение в явление пошлости и безвкусицы, но школьник, интересующийся историей архитектуры, ничем такой строгости не заслужил. И, к счастью, он не переживает чувства неловкости от того, что его родная улица не является эталоном архитектурной мысли. Школьник имеет возможность замыслить проект своей мечты, разглядеть неантичную, но вполне несущую колонну или, когда-нибудь в будущем, совершая путешествие в Грецию, испытать радость узнавания при встрече с подлинно античным ордером. Возможно, тогда со временем на улицах различных населенных пунктов можно будет увидеть гораздо больше красивых и функциональных домов, чем сейчас.

Интересна и продуктивна идея, что для пробуждения креативной мысли небесполезно иногда покидать стены класса и творчески переосмыслять пространство подоконника в школьном холле, лестницу и даже подвал с чердаком. Оказавшись на чердаке, например, легко вообразить себя в мансарде, послужившей мастерской художнику – прерафаэлиту. Плодотворна, но небесспорна идея освоить и присвоить искусство перформанса, имея о нем очень приблизительное представление, как молодое современное искусство, находящееся в процессе становление, но пребывать в этом процессе равным самому себе, молодому и современному – достаточно веское основание для этого.

Онлайн-размышления о становлении личности через сотворчество, через творческое общение как с культурным наследием, так и с окружающими нас людьми, старейшин педагогики искусства: художественного руководителя Петербургского ТЮТа Е. Сазонова и главного редактора журнала «Искусство в школе» А. Мелик-Пашаева, художника, исследователя психологии творчества, - стали лаконичными, но задающими высокую планку по вертикали и марафонскую дистанцию по горизонтали приветствиями участникам Конференции. Вместе с ними основными спикерами Круглого стола стали художественный руководитель Новосибирского театра Глобус А. Крикливый и психолог Е. Лутковская. Их выступления оказались настолько интересными, что сразу появились предложения о публикации.

Без возможности творческого становления и самопроявления человеку однозначно становится плохо. Как сделать это становление по возможности непрерывным? Продолжать искать ответ на этот вопрос в каждой ситуации «Здесь и сейчас», пока он не обнаружится. В ТЮТе, такой ответ, точнее, способ существования, казалось бы, найден однажды раз и навсегда на радость очень многим. Уже множество поколений детей получило возможность войти в прекрасный Дворец творчества на Аничковом мосту и не просто поучаствовать в создании спектакля, а попробовать себя во всех формах театрального бытия, каждая из которых важна и восхитительна: побыть художниками, осветителями и даже дежурными администраторами, найти друзей на всю жизнь и творческое отношение к будущей профессии, какой бы она не была. Хотя понятно, что приход в такой дворец в прошлом веке ребенка из коммуналки – это один контекст и ресурс, а приход туда ребенка из автономности и из современной квартиры – иные контексты и ресурсы.

После Круглого стола нон-стоп начался мастер-класс, посвящённый перформансу в образовании. Владимир Бочаров, режиссер и теоретик современного искусства, вдохновитель ряда интереснейших творческих проектов для подростков, провел для участников Конференции мастер- класс онлайн «Исследование как перформанс». В данном случае разносторонне и азартно исследовался, такой, казалось бы, простой и обыденный феномен как приветствие. Впрочем, в мире современного искусства справедливо и зеркальное определение: перформанс все чаще становится формой творческого исследования чего- либо.

Владимир Бочаров
Во второй день Конференции магистрантам предоставилась возможность очного участия в режиссерской лаборатории В. А. Зиновьева «Театральные миры как путь становления личности и культуры». Участники осваивали этюдным методом, который берет свое начало в исканиях К. С. Станиславского, М. Чехова, М. Кнебель, Б. Зона, З. Корогодского, сказку Ф. Залтена «Бэмби». До нас её исследовало этим же методом не одно творческое поколение, каждый раз совершая собственные открытия и в то же время сохраняя преемственность, передавая творческий из рук в руки. Увлекшись игрой, мы не заметили, как пролетел этот день, оставив нам на память свой глубокий творческий след, отчётливые очертания эскиза первого акта спектакля, аромат еловых шишек, собранных под Петербургом, радость телесного и эмоционального движения, радость взаимного внимания друг к другу и убеждение, что каждый творческий метод стоит того, чтобы с ним познакомиться и практиковать его, если он близок по духу, интересен и продуктивен. Каждый метод может стать основой творческого пути, если его придерживаться, но не все методы становится таковым для художника: свобода выбора неотъемлемое право.
Третий день для всех участников Конференции начался с искрометного онлайн мастер-класса театрального педагога, театроведа, гештальт-терапевта и учителя литературы Юлии Осеевой, во всех этих лицах творчески осваивающей вместе с учениками новые виртуальные платформы и инструменты. И если для подростков это веселая игра, облегчающая и делающая освоение литературного пространства более увлекательным, то для многих из нас попытка овладения этими инструментами оказалась трудновыполнимой, но столь же веселой, помогающей не превратить эти трудности в унылую рутину, помогающая посмотреть с юмором на себя и сложившуюся ситуацию. А главное удалось все же кое в чем преуспеть.

Онлайн-формат предоставил также возможность более подробно и внимательно познакомиться с проектом «Международная режиссерская лаборатория в школах города: путешествие по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (в пространстве школ Невского района Санкт- Петербурга, осуществленная в ноябре 2014 года под руководством Бориса Павловича). Этот проект вызвал несколько лет назад большой творческий резонанс, эхо которого благополучно распространяется и сейчас, инициируя всевозможные новые творческие идеи партнерского взаимодействия школы и профессионального театра. По следам этого театрально-школьного путешествия-происшествия-приключения, которое на сегодняшний момент уже невозможно пережить непосредственно на нас провела театровед и куратор проекта Ольга Власова.

А вечером на сцене ЦИМа для участников конференции состоялся московский «Герой нашего времени», спектакль, осуществленный профессиональными артистами, профессиональным режиссером Сергеем Алдониным и профессиональным драматургом Михаилом Бартеневым по мотивам «Княжны Мэри». Одна из частей «Героя нашего времени» Лермонтова, творчески во многом очень неожиданно была прочитана и переписана девятиклассниками из Московской школы «Класс – Центр». В реалиях нашего времени главными действующими лицами спектакля стали учителя литературы, преподающие школьникам роман.

После спектакля А.Б. Никитина и Т. А. Климова, провели со зрителями спектакля обсуждение в формате блиц-интервью, в процессе которого зрители чуть больше узнали о том, что именно и как они в этом спектакле увидели. А творческая команда спектакля рассказала о процессе его создания.

Завершилась Конференция Круглым столом онлайн, на котором с идеями и впечатлениями уходящего года поделились художественный руководитель театра «Пиано», Владимир Чикишев, начальник творческих проектов Новосибирского театра «Глобус» Михаил Моисеев, начальник отдела маркетинга Челябинского Молодежного Театра Никита Плеханов, руководитель литературно-драматической части Саратовского ТЮЗа Анастасия Колесникова. А все желающие участники Конференции смогли поделиться полученными впечатлениями и поднять воображаемую или реальную чашку чая, как символ творческого Zoom-приветствия.
Видеозаписи всех событий конференции появятся в разделе "События" в ближайшее время
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda