Итоги XII Всероссийской конференции по театральной педагогике памяти
Л.А. Сулержицкого
Мы в соцсетях
С 25 по 27 ноября в Москве прошла XI ежегодная Всероссийская конференция по театральной педагогике имени Л. А. Сулержицкого

Конференция собрала руководителей детских любительских театральных коллективов, школьных учителей и педагогов дополнительного образования, психологов, актёров и режиссёров, сотрудников профессиональных театров, работающих со зрителями, сотрудников библиотечных и музейных отделов по работе с посетителями Москвы и Московской области, Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Брянска, Челябинска, Ясногорска, Перми, Вологды, Барнаула, Нижнего Новгорода, Ярославля, Орла, Петрозаводска, Пензы, Красноярска, Казани, Перяславля-Залесского, Тюмени, Уфы, Томска, Томбова, Сергиева Посада, Калуги. Всего в конференции очно приняли участие около 150 человек и примерно в два раза больше приняли участие онлайн.

Организаторы конференции - Московский городской педагогический университет. Партнёры и соучредители – Музей МХАТ, ГБОУ Школа №1228 "Лефортово", Детский театр "Пластилин" г. о. Королёв, АНО «Пролог» и Союз женщин России. Идейные вдохновители и организаторы — заведующая ЛСКОП МГПУ Екатерина Асонова, сотрудники ЛСКОП МГПУ Татьяна Климова и Александра Никитина.

В этом году в центре внимания и совместного исследования участников конференции оказалась специфика современного и новейшего искусства для детей и молодёжи, особенности театра в контексте других видов искусств. Также важная тема разговора — социальный театр и социокультурное проектирование в театре для детей и молодёжи.

Три дня конференции были построены принципиально по-разному. В первый день участники смотрели и обсуждали социальные спектакли, два из которых были созданы в детских любительских коллективах. И в этот день непосредственными участниками конференции были не только взрослые, но и подростки. Магистранты программы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» МГПУ проводили с ними обсуждение увиденного в форматах творческой мастерской и безоценочного интервью. А затем эксперты, объединённые в три группы по темам «художественный образ», «образовательные ценности», «социальные эффекты» давали обратную связь о ресурсах и дефицитах каждого из проектов. В процессе этих обсуждений уточнялось и само понимание социального театра с детьми и подростками, его ценностей, целей, художественных особенностей.
Второй день конференции был построен таким образом, чтобы каждый из участников имел возможность высказаться и участвовать в исследовании темы конференции и творческих практиках. День начинался со «Свободного микрофона», где участники высказывались на тему особенностей школьного театра, его возможностей и задач. А в конце дня все участники посетили 4 интерактивные площадки, организованные магистрантами программ «Социальный театр» ГИТИС/РУТИ и «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» МГПУ.

Александра Борисовна Никитина
Вокруг инсталляций на тему социальных театральных проектов, которые были осуществлены магистрантами минувшим летом, они организовали образовательные перформансы, вовлекая посетителей в активное участие. В середине дня состоялась презентация книжки выпускницы магистратуры МГПУ, актрисы Театра Роста в Царицыно Анны Старцевой «Вербатим и подростки», встреча с педагогами и руководителями Всероссийского проекта «Оперение», перфолекция магистрантки ГИТИСа Анны Шалуновой, посвящённая социальному театру. Итоги дня горячо обсуждались всеми участниками.

И, наконец, третий день был посвящён панельным докладами и дискуссиям, в которых принимали участие лидеры мнений, профессиональные педагоги, психологи, театральные критики, режиссёры: художественный руководитель Театра Юношеского Творчества (ТЮТ) Евгений Сазонов, Заслуженный учитель России Александр Рывкин, психолог Ольга Шевнина, ведущий научный сотрудник ЛСКОП МГПУ Анастасия Россинская, театральные критики Марина Шимадина, Александрина Шаклеева, Мила Денёва¸ Кристина Матвиенко, режиссёры Пётр Зубарев, Николай Дручек. Модератором событий последнего дня стала заведующая ЛСКОП МГПУ Екатерина Асонова. Спикеры спорили о соотношении форм и содержания новейшего искусства для детей и подростков, о том, в каком из искусств новые поиски проявляются наиболее ощутимо, рассказывали о проектах, где новые тенденции обнаруживаются наиболее явственно.

Таким образом конференция двигалась от наглядных примеров к практике, а от практики к теоретическому осмыслению. Было поставлено множество вопросов, которые ждут своего исследования и разрешения.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda