Театр – способ познания
Режиссёр Московского педагогического театра подростков Вадим Семёнович Злотников рассказывает о проекте «Школьные уроки истории» и о том, чем полезен и опасен театр.
Мы в соцсетях
Московский педагогический театр показывает свои работы на различных площадках. Вот как он анонсирует свою работу:

История вопроса.

Московский педагогический театр подростков создал школьный урок истории для учеников 7-11 классов «Право человека на жизнь» в виде урока-спектакля.

Особенность урока-спектакля в том, что он создан учениками старших классов школы 1534 под руководством педагога - режиссера Вадима Злотникова.

Урок - спектакль был показан за последние 2 года на уроках истории для учеников нескольких параллелей в московских школах №: 887, 1465, 1534, 843, 384,734,Пушкинского лицея, а также групп учеников других школ в Музее еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе, в МАРХИ и в театре Терезы Дуровой. Кроме этого, театр был приглашен в лагерь «Артек», где в течении недели урок-спектакль посмотрели все дети и педагоги лагеря.

На базе опыта создания и показа урока-спектакля «Право на жизнь» возникла уверенность, что данная форма школьного урока истории позволяет ученикам реально присвоить себе знания и этику исторического события и значит она может и должны быть предоставлена в школы для применения.

В 2018 году при поддержке Комитета Общественных Связей города Москвы в московских школах № 734,384 и 57 созданы труппы из состава учеников и учителей и в 2018-2019 учебном году года ими были показаны уроки-спектакли «Право на жизнь» в своих и других школах, как формы школьного урока истории.

Автор и режиссер-постановщик, учитель школы № 1534 Вадим Злотников. Проект создан при поддержке Комитета Общественных Связей города Москвы.

«Мы утверждаем, что про некоторые исторические события, наиболее значимые с точки зрения влияния их последствий на выработку норм, правил и практики человеческого общежития ученикам нужно рассказывать языком театра. При этом урок-спектакль, за счет темы и особенности постановки «обеспечивает» эмоциональные переживания учеников и учителей -зрителей и глубокое «проникновение» в «душу» учеников-актеров. И за счет этого тема урока будет усвоена и присвоена учениками школы.

Мы начали с темы «Право человека на жизнь». Мы исследуем практику геноцида, как феномена человеческой истории, в которой правительства и народы отдельных стран, в силе принятых ими законов отказывают в праве на жизнь другим народам и организуют практику их порабощения и уничтожения.

Ключевые темы урока-спектакля: вторая мировая война, идеология и практика нацизма, фашизм, концлагеря, массовое уничтожения людей по национальному и иным признакам, холокост, ответственность за военные преступления, гражданское неповиновение, история Януша Корчака и его дома сирот.

Мы считаем, что тема школьного урока истории «Право человека на жизнь»- это важнейшая тема истории и в виде урока-спектакля она может и должна существовать в конкретной школе «вечно». Будут меняться учителя-организаторы, ученики-актеры и ученики - зрители, но урок, в силе актуальности темы и эффективности формы будет существовать, как форма педагогической работы.

Мы утверждаем, что изучать, а по сути "погружаться" в тему важнейших событий истории ученикам нужно одновременно и вместе со своими учителями, а также родителями, бабушками, дедушками и другими членами семей.


Режиссёр проекта Вадим Семёнович Злотников ответил на вопросы городского исследования «Возможности неформального театрального образования в пространстве города».

Вопрос: В чём суть Вашего театрального образовательного проекта?

Вадим Злотников: Мы не профессиональный театр и никогда им не будем. Нам не нужно играть бесконечно один и тот же спектакль как профессионалам. В этом смысле это абсолютно чистое искусство, которое не обременено цеховой конъюнктурой и карьерной конкуренцией. При этом театр как способ познания мира и себя может давать гораздо больше чем «профессиональный навык», помогает узнать про себя что-то хорошее и важное, какие-то свои возможности открыть. Я ничему не учу, дети учатся сами, чему они хотят. И я понятия не имею, какие у них возможности. В процессе работы это выясняется. Я считаю, что никого нельзя ни научить, ни воспитать. Ребенок - это, как и любой человек, - загадка. Её нельзя никаким образом ни постичь, ни познать.

Вопрос: 27 января Ваш коллектив показал рок-спектакль «Право на жизнь» в Музее еврейского наследия и Холокоста на Поклонной горе. Как родился этот проект?

Вадим Злотников: Выбор темы - все темы очень сложные и серьезные, и это такой способ серьезно говорить с подростками про серьезные вещи. Мы их проживаем серьезно. И мы становимся сопричастны нашему прошлому. И здесь может быть и гражданская позиция, и войны, и борьба за жизнь, и взгляд на историческую тему. Это то, что нас касается, продолжает касаться. Мы знаем, что переживание рождает познание, рождает любопытство, рождает интерес, мотивирует.

Детям я говорю перед каждым выступлением одну и ту же вещь: «Дорогие друзья, то, что вы рассказываете чрезвычайно важно, потому что, это один из способов борьбы за то, чтобы это больше не повторилось. По сути, вы сейчас рассказываете от имени тех людей, которые стали жертвами, которые уже никогда ничего не скажут. И будет в зале два человека, один человек, тысяча человек, не имеет никакого значения. Считайте, что в зале сидят те, кто уже не могут за себя сказать. И вы, как бы их слова, вы - их обращение».

Мы ездим в обыкновенные школы, где охранники хамят, и самые разные неприятные вещи происходят. Но после того, как прошел спектакль, все очень сильно меняется. И директор, который вел себя привычно по-надзирательски, и охранники, и учителя, и дети, - все меняются, это правда.

Вопрос: Считаете ли Вы, что в современном школьном образовании есть такие дефициты, которые важно восполнять за счёт театральных образовательных программ?

Вадим Злотников: Учителя настолько зажаты, замордованы, находятся в бесконечном страхе, что всякая педагогика из школы вынута, ее там нет. Я бы пожелал коллегам просто заниматься детьми и не бояться. И тогда проекты будут привлекать. Просто перестать бояться. Это самое сложное. Мы все боимся, а уж учителя боятся особенно сильно.

До тех пор, пока мы не определимся, что мы называем в школе театральной педагогикой, ничего хорошего не будет. Все зависит от того, кто конкретно этим занимается. Некоторые театральные кружки приносят вред, причем конкретный. Воспитывают в детях амбициозность, исключительность и всякие, всякие другие нехорошие вещи, которые есть в профессиональном театре, но там работают взрослые люди и амбициозность часть актерской профессии.

Мы не определились, что же такое «театральный педагог» в школе; что это за инструмент «театральная педагогика», как им пользоваться, зачем он нужен, как он может быть включен в образовательный процесс; почему театр может быть вреден, чем опасен театр, а что в нём полезно. Здесь нет простого ответа. Потому, что вопрос очень сложный. Я знаю, что делает десяток людей, которым я бы мог доверять, и то не всегда, хотя это мои любимые люди. Я и себе не всегда могу доверять.

Хорошо бы сделать такой правильный Всероссийский фестиваль, где значимость «театральной педагогики» стала бы очевидной. Важно не подчинить это конъюнктуре, не превратить в очередной фестиваль песни и пляски, где «дети как взрослые», а сохранить педагогическую составляющую. Вот тогда, я думаю, может быть, что-нибудь сдвинулось бы, появлялись бы какие-то ориентиры.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda