Ольга Андреевна Булак
Приглашение в будущее
Мы в соцсетях
С 17 по 19 апреля в Воздвиженском прошла выездная образовательная сессия для руководителей школьных театров, организованная «Содружеством школьных театров» Департамента образования и науки города Москвы. Хочется поделиться впечатлениями, пока они свежи в памяти.

Первое, что произвело сильное впечатление – это та серьезность, с которой устроители подошли к организации и проведению этого в общем-то грандиозного дела. Ничего не было пущено на самотек, продуманность программы в целом и методов ее реализации – на очень высоком уровне. В понятии «Театральная педагогика» не были упущены ни театральная, ни педагогическая составляющие.

Согласно принятым в театральной педагогике правилам все прибывшие – а их было больше ста пятидесяти человек – были объединены в восемь команд, каждой из которых был выделен куратор. Состав кураторов, как и состав участников сессии был очень пестрым. Казалось бы, все приехавшие – руководители школьных театров. Должно же быть какое-то единообразие. Не тут-то было. Понятно, что под понятие «школьный театр» сегодня попадают самые разные образования, но их руководители – это просто широчайший спектр личностей. Я, как учитель с многолетним стажем, учителей всегда могу в толпе отличить. Ну, почти всегда. А тут… Ни внешне, ни по поведению, ни по реакциям на те или иные звучащие в процессе работы идеи – я не смогла бы выделить чего-то безусловно общего. И, мне кажется, это очень хорошо.

Хорошо потому, что во многих кулуарных разговорах красной нитью проходило опасение, что тот прекрасный, важный и несомненно искренний интерес, который сегодня вызывает у государства театральная педагогика, может, приняв бюрократические формы, привести к некой унификации школьного театрального дела. Так вот, похоже, что с этими людьми такого произойти не может.
Чем же были наполнены эти три дня. Торжественное открытие с поднятием флага состоялось на улице. Церемонию вел заместитель директора Московского центра «Патриот. Спорт» Евгений Анатольевич Мокин.

Установочная сессия началась с выступления заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антона Ильича Молева. В его речи прозвучали очень правильные, очень выдержанные и очень обнадеживающие слова, позволяющие всем, имеющим отношение к театру в школе, проникнуться ощущением важности момента. Затем программу выездной сессии представил Вадим Семенович Злотников. Он поставил задачи, которые, как показал дальнейший процесс, были вполне реально выполнимыми.

Каждая бригада имела в здании конференций отдельное помещение, достаточно просторное, чтобы порядка 20 человек могли в нем работать (сочинять, придумывать, подбирать музыку, рисовать афиши, наконец – репетировать) вполне комфортно. Это было важно, потому что на подготовку творческих заданий выделялся минимум времени. В первый день каждая бригада подготовила и показала на сцене свою визитку. А во второй – небольшой спектакль.

При подготовке визитки людям, объединенным в группу, предстояло решить для себя (и выступать впоследствии в этом качестве на протяжении трех дней), какой именно воображаемый школьный театр они будут из себя представлять (возраст участников этого театра, правила существования, эстетическая направленность, наконец, педагогические принципы и задачи). Стоит ли говорить, что это сразу окунуло нас в атмосферу профессиональной дискуссии.

Времени на подготовку визитки было отведено крайне мало. Это вынудило всех работать на пределе возможностей, использовать все паузы, в том числе и отведенные на кофе-брейки, задействовать все доступные гаджеты. И, самое главное, постараться так распределить обязанности, чтобы использовать потенциал группы по максимуму. Нашей бригаде повезло. Несмотря на то, что личности собрались неординарные, некий общий вектор выработать удалось. Судя по выступлениям других бригад на вечернем показе – у других бригад в конечном итоге тоже все более-менее сложилось.

Вообще здесь следует заметить, что, даже если это не было сознательной установкой устроителей, собрать в большие группы РУКОВОДИТЕЛЕЙ школьных театров и вынудить их выдать ОБЩИЙ творческий продукт – было весьма продуктивной идеей. Отдельное удовольствие лично я испытала, наблюдая, как эти, в общем-то достаточно авторитарные в своей повседневной деятельности, люди - смиряли свою гордыню ради общего дела.

Но до показа были еще очень важные встречи. С нами всерьез поговорили ведущие сотрудники Психологического института РАО: А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская.

Александр Александрович, с присущими ему тонкостью и глубиной говорил о роли и месте искусства в системе образования, о возможностях педагогики инструментами театра. Отрадно было услышать, что за энтузиазмом момента не были забыты серьезные проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в области преподавания искусства в школе. Театральная экспансия, возможно, способна что-то изменить в этом плане, хотя бы через привлечение внимания школьников к области художественной культуры как таковой. Но заменить неуклонно оскудевающее содержание предметной области «Искусство» в основном учебном плане она, конечно же, не сможет. Именно в этом выступлении, как бы между прочим, было высказано опасение, которое, на самом-то деле, я уверена, разделяло здравомыслящее большинство присутствующих – опасение, что так резко поднявшаяся волна интереса к деятельности школьных театров может постепенно сойти на нет. Должна сказать, что масштаб этой выездной сессии, серьезность подхода ее устроителей, искренняя увлеченность непосредственно занятых в ней людей высокого ранга ответственности – позволяют надеяться, что это всего лишь опасение много повидавших на своем веку людей.

Выступление Зинаиды Николаевны Новлянской, посвященное возможностям обращения к драматургии в рамках изучения литературы как предмета эстетического цикла, было настоящим мастер-классом, пробуждающим собственную творческую инициативу и побуждающим как можно скорее бежать к своим детям и пробовать делать это с ними.

В этот же первый день сессии бригады прошлись по мастер-классам, посвященным сценической речи и сценическому движению. Это было весьма поучительно. В копилку приемов работы с нашими воспитанниками было положено немало ценных добавлений. Эти же передвижения по мастер-классам (а ходили мы двумя бригадами – около 40 человек) позволили нам, помимо прочего, ближе познакомиться со «своими» и присмотреться к людям из другой бригады.

А вечером того же дня состоялась командная игра под названием «Театральный квиз». Во время игры затрагивались темы истории театра, игра строилась, в частности, вокруг театральных терминов и театральных фотографий. Значение терминов следовало разгадать, а изображения узнать. Рассадка по командам была свободной. Тем самым все перемешались. Возникли новые союзы. Накал борьбы был невероятный. Во время промежуточных подведений итогов зал просто ревел. Отличным решением было сообщать правильные ответы на вопросы после каждого раунда. Тем самым новые знания, а они, мне кажется, появились по ходу игры практически у всех участников, крепче укладывались в голове. И уж совершенно замечательной была идея в последнем раунде ввести новое правило, согласно которому команда могла выставить рядом со своим ответом единицу или двойку, которые, в случае удачи плюсовались, а вот в случае промаха – минусовались. Таким образом, интрига держалась до самого конца.

В этот же первый день были объявлены основные правила, по которым бригады должны были назавтра подготовить шестиминутный спектакль в стиле «своего» театра на общую тему. Этой общей темой стала сказка А. Толстого «Буратино». Фантазия заработала. Ночь для многих получилась бессонной.

На следующий день, после установочной встречи, проведенной В. С. Злотниковым, с нами начала работать команда Московской театральной школы Олега Табакова. Нам рассказали о методике раннего актерского образования, разработанной в этой школе. Затем прошла серия мастер-классов. Одновременно с разными парами бригад работали Лаптева А. В. («Актерские техники в работе школьного театра»), Беляков Н. Е. («Развитие базовых двигательных навыков»), Лаврентьева Е. А. («Психологические основы организации деятельности школьного театра»), Капустян Ю. В. («Азы сценической речи. Методы и подходы»). Что-то из показанного мы уже опробовали в своей работе, но было и много нового и безусловно полезного. И сами мастера произвели впечатление сочетанием несомненного профессионализма с искренним желанием помочь нам в нашей работе.

После обеда участники выездной сессии работали по секциям, которые выбирались ими накануне. Мне посчастливилось поучаствовать в беседе на тему «Режиссерский анализ текста». Это занятие проводил Александр Муриев. Материалом для анализа послужили первые две страницы чеховской «Чайки». Удивительно было обнаружить в энергичном и харизматичном бригадире одной из команд столь чуткого и тонкого ценителя классической драматургии.

И затем, до самого начала театрального фестиваля (показа поставленных всеми бригадами спектаклей) – репетиции, нервы, репетиции, отчаяние, репетиции, прорывы, репетиции…

И, наконец… Все произошло…

Вадим Семенович Злотников после того, как отгремели, отплясали, отыграли все «коллективы» спросил, обратившись к залу: «А что же вы с детьми-то так не делаете?».

Банкет с награждением состоялся этим же вечером. Замечательно, что никакой соревновательности так и не возникло до самого конца.

И последнее, о чем мне осталось рассказать – это состоявшаяся на следующий день форсайт-сессия под девизом «Школьный театр: будущее уже наступило». Честно говоря, я не ждала от этой сессии многого. И была приятно удивлена тому, как плодотворно она прошла. Хотя удивляться вообще-то было нечему. Строгое следование правилам подобных мозговых штурмов, профессионально разработанная методика их проведения – все это не могло не сработать. За круглыми столами с подготовленными бланками для ответов на каждом этапе обсуждения собрали представителей разных бригад. Каждый оказался поначалу сам по себе, без поддержки своей, пусть даже временной, команды. И все как будто бы началось сначала. Те же вопросы, которые обсуждались, прямо или косвенно, в предыдущие два дня, снова встали в полный рост и потребовали не просто ответа, а ответа, сформулированного так, чтобы, после всех дискуссий, его принял бы весь стол. Обсуждалось неравновесное положение дополнительного образования по отношению к так называемому основному (место в учебном плане, условия работы педагогов, неразумные должностные обязанности, несовершенство рейтинговых оценок). Высказывались опасения по поводу относительности судейских критериев на конкурсах. Перспективы, которые проговаривались: необходимость поддержки государства; ожидание подготовки новых кадров по новой специальности в Вузах; упование на введение отдельных театральных дисциплин в учебные планы; появление новых кадров в школе (не просто режиссер, а и сценограф, и специалисты по сценречи и сцендвижению) - то есть возможность создания в каждой школе театральной мастерской.

Было мучительно жалко терять какие-то частности. Но, вместе с тем, приходило осознание того, что общее есть. Что оно живое, неокостенелое. И что у него есть будущее. Наступило ли оно уже сегодня? Не знаю. Но надежда, что наступит – есть.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda